Рабочая программа по гитаре

Соколова Елена Сергеевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_gitare.doc138.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Детская школа искусств как учреждение дополнительного образования детей оказывает значительное влияние на эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса и созидательное мировоззрение учащихся, на практическое решение задачи формирования гармонически развитой личности.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и аккомпанемента.

Необходимо прививать учащимся любовь к народной музыке, к искусству родной страны, к русской классической музыке и реалистическим произведениям советских композиторов, к произведениям зарубежной классики.

Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. На раннем этапе обучения (1, 2 классы) возможны также уроки, проводимые с двумя-тремя учениками одновременно, в целях расширения их кругозора, создания в классе коллективной творческой атмосферы, а также для первоначального знакомства с игрой в ансамбле.

С первых уроков необходимо приучать ученика глубоко и осознанно работать над музыкальным произведением: анализировать его художественные особенности и технические трудности, точно передавать авторский текст, вслушиваться в свое исполнение, быть требовательным к качеству звукоизвлечения.

При разучивании музыкальных произведений педагогу следует обращать внимание на аппликатуру, которая должна быть установлена им в четкой, наиболее удобной и позиционно оправданной последовательности.

В начальном периоде обучения необходимо уделять большое внимание выработке у учащегося правильной посадки за инструментом и постановки рук.

Правильная посадка и постановка рук способствует устранению излишних напряжений мышц, нередко перерастающих в тяжелое профессиональное заболевание.

В процессе обучения учащийся должен овладеть основными приемами игры: баррэ, легато, глиссандо, пиццикато и т. д. Планомерная и систематическая работа над гаммами, арпеджио и упражнениями в течение всего периода обучения способствует развитию музыкально-слуховых и ладотональных представлений учащегося.

Важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса и успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося, являются планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор учебного материала.

К началу первого и второго полугодий педагог по специальности обязан составить индивидуальные планы на каждого учащегося.

При составлении индивидуального плана необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности развития учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей и возможностей.

Репертуар учащегося должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре и т. д. В индивидуальные планы следует включать произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, музыку советских композиторов  и современных зарубежных композиторов: полифонические произведения и произведения крупной формы, обработки народных песен и танцев, пьесы и этюды.

В конце учебного года педагог отмечает в индивидуальных планах все изменения, внесенные в ранее утвержденные репертуарные списки, и выполнение плана, а также дает развернутую характеристику музыкальных данных учащегося, определив его работоспособность и успеваемость.

В процессе классной работы необходимо уделять внимание игре учащегося в ансамбле (с другими учениками или педагогом), чтению нот с листа, подбору произведений по слуху и т. д.

Чтением нот с листа нужно заниматься с первого года обучения. Материалом для чтения нот с листа могут служить вначале одноголосные мелодии с постепенно усложняющимся метроритмическим рисунком, затем простейшие в гармоническом отношении аккомпанементы.

Развитие навыков чтения нот с листа тесно связано с воспитанием «внутреннего слуха». Ученика следует приучать предварительно просматривать музыкальный текст, воспитывая у него способность самостоятельно воспринимать мелодию и умение пропевать ее вслух.

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности.

На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение профессионального, делового контакта с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося.


Краткие методические указания

В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.

Посадка

Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.

При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жесткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа располагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение.

Постановка правой руки

Постановка правой руки - один из важнейших компонентов формирования качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев.

Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю, от плечевого сустава, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни локтевым сгибом.

Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пястных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки.

3вукоизвлечение

Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка - не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ правильного звукоизвлечения, культуры звука.

Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предварительно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны производится всем пальцем целиком: от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосредственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, немного упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направлении передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром.

Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. После звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.

В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же время, если у ученика ногти тонкие и хрупкие, то можно применять безногтевой способ. При описанной выше постановке правой руки в процессе извлечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна касается ногтя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода.

Приемы звукоизвлечения

Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо. Тирандо может быть исполнена любая фактура без исключения, поскольку траектория движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну.

Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Такой прием называется апояндо. Апояндо - прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы работы пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обоих приемов отличаются друг от друга незначительно.

Постановка левой руки

Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI позициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть наклоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсутствует, а по мере приближения к первой струне - увеличивается.

С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может меняться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая.

При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец касается обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а пальцы круче сгибаются.

Учет успеваемости

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.

В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. Школьные академические концерты проводятся систематически, 2 - 3 раза в полугодие. При такой организации концертной деятельности педагог получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара.

Хорошо подготовленным, а также профессионально ориентированным учащимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее трех раз на академических концертах с исполнением произведений различных жанров и форм. Количество произведений для исполнения не ограничивается. Кроме того, уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете – контрольном прослушивании гамм и зачетов.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Проверка технической подготовки учащихся, умения читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать на доступном для учащегося уровне осуществляется на одном-двух контрольных уроках в течение учебного года в присутствии других педагогов отдела. Кратко отмечаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки.

Оценка на академических концертах выставляется за одно (любое) выступление ученика в году. При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

а) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

б) оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;

в) другие выступления ученика в течение учебного года.

В индивидуальном плане учащегося отражается весь объем его учебной работы: репертуар, технические задачи, программы выступлений с оценками и отзывами. Составляя репертуарный план учащегося, преподаватель достаточно свободно пользуется рекомендациями Примерной программы. В некоторых случаях методически оправдано включение в репертуар учащегося пьес из программы предыдущего класса. В план учащегося с хорошей успеваемостью могут быть включены произведения из программ следующих классов. Дети берутся на обучение в возрасте от 8 лет, но возможны и отклонения в возрасте.


Годовые требования по классам

Первый класс

Задачи:

  1. Ознакомление с инструментом, обращение с ним. Изучение нотной грамоты, в объеме, необходимом для начального обучения.
  2. Посадка учащегося, постановка правой и левой рук, положение инструмента при игре. Основные приемы извлечения звука.
  3. Изучение нот на грифе. Игра по нотам. Игра наизусть.
  4. Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 30-40 маленьких этюдов-упражнений; 8-10 одноголосных пьес-мелодий; 8-10 разнохарактерных пьес.

Упражнения, этюды и пьесы по рекомендуемым сборникам:

Л. Соколова. Чтение нот.

Э. Пухоль. Школа. Ч. II, № 1-7.

В. Калинин. Юный гитарист. Ч. I (по выбору).

П. Агафошин. «Школа игры на шестиструнной гитаре»: Ф. Карулли Вальс. М. Каркасси Прелюдия. В. Моцарт. Грациозо. Ф. Сор Этюд, Анданте.

Л. Иванова. «Пьесы для начинающих» (по выбору).

Г. Каурина. «Шаг за шагом». Ч. I, II (по выбору).

Г. Каурина. «Волшебная лесенка» (по выбору).

Н. Иванова-Крамская. Мяч.

Е. Поплянова. Как у бабочки крыло.

Обработки народных мелодий (по выбору).

Примерные программы контрольных прослушиваний

1.

Э. Пухоль. Упражнение №13.

Л. Иванова. Маша и медведь.

Й. Поврожняк. Andantino соль-мажор.

2.

Ф. Сор. Этюд до-мажор, соч.60, №1.

Е. Поплянова. Как у бабочки крыло.

Л. Иванова. Болтушки.

3.

Й. Хорачек. Этюд ля-минор (Избр. Этюды ч.1,№12).

И. Рехин. Песнь Орфея.

Л. Иванова. Вальс ми-минор.

4.

М. Каркасси. Вальс до-мажор.

А. Иванов-Крамской. Прелюдия ми-минор.

М. Джулиани. Этюд до-мажор ор. 100 №1.

5.

Ф. Молино. Рондо до-мажор.

Д. Фортеа. Вальс ля-минор.

Ф. сор. Этюд до-мажор ор 31.

6.

И. Филипп. Колыбельная.

М. Каркасси. Аллегретто до-мажор №2.

А. Мессоньер. Немецкая песенка.

Второй класс

Задачи:

1. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением

 и ритмом.

2. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.

3. Организация игровых движений учащегося в технике глушения звука (пауза; staccato)/

4. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале.

5. Развитие начальных навыков смены позиций.

6. Развитие техники баррэ, легато.

В течение учебного года учащийся должен пройти:

мажорные и минорные гаммы в пределах пройденных позиций, 8-10 этюдов, 8-10 пьес различного характера.

Упражнения и этюды:

Х. Сагрерас. Школа. Ч. I, № 36-50.

Э. Пухоль. Школа. Ч. II, № 8-15, 19-23.

Ф. Сор. Соч. 60. № 1-3.

Пьесы:

П. Агафошин. «Школа игры на шестиструнной гитаре»: Н. Кост Рондолетто. Ф. Шуберт Вальс. Н. Паганини Менуэт.

А. Иванов-крамской. «Школа игры на шестиструнной гитаре»: А. Гедике Волынка. Е. Гнесина Маленький вальс. М. Каркасси Анданте, Аллегретто, Вальс, Прелюдия, Андантино.

Л. Иванова. «Пьесы для начинающих»: Прогулка, Заводная балерина, Храбрый охотник, Песенка, Комарик, Петрушка, Упорство, С песенкой по лесенке, Тараканище. «Театр приехал»: Мальвина, Веселый плутишка, Буратино, Карабас-Барабас. «Детские пьесы»: Шествие утят, Дюймовочка, Часы, Маленький вальс, Мазурка, Улыбка кота.

В. Козлов. «Маленькие тайны сеньориты гитары»: Маленькая арфистка, Веселые ступеньки, Полька топ-топ.

В. Калинин. Юный гитарист (по выбору).

М. Каркасси. «Школа игры на шестиструнной гитаре»: Два аллегретто (по выбору), Каприччио, Рондо, Вальс, Марш.

Хрестоматия для шестиструнной гитары: А. Гречанинов Мазурка. М. Джулиани Пьеса, Менуэт. Ф. Карулли. Сицилиана. Н. Кост Анданте, Меланхолия, Баркарола.

Обработки народных мелодий (по выбору).

Примерные программы контрольных прослушиваний

1.

Ф. Сор. Этюд до-мажор, соч. 31 №1.

«Летал голубь, летал сизый», р. н. п. в обр. В. Токарева.

Л. Иванова. Шествие утят.

2.

Д. Фортеа. Этюд соль-мажор.

Ф. Карулли. Вальс ля-мажор.

Е. Поплянова. Добрый гном.

3.

Э. Пухоль. Упражнение № 23.

А. Диабелли. Andante ре-мажор, соч. 39, № 16.

«Как под горкой, под горой», р. н. п. в обр. В. Калинина

4.

Н. Паганини. Вальс.
А. Иванов-Крамской. Танец.
Ф. Таррега. Этюд ми-минор.

5.

Р. Шуман. Военный марш.
А. Гречанинов. Мазурка.
М. Каркасси. Аллегретто ре-мажор.

6.

С.Л. Вайс. Менуэт.
«I шумить, i гуде», обр. А Иванова-Крамского.
М. Каркасси. Вальс фа мажор.

Третий класс

Задачи:

  1. Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся.
  2. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом.
  3. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ.
  4. Игра в ансамбле.
  5. Ознакомление учащегося с техникой исполнения натуральных флажолетов.

В течение учебного года учащийся должен пройти:

мажорные и минорные гаммы в пределах пройденных позиций, хроматическую гамму,

8-10 этюдов, 2-4 классические пьесы, 8-10 разнохарактерных пьес.

Упражнения и этюды:

Х. Сагрерас. Школа. Ч. I, № 43-50, 51-55.

Э. Пухоль. Школа. Ч. II, № 16-18, 19-23, 24-36, 74-79.

Учусь играть на гитаре. Избранные этюды. Ч. I, № 34-50, Ч. II, № 1-6, 8-17.

Ф. сор. Соч. 60, № 4; соч. 35, № 1, 2; соч. 31, № 1.

Л. Иванова. 25 этюдов для гитары. № 1-4, 5-7.

Пьесы:

Ф. Сор. Менуэт соль-мажор. 24 маленькие пьесы для гитары, соч.44, № 3: андантино до-мажор. Шесть пьес для гитары, соч. 48, № 1: Марш до-мажор.

Ф. Карулли. Школа. Ч. I. Анданте до-мажор, Анданте ля-минор, Андантино ля-минор, Андантино соль-мажор, Вальс ми-мажор.

Ф. Молино. Рондо до-мажор.

Н. Паганини. Вальс соль-мажор (испанский вальс).

К. Мертц. Чардаш. Анданте до-мажор.

В. Нейланд. Галоп соль-мажор.

Д. Фортеа. Вальс ля-минор.

А. Иванов-крамской. «Школа игры на шестиструнной гитаре»: Пьеса ля-минор, Танец ля-мажор, Прелюдия ми-минор, Allegro (Шутка) соль-мажор, Маленький вальс до-мажор.

Л. Иванова. «Детские пьесы»: Хрустальный башмачок, Полонез, Веселый поезд.

В. Козлов. «Маленькие тайны сеньориты гитары»: Дедушкин рок-н-ролл, Хоровод, Петушок и эхо, Фанфары и барабан.

В. Калинин. Юный гитарист (по выбору).

М. Каркасси. «Школа игры на шестиструнной гитаре»: Прелюдия, Андантино, Вальс, Аллегретто, Марш.

Старинная музыка (переложение для гитары) по выбору.

Обработки народных мелодий (по выбору).

Примерные программы контрольных прослушиваний

1.

Ф. Карулли. Соч. 114, № 1. Прелюдия до-мажор.

Ю. Смирнов. Крутится колесико.

«Как ходил, гулял Ванюша», р. н. п. в обр. С. Кочетова.

2.


М.Каркасси. Полька соль-мажор.
С. Рак. Лунный свет.

«Дiвка в сiнях стояла», укр. н. п. в обр. А. Иванова-Крамского.

3.

Ф. Карулли. Соч. 211, № 6, Moderato- до-мажор (Сонатина).

И. Рехин. Восточный танец.

«На горе-то калина», р. н. п. в обр. Л. Ивановой.

4.

Ф. Карулли. Соч. 114, № 5 (прелюдия ми-мажор).

М. Каркасси. Allegretto соль-мажор.

В. Козлов. Таинственные шаги.

5.

Б. Хенце. Этюд ми-минор.

Ф. Карулли. Скерцо до-мажор. Соч. 333, № 15.

А. Иванов-Крамской. Прелюдия до-мажор.

6.


П. Роч. Хабанера.

П. И. Чайковский. Старинная французская песенка.

Ф. Карулли. Этюд соль-мажор.

Четвертый класс

Задачи:

  1. Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над динамикой, ритмом.
  2. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.
  3. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато.
  4. Освоение скользящего удара, флажолетов и мелизмов.
  5. Закрепление навыков игры в позициях.
  6. Искусственные флажолеты.

В течение учебного года учащийся должен пройти:

Мажорные и минорные гаммы в пределах пройденных позиций, т. е. двух- и трехоктавные, охватывающие полный диапазон гитары. 8-10 этюдов, 2-4 классические пьесы, 8-10 разнохарактерных пьес.

Упражнения и этюды:

X. Сагрерас. Школа. Ч. I, № 66-76, 77-86.

Э. Пухоль. Школа. Ч. II, № 72-82, 83-92.

Ф. Сор. Этюды, соч. 60, № 17-19; соч. 35, № 9-15; соч. 31, № 13-14.

Ф. Карулли. Этюды, соч. 114; Прелюдии № 8-13, 14-17.

М. Каркасси. Этюды, соч. 60, № 1-4.

М. Джулиани. Этюды, соч. 100, № 2-4; соч. 48, № 1.

Л. Иванова. 25 этюдов. № 18-20, 21-25.

Пьесы:

Ф. Сор. Шесть маленьких пьес, соч. 32, № 1, 2, 5 (Andantino ми-мажор, Вальс ми-мажор, Andante ми-минор); Шесть маленьких пьес, соч 45, № 1 (Andantino соль-мажор); 24 маленькие пьесы

для гитары, соч. 44, № 12-23 (Andantino ми-минор, Alleg-retto ми-минор, Tempo di minuetto moderato ре-мажор, Andante ре-мажор, Andante ре-мажор, Cantabile ре-минор, Марш ре-мажор, Allegretto ре-мажор, Andantino ля-мажор, Andante ля-мажор, Andantino ля-минор, Allegro moderato ля-минор); Шесть вальсов, соч. 51, № 3-6 (Вальс ми-минор, Вальс соль-мажор, Вальс ре-мажор, Вальс до-мажор); Шесть вальсов, соч. 57, № 2-6 (Вальс ми-минор, Вальс ре-мажор, Вальс соль-мажор, Вальс ля-мажор Вальс до-мажор); «Шесть дивертисментов», соч. 2, № 5 (Вальс до-мажор); Шесть маленьких пьес, соч. 5, № 1-3, 6 (Менуэт соль-мажор, Вальс до-мажор, Менуэт до-мажор, Вальс ре-мажор).

Ф. Карулли. Соч. 241, № 7, 8, 10, 11, 14 (Andante ми-мажор, Вальс фа-мажор, Росо allegretto ля-мажор, Larghetto ми-минор, Andantino Grazioso ре-минор); соч. 241, Рондо до-мажор.

М. Каркасси. Школа. Ч. III. Соч. 59, № 31-37 (Larghetto ля-мажор, Марш фа-мажор, Рондо ля-мажор, Вальс ре-минор, Рондо до-мажор, Вальс ля-мажор, Larghetto ре-мажор).

М. Джулиани. Соч. 139, № 2, 4 (Grazioso соль-мажор, Maestoso ля-минор); соч. 30, № 14-22 (Andantino соль-мажор, Allegretto ля-мажор, Vivace до-мажор, Larghetto соль-минор, Allegretto соль-мажор, Tempo di polaca до-мажор, Allegretto до-мажор, Andantino ре-минор, Allegretto ре-мажор); соч. 51, № 5-7, 10 (Andantino ми-минор, Grazioso ре-мажор, Andantino ре-мажор, Andantino до-мажор).

Л. Иванова. «Легкие пьесы»: Полька, Звездный вальс, Сонатина ля-мажор, Баба-яга, Две прелюдии, Танец ля минор, Сюита в старинном стиле. «Вокруг света»: Танго, Баркарола, Цыганские напевы. «Юному гитаристу»:Сновидения, Меланхолический вальс, Allegretto с вариациями ля-мажор, Танец, Сонатина ми-минор в 3-х частях.

В. Калинин. «Детский альбом»: Мазурка, Тарантелла, Элегия, Три прелюдии.

А. Иванов-Крамской. Русский напев, Прелюдия ля-минор, Грустная песня.

Милан Л. Гальярда.

X. Сарате. Самба.

П. Роч. Хабанера.

Старинная музыка (переложения для шестиструнной гитары) (по выбору).

Обработки народных мелодий (по выбору).

Примерные программы экзамена

1.

Ф. Сор. Этюд до-мажор, соч. 31, № 9.

«Как ходил, гулял, Ванюша», р.н. п. в обр. В. Осинского.

В. Калинин. Тарантелла.

М. Каркасси. Аллегретто.

2.

Л. Иванова. Этюд № 18.

Ф. Сор. Марш до-мажор, соч. 8, № 5.

А. Иванов-Крамской. Прелюдия ля-минор.

«За реченькой яр-хмель», р. н. п. в обр. А. Гречанинова.

3.

Л. Иванова. Этюд № 22.

Ф. Сор. Allegretto ми-минор, соч. 44, № 13.

Г. Санз. Павана.

«А я по лугу», р. н. п. в обр. Л. Ивановой.

4.

Ф. Сор. Этюд, соч. 60, № 17.

Ф. Карулли. Рондо до-мажор, соч. 241.

Ю. Смирнов. Солдаты короля.

X. Сарате. Самба.

Itieie        5.

Ф. Карулли. Прелюдия ля-мажор, соч. 114, № 16.

М. Каркасси. Рондо до-мажор, соч. 59, ч. III, № 35.

В. Калинин. Элегия.

«Из-под дуба из-под вяза», р. н. п. в обр. Е. Ларичева.

Пятый класс

Задачи:

  1. Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения.
  2. Повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения.
  3. Совершенствование исполнения гамм, упражнений и этюдов.
  4. Подготовка выпускной программы.

В течение учебного года учащийся должен пройти:

Гаммы мажорные и минорные во всех тональностях, 8-10 этюдов, 7-8 пьес.

Упражнения и этюды:

Э. Пухоль. Школа. Ч. II. Упражнения № 93-104; этюды VII-IX. М. Джулианы. Этюды, соч. 48, № 7-8; соч. 100, № 10, 11,15, 23. Д. Агуадо. Школа. 24 этюда, № 6-8, 16, 23, 24. Ф. Сор. Этюды, соч. 60, № 24; соч. 35, № 19-20; соч. 31, № 21-23;

соч. 6, № 1, 2,   4, 5, 8. Ф. Карулли. 24 прелюдии, соч. 114, № 23-24. М. Каркасси. Этюды, соч. 60, № 14-19.

Пьесы:

Ф. Сор. Шесть маленьких пьес для гитары, соч. 32, № 4 (Мазурка ре-мажор). Шесть маленьких пьес, соч. 45, № 5-6 (Andante ля-мажор, пьеса ля-мажор). Шесть пьес для гитары, соч. 48,

№ 6 (Rondo, Allegretto ре-мажор). 24 маленькие пьесы для гитары, соч. 44, № 24 (Вальс ля-мажор). Шесть дивертисментов, соч. 2, № 6 (Siciliana ми-минор); соч. 8 № 4 (Allegretto Scherzoso соль-мажор). Маленькие пьесы, соч. 5, № 4 (Allegro до-мажор). Шесть вальсов, соч. 17, № 1-6; соч. 18, № 1-6.

М. Джулиани. Этюды, соч. 111, № 4-8 (Allegretto соль-мажор, Andantino ля-мажор, Andantino с вариациями ре-мажор, Allegro vivace ля-мажор, Allegretto ля-мажор); соч. 30, № 30-32 (Andantino соль-мажор, Allegretto ля-минор, Allegro ля-мажор); соч. 51, № 13-15 (Allegretto фа-мажор, Grazioso ля-мажор, Allegro ля-минор, Andantino до-мажор); соч. 57, «12 вальсов» (по выбору); соч. 71, № 1, Сонатина до-мажор в 3-х ч. (I ч. — Maestoso, II ч. Menuetto, III ч. — Rondo Allegretto); Сонатина соль-мажор в 2 ч. (I ч. — Grazioso, II ч. — Allegretto).

М. Каркасси. Школа. Ч. III. Соч. 59, № 42-45 (Вариации на тему швейцарской песни, Andante ре-мажор, Ария с вариациями ля-мажор, Вальс ре-мажор).

Ф. Молино. Школа: Соната соль-мажор в 3 ч. (I ч. — Largo, II ч. — Andante, III ч. — Rondo Allegretto ); Соната до-мажор в 2 ч. (I ч. — Andante, II ч. — Rondo Allegretto).

Ф. Гранъяни. Соч. 6. Сонатина соль-мажор (I ч. — Andante sostenuto, II ч. — Rondo Allegretto); Сонатина ре-мажор (I ч. — Allegro, II ч. — Rondo Allegretto).

Н. Паганини. Ъ1 сонат для гитары MS. 84 (по выбору).

А. Иванов-Крамской. Элегия, Вальс, Песня без слов.

А. Лауро. Венесуэльские вальсы (по выбору).

X. Кардосо. Милонга.

И. Савио. Музыкальная шкатулка («Часы»).

Ю. Смирнов. «Фантазер»: В старом доме на Фонтанке; На Крестовском, где метро.

Старинная музыка (переложения для шестиструнной гитары) (по выбору).

Обработки народных мелодий (по выбору).

Г. Альберт. Соната № 1.

X. Винас. Оригинальная фантазия.

Ф. Таррега. Мазурки, Польки (по выбору).

Э. Вила-Лобос. Бразильская сюита.

Э. Вила-Лобос. Пять прелюдий (по выбору).

А. Барриос. Вальсы (по выбору).

Ж. Пернамбуко. Бразильский танец.

А. Иванов-Крамской. Скерцо, Прелюдия си-минор, Порыв, Грезы, Тарантелла.

Д. Дюарт. Прелюд до-мажор. Старинная музыка (переложения для шестиструнной гитары) (по выбору).

Обработки народных мелодий (по выбору).

Примерные программы выпускных экзаменов

Д. Агуадо. Этюд № 16.

Ф. Сор. Allegro до-мажор, соч. 5, № 4.

Н. Альфонсо. Болеро.

«Я на камушке сижу», р. н. п. в обр. А. Иванова-Крамского.

Л. Брауэр. Этюд № 6.

М. Джулиани. Вальс ля-минор, соч. 57, № 1.

X. Виньяс. Грёза.

«Уж как пал туман», р. н. п. в обр. М. Высотского.

Ф. Сор. Этюд, соч. 60, № 24.

М. Джулиано. Рондо ре-мажор.

«Тонкая рябина», р. н. п. в обр. А. Иванова-Крамского.

Н. Альфонсо. El vito.

Ф. Сор. Этюд, соч. 6, № 6.

М. Джулиани. Сонатина, соч. 71, № 2, ч. Ill — Allegretto con t

Э. Вилла-Лобос. Прелюдия IV.

«Отдавали молоду», р. н. п. в обр. Е. Ларичева.

Ф. Сор. Этюд, соч. 35, № 24.

Ф. Карулли. Соната до-мажор, соч. 81, № 1, 1ч. — Larghetto II ч. — Rondo Poco allegretto. А. Иванов-Крамской. Грезы.

Л. Ленъяни. Каприс до-мажор, соч. 20, № 1.

Ф. Сор. Les folies d'Espagne, соч. 15.

А. Иванов-Крамской. Порыв.

А. Лауро. Венесуэльский вальс, № 2.

Список литературы

Школы и учебные пособия

Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1934, 1938, 1983, 1985.

Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970.

Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1964 - 2002.

Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977 - 1987.

Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М., 2002.

Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1995, 1999, 2002.

Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М., 2003.

Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.

Jirmal J. Škola hry na kytaru рrо začatečnikу. Praha, 1988.

Сборники

Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. Х. Ортеги. М., 1979.

Али А. Пьески для Анечки. Классическая гитара для начинающих. СПб., 2003.

Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1989.

Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков. М.- Л., 1934.

Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1986.

Винницкий А. Детский джазовый альбом. М., 1995.

Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. Л., 1962.

Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1984, 1988.

Восемь пьес для шестиструнной гитары / Аранж. А. Иванов-Крамской. М.- Л., 1946.

Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. М.- Л., 1947.

Иванова Л. Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу. СПб., 2000.

Иванова Л. Детские пьесы для гитары. СПб., 1998.

Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н. Иванова-Крамская. М., 1983.

Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. М.,1972.

Калинин В. Юный гитарист. М., 2008.

Каурина Г. Шаг за шагом. Легкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов. СПб., 2005.

Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть 1/ Сост. и ред. А. Гитман. М., 1997.

Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. М., 1998.

Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2 / Сост. А. Гитман. М., 2002.

Морено- Торроба Ф. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. М., 1981, 1984.

От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1986.

От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1989.

От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1992.

Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. l / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1970

Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1971

Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1977.

Педагогический репертуар: Сборник этюдов для шестиструнной гитары / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1973.

Педагогический репертуар гитариста. Вып. l. Для 4 класса ДМШ / Сост. А. Иванов-Крамской. М.,1966.

Педагогический репертуар гитариста. Вып. 2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П. Вещицкий. М., 1967.

Педагогический репертуар гитариста. Вып. 5. / Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1969.

Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. М., 1999.

Пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. К. Хрусталев. М.- Л., 1948.

Репертуар гитариста: Избранные пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. П. Агафошин. Серия I-II. Альбомы 1-7. М., 1930, 1931.

Санс Г. Пять сюит / Ред. Х. Ортеги. М.,1979

Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Под ред. П. Агафошина. М., 1932.

Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Ред. П. Агафошин. М.- Л., 1939.

Сборник классических этюдов для шестиструнной гитары в 3-х частях / Сост. В. Яшнев. Л., 1934, 1935.

Сборник легких пьес для шестиструнной гитары / Перелож. П. Агафошина. М.- Л., 1939.

Сборник пьес для шестиструнной гитары. Альбом 8 / Под ред. П. Агафошина. М., 1933.

Сборник пьес для шестиструнной гитары. Сост. Е. Рябоконь и И. Клименков. Л., 1962.

Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1975.

Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. Ред. А. Сеговии. ГИД М., 2000.

Старинная музыка: Для шестиструнной гитары. Сост. И. Поликарпов. М., 1971.

Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары. Сост. Е. Ларичев. М., 1983.

Хрестоматия для шестиструнной гитары. вып. 1. Сост. П. Вещицкий. М., 1958.

Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 2. Сост П. Вещицкий. М., 1959.

Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 3: Этюды и пьесы. Сост. П. Вещицкий. М., 1960.

Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 4. Сост. Ц. Вамба. М., 1961.

Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкапьных школ. Вып. l. Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1971, 1976.

Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып. l. Сост. Е. Ларичев. М., 1972.

Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ. Сост. Е. Ларичев. М., 1983, 1985.

Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ. Сост. Е. Ларичев. М., 1984, 1986.

Фетисов Г. Первая гитарная тетрадь. М., 1997.

Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. Сост. Н. Михайленко. Киев, 1983.

Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1984.

Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1980, 1984.

Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1981, 1985.

Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1982, 1986.

Этюды для шестиструнной гитары. М., 1962.

Этюды для шестиструнной гитары. Сост. И. Пермяков. Л., 1987.

Этюды для шестиструнной гитары .Сост. П. Агафошин. М.- Л., 1950.

Этюды для шестиструнной гитары. Сост. Д. Карпович и Е. Рябоконь. Л., 1961.

Aguado D. Studies for Guitar / Ed. Z. Tokos Budapest, 1984.

Bach J.S. Lautenwerke / Musica per chitarra. Budapest, 1980.

Giuliani М. 24 leichte Etüden für Gitarre, ор. 100 / Herausg. В. Henze. Leipzig, 1977.

Italienische Meister der Gitаrrе / Herausg. В. Henze Leipzig, 1977.

Кlassiker der Gitarre. Band 1. Leipzig, 1977.

Klassiker der Gitarre. Band 2. Leipzig, 1978.

Кlassiker der Gitапе. Band 3. Leipzig, 1979.

Кlassiker der Gitarre. Band 4. Leipzig, 1980.

Кlassiker der Gitarre. Band 5. Leipzig, 1981.

Sor F. 24 leichte übungen für Gitarre ор. 35, I-II / Herausg. U. Реtег. Leipzig, 1977.

Содержание

Пояснительная записка                                                           2

Годовые требования по классам                                                   7

Рекомендуемая литература                                                   15