ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОСТАНОВКА ГОЛОСА для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Савилова Мария Владимировна

        Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.01  «Музыкальное образование»  базовой  подготовки, в части освоения вида профессиональной деятельности «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность». Квалификация выпускника –  учитель музыки, музыкальный руководитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_postanovka_golosa.docx46.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

                                           Утверждаю:

                                                                        Директор колледжа искусств

                                                                                            ______________/Ю.А. Толмачев

                                                                                           «______»____________2015 г.

                                                                                            Номер регистрации_____________

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

для специальности

53.02.01 Музыкальное образование

ТАМБОВ-2015

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее СПО) 53.02.01 «Музыкальное образование»

Организация-разработчик: ТОГБОУ СПО «Тамбовский колледж искусств»

Автор: Савилова М.В., преподаватель

Рекомендована  научно-методическим советом

Протокол № ___ от «_____» _____________ 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                             стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                            3-4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                  4-8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                               9-10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ          11-12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 05.  «Постановка голоса»

1.1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.01  «Музыкальное образование»  базовой  подготовки, в части освоения вида профессиональной деятельности «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность». Квалификация выпускника –  учитель музыки, музыкальный руководитель.

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:  учебная дисциплина ОП. 05 «Постановка голоса» входит в вариативную часть циклов ППССЗ.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

        В результате  освоения учебной дисциплины  обучающийся должен иметь практический опыт:

-исполнения произведения педагогического репертуара вокального жанра;

  В результате  освоения учебной дисциплины  обучающийся должен

уметь:

-исполнять произведения сольного жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения;

-применять методические приемы вокальной работы;

-анализировать звучание вокальной партии;

       В результате освоения дисциплины обучающийся должен 

знать:

-основные принципы сольного исполнительства;

-основные этапы развития певческого голоса;

-классификацию певческих голосов и их  различные физиологические возможности;

-специфику голосообразования в пении и речи;

-стилистические особенности различных вокальных жанров;

-методы анализа произведений вокального жанра (детский и взрослый педагогический репертуар);

-методы психолого-педагогической настройки певца в условиях  концертного исполнения;

-основы гигиены голоса;

        В процессе изучения данной дисциплины проводится текущий учет успеваемости. Практические занятия могут иметь форму концертного выступления.

        По окончании курса проводится контрольное занятие, на котором студенты должны продемонстрировать знание  основ вокального искусства, методические приемы работы над произведениями детского вокального репертуара, практические навыки, приобретенные в ходе занятий.

     Программа учебной дисциплины ОП. 05 «Постановка голоса» может быть использована для профессиональной подготовки в области вокально-речевой деятельности будущих специалистов по смежным специальностям: педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности, организаторов культурно-просветительской и кружковой  работы в школах и центрах эстетического воспитания детей.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося    108  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   72 часа;

самостоятельной работы обучающегося  36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

     практические занятия

56

     теоретические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Промежуточная аттестация в форме контрольного урока

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП.05    Постановка голоса

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Работа над совершенствованием вокальной техники

Практические занятия

36

5 семестр

Содержание учебного материала

15

2

-работа над певческим дыханием и опорой звука.

-пение  вокальных  упражнений.  

-формирование ровности и единства тембрового звучания в диапазоне  октавы.

-освоение высокой певческой позиции.

-артикуляционный уклад звуков речи в пении.

-пение вокализов 1-й - 2-й степени трудности (диапазон  не более ноны).

- разучивание и исполнение вокальных произведений с сопровождением 1-й  – 2-й степени сложности (с включением нешироких интервалов, в умеренном темпе и удобной тесситуре) в жанрах народной песни, русского и зарубежного романса

Контрольный урок

1

Самостоятельная работа:

1.Пение вокальных упражнений.

2. Приобретение умения самостоятельного  разбора  мелодий.

3.Анализ вокальных произведений детского репертуара.

Изучение литературы:

1.Варламов, А.Е. Полная школа пения [Ноты]: учеб. пособие / А. Е. Варламов. - 4-е изд., стер. - СПб.: Лань; Планета Музыки, 2012. - 120 с.: нот. - (Мир культуры, истории и философии).

2.Дюпре, Ж.-Л. Искусство пения [Ноты]. Полный курс: теория и практика, включающая сольфеджио, вокализы и мелодические этюды: учеб. пособие / Дюпре Ж.-Л.; пер. Н.А. Александровой. - СПб.: Лань; Планета Музыки, 2014. - 288 с.: ноты. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

3. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург.: издательство Детство-Пресс, 2005. – 384 с.

8

6 семестр

Содержание учебного материала

19

2

-работа над певческим дыханием и опорой звука;

-выработка кантиленного пения на основе навыка гибкого владения дыханием;

-формирование округлого ровного звучания гласных на всем выявленном диапазоне голоса;

-филировка звука  на среднем участке диапазона.

-пение вокализов 2- й -3-й степени трудности (диапазон  более ноны).

-работа над детской песней младшего, среднего и старшего  школьного возраста.

-работа над вокальным репертуаром (исполнение романсов , народных песен,  арий )

-выработка навыков  исполнения вокальных произведений под собственный аккомпанемент.

Понятие «эталонного» показа. Исполнительский комплекс аккомпанемент- пение - управление поющими детьми.

Контрольный урок

1

Самостоятельная работа:

1.Пение вокальных упражнений.

2. Приобретение умения самостоятельного разбора  мелодий.

3.Анализ вокальных произведений детского репертуара.

Изучение дополнительной  литературы:

1. 2. Абдулин, Э.Б. Теория и методика преподавания музыки // Музыкальное образование: Методолого-методическая подготовка учителя музыки. М., 2000  (Серия педагогический университет).

2.Ламперти,  Ф. Искусство пения. (larte del canto): учеб. пособие / Ф. Ламперти. – СПб.: Лань; Планета музыка ,2009.

3.Морозов, Л.Н. Школа классического вокала: мастер-класс /Л.Н. Морозов. - СПб.: Лань; Планета Музыки, 2008.  – 48 с.(+ DVD)

10

Раздел 2. Теоретические основы постановки

голоса

Аудиторные  теоретические занятия

5 семестр

16

Тема 2.1.Введение

Содержание учебного материала

1

2

Место, роль и значение учебной дисциплины «Постановка голоса» в системе профессиональной подготовки     учителей музыки и музыкальных руководителей ДОУ. Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

Связь учебной дисциплины «Постановка голоса» с другими дисциплинами музыкального цикла.

Особенности и специфика обучения пению по академическому типу голосообразования.

Основные характеристики и эстетические свойства академического пения.                  

Самостоятельная работа:

Изучение конспекта.

Изучение дополнительной литературы:

1.Абдулин, Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Прометей, 2003.

2. Алиев,  Ю.Б. Когда запоют в наших школах // Музыка в школе 1989. №2.

0.5

Тема 2.2. Анатомо-функциональная организация голосового аппарата

Содержание учебного материала

3

2

Строение голосового аппарата. Органы дыхания. Диафрагма и её роль в пении. Органы звукообразования.

Органы звукоформирования.

1

Определение резонатора. Головные и грудные резонаторы, их роль в пении.

  Артикуляционный аппарат, активные и пассивные органы. Основы физиологии фонации.

2

Семинар

1

Самостоятельная работа:

Изучение конспекта.

Изучение дополнительной литературы:

1.Дмитриев, Л.Б.  Основы вокальной методики/Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка,2000. -368 с.

2

Тема 2.3. Научные основы вокальной и речевой методики

Содержание учебного материала

2

2

Связь науки и практики в области вокального и речевого образования.

1

Вокальная методика. Техника речи. Сценическая речь. 15 золотых принципов вокальной и речевой педагогики.

1

Семинар

1

Самостоятельная работа:

Изучение конспекта.

Изучение дополнительной литературы:

1.Дмитриев, Л.Б.  Основы вокальной методики/Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка,2000. -368 с.

2.Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники/В.П. Морозов, - М: ИП РАН, МГК им. Чайковского, центр «Искусство и наука», 2008. -592 с.

3Рудин, Л.Б. Основы голосоведения. Учебное пособие для студентов вокальных, актерских и дирижерско-хоровых факультетов/ Л.Б. Рудин. – М.: Граница, 2009. 104 с.

1.5

Тема 2.4. Основные принципы охраны голоса

Содержание учебного материала

2

2

Гигиена голоса. Профилактика расстройств голосовой функции.

1

Принципы закаливания.

1

Семинар

1

Самостоятельная работа:

 Изучение конспекта.

Изучение дополнительной литературы:

1.Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. / Ю.С. Василенко. – М.: Энергоиздат, 2002. – 480 с.

2. Рудин, Л.Б. Основы голосоведения. Учебное пособие для студентов вокальных, актерских и дирижерско-хоровых факультетов/ Л.Б. Рудин. – М.: Граница, 2009. 104 с.

1.5

Тема 2.5. Основные принципы и методы постановки детского голоса

Содержание учебного материала

4

2

Диагностика вокальных способностей.  Возрастные особенности детского голоса.

1

Принципы подбора вокального репертуара для детей разного возраста. Анализ литературы и современных программ по постановке детского голоса

2

Семинар

1

Самостоятельная работа:

Изучение конспекта.

Изучение дополнительной литературы:

1.Луканин, В. «Обучение и воспитание молодого певца», С – П.,  «Музыка», 1977

2.Морозов, В.П. «Тайны вокальной речи», С – П., «Музыка», 1967

3.Морозов, В.П. «Детский голос» (соавт. колл. моногр.), М., «Педагогика»,1970

4.Павлищева, О. «Методика постановки голоса», М., 1964

5.Плужников, К.,  «Механика пения», С-П, «Классика»,  2006

6.Румер, М.,  «Начальное обучение пению», М., «Музыка»,  1982

7.Стулова,  Г.  «Развитие  детского  голоса  в  процессе  обучения  пению», М.,  «Прометей», 1992

8.Юссон, Р. «Певческий голос», М., «Музыка», 1974.

2.5

Раздел 3.  Работа над освоением детского песенного репертуара

Практические занятия

6 семестр

20

2

Содержание учебного материала

18

-работа над детской песней младшего, среднего и старшего  дошкольного возраста.

-анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания детской песни.

9

-работа над детской песней младшего, среднего и старшего  школьного возраста.

-анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания детской песни.

9

Самостоятельная работа:

1.Самостоятельная отработка навыка чтения с листа произведений детского вокального репертуара  с пением  под собственный аккомпанемент.

2. Самостоятельный анализ произведения детского репертуара с краткой письменной аннотацией.

9

Контрольный урок

2

Всего:

108

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета индивидуальных и групповых занятий.

Оборудование учебного кабинета:  фортепиано;  рабочее место преподавателя, посадочные  места студентов; рабочее место  концертмейстера; зеркало.

Технические средства обучения:  звуковоспроизводящее оборудование.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Варламов, А.Е. Полная школа пения [Ноты]: учеб. пособие / А. Е. Варламов. - 4-е изд., стер. - СПб.: Лань; Планета Музыки, 2012. - 120 с.: нот. - (Мир культуры, истории и философии).

2.Дюпре, Ж.-Л. Искусство пения [Ноты]. Полный курс: теория и практика, включающая сольфеджио, вокализы и мелодические этюды: учеб. пособие / Дюпре Ж.-Л.; пер. Н.А. Александровой. - СПб.: Лань; Планета Музыки, 2014. - 288 с.: ноты. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

3.Ламперти,  Ф. Искусство пения. (larte del canto): учеб. пособие / Ф. Ламперти. – СПб.: Лань; Планета музыка ,2009.

4.Морозов, Л.Н. Школа классического вокала: мастер-класс /Л.Н. Морозов. - СПб.: Лань; Планета Музыки, 2008.  – 48 с.(+ DVD)

Дополнительные источники:

1. Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и  вокализы-сольфеджио [Ноты] / М.И. Глинка; под ред.  И.К. 2. Назаренко. -  М.-Л.: Гос. муз.издат.,1951. – 58 с.

2. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. -  М., Музыка, 1968. – 675 с.

3. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи [Текст] / В.П. Морозов. - Л.: Наука, 1967. – 204 с.

4. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос [Текст] / В.П. Морозов.-  М.-Л.: Музыка, 1965. – 147 с.

5. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения [Текст] / В.П. Морозов. -  М.,  2002. – 494 с.

6. Фучито, С. Искусство пения и вокальная методика ЭнрикоКарузо /  С. 9. Фучито, Дж. БейерБарнет; пер. с нем. Е.Е. Шведе. – СПб.: Композитор, 2005.

7. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1988.

8. Урбанович Г.И. Певческий голос учителя музыки. //Сборник статей     «Музыкальное воспитание в школе». – М., 1997. -  № 12.

Нотные сборники:

1. Абт. Ф. Школа пения: избранные упражнения для низких голосов в сопровождении фортепиано./Франц Абт. -  М.: Музыка, 1985.

2. Аренский А. Детские песни: в сопровождении фортепиано./ А.Аренский. -  М.: Музыка, 1979.

3. Ваккаи Н. Практическое пособие по итальянскому камерному пению для среднего голоса в сопровождении фортепиано. / Н. Ваккаи. – М.: Музыка, 1969.

4. Гладков Г.Луч солнца золотого: музыкальный сборник./Ген. Гладков. - М.: Дрофа, 2001.

5. Романсы и песни: для сопрано в сопровождении фортепиано.: Репертуар начинающего певца. /Составитель Далецкий О.В.  -  М.: Музыка, 1979.

6.Зейдлер.Г. Искусство пения: 40 мелодий для высоких голосов в сопровождении фортепиано: Части I-II./ Г.Зейдлер. - М.: Музыка, 1987.

7. Крылатов Е.П. Всё сбывается на свете: музыкальный сборник./ Е. Крылатов. – М.: Дрофа, 2001.

8.Милькович  Е.Систематизированный вокально-педагогический репертуар.  Ч.I.: Для высоких и средних голосов.: I-II курсы музыкальных училищ.

/ Е. Милькович.-  М.: 1962

9. Народные песни: для голоса в опровождении фортепиано. Часть 2                            //Вокально-педагогический репертуар./Сост.: Л.Г.Трухина. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005.

10. Птичкин Е. Мы живем в гостях у лета: музыкальный сборник./Е.Птичкин. - М.: Дрофа, 2001.

 11. Хрестоматия  русской народной песни: для учащихся 1-7 классов./ Сост.   Л.А. Меканина. -   М.: Музыка, 1991.

12. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:  1 кл .: Пособие для учителя./ Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2001

13. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:  2 кл .: Пособие для учителя./ Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2000

14. Хрестоматия  вокально-педагогического репертуара: для сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост.С.Фуки, К.Фортунатова. -  М.: Музыка, 1966.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических индивидуальных занятий, тестирования  и устного опроса по разделу «Теоретические основы постановки голоса», а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий на практических занятиях связанных с исполнением под собственный аккомпанемент произведений детского репертуара.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результатом освоения программы  учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими профессиональными  знаниями и умениями:

Раздел учебной дисциплины

Результаты (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Раздел 1. Работа над совершенствованием вокальной техники

Знать:

-технические и художественные приемы  постановки голоса;

-вокальный репертуар.

Выполнение, базовых упражнений для вокального тренинга;

Демострация навыков исполнения произведений вокального репертуара разных стилей и жанров.

Экспертная оценка на практическом занятии, контрольном уроке.

Раздел 2. Теоретические основы постановки

голоса

Знать:

-основные категории и понятия вокального искусства;

- систему методов и приемов вокальной работы  с детьми;

Освоение знаний:

-базовых понятий вокального искусства, профессиональной терминологии;

Изложение принципов функционирования голосового аппарата  во время фонации, а так же базовых упражнений для вокального тренинга;

Изложение приемов и методов вокальной работы (их характеристика, цели, задачи);

Устный ответ на занятии, контрольном уроке. Тестирование.

Раздел 3.  Работа над освоением детского песенного репертуара

Знать

методы анализа вокального произведения детского репертуара

Освоение  методов  анализа вокального произведения детского репертуара: степень сложности, соответствие возрастным возможностям;

 Экспертная оценка на практическом занятии, контрольном уроке.

Уметь: выразительно исполнять произведения

педагогического вокального

репертуара под собственный аккомпанемент.

Демонстрация умений и навыков  исполнения вокальных  произведения педагогического репертуара

различных стилей и жанров, а так же степени сложности под собственный аккомпанемент.

Основными формами  промежуточного контроля успеваемости студентов по дисциплине «Постановка голоса» являются:

С   Семестры

   Промежуточный контроль

      Уровень

     освоения

4,5

К    Контрольный урок

2