«Развитие музыкального слуха в начальном периоде обучения».

Соколова Елена Сергеевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_na_temu.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему:

«Развитие музыкального слуха в начальном периоде обучения».

Цель урока:

Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на шестиструнной гитаре.

Задачи урока:

Рассказать о том, что такое музыкальный слух.

Развивать слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению изучаемых музыкальных произведений.

Воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям.

Показать методы работы для развития звуковысотного, мелодического и внутреннего слуха.

Ход урока:

Музыкальный слух- это способность воспринимать и воспроизводить высоту, тембр, динамику и ладовую окраску музыкального звука. И на этой основе уяснять смысл, эмоционально переживать последовательность и сочетание звуков в музыкальном произведении.

Обучение игре на любом инструменте, будь то фортепиано, баян, гитара или флейта, в первую очередь является обучением музыке. Если педагог лишь учит читать ноты и развивает у ученика беглость пальцев, значит цель обучения не выполнена. Обучение игре на инструменте должно быть тесно связано с развитием слуха и музыкального понимания.

Развитие музыкального слуха у учащихся является одной из главных задач педагога. Оно должно продолжаться на протяжении всех лет обучения.

Различают три компонента музыкального слуха: звуковысотный, тембровый и динамический.

Кроме того, музыкальный звук, находясь в системе лада, имеет свое тяготение, ладовую окраску, эмоциональную особенность.

Способность музыкального слуха воспринимать, различать ладовое своеобразие звука - ладовое чувство. Оно является основой восприятия, узнавания, запоминания, переживания мелодии, то есть основой мелодического слуха.

В свою очередь, музыкальный слух по отношению к фактуре, образованной двумя и более голосами – полифонический слух.

Музыкальный слух в проявлении к созвучиям – гармонический слух.

Способность внутренне представлять, слышать музыкальный материал – внутренний музыкальный слух или слуховое представление.

Различают следующие компоненты музыкального слуха: звуковысотный, тембровый, динамический, мелодический, полифонический, гармонический, внутренний.

Звуковысотный слух.

Ведущую роль в ощущении звука играет высота. Высота звука вместе с ритмом является главным носителем музыкального содержания.

Ощущение высоты звука является основой формирования и развития всех компонентов музыкального слуха.

Методы работы:

1. Использование интонации вопроса и ответа для того, чтобы ученик осознал звуковысотное движения и смог показать движение интонации.

2. Движение вверх-вниз по грифу, звук повышается и понижается.

3. Воспроизведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков, сыгранных педагогом. Интонирование голосом небольших гаммаобразных последовательностей. Пропевание коротких мелодических отрывков (из репертуара у учащегося). Транспонирование их в пределах доступного учащемуся.

4. Произвольное дублирование голосом (пение вслух). Очень полезно, чтобы ребёнок сольфеджировал мелодию пьесы, во время игры. Петь тему, одновременно играя её, очень полезный метод развития слуха.

5. Пропевание одного из голосов 2-х голосной фактуры, с одновременным исполнением другого голоса преподавателем.

6. Чередование в ходе разучивания фортепианного произведения мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте. Метод, который рекомендовал в своё время Г.Г.Нейгауз «Два-три такта играйте, потом пойте, опять играйте, опять пойте».

7. Пропевание целиком от начала до конца основных тем, мотивов произведения.

8. Подбор по слуху музыкальных фраз.

Практический показ: Р.н.п. «Как под горкой, под горой» в исполнении ученика 1 класса Огурцова Никиты.

Звуковысотная чувствительность развивается с возрастом, повышается в результате музыкальных занятий и может быть быстро улучшена.

Мелодический слух.

Он проявляется  по отношению к одноголосной мелодии. Мелодический слух проявляется в восприятии и воспроизведении мелодии не только как ряда звуков, а ряда интервалов, передающих настроение и являющегося выражением содержания в определенной форме.

Методы работы:

1. Выразительное эмоциональное проигрывание упражнений с подчеркнутым интонированием.

2. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Это отличный метод развития мелодического слуха.

3. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (педагог играет аккомпанемент, а ученик - мелодию).

4. Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента (звукового фона) с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух, затем то же, но с пропеванием мелодии «про себя» - активным внутреннеслуховым переосмыслением её.

4. Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения, тщательная звуковая «выделка» и «оттачивание» мелодической фразы. Это укрепляет мелодический слух, оказывает помощь в воспитании у учащегося.

Практический показ: «Нiч яка мiсячна» в исполнении ученицы 1 класса Строгановой Ани.

Внутренний слух.

Развитие данной способности – одна из главных задач педагогики.

Овладение музыкальным материалом по слуху, закрепление нотного знака с соответствующим слуховым представлением в связи вижу + слышу, мысленного пропевания, проигрывания музыки – все это с самого начала ставит ученика на верную дорогу, ведет его к развитию умения слышать музыку.

Методы работы:

1. Подбор музыки по слуху.

2. Исполнение пьесы в замедленном темпе, с установкой на предслышание последующего развёртывания музыки.

3. Проигрывание музыкального произведения способом «пунктира» - одну фразу «вслух», другую «про себя», сохраняя в то же время ощущение непрерывного звукового потока.

4. Беззвучная игра на инструменте. Это обостряет внутренний слух у учащегося.

5. Прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании нотного текста. Очень полезно следить по нотам.

6. Мысленное проигрывание музыкального произведения (исполнение «про себя»). Учиться читать глазами нотный текст.

7. Выучивание фрагмента произведения наизусть, посредством мысленного музицирования по нотам.

8. Также очень полезен при разборе нового произведения зрительный анализ текста, без участия инструмента.

В практическом показе участвует Кубаткин Денис.

Заключение:

Развитие музыкального слуха плодотворно сказывается на овладение исполнительскими приемами игры, качестве работы ученика над произведением, способствует выразительности исполнения (яркости и богатству нюансировки), глубине проникновения в характер музыкальных образов.

Воспитание и развитие музыкального слуха у учащегося является главной задачей в педагогике.

Необходимо идти от слуха к движению, а не наоборот.