Открытый урок по вокалу

Кошурникова Татьяна Михайловна

Открытый урок по вокалу с учащейся 4 класса Захаровой Аленой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по вокалу23.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ТОСНЕНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЕЛЬМАНОВСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

СЦЕНАРИЙ

открытого урока по классу сольного пения с учащейся 4 класса

Захаровой Алёной   08.11.2017г.

Преподаватель Кошурникова Татьяна Михайловна

Концертмейстер Санчес Санчес Елена Юрьевна

Использованные технологии обучения:

  1. информационные,
  2. исследовательские,
  3. здоровьесберегающие,
  4. цифровые.

В проведении урока использовались произведения:

  1. А.Гурилёв слова А.Полежаева «Сарафанчик»
  2. В.Беляев слова Л.Мерновой «В душе своей воздвигни храм»

Тема урока «Подготовка учащегося к публичному выступлению»

Цель урока: создание художественного образа исполняемых произведений.

Задачи:

Образовательные: усвоение музыкально – нравственного опыта поколений;

Духовного мира человека, состояния его души, развитие музыкального вкуса учащейся.

Развивающие: развитие образного и ассоциативного мышления и воображения учащейся, развитие эмоционально-осознанного отношения к исполняемым произведениям.

Воспитательные: воспитание умения выразить эмоционально-образное содержание произведений, замысла авторов, умения самовыражения, умения справиться с волнением.

План урока:

  1. Упражнения на освобождение организма
  2. Распевание
  3. Методическое сообщение, приготовленное преподавателем и ученицей:
  • о роли музыки в познании духовного мира человека
  • о камерных вокальных жанрах
  1. Анализ романса «Сарафанчик»: форма, образ, драматургия
  2. Требования к работе над произведением
  3. Работа по фразам, исполнение романса целиком
  4. Сообщение о композиторе В. Беляеве
  5. Анализ произведения «В душе своей воздвигни храм», разбор эмоционального содержания
  6. Исполнение песни полностью
  7. Правила поведения на сцене
  8. Прослушивание отрывков музыкальных произведений в исполнении известных певцов
  9. Итоги урока
  10. Домашнее задание

Ход урока:

Урок начинается после проветривания класса.

Учащаяся выполняет несколько движений на расслабление организма после показа упражнений преподавателем: круговые движения головой, дыхательные – воздух, взятый носом, медленно выдыхается ртом; выдох воздуха с наклонами корпуса.

Распевание на звук «а», на слоги с разными гласными, в разных регистрах, упражнения на раскрытие глотки.

Методическое сообщение (совместно с учащейся):

По словам Ф.Шаляпина: «высшим назначением искусства является проникновение в душу человека». Музыкальное воспитание ученика – это не столько воспитание музыканта, а прежде воспитание человека: его мыслей, чувств, отношения к окружающему. Задача любого музыканта – передача настроения, состояния души авторов.        

Во второй половине 19 века в музыке появился новый жанр – романс. Это удивительный жанр! Его уникальность заключается в малой камерной форме, в которой можно поведать о многих состояниях души человека от лирики до глубинных социальных проблем. Александр Гурилёв - автор романса «Сарафанчик», был композитором, пианистом, скрипачом, альтистом. Но больше всего он прославился как автор романсов. Наиболее известны: «Колокольчик», «Домик - крошечка», «Деревенский сторож» и другие.

- В какой музыкальной форме написан романс «Сарафанчик»?

- Романс написан в куплетной форме с элементами трёхчастности.

- Сколько разных настроений показывает автор в этом романсе?

-Три разных настроения девушки: нежелание скучать, радость ощущения свободы, прощание с детством.

- Какая задача стоит перед исполнителем?

- Передать разные состояния души девушки.

В вокальной партии немало трудностей: нет поддержки мелодии в аккомпанементе, хроматические ходы, скачки, которые нужно исполнить в одной позиции; крепкое дыхание, чтобы спокойно допевать фразы.

Работа над исполнением романса по фразам ученицей чередуется с показом фраз преподавателем. Объединение фраз в предложения с передачей различных настроений: скука, раздражение монотонностью жизни, желание нарушить запрет матери, неповиновение, любование красотой сарафана и собой, восторг от ощущения свободы,  возвращение домой украдкой, удивление от вида испорченного сарафана, выражение лица на словах «долго мать меня журила», радость от будущей взрослой жизни.

Исполнение романса целиком, без остановок.

«В душе своей воздвигни храм». Музыку написал Владимир Беляев – Заслуженный деятель искусств России, лауреат премии им.Д.Д.Шостаковича, профессор РАМ им. Гнесиных, и МГИМ им. А.Шнитке, член Союза композиторов. Это композитор с прекрасной душой, православный человек. Названия его песен «говорят за себя»: «Творите добрые дела», «Благая весть», «Ангелы над Россией».

- О чём рассказывается в песне «В душе своей воздвигни храм»?  

- О доброте, чистоте помыслов, о благих добрых делах.

-В какой музыкальной форме написана песня?

- Куплетная форма.

- Как нужно исполнить песню?

- Нужно следовать содержанию слов, исполнять её мягким глубоким звуком.

Трудность представляют звуки в высокой тесситуре, которые нужно петь без толчка, мягко, с последующим усилением звука.

Работа по фразам, куплетам, объединение куплетов.

Исполнение песни полностью. Анализ исполнения: что получилось, что не получилось.

Правила поведения учащегося на сцене: какие?

- Красивая походка с прямой спиной.

- Поклон одновременно с концертмейстером.

- Спокойна уверенная поза, улыбка.

- Движения руками в соответствии со смыслом, со словами.

- После исполнения произведения – поклон и спокойный уход со сцены.

Прослушивание романса «Сарафанчик» в исполнении О.Бородиной и Арии Лауретты Дж.Пуччини в исполнении А.Нетребко.

Выражение своих впечатлений, эмоций:

- Ярко

- Сильные голоса

- Высокая тесситура в арии Лауретты, с которой с лёгкостью справляется А.Нетребко.

Итоги урока.

Домашнее задание.