Общение, сотворчество в коллективе - путь к достижению успеха

Бецкая Жанна Дмитриевна

Специфика коллективного музыкального исполнительства в том, что перед педагогом стоит задача – «подчинить» себе многообразие исполнительских индивидуальностей, темпераментов и направить творческие усилия коллектива в  единое русло. Руководитель должен вызвать у каждого участника желание  участвовать в творческом процессе. Только через канал отношений педагог может воздействовать на внутренний мир ребёнка. При взаимопонимании он оптимально реализует свои способности.

Педагог должен знать о потребностях и нуждах каждого ребенка, с которым он делает общее дело. В успешно развивающемся коллективе педагог получает обратную связь от участников коллектива. Хорошие межличностные отношения помогают в реализации программы.

Специфика коллективного музыкального исполнительства в том, что перед педагогом стоит задача – «подчинить» себе многообразие исполнительских индивидуальностей, темпераментов и направить творческие усилия коллектива в  единое русло. Руководитель должен вызвать у каждого участника желание  участвовать в творческом процессе. Только через канал отношений педагог может воздействовать на внутренний мир ребёнка. При взаимопонимании он оптимально реализует свои способности.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Статья

«Общение, сотворчество в коллективе - путь к достижению успеха»

Автор: Бецкая Ж.Д., концермейстер

 2018 год, Санкт-Петербург

   

Специфика коллективного музыкального исполнительства в том, что перед педагогом стоит задача – «подчинить» себе многообразие исполнительских индивидуальностей, темпераментов и направить творческие усилия коллектива в  единое русло. Руководитель должен вызвать у каждого участника желание  участвовать в творческом процессе. Только через канал отношений педагог может воздействовать на внутренний мир ребёнка. При взаимопонимании он оптимально реализует свои способности.

Понимая и зная психолого-демографические особенности каждого участника, педагог выстраивает свое общение по двум каналам: общение со всем коллективом в репетиционном процессе; индивидуальное общение с каждым из участников.

Педагог должен знать о потребностях и нуждах каждого ребенка, с которым он делает общее дело. В успешно развивающемся коллективе педагог получает обратную связь от участников коллектива. Хорошие межличностные отношения помогают в реализации программы.

Одним из необходимых условий создания творческой атмосферы является сочетание ролевого и  личностного общения, основанного на  взаимном  расположении  участников друг к другу и к педагогу. И эта гармония в общении обуславливает единство настроений участников  в решении творческих задач коллектива. Именно в коллективной деятельности открываются такие стороны детской индивидуальности, которые при других условиях не могут быть обнаружены. В коллективе личность не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления своих лучших сторон.

    Перед многими педагогами музыкальных коллективов встаёт задача сплоченности коллектива. Решение этой задачи помимо чисто музыкальных проблем включает в себя и некоторые психологические, связанные с закономерностями общения участников друг с другом.

     Сотворчество непременное условие эффективности педагогического процесса. Целью ансамблевых репетиций является создание художественного образа в результате совместных  творческих поисков. При работе над музыкальной и поэтической драматургией необходимо развивать творческую активность каждого из участников ансамбля. Творчество  учащихся заключается в стремлении выявить своё понимание образного содержания.

Таким образом, общение педагога и ученика предполагает:

- определённый уровень собственного понимания песни

-понимание задач, которые ставит педагог

-общее решение при реализации музыкально-художественного произведения

Результатом такого общения является  создание такой ситуации, когда «твоя» точка зрения оказывается значимой и для «меня».

    Коллектив удовлетворяет стремление к единению и вместе с тем раскрывает индивидуальные способности каждого. Происходит постоянное внутреннее движение, развитие, требующее гибкости в руководстве коллективом.

    Занятия в ансамбле должны  развивать музыкальное мышление участников. Важно, чтобы они могли самостоятельно, в специальных беседах,  активно рассуждать о том, что исполняют, обсуждать свои концертные выступления.

    Особую роль в воспитании творческой индивидуальности обретает осознание участниками необходимости самовоспитания. Это аккуратное посещение занятий, собранность  во время репетиций, правильное положение корпуса, наряду с этим – единство действий, без которого не может быть настоящего ансамбля.

      Творческая атмосфера в коллективе, которая базируется на принципах общения, сотворчества – путь к достижению успеха.