Вокалотерапия, как часть системы здоровьесберегающего образования

Использование вокалотерапии и её оздоровительный эффект

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вокалотерапия, как часть системы здоровьесберегающего образования

Вокалотерапия - это один из лечебно-оздоровительный методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельности жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма. Термин "вокалотерапия" введен основоположником научной музыкотерапии С. В. Шушарджаном в 1991году.

Всем хорошо известно, что самым древним и совершенным музыкальным инструментом является человеческий голос. С помощью пения человек выражает свои чувства и эмоции, что оказывает положительное влияние, как на его общее состояние, так и на настроение.

Известно, что Платон использовал песнопения во время приготовления лекарств, считая, что вибрации усиливают действие препаратов. Попыток применять музыку и пение с лечебной целью было немало в разные исторические периоды, но они носили чисто эмпирический характер [4].

В 1913 году по инициативе выдающегося психиатра, невропатолога, физиолога, психолога, основоположника рефлексологии В. М. Бехтерева был основан комитет по изучению музыкально-терапевтических эффектов. В него входили как ученые, так и музыканты. В результате опытов, они подтвердили положительное влияние музыки на самые разные системы человеческого организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную и центральную нервную. Выяснилось, что музыка воспринимается той же частью мозга, которая отвечает за автоматические функции организма - дыхание и сердцебиение.

Глубокие исследования влияния пения на организм человека были осуществлены известным врачом, основоположником научной музыкотерапии, доктором медицинских наук профессором С. В. Шушарджаном (по второму образования вокальным педагогом и оперным певцом). В 1991 г. он с успехом использовал вокал для лечения больных бронхиальной астмой в 63 клинической больнице города Москвы и собственно тогда предложил впервые термин "вокалотерапия", который используется сегодня практически во всем мире. В 1994 году в Российском Университете Дружбы Народов С. В. Шушарджаном была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по теме "Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека"[7].

Основные задачи вокалотерапии:

1.Обучение диафрагмальному типу дыхания;

2. Укрепление и развитие кардио-респираторной системы, с помощью вокалотренинга;

3. Вибромассаж внутренних органов за счет акустических резонансных возмущений, возникающих в процессе фонации;

4. Достижение психосоматического самоконтроля;

5. Создание положительного эмоционального фона.

Эти задачи решаются с помощью четко определенной структуры занятий. В 2003 году метод вокалотерапии был утвержден Министерством Здравоохранения России в списке методов музыкальной терапии, допущенных к применению [2].

Применение вокалотерапии в комплексной программе реабилитации больных бронхиальной астмой (материал обобщен по результатам 115 наблюдений) показало высокую эффективность метода. Отличительной особенностью явилась многогранность лечебно-восстановительных эффектов: от смягчения  основной симптоматики (экспираторной одышки, приступов удушья и кашля) до повышения работоспособности  и стойкой ремиссии у значительного количества больных [5].

Отличительной особенностью вокалотерапии является выработка у обучающихся навыков осознанного использования вокальных упражнений для целей оздоровительного характера. Развивается также умение контролировать собственные ощущения. Такой подход, как правило, позволяет после цикла занятий самостоятельно использовать пациентам элементы вокалотерапии, как средство постоянного тренинга собственных адаптационных возможностей и саморегуляции. В результате пациенты приобретают возможность прогрессировать не только по уровню физического состояния, но и в сенсорно-интеллектуальном плане [6].

Практикой именно вокалотерапии могут заниматься только лица, прошедшие специальное обучение.

В качестве положительных примеров можно привести метод игровой вокалотерапии Ерёминой Натальи Ивановны [1] и вокалотренинг по Филаретовой Татьяны Николаевны [3].

Татьяна Николаевна Филаретова ведет двухмесячные курсы "Оздоровительный вокалотренинг" в Воронеже. Групповые занятия два раза в неделю: расслабление, тонизация, дыхание, вокал, дикция, артикуляция.

Пение является музыкально – физиологическим процессом, в котором участвуют практически все органы и системы организма. Одни из них участвуют активно: легкие, диафрагма, мышцы. Другие опосредованно вовлечены в процесс пения: кардиосистема, нервная, эндокринная, костная, мышечная системы, обмен веществ. По данным исследований, во время пения только 15-20 процентов акустических вибраций уходит в окружающее пространство, остальные воздействуют на внутренние органы и системы. Звуковая вибрация передается практически всем тканям человека, усиливая в них кровоток и газообмен.

Пение – это долгий, «длинный» выдох при коротком активном вдохе. Такое чередование – быстрый вдох и медленный выдох – приводит к увеличению количества углекислого газа по отношению к количеству кислорода в крови. Возникает эффект гипоксии, в ответ на который организм активизирует реакции адаптации, то есть попросту тренируется. А такие тренировки ведут, в первую очередь, к повышению сопротивляемости организма к различным стрессовым и болезнетворным факторам.

Мощный оздоровительный эффект дает вокалотерапия больным бронхо-легочными заболеваниями, в частности, бронхиальной астмой. Профессором С. В. Шушарджаном на клинических примерах было доказано, что применение данного метода у больных бронхиальной астмой снижает частоту приступов удушья в 2-3 раза, облегчает отхождение мокроты буквально после первых же занятий, улучшает показатели функции внешнего дыхания (с выраженной тенденцией к экономизации дыхания и улучшению проходимости в бронхах), улучшает показатели крови. Остается добавить к этому мощный заряд положительных эмоций, который получают больные от этих занятий, что также способствует скорейшему выздоровлению.

Татьяна Николаевна Филаретова проводит занятия по методике психофизического вокалотренинга для детей и взрослых, состоящая из следующих разделов.

1. Упражнения на снятие напряжения и расслабление мышц лица, шеи, туловища (5 – 10 минут.);

2. Дыхательная гимнастика (10 – 15 минут);

3. Вокальные упражнения (15 – 20 минут);

4. Упражнения для активизации дикции и артикуляции (5 – 7минут);

5. Творческое задание (7 – 10 минут).

Первый раздел включает физические упражнения, связанные с растяжением, напряжением и последующим расслаблением мышц лица, шеи и туловища. Как правило, у большинства детей и взрослых существуют проблемы, связанные с общей скованностью, зажатостью подчелюстных мышц, неумением расслабляться. Упражнения способствуют быстрому устранению данных проблем.

Второй раздел состоит из комплекса дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой, тренировки нижнереберно-диафрагмального дыхания и певческой позиции. Здесь же преподаются основы тонизирующего и седативного типов дыхания, дыхательные упражнения лечебно-профилактического свойства.

Третий раздел урока начинается с настройки грудного и головного резонаторов при помощи вокальных упражнений. Первые упражнения пропеваются с закрытым ртом. Далее в процесс пения включаются различные гласные и согласные звуки. Музыкальный терапевт должен обращать внимание пациентов, главным образом, на вибрационные ощущения в области груди, живота, головы, гортани, лица при разновысокой вокализации различных гласных звуков. Преподаются также и основы резонансного звукового воздействия на органы и системы человека.

«Петь – как говорить», – это один из девизов вокалотерапевта. Четвертый раздел призван переключить внимание на процесс произношения отдельных звуков, слогов, фраз и текстов. Это привносит в занятие элемент игры, театральности. Здесь тренируется выразительная, эмоционально окрашенная, четкая речь. Артикуляционная гимнастика служит снятию напряжения с мышц речевого аппарата, правильному формированию гласных и согласных звуков, общему раскрепощению пациента.

Заключительный раздел вокалотренинга – творческое задание. Это может быть работа над отрывком из вокального или хорового произведения, над художественным или поэтическим произведением, небольшой театральной постановкой и др. Цель – пробуждение индивидуального эмоционального отклика, способности к творческому самовыражению. Все умения и навыки, приобретенные в процессе вокалотренинга, должны быть творчески применены в данной части урока. При умелом ведении этой части урока у пациентов должна возрасти самооценка личности, чувство уверенности в своих силах и способностях.

Каждое занятие строится по принципу чередования тонизирующих и седатирующих упражнений и, в целом, стремиться к гармонизации общего психофизического состояния пациентов. При этом необходимо учитывать, в какое время суток проводится урок. Так, во время утренних или дневных занятий можно немного повысить градус тонизации за счет более активных упражнений, а если занятие приходится на вечернее время, логично уделить чуть больше внимания упражнениям с седативным эффектом. Заниматься с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста следует в игровой форме.

В результате регулярных занятий (не реже двух раз в неделю) уже через 2-3 недели можно наблюдать у пациентов повышение жизненного тонуса и выносливости, стабилизацию психоэмоционального состояния, артериального давления, улучшение общего самочувствия и настроения.

Литература

  1. Еремина Н. И. Восстановительная коррекция психологического статуса детей из социально неблагополучных семей методом игровой вокалотерапии. — Диссерт. на соиск. уч. ст. к. психол. н — М., РНЦ ВМ и К, 2009, - С.133.
  2. Разумов А. Н., Шушарджан С. В. Методы музыкальной терапии (пособие для врачей). – М., изд. РНЦВМ и К МЗ РФ, 2002. – С. 29.
  3. Филаретова Т. Н. «Психофизический вокалотренинг», - Воронеж, 2017,- С.14.
  4. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. - М., Иэд-во АО "Перспектива", 1994. - С. 190.
  5. Шушарджан С. В. Психофизиологические и биофизические основы адаптогенно - восстановительных эффектов музыко-вокалотерапии. Диссерт. на соискание уч. ст. доктора мед. наук, - М., Мед. акад. им. Сеченова, 1999 г., - С.289.
  6. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. – М., Медицина, 2005. – С. 478.
  7. Шушарджан С. В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. — Диссерт. на соиск. уч. ст. к. м. н„ — М., РУДН, 1994, - С.146.