Статья ""Проблемы развития музыкальной памяти"

Кузора Татьяна Владимировна

Статья "Проблемы развития музыкальной памяти"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemy_razvitiya_muzykalnoy_pamyati.docx22.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               Проблемы развития музыкальной памяти.

                                                                                               Запоминание – это осмысливание,

                                                                                                и ни один хороший  музыкант не                                                                          

                                                                                                может обойтись без этого.

                                                                                                                                Л. Маккиннон

\    Музыкальная память представляет собой способность человека к запоминанию, сохранению (кратковременному и долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала.

           Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей. Ее значение для практики огромно: по существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных  функциональных проявлений музыкальной памяти.

Будучи по структуре способностью сложной,составной, музыкальная память взаимосвязывает в органическом единстве различные виды памяти.

Слухо-образную,эмоциональную,конструктивно-логическую и двигательно-моторную память. Названные виды памяти, к которым с известными оговорками может быт присоединена и зрительная память, имеющая определенное значение для какойто части исполнителей,могут выступать в самых разнообразных индивидуальных сочетаниях и комбинациях. Из жизненного опыта известно, что у многих исполнителей память своя,отличающаяся собственными типологическими характеристиками.В тоже время, необходимо подчеркнуть,что в нормально развитой и правильно организованной музыкальной памятивсегда будет первенствовать,играть доминирующую роль слуховой (слухо-образный)компонент. И действительно, поскольку музыка – искусство слуховых впечатлений и восприятий, музыкальная память представляет собой соответственно прежде всего слуховую память.

              Тот факт, что приоритет в процессах музыкальной памяти принадлежит слуховому компоненту, наводит на мысль о существовании определенной взаимосвязи между способностью к запоминанию звукового материала, с одной стороны, и остальными музыкальными способностями – с другой. Специальные исследования, проведенные за последние годы, выявили прямую взаимосвязь между качеством музыкальной памяти учащегося и уровнем сформированности  у него музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства. Чем более развиты слух и чувство ритма, тем обычно эффективнее действуют механизмы музыкальной памяти и наоборот. В тоже время было бы неверно полностью отождествлять функции музыкальной памяти с функциями, определяемыми другими музыкальными способностями, ставить знвк равенства между первыми и вторыми, видеть в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения звукового материала одни лишь проявления музыкального слуха и чувства ритма. Доказано, что учащиеся, стоящие приблизительно на одном уровне слухового и музыкально – ритмического развития, подчас заметно отличаются друг от друга в отношении скорости, точности и прочности запоминания музыки. Это дает основания утверждать, что музыкальная память – особая специфическая способность.

               Память музыканта вовлекается в работу, а следовательно, так или иначе совершенствуется в различных видах деятельности. Все- начиная со слушания музыки и кончая ее сочинением – в той или иной мере затрагивает сферу музыкальной памяти. Надо заметить в то же время, что условия, особо благоприятствующие  ее формированию и развитию, создаются музыкально – исполнительскими действиями. Здесь необходимо принят во внимание следующие обстоятельства.

          Первое. В отличии от тех, кто просто слушает музыку, анализирует ее, преподает либо сочиняет, музыкант-исполнитель (прежде всего вокалист) ставит, как правило прямой целью своей деятельности  запомнить музыкальный материал, выучить его наизусть. Такого одно из главных и специфических требований, поскольку общепризнано, что «игра на память дает несравненно большую свободу выражения» (Бузони). Итак, исполнителю запоминать материал надо, причем учитывая, что он доносит до аудитории не только «дух», но и «букву» музыкального произведения, запоминать ему надлежит возможно более точно, полно и прочно. Иными словами, вовлечение в дейтвие музыкальной памяти определяется в данном случае характерными особенностями и свойствами самой музыкально-исполнительской деятельности.

          Второе. Исполнитель практически, через конкретное игровое действие соприкасается со зуковым материалом, непосредственно  воспроизводит его, и это обстоятельство так же имеет самое близкое отношение к проблеме развития музыкальной памяти. Суть в том, что фактором, в значительной мере определяющим успешность запоминания, влияющим на эффективность функционирования механизмов человеческой памяти вообще, является  активность субъекта при восприятии им тех или иных явлений. Иначе говоря, кротчайший и более благодарный путь при запоминании – воспроизведение.

         Третье. Воспроизведение музыки можно назвать  в известном смысле и ее мысленное проигрывание, оживляющее и последовательно разворачивающее в сфере внутреннеслуховых представлений вереницу ранее воспринятых звуковых образов и картин. И в этом случае на музыкальную память возлагается определенная нагрузка, однако распределяется она тут явно неравномерно: в одних звеньях (слухо-образных) совершается усиленная работа, другие, прежде всего те, что связаны с движением, моторикой, -практически бездействуют. Совершенно иной становится ситуация, когда музыка реально проигрывается или поется- здесь активизируется и вовлекается в действие вся музыкальная структура снизу до верху, во всем богатстве и разнообразии ее компонентов. Педагог, желающий что-либо запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувства мускульных движений приняли участие в акте запоминания. Нетрудно заметить, что именно этому требованию и удовлетворяет, причем действительно полной мерой, музыкально-исполнительский процесс.

Вокруг проблемы запоминания музыкального материала издавна ведутся оживленные споры. Разделение мнений здесь между специалистами, коллегами по музыкальному исполнительству и педагогике, резче, чем по любому другому пункту в методике музыкального обучения. Тук, с точки зрения одних, запоминание музыки должно быть  намеренным, произвольным, происходить в рамках  решения заранее заданной, специально поставленной задачи. По мнению других, специфика музыкального искусства, в частности музыкального исполнительства и педагогики делает нецелесообразным  выдвижение мнемической задачи в качестве самоцели; эффекту запоминания, считают они, надлежит здесь быть сопутствующим, возникающих параллельно с решением проблем иного порядка, а именно, художественно-интерпретаторских, исполнительских в прямом смысле слова. О чем свидетельствует этот любопытный факт? О том, что в вопросах, относящихся к видам и формам запоминания музыки, единого, однозначного решения нет, и видимо, быть не может. Практика  служит конечной инстанцией в оценке их правильности.

              Между тем со стороны некоторых педагогов-музыкантов и методистов предпринимались попытки обосновать преимущества одного вида запоминания над другим, чаще всего произвольного над непроизвольным. Полне возможна множественность индивидуальных вариантов, допустим различный подход к делу. Иными словами, произвольное или непроизвольное запоминание не главное в проблеме музыкальной памяти, точнее в дидактической сущности этой проблемы.

             Главное – в содержании, характере, способах осуществления той деятельности, в русле которой протекает запоминание музыки, ставятся и решающие мнемические задачи. Имея ввиду конкретно учащегося исполнительского класса, главное- как, каким образом он работает над произведением в процессе его выучивания наизусть. Значительная часть учащихся, главным образом тех, чья природная музыкальная одаренность не слишком высока, строит свои повседневные занятия на основе многократных, однообразных, стереотипных повторений разучиваемого произведения. В ходе этих повторений музыкальный материал постепенно заучивается наизусть. Процесс заучивания в подавляющем большинстве случаев протекает стихийно, без сколько –нибудь заметной управляемости со стороны педагога и самого учащегося. В итоге задача мнемическая решается  за счет познавательной; выученное наизусть в значительной мере лишено осмысленности и художественности. Нередко оказывается, что механическое, недостаточно осмысденное выучивание наизусть столь же малоэффективно, сколь и ненадежно. Современная педагогическая психология считает безусловно доказанным, что запоминание идущее от понимания материала, его осмысленное усвоение, при всех обстоятельствах превосходит в качественном отношении запоминание, в той или иной мере оторванное от понимания. Результат во всех случаях окажется одинаковым: логично скомпанованное, мелодически и ритмически организованное звукосочетание, - то что может быть понято, - запоминается гораздо проще, быстрее, прочнее, нежели музыкально бессодержательный набор звуков, - то, что не может быть понятно.

             Можно сделать вывод: углубленное понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности, особенностей его структуры, формообразования и т.д.-осознание того, что хотел выразить композитор и как он это сдедал, - основное, первоочередное по важности условие успешного, хужлдественно полноценного запоминания музыки. При этом способы работы над произведением одновременно становятся способами его рационального заучивания наизусть, процессы понимания выступают в качестве приемов запоминания. Только на фоне высокой художественно-интеллектуальной и эмоциональной активности, при использовании продуманных, содержательных методов работы над музыкальным произведением и происходит трансформация процессов пониманияматериала в приемы его выучивания наизусть(осознаю, потоиу и запоминаю).

        В заключении укажем конкретные приемы и способы выучивания наизусть, которые могут облегчить запоминание, рационализировать этот процесс, улучшить его качество.

  1. При заучивании на память крупных, масштабных произведений предпочтительнее двигаться от общего к частному. В начале следует понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, и только затем уже переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей.
  2. Смысловые единицы (фрагменты) запоминаемого музыкального материала не должны быть не слишком малыми, не чрезвычайно большими по объему.
  3. Исполнительская практика свидетельствует, что запоминание музыки во многом облегчается при выделении в тексте так называемых смысловых опорных пунктов. В качестве смыслового опорного пункта может выступить какая-либо интонация, аккордовое сочетание и т.д.
  4. Углубленному пониманию и запоминанию отдельных фрагментов разучиваемого произведения в большей мере способствует мысленное соотнесение (сравнение) этих фрагментов  с уже известным учащемуся из его прошлого опыта музыкальным материалом. Сопоставляя  новое со знакомым, опираясь на знакомое, мы запоминаем успешнее и быстрее.
  5. Одним из специфических способов выучивать музыкальных произведений наизусть, равно как и тренировать слухо-образную  мухыкальную память вообще, является способ «умозрительного» запоминания, лишенного опоры на реальное звучание, основывающегося исключительно на внутреслуховых представлениях. Этот прием решения музыкально-мнемических задач, несколько варьируясь в различных музыкальных методиках, рекомендовался и о сей день рекомендуется некоторыми педагогами-методистами и музыкантами-практиками.