"Развитие мелодического слуха у детей младшего школьного возраста на первоначальном этапе изучения сольфеджио"

Красавина Фания Халимовна

Комплексный подход  к обучению на  современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального  слуха,чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Проблема заключается в том , что в первый класс пиходят дети с разной степенью музыкальности, т.е. с разным музыкальным слухом.  Цель данной работы - показать некоторые формы развития мелодического слуха на начальном этапе обучения

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. С.А.Кусевицкого» г. Вышний Волочек

Методическая разработка на тему:

«Развитие мелодического слуха у детей младшего школьного возраста на первоначальном этапе изучения сольфеджио»

преподавателя музыкально-теоретических дисциплин

Красавиной Фании Халимовны

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.                                                                                               3

ГЛАВА 1. Развитие мелодического слуха на ладовой основе

                   и о точности интонации……………………………………………3

  1. Воспитание чувства лада…………………………………….3
  2. Роль гармонии в развитии мелодического слуха…………..5
  3. Работа над чистотой интонирования………………………..6
  4. Воспитание слушательского  и  певческого  рефлексов…...7

ГЛАВА 2 . Методы и формы работы над развитием

                   мелодического слуха в младших классах ДШИ………………….8

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………...14

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                     15

Введение

        Основная цель обучения в ДШИ – воспитание гармонически развитой личности посредством музыки.

        Предмет сольфеджио – является практической дисциплиной, направленной на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определённую систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности.

        Комплексный подход к обучению на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса.

        Проблема заключается в том, что в первый класс приходят дети с разной степенью музыкальности, т.е. с разным музыкальным слухом. Одни дети с хорошим мелодическим слухом, обладают голосом, другие кое-как поют на 2-х или 3-х звуках.

        Таким образом, перед преподавателем сольфеджио возникает нелёгкая задача развить музыкальный слух и научить чисто интонировать любого ребёнка, пришедшего в детскую школу искусств.

        Цель данной работы - показать некоторые формы развития мелодического слуха на начальном этапе обучения.

ГЛАВА 1 Развитие мелодического слуха на ладовой основе и о точности интонации

          1.1 Воспитание чувства лада

Мелодический слух – один из важнейших компонентов музыкальных способностей. Его свойство – способность воспринимать, запоминать и воспроизводить звуки разной высоты.

Психофизиологическая основа мелодического слуха – образование рефлексов на отношение, как при слушательском восприятии, так и при певческом воспроизведении. Именно мелодический слух представляет собой первое проявление музыкальности. В мелодическом слухе большое значение имеет интонационная сторона. Понятие «интонация» может иметь разное значение: интонация как музыкально-тематический оборот, как частота и верность звучания и как выразительный момент в речи человека, окрашивающий мысли, чувства, придающий определённый смысл словам. В работе над развитием мелодического слуха интонация понимается как мелодический оборот, и как правильность, чистота звучания. Оба эти значения взаимосвязаны. Необходимо, чтобы эта связь учитывалась в работе над развитием слуха.

Ошибки старых систем – интервальной, «системы До мажор» и других заключались именно в том, что вся работа была направлена на достижение точности интонации (высоты) без учёта ладовых связей, звуков в мелодии.

В чём сущность ладового чувства? Теплов Б.М. даёт следующее определение: «Ладовое чувство есть эмоциональное переживание определённых отношений между звуками». Главное внимание в сольфеджио уделяется изучению связей звуков, мелодии. В основе мелодии лежит эмоциональное восприятие устойчивости или неустойчивости звука, законченности или незаконченности оборота мелодии, окраски мажорного или минорного наклонения, структуры и членения мелодии на фразы, тяготения при разрешении аккордов и т.д.

Все эти ощущения не связаны с конкретной высотой звуков, а лишь с их взаимоотношением, они не могут возникнуть при восприятии случайных, отдельных звуков. Только звуки мелодии, звуки , организованные в ладу, могут создать эти ощущения. Благодаря эмоциональной своей основе это доступно самому широкому кругу людей, даже тем, кто не знает нотной грамоты. Воспитание  чувства лада должно проводиться на любой, самой разной высоте, причём на первом этапе не обязательно базироваться на знании нот.

Недостаток часто применяющегося на практике длительного пребывания в до мажоре приводит к возникновению неправильных ассоциаций: тоника – только звук до, вводный тон – только си, и так далее. Поэтому большие трудности вызывает переход к изучению новых тональностей, не говоря уже о модуляциях, отклонениях, хроматизмах. Это объясняется в значительной степени тем, что теоретическое изучение тональностей ведётся без достаточно прочной слуховой подготовки.

Очень важно до освоения теоретических знаний тональностей воспитывать чувство лада на разной высоте, вырабатывать уменье чувствовать тональность, одерживать её строй, свободно воспроизводить ступени и импровизировать в любой данной тональности.

1.2 Роль гармонии в развитии мелодического слуха

Говоря о воспитании ладового чувства, нельзя не учитывать роли гармонии. Именно гармония, аккорды, звуковые комплексы, благодаря своей выразительности и эмоциональной яркости при восприятии, помогают осознанию ладовых связей. Надо научить ученика чувствовать, куда ведёт данный аккорд, понимать функциональные связи гармонии. В этом случае слуховое восприятие аккордов может быть не связано с теоретическим знанием гармонии, на данном этапе гармония нужна как краска, подчёркивающая ладовые связи, обостряющая тяготения звуков и помогающая лучше их чувствовать. Отсюда можно сделать вывод, что при работе над развитием мелодического слуха на ладовой основе нельзя ограничиваться одноголосным пением a cappella, нужно широко использовать гармонизацию мелодии, гармоническое сопровождение. Из этого совсем не следует, что пение a cappella не нужно, - оно остаётся основой приобретаемых навыков, но в процессе воспитания навыков гармония должна быть важным и существенным помощником. В дальнейшем по мере укрепления в памяти ладовых закономерностей, отпадает надобность в звучащей гармонической поддержке – она будет внутренне осознаваться, окрашивая те или другие интонационные обороты.

1.3 Работа над чистотой интонирования

Уровень развития мелодического слуха во многом определяется точностью интонирования при воспроизведении мелодии.

Чистота интонирования есть способность ощущать и уточнять высоту звуков в связи с ладом и на основе осознания роли каждого звука в развитии мелодии. Римский-Корсаков назвал эту способность «слухом строя», которая заставляет «отыскивать инстинктивно безусловно верную интонацию звуков», понимать, что значит «чисто или нечисто»

Работа над чистотой интонирования - одна из важнейших и самых трудных задач в курсе сольфеджио. Этот сложный процесс требует определённого уровня развития музыкального слуха и мышления. Основная причина отставания и затруднений учащихся при интонировании – это слабость их внутренних музыкальных представлений, неспособность оперировать ими и, наконец, неподготовленность голосового аппарата. Голосовой орган осуществляет не только исполнительскую функцию, но и в определённой степени функцию контролирования точности интонирования, подобно органу слуха. Нервная система анализирует раздражение, поступающие в кору головного мозга от движений голосового аппарата, на ряду с раздражениями, которые фиксируются органом слуха. Вместе они составляют физиологическую основу интонационного слуха.

Особое значение в процессе развития интонационного слуха приобретает пение, и работа над певческими навыками является одной из главных задач педагога. Если движения голосового аппарата выпадут из - под контроля слуха, пение будет фальшивым, развитие слуха затормозится. Выработка правильных певческих навыков – одно из необходимых условий при работе над чистотой интонирования.

Для точного и свободного интонирования большое значение имеет ощущение линии развития мелодии, значительный охват её графического рисунка: плавное движение вверх или вниз, повторение звуков на одном месте, смена направления движения, опевание одного звука, ширина скачка и т.д. Поэтому, работая над развитием интонационного слуха, следует всячески укреплять связь между зрительными, пространственными представлениями и их звуковым воплощением.

1.4 Воспитание слушательского  и певческого  рефлексов

В развитии интонационного (мелодического) слуха большое значение имеет воспитание слуховых представлений, являющихся основой всякого интонирования. В самом деле, если учащийся не представляет себе, как будет звучать написанный ряд звуков, то он не может и проверить правильности звучания. Поэтому в занятиях по сольфеджио умение слушать, узнавать и оценивать слышимое, должно занимать большое место наряду с пением. Все объяснения, понятия, все новые интонации сперва должны быть услышаны, затем путем многократного повторения усвоены и, наконец, исполнены самостоятельно голосом. При этом особенно важно научить слышать и контролировать своё пение. Без воспитания чувства самоконтроля нельзя добиться нужных результатов ни в чистоте интонирования, ни в умении читать с листа. Поэтому необходимо работать над развитием слушательского рефлекса, как основы накопления в памяти звуковых образов. Для того, чтобы чисто петь, надо прежде всего правильно слышать.

Отсюда модно сделать вывод, что в основе работы над развитием мелодического и интонационного слуха лежит воспитание слушательского и певческого рефлексов.

Итак, методической основой развития мелодического слуха является:

  1. Воспитание чувства лада и ладовых связей звуков
  2. Изучение и закрепление слуховых представлений элементов музыкального языка
  3. Выработка правильных певческих навыков
  4. Умение оперировать слуховыми представлениями и знаниями для воплощения их в пении
  5. Умение слушать и оценивать качество пения

ГЛАВА 2. Методы и формы работы над развитием методического слуха в младших классах ДШИ

В течение первого года обучения перед преподавателем стоит задача:

- научить детей слушать свой голос,

- слушать инструмент,

- слушать голос преподавателя и при этом самому петь.

Хорошо, если у ребёнка чистая интонация, хороший голос, т.е. он наделён природными способностями, а если нет, то понадобится определённое время и большое терпение со стороны преподавателя и ученика для достижения нужного результата.

Мы начинаем с запоминания простейших попевок по слуху:

- сначала на одном звуке («Ах ты котенька - коток», «Андрей - воробей»),

- затем вводятся попевки, охватывающие 2-3 звука («Лепёшки», «Дождик», «Два кота», «Считалочка» и т.д.)

Попевки разучиваем:

 - со словами,

- определяем количество фраз,

- стучим ритмический рисунок,

- анализируем и показываем движение мелодии по лесенке,

- записываем и проигрываем их на фортепиано от разных звуков, обязательно с пением.

Это становится важной формой работы на каждом уроке. Необходимо следить за унисоном фортепиано и голоса,  учить детей слышать и контролировать своё пение.

Пение и игра попевок от разных звуков развивает чувство лада, звуковысотность, умение перестраиваться из одной тональности в другую.

Подбирая песенки от разных звуков, дети слышат, что не все звуки ладят друг с другом и надо использовать чёрные клавиши. Так происходит первое знакомство с ладом и знаками альтерации.

При объяснении темы «Тональность», сравниваем её с особой музыкальной страной, ладовым королевством, где правит королева – тоника, а I ступень – подобна «трону», который может занять любой звук, а не только нота «до».

Прежде чем приступить к изучению мажорной гаммы, хорошо прорабатываем с учащимися тоны и полутоны. Ребята с удовольствием отгадывают «музыкальные загадки», показывая их на клавиатуре и пропевая.

Затем переходим к теме «Гамма», где вводятся основные понятия устройства лада: устой, неустой, разрешение, опевание, тоническое трезвучие, вводные звуки. Все теоретические сведения предлагаются в простой формулировке или виде песен: «Песенка о ступенях», «Песенка о главных ступенях» (см. приложение), «Песенка про гамму», «Мажорный звукоряд», «Про устойчивые ступени» и т.д. Также на начальном этапе обучения большое внимание уделяю методу наглядности и активно использую  на своих уроках таблицы и рисунки.

При работе над гаммой использую «болгарскую столбицу», по ней удобно показывать и пропевать упражнения на ступени. Пение гамм, ступеней, импровизированных мелодических фраз является важной формой работы над развитием мелодического слуха.

Для лучшего усвоения и закрепления пройденных понятий подбираю песенки содержащие мелодические обороты, связанные с изучаемым материалом:

- «Как под горкой», «Наша Таня»  - поступенное движение;

- «Плыл по морю чемодан» - полный звукоряд;

- «Английская народная песня», «Белка пела и плясала», «Кукушечка» - устойчивые ступени;

- «Как на нашем на лугу»  - вводные звуки;

- «Ах ты берёза» - опевание 1 ступени;

- «Топ – топ» - опевание III ступени;

- «Уж я золото хороню» - опевание V ступени и т.д.

Пение по нотам является особенно трудной формой работы, поэтому прежде чем сольфеджировать мелодию - тщательно её разбираем:

  1. Строение мелодии (количество фраз; фразы точно или вариантно повторенные)
  2. Движение мелодии: поступенно или по устойчивым звукам. Находим в мелодии знакомые интонационные обороты.
  3. Называем ноты с тактированием или дирижированием.
  4. Настраиваемся в данной тональности и поём мелодию с дирижированием.

В процессе работы над номерами:

- чередуем пение с фортепиано и без него,

- с педагогом и по группам,

- часто используем пение вслух и про себя.

Выученные мелодии транспонируем в разные тональности, показывая по столбице.

Большое значение на начальном этапе развития мелодического слуха имеет изучение интервалов. Уроки, связанные с изучением интервалов, можно сделать яркими и интересными с помощью разных методических приёмов. Это карточки, игры, знакомые детям песни. С этим материалом ребята знакомятся с помощью «Песенки об интервалах» (см. приложение). Она сочинена таким образом, что упоминаемый в тексте интервал как раз в это время звучит в мелодии. Песенку можно сопровождать специальными жестами, показывая количество пальцев, соответствующее  обозначению каждого интервала.

В процессе работы над интервалами очень важно применить правильную методику:

-запомнить мелодию интервала;

-уметь различать её на слух и повторять голосом;

-уметь представить себе интонацию интервала по названию.

Прорабатывая мелодические интервалы, можно вспомнить на уроках хорошо знакомые детям песни, в которых ярко выделяется интонация одного из них. Сначала ученики пропевают довольно длинный фрагмент произведения, например один куплет, с аккомпанементом преподавателя. Затем ребята исполняют короткую мелодическую фразу, где встречается данный интервал. Педагог должен акцентировать внимание детей на нужной интонации.

Например,

- малая секунда – «Пусть бегут неуклюже…»,

- большая секунда – «Ложкой снег мешая…»,

- терции и сексты – «Встаньте, дети, встаньте в круг…»,

- чистая кварта – «В траве сидел кузнечик…»,

- большая секста – «В лесу родилась елочка…»,

- малая септима – «Цапля заболела…»,

- чистая октава – «Кабы не было зимы…» и др.

Правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа и записи диктантов. Освоение интервалов – длительный путь, и кропотливая  работа по усвоению интервалов должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.

Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки помогают учащемуся в его занятиях на инструменте, по музыкальной литературе и хору. И хотя времени, отводимого на решение сложнейших задач не так много - за этот промежуток преподаватель может достигнуть желаемого результата, используя различные формы и методы работы.

Заключение

Таким образом, мелодический слух, как одна из важнейших составляющих  развития музыкальности учащихся, – это способность воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления.

Мелодический слух, как и другие способности не развивается сам по себе и требует соответствующей кропотливой работы педагога. Занятия сольфеджио благотворно влияют на развитие музыкальных способностей  учащихся и способствуют успешному развитию мелодического слуха. У многих детей музыкальные способности начинают развиваться лишь в результате планомерной педагогической работы. В связи с этим, свою задачу я вижу в том, чтобы всеми доступными методами и способами научить детей петь, развить мелодический слух, научить слушать себя при пении, всё время анализировать свое пение с разных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяжённости, штриховки, силы звука и т.д. При этом важно найти подход к каждому ребёнку независимо от уровня его способностей и принимать его таким, какой он есть. Как известно, все дети талантливы по своему, и нужно только этот талант найти и помочь ребёнку раскрыть его.

Сольфеджио – это учебная дисциплина, в задачу которой должно входить не только обучение различным знаниям и навыкам, но и воспитание музыкального вкуса, любви к музыке, творческого и активного отношения к ней. При методическом планировании уроков сольфеджио необходимо сочетать различные формы работы, направленные на развитие музыкальных способностей учащихся в целом.

Список использованной литературы

1. Е.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» М., 1975

2. Л. Чустова «Гимнастика музыкального слуха» М., 2003

3. Л. Ефремова «Учиться интересно!» Пособие по сольфеджио. С-П., 2006

4. М. Картавцева «Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио» М., 1970

5. М. Картавцева «Сольфеджио XXI  века» М., 1999

6. М. Котляревская – Крафт «Сольфеджио 1 класс»  С-П., 1992

7. .Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды. – М., 1985.–T. 1.

8.Котляревская–Крафт М.А., Москалькова И.И., Батхан Л.Я. Сольфеджио.Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ. – Л., 1986.

9.Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио. 1–2 классов ДМШ. – Л.–М., 1973.

10.Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – Л., 1963.

11.Барабошкина А.В. Сольфеджио для 1 класса ДМШ. – Л., 1975.

12.Вейс П. Ступеньки в музыку. – М.–Л., 1987.

13.Абелян JI.M. Забавное сольфеджио. – М., 1992.

14.Т.Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио» М., 2006