"Развитие коммуникативных навыков на групповых музыкальных занятиях для дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей"

Адамянц Наринэ Лаврентьевна

"Развитие коммуникативных навыков на групповых музыкальных занятиях для дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей".

Данная статья посвящена проблемам социальной адаптации дошкольников на групповых музыкальных занятиях. Помимо изложения общих сведений, касающихся развития коммуникативных навыков, в статье представлены игры и задания, способствующие формированию умения действовать сообща и оказывать эмоциональную поддержку друг другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc75.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»        Отдел Предшкольного образования

педагог дополнительного образования Н.Л.Адамянц

Развитие коммуникативных навыков на групповых музыкальных занятиях для дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей.

        Основы музыкальной культуры закладываются в дошкольном возрасте, в то время как ее формирование и конкретизация знаний о музыке происходит позже – в начальной школе. Ко времени перехода из дошкольных образовательных учреждений в школу, ребенок приобретает огромный эмоциональный опыт и более или менее систематические знания о музыке. Таким образом, ребенок приходит в школу с собственным представлением об искусстве, опорными умениями и знаниями, а также личными творческими достижениями.        В младших классах образовательной школы уроки музыки предполагают развитие воображения и фантазии учащихся, сочетание эмоциональной наполненности детей с эмоциональной природой музыки. Прежде всего младшие школьники опираются на перенесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным впечатлениям, на богатый игровой опыт и   готовность отнестись ко всему как к живому.

        Однако, при всей подготовке и оснащенности знаниями, в новом коллективе, незнакомой обстановке и высоких требованиях детям приходится сталкиваться со сложностями. Занятия для дошкольников построены таким образом, что включают в себя много игровых форм работы и двигательной активности детей.  В начальной же школе учащиеся,

прежде всего, должны усваивать большой объем информации, выполнять письменные задания, больше сидеть, чем двигаться. Накладываются, также, и трудности социального характера: проявление эмоций и чувств в приемлемой форме, отношения с другими детьми и взрослыми, неготовность принимать помощь от одноклассников и взрослых, утверждение себя в классе и многие другие. Насколько эффективными будут совместные действия детей на уроке и взаимодействие педагога с детьми, зависит от степени развития их коммуникативных навыков.  

        Коммуникация — (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность.

Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Для того, чтобы коммуникация была эффективной, необходимо соблюдение трех основных установок. Первая – направленность на партнера – предполагает полное включение в процесс взаимодействия при одновременном отвлечении от личных чувств, мыслей, переживаний. Вторая – принятие партнера как личности – предполагает безусловное и безоценочное восприятие партнера, а также уважительное отношение к его взглядам, позициям, точкам зрения, интересам и т.д. Третья – направленность на сотрудничество – предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.

        Благоприятный психологический климат возникает, когда учтены актуальные потребности человека: 

1. Потребность в самовыражении и достижении понимания 

2. Потребность в эмоциональном понимании (эмпатии)
3. Потребность в признании личности 

(Большой психологический словарь)

        Проблема развития коммуникативных навыков на групповых занятиях всегда актуальна. И чем раньше начинать обращать внимание на качество общения детей друг с другом, окружающими взрослыми, а также, вещами (своими и чужими) и музыкальными инструментами (да и любыми учебными пособиями), тем лучше. Особенно наглядны сложности адаптации и трудности общения в музыкальной деятельности детей-дошкольников, поскольку музыка – эмоциональный вид искусства и совместная деятельность в музыке предполагает умение работать в ансамбле (иными словами – в команде). Задача педагога на любом этапе работы (не только в период адаптации детей внутри группы) - уделять особое внимание развитию умения общаться друг с другом, оказывать эмоциональную поддержку, ощущать себя частью целого – например, музыкального ансамбля.

        На начальном этапе – этапе формирования группы, безусловно, не обойтись без игр «знакомство».

        Пример такой игры: «Здравствуйте!» (муз. материал: голландский нар. танец «7 прыжков»). Под музыку, удобную для бега, дети свободно бегут по залу, затем делают три хлопка под три аккорда и поворачиваются вокруг себя, затем педагог исполняет «сигнал» : это – либо тремоло на фортепиано, либо сигнал на любом другом инструменте, например, на бубне или блок-флейте. Важно условиться, что это сигнал к рукопожатию. Дети пожимают руки тому, кто рядом с ними (можно использовать обе руки). Главное, чтобы ни один ребенок не остался без рукопожатия. Можно добавить словесное «здравствуй!». Рукопожатие продолжается до тех пор, пока не закончится один сигнал. Затем игра начинается сначала. Количество сигналов – «рукопожатий» увеличивается. Сколько сигналов – столько и разных рук нужно пожать. Задача – охватить своим вниманием многих людей.

        Запомнить имена друг друга помогает игра «пропой мое имя», (для детей от 4х лет): ребенок (с помощью педагога) пропевает собственное имя, сосед пропевает его имя и затем свое собственное.

         Для детей помладше (3-х лет) подойдет игра «Передай бубен»: ребенок называет (или пропевает) свое имя и исполняет на бубне импровизированный ритм. Затем передает инструмент соседу и тот делает то же по-своему. Успешно выполняется малышами и игра «Кто взял мяч?»: педагог катит мячик одному из ребят, стоящих в кругу, и поет: «Мячик к детям покатился/, на площадке очутился». Ребенок, забирает мячик и поднимает над головой, и, после фразы «Кто, кто мячик взял, детям показал?», все называют имя ребенка.

        Дети 5-6 лет справятся с игрой «Имя + слово +жест». Здесь задание усложняется: каждый ребенок задумывает существительное на первую букву своего имени, например: «Катя – кошка» и, произнося его, добавляет характерное движение – жест. Группа повторяет за ребенком всю композицию. Каждый  - творец собственной композиции. Все равны. Каждая композиция легко запоминается другими участниками. Желательно перейти к следующему этапу – предложить объединиться в маленькие группы по первой букве имени: например,«на букву К». По сигналу педагога дети объединяются в новые группы. Следующее задание дается уже группе – придумать ритмическую «речевку» только из одной «своей» буквы: «т-тт-тт» «к-к-к». Далее, каждая группа представляет свой вариант. И в конце, объединенные ритмо-формулой группы, свободно двигаются по залу, взявшись за руки. Они весело обходят другие группы, проходят «ручейками» под «воротиками» из рук и т.д.

        С именами можно поиграть ритмически. Прохлопать свое имя по слогам «Ва-сень-ка» и так по кругу. Можно усложнить: каждый произносит (пропевает) свое имя и добавляет ритмический рисунок (хлопки перед собой, над головой, по коленям, щелчки пальцами).

Одна из самых любимых детьми игр: «Мне нравится» (сборник «Волшебная дудочка» Дж.Бин, А.Оулдфилд, стр.65). Дети сидят на коврике и катают друг другу мячик, пропевая фразу «мне нравится …..бантик у Аллы».

        Рассмотрим, каким образом развиваются навыки общения в конкретных видах деятельности педагога с детьми на музыкальных занятиях. В нашей программе «Веселые нотки» их 4, это:

  • Пение
  • Слушание – восприятие музыки
  • Музыкально-ритмические движения
  • Музыкально-дидактические игры

Пение.

        Нашей целью, безусловно, является формирование правильной вокальной установки и певческих навыков. Старшие дошкольники должны иметь представление о красивом полетном звуке, певческом дыхании и правилах охраны голоса. Перейдя в школу, дети могут чувствовать себя неуверенно, если:

  • слишком «кричат» во время пения
  • поют чересчур тихо,
  • плохо проговаривают текст,
  • их голос быстро устает в процессе пения

Для того, чтобы предотвратить подобные трудности в школе, педагогам предшкольного образования стоит уделить особенное внимание формированию звука у детей. В то же время, достичь слаженного хорового и сольного звучания невозможно, если дети чувствуют психологический дискомфорт. Вариантов много: ребенок не хочет сидеть рядом с другими детьми, обижен на кого-то и поэтому молчит, боится быть осмеянным, не чувствует себя успешным, имеет проблемы с речью и многое другое. Задача педагога - создание безопасной среды и оказание моральной поддержки детям. Привыкнуть друг к другу детям помогут игровые приемы.

Например, в процессе разучивания новой песни или попевки можно использовать игру «Узнай по голосу»: ребенок отворачивается от остальных ребят и старается узнать по голосу – кто пропел музыкальную фразу?. Старшим дошкольникам по силам определить даже нескольких исполнителей, когда двое или трое ребят поют подряд несколько фраз. Игра  - разучивание песни проходит весело и даже зажатые, стесняющиеся петь дети как правило включаются в игру.

        Также полезна игра «Вопрос-ответ». С младшим дошкольным возрастом лучше петь песенки, в которых уже заложена форма диалога. Например, «Как, лиса, твои дела? – На базаре я была», «Где был, Иванушка? – На ярмарке». Дети с удовольствием поют попевку по группам и по двое, придумывают вместе с педагогом инсценировку с использованием игрушек и перчаточных кукол. С ребятами постарше можно представить диалог в форме «вопрос – ответ» и в распевках, например: один ребенок поет «Я шагаю вверх», другой отвечает «Я шагаю вниз».

        Самый непростой вид игры – импровизация «вопроса» одним ребенком (на любой удобный слог (та, ла, ля, ду и т.д) или фразу, например: «как твои дела?») и сочинение соответствующего «ответа» - другим ребенком. Как правило, такое упражнение выполняется по кругу, желательно в подвижном темпе. Помимо основной цели этой игры – слышать и ощущать в музыкальные фразы, попутно решаются и задачи:

  • слушать и слышать партнера,
  • взаимодействовать с ним в музыке,
  • предлагать собственную тему без страха допустить ошибку.  

        Для ребят старшего дошкольного возраста применимо пение канонов. Эта древняя форма многоголосия сама по себе интересна и занимательна, и при этом непроста в исполнении. Ее суть в том, что одна и та же мелодия или песенка поется разными голосами в разное время, как бы вдогонку. Дети 5-6 лет уже могут справляться с канонами, то есть слышать одновременно и свой голос и второй и третий. В процессе разучивания канона возможно появление соревнования между группами голосов «кто кого?», но подобное соревнование не вредит пению (если дети не начинают кричать, чтобы заглушить «противника»), и проходит, когда канон хорошо выучен. Кроме того, на примере канона детя удобно объяснять, что такое многоголосие. Если позволяет пространство кабинета, на этапе, когда канон уже разучен, но голоса то и дела пристраиваются друг к другу и не могут петь отдельно, очень выручает движение по залу. Дети делятся на группы по голосам, (например, у нас два голоса в каноне «В погреб лезет жучка») одни голос поет песню идет по кругу и поет, а второй круг с помощью педагога вступает в нужное время и достраивает канон до конца.

        Пение с аккомпанементом шумовых инструментов также позволяет достичь общей цели – слаженной и радующей музыкальной деятельности. Когда одна группа детей (или солист) поет, а другая – аккомпанирует, каждый ощущает свою важность и успешность.

        Слушание – восприятие музыки – важный раздел программы, в котором реализуются задачи формирования эмоциональной отзывчивости на музыку. Поскольку в начальной школе собственно слушанию музыки уделяется гораздо больше времени, чем на занятиях с дошкольниками, ребенок должен быть уже подготовлен как слушатель. Цель педагогической работы в предшкольных объединениях заключается в формировании умения целостно воспринимать музыку. В процессе занятий дети получают знания о музыке, обучаются: определять тембры музыкальных инструментов, выделять основные жанры музыки, формулировать настроение и характер произведения, выполнять несложные танцевальные движения, отвечающие характеру музыки. Практика активного слушания в последствии даст хорошие плоды на уроках в начальной школе.

         Согласно принципам Орф-педагогики, человек лучше воспринимает музыку, если как-то ее ритмически «соделывает», то есть, органично двигается под музыку или участвует в исполнении, играя на шумовых инструментах. При наличии достаточного количества инструментов, детей можно разделить на «партии»: например, партии маракасов, бубнов и колокольчиков. Ритмическую партитуру для детей 5-6 лет можно записать на доске. Исполняя собственную «партию» в оркестре, дополняющем звучание настоящего симфонического оркестра (к примеру, «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского). Таким образом, дети ощущают себя и частью команды и частью большого целого. От каждой группы инструментов можно выделить солистов, которые чередуют собственное соло с игрой в ансамбле с другими солистами. Дети ощущают всю значимость и ответственность подобного выступления и, как правило, все хотят побывать на месте солистов.

        Очень широко распространен в Орф-педагогике прием двигательной импровизации под воспринимаемую музыку. Дети 3-4 лет с удовольствием двигаются с шумовыми инструментами, игрушками или перчаточными куклами в руках. Для них очень важен показ педагога, поскольку диапазон усвоенных танцевальных движений у малышей очень небольшой.

        Работа в паре – самый наглядный показатель уровня развития коммуникативных навыков. Часто дети соглашаются заниматься в паре только со своим приятелем или приятельницей. Для того, чтобы коммуникация стала возможной, педагог должен предложить объединяющую всех общую задачу. Например: в процессе прослушивания композиции (напр.,«полька-галоп» И.Штраус, «Итальянская полька» С.Рахманинов) дети делятся на пары и придумывают общий танец своей пары, по сигналу педагога пары меняются партнерами.

        Собственно слушание музыки, без активного движения, также может сопровождаться заданиями, объединяющими детей эмоционально. К примеру, ребята могут выполнить коллективную работу – «мы рисуем музыку» в технике аппликации или рисунка. Можно предложить игру «Угадай, что я представил», в которой дети, как в игре в шарады, разгадывают образ, придуманный ребенком во время слушания музыкального произведения.

        Музыкально-ритмические движения. Этот раздел посвящен развитию ритмического чувства и предполагает работу с музыкально-шумовыми инструментами. Однако, прежде, чем приступить к исполнению, необходимо наладить контакт ребенка с инструментом. Важно обратить внимание детей на сами инструменты и способы общения с ними: «так маракасам нравится, а так им больно». Способов построения диалога с помощью инструментов много: вернемся к уже знакомой форме «вопрос-ответ» - сочинить ритмический рисунок легче, чем сымпровизировать мелодию вопроса или ответа, таким образом, можно вовлечь в музыкальный диалог большее количество желающих.

Игра с клавесами (палочками) или деревянными ложками позволит сделать мягким и ненавязчивым непосредственный физический контакт ребенка с другим ребенком: определенные длительности или ритмические группы сначала легонько простукиваются по собственным коленям, потом по колену соседа справа, затем  - соседа слева, по плечу соседа и пр.

Вариантом такой игры является «испорченный телефон», в которой ритмический рисунок простукивает педагог по ладошке (спине) ребенка – остальные дети не подглядывают – а тот передает ритм другому.

        Музыкально-дидактические игры. Овладение основными игровыми принципами – необходимое условие социализации детей. Уважение к правилам игры и ее участникам прививается в дошкольном возрасте и сохраняется на протяжении всей жизни. К моменту поступления в школу серьезное отношение к игре должно быть уже прочно сформировано. В этом виде деятельности на занятии решаются разные коммуникативные задачи: умение уважать себя и других, следовать общим правилам, проявлять лидерство, уступать очередь другим и многие другие.

Рассмотрим музыкальную игру «Жадина» (для детей от 4х лет), в ходе которой,  идущие по кругу дети поют песню из детского фольклора «Жадина-говядина/, соленый огурец/, по полу валяется/, никто ее его не ест», а стоящий внутри круга Жадина забирает из круга в центр «огурцы» (на слове «Огурец»). Набрав достаточное количество огурцов, Жадина должен сказать «есть хочу!» и поймать кого-нибудь из пленников, пока они не разбежались. В этой игре перед детьми встает множество задач: петь и двигаться одновременно, следить за соблюдением правил, успевать действовать в темпе песни, брать друг друга за руки и вытаскивать из круга в центр мягко, не резко.

Одной из самых эффективных форм коммуникации в музыкальной деятельности являются игры – инсценировки песен. К примеру, русская народная песня «Стоит в поле теремок-теремок» позволит задействовать в ролях всех желающих. Той же цели можно достичь в песне-игре «Цирк»: вся группа поет разученную песенку «На цирковом представленье животные там и тут/. Они так забавны были, когда исполняли трюк», и на «арену» по очереди выходят циркачи – дрессированные собачки, мартышки, львы и т.д.

        Таким образом, мы рассмотрели только некоторые из возможных форм работы над развитием коммуникативных навыков у дошкольников на музыкальных занятиях. Хочется подчеркнуть, что основной задачей педагога в процессе взаимодействия с детьми является создание благоприятного психологического климата.

        Возвращаясь к проблемам социализации детей при переходе от дошкольного образования к школьному, отметим, что многоплановая подготовка обучающихся в музыкально-игровой деятельности на занятиях для дошкольников позволит им в дальнейшем, в рамках школьной системы образования, эффективно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять свои умения и знания на уроках, а также адекватно выражать свои  эмоции и чувства в процессе слушания и исполнения музыки.


Список использованной литературы:

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2008.
  2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
  3. Дж.Бин, А.Оулдфилд, Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. Теревинф. Москва. 2007
  4. Жилин В.А. Дразнилки. Упражнения для блокфлейты и ударных.   Екатеринбург. 1998
  5. Жилин В.А. Дразнилки. Орф-уроки. Екатеринбург. 1997
  6. Жилин В.А. Сопровождение на Орф-инструментах. Екатеринбург. 1997
  7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2008.
  8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука. 2003