Музыкальное занятие по Орф-педагогике

Шанина Светлана Аnдреевна

Вводное занятие по Орф-педагогике. Мастер-класс проведен с педагогами дополнительного образования г. Новокузнецка в рамках городской недели дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_dekada_do_master-kl._17.09.18.docx15.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

17.09.2018 г.

Презентация центра педагогической поддержки «Белый цветок» для детей с ОВЗ в рамках декады дополнительного образования (г. Новокузнецк).

Мастер-класс музыкального занятия по программе «Веселый оркестр» для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Автор-разработчик: Шанина Светлана Андреевна, педагог ДО

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов. Обучение участников мастер-класса использованию детских музыкальных инструментов в работе с дошкольниками и детьми с ОВЗ.

        В программе «Веселый оркестр» очень широко используется методика немецкого педагога и композитора К. Орфа. По его мнению, приобщение к музыке должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. К. Орф считает, что самое главное – это атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт.

        Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

        1.Итак, занятие начинается с ритмической разминки в качестве приветствия - знакомства.

Каждый ребенок называет свое имя (коротко), одновременно прохлопывая в ладоши ритм, затем все остальные дети произносят это же имя, но ласкательно и, отмечая ритм шлепками по коленям.

        Та-ня (1 ребенок хлопает)

        Та-неч-ка (все шлепают по коленям)

        2. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на занятиях позволяет детям овладеть всем комплексом выразительных средств музыки. Вот, например, речевая игра со звучащими жестами «Листопад»:

        Осень, осень! Листопад! (хлопки в ладоши)

        Лес осенний конопат. (щелчки пальцами)

        Листья рыжие шуршат. (трут ладошку о ладошку)

        И летят, летят, летят! (качают руками)

        3. В основу работы с детским оркестром положено формирование и развитие метроритмического чувства. Этому помогает активное слушание музыки, т.е. соединение восприятия музыки с каким-либо движением, исполнением звучащих жестов (хлопки, щелчки, шлепки, различные виды тактирования, подчеркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур). Сначала разучивание ритмических партий начинается без инструментов, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок.

Например, все вместе прохлопайте, проговаривая названия фруктов (показ фруктов из пластика): ли-мон, а-пель-син, ба-нан, ман-да-рин.

Теперь задание усложняется, по очереди, по одному дети вслух называют эти же фрукты, но

                    ли-мон, ба-нан – хлопки

                  А-пель-син, ман-да-рин – шлепки по коленям.

Затем, молча, под аккомпанемент фортепиано прохлопывают ритм, мысленно проговаривая про себя названия фруктов. Обращаем внимание на магнитную доску: большие и маленькие матрешки, как бы вместе с вами «пропевают» названия фруктов – I I – лимон, i i I – апельсин и т.д.

Перед исполнением под фонограмму раздаются детские муз. инструменты: лимон, банан – бубны; апельсин, мандарин – маракасы.

4. Танцы и хороводы вырабатывают навыки взаимодействия с партнерами, ритмичного и координированного движения, умения двигаться по кругу вместе и по одному. Особенно интересны танцы с игрой на инструментах.

        Участники занятия делятся на две группы: 1гр. -  с погремушками, 2гр. – с клавесами.

1 часть. «Погремушки» и «клавесы» встают в круг парами лицом друг к другу. Под музыку по очереди исполняют по 2 удара на инструментах, затем меняются местами друг с другом.

Среднюю часть музыки танцоры двигаются против часовой стрелки по кругу парами, ритмично играя на инструментах.

3 часть -  повторение первой ч.

5.  И в заключении играем в оркестре «Польку» С.Рахманинова.

Важнейшей особенностью работы с детскими муз. инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки, благодаря чему дети почти сразу начинают играть на муз. инструментах и самостоятельно приобретают опыт в процессе практической работы. Ценно то, что в детском оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только одаренные музыкально.

Играя на ДМИ дети совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями, достаточно легко развиваются чувство ансамбля, музыкальный слух, усидчивость, мелкая моторика пальцев рук, что положительно влияет на речь и память.