Проект «Картинки с выставки» Литературно-музыкально-художественный сборник

Луцик Маргарита Яковлевна

Инновационный проект учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartinki_s_vystavki.docx83.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Картинки 

с выставки»

http://2des.ru/uploads/graph/1/klipart-schastliv-sk-1375319187975.jpg

                                                http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.lenagold.ru/fon/clipart/k/kras/kras90.jpg&mb=imgdb_preview_1062

 

   

«Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, -

вот что создает атмосферу радости,

формирует личность,

воспитывает человечность,

стимулирует развитие созидательных способностей»

                                                                                      Карл Орф

Информационная карта Проекта

Полное название Проекта

«Картинки с выставки»

Литературно-музыкально-художественный сборник

Авторы  Проекта

Авторский коллектив: Мельник Т.Н., Луцик М.Я., Шаврина Д.Т.,

Черноусенко С.С., Злобина З.С., Бакина С.Г., Инчина Е.М.

Руководитель  Проекта

Мельник Т.Н.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Территория

Нижневартовский район, п.Излучинск

Юридический адрес учреждения

628634 Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, п.Излучинск,

ул.Набережная д.7А,

Телефон

8(2466) 287523,  89222557088

Форма проведения

  1. Выставки художественных работ учащихся «Зимний вернисаж», «Сильнее, выше, быстрее».
  2. Экскурсии учащихся музыкального отделения по выставкам.
  3. Классные часы «Классика в мультипликации» (М.Мусоргский «Картинки с выставки», «Мы играем, сочиняем и поем» и др.).
  4. Факультатив «Юный композитор».
  5. Верстка, оформление и печать сборника.

Цель Проекта

Создание системы деятельности педагогического коллектива

по развитию творческих способностей учащихся музыкального

и художественного отделений, усовершенствование  работы

по выявлению и поддержке одаренных детей

в МАОУДОД «ДШИ им.А.В.Ливна» п. Излучинск.

Номинация Проекта

Инновационный проект учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры

Срок реализации

2013 – 2014 учебный год

Результативность и эффективность (количественные и качественные показатели)

1. Издание нескольких выпусков сборника «Картинки с выставки» (периодичность 1 раз в квартал). Увеличение количества участников Проекта.

2. Повышение мотивации учащихся, преподавателей и родителей

к проектной творческой деятельности.

Место проведения

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств им.А.В.Ливна» г.п. Излучинск

Общее количество участников Проекта

7 преподавателей

30 учащихся

География участников

Обучающиеся «ДШИ им.А.В.Ливна»

Условия участия

Обучение в «ДШИ им.А.В.Ливна»

История осуществления Проекта

  • В рамках предмета специальность преподаватели музыкального отделения провели эксперимент занятий по композиции.
  • Учащиеся художественного отделения подготовили работы для тематических школьных выставок: «Зимний вернисаж», «Сильнее, выше, быстрее»
  • Работы оформлены в рамки и паспарту, выставки открыты в фойе 1 и 2 этажа
  • По итогам экскурсии по выставке преподаватели совместно с учащимися по мотивам художественных работ написали стихи, на которые на уроках сольфеджио и специальности были написаны музыкальные миниатюры.
  • Нотные отрывки были отпечатаны в программе работы с нотным текстом.
  • Художественные работы сфотографированы
  • Сверстан и выпущен буклет. Тираж 3 штуки.

Особая информация

и примечание

Финансирование  осуществлялось за счет личных средств руководителя Проекта

Актуальность Проекта 

Чтобы музыкальные занятия послужили

 базой для роста человеческой личности,

они должны быть наполнены творчеством. К.Орф

В современных условиях, при высоких темпах общественного развития, обусловленных научно-техническим прогрессом, развитием коммуникационных средств, массовой информатизацией, предъявляются повышенные требования к социализирующейся личности.

Для демократического государства важно, чтобы люди были адаптированы к жизни в сложных, меняющихся условиях и могли в них самореализоваться. В настоящее время в значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в ее социальном, профессиональном и личностном значении. Современная ситуация, в которой происходит становление молодежи, характеризуется особой сложностью и неоднозначностью, обусловленных целым рядом причин. Данное обстоятельство требует пересмотра и научного обоснования содержания, форм и методов образования.

В официальной концепции непрерывного образования ЮНЕСКО основной акцент сделан на развитии у человека способности профессиональной и социальной адаптации в постоянно обновляющейся жизни, а это предполагает на наш взгляд, развитие творческих качеств личности. Акцент современного общества на человеческом факторе, а также осознание им в последние годы потребности в творческой элите, как двигателе прогресса, способствовало созданию благоприятных условий для работы с одаренными и талантливыми детьми, что отражено в Федеральной целевой программе «Одаренные дети», Президентской программе «Дети России» и других законодательных актах. С 1975 г. существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию незаурядных детей. В международной Конвенции о правах ребенка акцентируется значение реализации индивидуальности формирующейся личности: «образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме».

Изучение творчества (творческой личности, творческих способностей, творческого процесса) имеет богатую традицию в философских, психолого-педагогических, культурологических и искусствоведческих исследованиях. В то же время, в исследованиях творчества накопились и обозначились определенные противоречия между:

- нормативностью учебной деятельности и потребностью в творческих личностях, как потенциале общественного развития;

- социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью психолого-педагогических технологий развития креативности — как общей способности к творчеству;

- естественным стремлением ребенка к творческой активности и системой ограничений, запретов со стороны педагогов и социального окружения;

- значительным потенциалом в развитии креативности, которым обладает музыкальное искусство и преобладанием репродуктивных форм обучения музыке.

В задачи музыкального образования входит:

- формирование музыкальной культуры, представляющей положительный социально-художественный опыт, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения;

- развитие у учащихся музыкальных способностей; совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса,

- приобретение учащимися умения применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой специальной литературой.

Вопросы музыкального творчества, творческого развития личности в процессе обучения музыке рассматриваются в работах отечественных (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, В.Г.Ражников, Г.М.Цыпин, Г.И.Шатковский, Б.Л.Яворский и др.) и зарубежных (Б.Барток, Э.Виллемс, Э.Жак-Далькроз, А.Лехнер, К.Орф и др.) педагогов. Принципиальное значение для нас имеют работы, посвященные творческому музицированию (Э.Сайклер, В.К.Чуреев, Г.И.Шатковский и др.); импровизации (В.Г.Коваленко, С.М.Мальцев, Л.Н.Мун и др.); сочинению музыки (М.Ф.Гнесин, О.Е.Евлахов, Е.И.Месснер, А.И.Муха и др.).

Использование педагогами проектной деятельности является инновационным направлением в осуществлении образовательного процесса в ДШИ, способствует формированию у детей навыков исследовательской деятельности, творчества и воображения, логического и музыкального  мышления, рассчитано на зону ближайшего развития детей, соответствует требованиям развивающего обучения.

Правовое обеспечение проекта:

  • Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.
  • Закон об Образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»
  • Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы
  • Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России»
  • Целевая  программа Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

    «Дети Югры» на 2011-2013 годы (Постановление от 9 октября 2010 г. № 247 - п)

  • Программа развития  ДШИ А.В.Ливна на 2010-2015 годы.
  • Устав школы.

Аудитория Проекта: Обучающиеся младших классов преимущественно 1 класс предпрофессиональных программ «Фортепиано», «Живопись», родители и преподаватели МАОУДОД «ДШИ им.А.В.Ливна» г.п.Излучинск.

Главная цель проекта - создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию творческих способностей учащихся музыкального и художественного отделений, укрепление междисциплинарных связей.

 В рамках реализации данного проекта поставлены следующие задачи: 

  • развитие творческого потенциала юных музыкантов и художников;
  •  повышение мотивации учащихся к композиторской и изобразительной деятельности;
  • создание условий для проявления репродуктивного и продуктивного детского творчества, основ полихудожественного образования;
  • развитие интеллектуального и творческого мышления;
  • подготовка к восприятию различных видов искусства, расширения интереса к искусству;
  • выявление и поддержка одаренных детей;
  • привлечение общественного интереса к детскому творчеству;
  • повышение педагогического мастерства и профессионального уровня преподавателей;
  • освоение участниками Проекта новых компьютерных программ для нотной записи;
  • привлечение внимания к здоровому образу жизни, к теме Олимпийских игр 2014;

Этапы и сроки реализации Проекта:

Подготовительный  этап: создание творческой группы преподавателей для реализации Проекта, изучение научно-методической литературы, творческих способностей учащихся младших классов, первоклассников предпрофессиональных программ. Изучение программы для написания нотного текста. Сентябрь – декабрь 2013 года.

Основной этап: Подготовка работ и оформления выставок художественных работ учащихся, знакомство юных музыкантов с работами учащихся младших классов художественно отделения. Сочинение литературных миниатюр к картинам. Сочинение музыкального материала. Подготовка совместной выставки-концерта для родителей. Презентация родительской общественности. Январь – май  2014 года.

Итоговый этап: Подведение итогов, анализ результатов. Выпуск нотно-художественной литературы. Ноябрь 2014 года.

Отчетный этап: Обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе. Создание портфолио Проекта. Декабрь 2014 года.

Методологической основой обобщения опыта  явились основные положения трудов отечественных авторов: отдельные положения музыкальной психологии (Д.Кирнарская, В.Петрушин, Г.Цыпин, Ю.А.Цагарелли, Б.Теплов, К.Орфа и др.).

Необходимые ресурсы:

Материальные: Средства для оформления выставки (рамки, паспарту);

Средства на типографские расходы для выпуска нотно-художественной литературы;

Технические:  Лицензионные программы: для написания нотного текста и верстки материала, фотоаппарат для подготовки художественных работ, компьютер;

Кадровые: преподаватели теоретических дисциплин, фортепиано, изобразительного искусства, специалист по работе в программным обеспечением или обучение преподавателей;

Схема управления проектом

Менеджер проекта - специалист, отвечающий за управление проектом,
– заместитель директора по учебной работе Мельник Т.Н.

Команда управления проектом (проектная группа)

(Луцик М.Я., Черноусенко С.С., Мельник Т.Н.)

Команда проекта – преподаватели художественного и  музыкального отделений.

Бакина

С.Г.

Инчина

Е.М.

Злобина

  З.С.

Черноусенко

С.С.

Шаврина Д.Т.

Луцик

М.Я.

Мельник Т.Н.

Смета расходов на реализацию Проекта

№ п/п

Наименование расходов

Расшифровка расходов

Сумма

1.

Оформление детских художественных работ для выставок (рамки, паспарту)

100 руб.* 25 шт.

2.

Приобретение программного обеспечения

Лицензионная программа по написанию нотного текста

3.

Приобретение программного обеспечения

Установка программы Фотошоп

4.

Типографские расходы

Печать буклетов, тиражирование

500 руб. * 15 шт.

Итого

Основное содержание

«В природе лишь на удобренной почве возможно произрастание

– элементарная музыка, подобно такой почве,

раскрепощает силы ребенка, которые в ином случае не расцветут». К.Орф

От рождения каждый обладает возможностью становления творческих способностей, они не являются врожденными. Они результат становления личности. Но всегда важна среда:  музыка, картины и т.д. Если все вокруг красиво, то и возникает абсолютный критерий красоты, стремление к ней. Можно ли воспитать великого композитора или художника? Если поставить такую задачу, то нет. Потребность воспитывается из причастности к чему-то. Поэтому, если ребенок растет, слушая хорошую музыку, видит, что это оценивается взрослыми, то в него это закладывается. Если первые попытки ребенка оканчиваются удачей, навыки закрепляются, начинает формироваться склонность. А склонность – это та платформа, на которой уже может развиваться способность. Надо создавать возможность для формирования личности ребенка, давать ему возможность выбора. Это должен быть только его собственный выбор.

Нельзя научиться творить и сочинять и рисовать, в том смысле, как, скажем, научиться решать математическую задачу, для решения которой уже существуют готовые формулы.

Вернее можно, конечно, научиться творить по каким-то алгоритмам, технологиям, но итоговый «продукт» будет, скорее всего, тем, что так или иначе уже «осело» в опыте людей, а потому вряд ли будет трогать за живое или явится каким-то значимым продвижением в культуре, каковым было творчество Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского и многих других.

То есть сочинение музыки по уже известным  шаблонам будет сочинением на уровне ремесленничества, но не мастерства. Творчество же преодолевает уже готовые шаблоны, стереотипы, уже знакомый опыт, именно поэтому оно и творчество. Музыка как открытие расширяет горизонты слухового восприятия мира человеком.  Способность творить (сочинять музыку) развивается в самом процессе творчества посредством осмысления и переосмысления этого опыта (причем, как собственного, так и чужого). В основе сочинения музыки лежит не просто комбинирование звуков в какие-то приемлемые для слуха сочетания, а творческая личность автора, его стремление выразить свое чувство, настроение, эмоцию, его восприятие и переживание реальности, к которой он не равнодушен. И вот этому уже научиться нельзя, потому как это имеет отношение к индивидуальности композитора, а личность, индивидуальность нельзя сымитировать, клонировать, описать как алгоритм. Но можно самому стать и быть творческой личностью, индивидуальностью. «Огонь творчества» можно перенимать от других творцов в непосредственном общении с ними и культивировать его в себе. И такой «огонь», наверное, и перенимали: Бах, общаясь с Букстехуде, Моцарт – у Падре Мартини, Бетховен – у Сальери, Лист – у Рейха.

Вышесказанное ни в коем случае не отрицает, что в сочинении музыки, как и в любой профессиональной сфере, есть свои «секреты мастерства», которые композитор-мастер так или иначе, рано или поздно познает: какую тональность лучше выбрать, какой ритм, гармонию,  динамику, агогику и т.д.  – то, что можно в целом назвать «искусство композиции». Но все эти вещи, на наш взгляд, являются своего рода «инструментами» в руках творца. Первично же восприятие и стремление выразить себя, других людей, мир через Музыку. Научиться этому как одному раз и навсегда данному навыку нельзя, но можно это постоянно культивировать в себе.

Еще великий Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». Во все времена существования человека музыканты, музыкальные инструменты были излюбленными темами в живописи. Античные вазы и барельефы с изображениями музыкантов, играющих на кифарах, сменяются средневековыми фресками и иконами с музицирующими ангелами. В эпоху Возрождения художники изображают на своих полотнах даже целые концерты («Сельский концерт» Джорджоне, «Лютнист» Караваджо). На полотнах П. Пикассо часто можно увидеть скрипку или гитару, разобранную на части, показанную в разных ракурсах.

Многие выдающиеся художники писали портреты композиторов, певцов, исполнителей, раскрывая их богатый внутренний мир, многогранность их личности. Таковы портреты Ф. Шопена (худ. Э. Делакруа), М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина (худ. И. Е. Репин), Н. А. Римского-Корсакова (худ. В. А. Серов), Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (худ. А. Я. Головин), С. С. Прокофьева (худ. П. П. Кончаловский), К. Игумнова (худ. П. Корин), Е. Образцовой (худ. И. Глазунов) и др. Талантливый литовский художник и композитор М. К. Чюрленис написал картины под названием «Фуга», «Соната весны. Анданте», в которых средствами живописи передал формы музыкального произведения.

Творческие личности, как правило, не ограничивают себя одной областью искусства. Многие художники были еще профессиональными музыкантами, а некоторые и композиторами. И наоборот. Живопись и музыка связаны между собой особыми узами, и не столько сюжетными или творческими, сколько глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления жизни. Если до середины XIX века художники занимались музицированием и изображением играющих и поющих людей, то с этого рубежа музыканты начали пытаться передавать в звуках произведения изобразительного искусства.
Ф.Лист довольно часто в своих сочинениях опирался на вполне определенные картины. В  фортепианном цикле «Годы странствий. Год второй: Италия» есть пьеса под названием «Обручение». Именно так итальянцы называют алтарный образ Рафаэля Санти «Обручение Марии» - картину совершенно изумительной красоты. Симфоническая поэма «Битва гуннов» написана Листом по мотивам бесспорно лучшего творения Вильгельма фон Каульбаха: величественной фрески с одноименным названием.

Одно время Лист серьезно обдумывал создание целого цикла симфонических поэм, которые хотел назвать «Мировая история в картинах и звуках В. фон Каульбаха и Ф. Листа».

Вслед за Листом названия картин, на этот раз А.Беклина, использовал М. Регер в оркестровой сюите из четырех симфонических поэм. Музыка фортепианной пьесы «Острова радости» К.Дебюсси, написана под впечатлением картины художника А. Ватто. Б.Мартину  изобразил в музыке фрески гениального реформатора итальянской живописи П.Д.Франческа.

П.И.Чайковский и И.И.Левитан - наивысшие выражения устремлений русского искусства, теснейшим образом сблизивших музыку с живописью. Так началась пора расцвета русской пейзажной живописи, проникнутой стихией русской музыки, напоенной ароматом поэтической русской природы. В творчестве русского художника, М.А.Врубеля, мы тоже находим влияние музыкальных произведений. Под впечатлением от оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» художником была создана картина «Царевна-Лебедь».

Считается, что неоднократное прослушивание Врубелем оперы А.Рубинштейна «Демон» послужила в дальнейшем одним из толчков к написанию серии картин, объединенных демоническим образом: Демон сидящий, Демон летящий, Демон поверженный.
Знаменитая картина И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван» написана под непосредственным влиянием музыки Н.Римского-Корсакова. Сам Репин писал: «Я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создавалось у меня под влиянием этой музыки». Всматриваясь в неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она все-таки полна движения,
а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость.

Издавна существуют жанры музыкального портрета и музыкальной зарисовки разных жанров. В фортепьянном цикле «Карнавал» Р. Шуман музыкальными средствами нарисовал портреты своих гениальных современников: скрипача Н. Паганини и композитора Ф. Шопена, да и себя не забыл изобразить под именами Флорестан и Эвсебио. В симфонии и опере П.Хиндемита «Художник Матис» главным героем является христианский живописец Грюневальд, создатель великолепнейшего Изегеймского алтаря. Хрестоматийным примером связи музыки и живописи является фортепианный цикл М.П.Мусоргского по картинам художника В. А. Гартмана – «Картинки с выставки».

Художников и музыкантов во все времена интересовала проблема синтеза музыки и живописи. Особенно наглядно этот синтез осуществился в операх и балетах, где так важны хорошие, качественные костюмы и декорации. Талантливые художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова, П. Пикассо создали непревзойденные декорации и костюмы к балетам И.Ф. Стравинского, к «Шехеразаде» Римского-Корсакова. Да и сами ноты, как и книги, в средневековье часто украшались живописными миниатюрами.

Многие художники работают под музыку любимых композиторов. Музыка создает у них особое творческое настроение. Великие музыканты черпали вдохновение из окружающего мира: кто-то из природы, кто-то в поэзии. Например, И.С.Бах  слушал звуки природы и пытался воплотить услышанное в своем творчестве, над каждым тактом много думал и в итоге мы имеем музыку Баха полную идей и различных мотивов. П.И.Чайковский же вдохновлялся чтением литературы: он писал, что герои Шекспира присутствуют с ним во время сочинения. Существует даже целое ответвление называемое программной музыкой. Великий  Паганини мог подражать в своей игре природным явлениям, например, удару грома настолько эффектно, что слушатели по-настоящему пугались.

Вот так, вдохновляя своих учеников, историями о великих у нас родилась идея этого Проекта – объединить живопись, литературу и музыку, привлечь учащихся к творчеству, смелому и яркому выражению своих мыслей и чувств.

Инновация данной работы для нашей школы заключается в синтезе разных видов искусств в художественное целое и создание принципиально нового творческого продукта деятельности музыкантов и художников.

Сочинение музыки является сложным психологическим процессом, сопровождаемым умственными и физическими усилиями, предельной концентрацией слуха и внимания, напряженной работой памяти и фантазии и для успешной совместной работы ученика и учителя необходима особая творческая атмосфера, личный контакт и обоюдная симпатия.

Понятно, что всякому роду человеческой деятельности соответствует особый склад ума и личности в целом, иначе говоря – определенный психотип. «Технический» или «гуманитарный» склад мышления проявляется уже в детстве. И хотя всю совокупность музыкальных дисциплин принято относить к «гуманитарному» комплексу наук, тем не менее, внутри музыкального мира также существует подразделение на «технически ориентированных»  и «гуманитариев». Конечно, разделение это весьма условно, однако нельзя отказать ему в некоторой объективности. Становится понятно, почему композиция не обязательный предмет для ДШИ и не входит в программу обучения. Разумеется, он предназначен в первую очередь для одаренных детей с творческим складом мышления и хорошей фантазией.

Но авторы прекрасно понимают, что одну из центральных линий личностного развития представляет собой – развитие креативности. Творчество позволяет человеку проявить свою индивидуальность и уникальность. Проведенный теоретический анализ позволил выявить основные компоненты комплекса психолого-педагогических условий развития креативности:

обучение требует создания креативной среды; включения в содержание обучения системы творческих задач; активизации интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной личностных структур; сотворческого взаимодействия.

Анализ различных музыкально-педагогических систем обучения музыке показал, что все авторы отмечают важность занятий художественным творчеством для развития личности, ее креативности. При всем многообразии современных подходов к музыкальному образованию их объединяет одно – большое количество заданий по развитию музыкально-творческих способностей детей. В качестве важнейших условий развития креативности в процессе обучения должны быть следующие: целенаправленная, систематически организованная творческая музыкальная деятельность, включающая все ее виды (восприятие, исполнение, сочинение); дифференцированный подход – учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; занятия сочинением музыки как средство развития креативности учащихся.

Поиски учеными путей развития креативности привели к утверждению мысли о том, что именно художественное творчество является наиболее оптимальным видом деятельности. Занятия искусством с его культивированием индивидуального взгляда, личностного, субъективного отношения рождает творческую направленность личности, которая, обладая свойством широкого переноса, проявляется во всех сферах жизнедеятельности. В процессе музыкального творчества креативность получает свое максимальное раскрытие.

Применительно к обучению сочинению музыки, проведенный анализ позволил выделить следующие условия, способствующие развитию креативности: создать обстановку, благоприятствующую разнообразным проявлениям творчества; поощрять подражательное, интуитивное сочинительство;

Разрабатывая технологию, мы опирались на основные принципы системы Б.Л.Яворского: соединение в работе трех видов музыкальной деятельности (слушание, исполнение и сочинение музыки), неразрывно связанных между собой; развитие эмоциональной отзывчивости детей; развитие художественно-образного мышления. Учитываем принципы педагогической системы обучения композиции Е.И.Месснера: ориентир на развитие образного мышления; поощрение инициативы учащихся; индивидуальный подход к каждому учащемуся; исключение догматизма в усвоении технологии музыкального искусства.

Разрабатывая педагогическую технологию обучения сочинению музыки, мы опираемся на разработанные в психологии творчества этапы творческого процесса: возникновение замысла, разработка замысла, реализация замысла и доработка. В технологии определены внешние и внутренние условия, способствующие эффективному развитию креативности личности ребенка.  К внешним условиям относятся: создание творческой среды; включение в содержание обучения системы творческих задач; активизация интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотивационной личностных структур; сотворческое взаимодействие. К внутренним - приобретение музыкально-теоретических знаний; развитие музыкально-творческих способностей; обогащение опыта музыкальной деятельности.

История Проекта

Учащиеся художественного отделения под руководством преподавателей за период первого полугодия подготовили свои работы и оформили  школьные выставки «Зимний вернисаж» (тематика Новогодних и Рождественских праздников и каникул), «Сильнее, выше, быстрее» (тематика зимних Олимпийских игр). Учащиеся музыкального отделения, которые всегда с большим интересом относятся к школьным выставкам юных художников, прошли с экскурсией по выставкам, обсудили работы на уроках с преподавателями.

В качестве пилотного проекта преподаватели музыкального отделения Луцик М.Я., Мельник Т.Н., Шаврина Д.Т. на уроках специальности и сольфеджио (преп. Луцик М.Я.) включили в работу с учащимися младших классов элементы композиции, что вызвало серьезный интерес обучающихся. Деятельность сочинения музыки на начальном этапе обучения мы ограничили следующими умениями: сочинение одноголосной мелодии на ритмический рисунок, сочинение мелодии на стихотворение, свободное сочинение.

Музыкальное отделение ДШИ с 1 сентября 2013 года начало реализовывать предпрофессилнальную программу «Фортепиано», в рамках которой предусмотрена активная творческая работа. Цикл классных часов «Классика в мультипликации» и знакомство юных пианистов с произведением М.Мусоргского «Картинки с выставки» нашли глубокий эмоциональный отклик у первоклассников, что побудило авторов на работу в данном направлении, используя шедевры юных художников ДШИ.

К написанию музыкального материала творческая группа преподавателей подошла довольно ответственно, и детям было предложено сочинять мелодии на написанные педагогами в стихотворной форме тексты, опираясь на художественное восприятие работ и ритмический рисунок стихов. Необходимо отметить и тот факт, что дети использовали уже полученные на уроках теоретические знания, закрепляя пройденный по программе предмета сольфеджио учебный материал, а в случае необходимости шли на опережение материала.

Возможно, читателю покажется не совсем понятным, как первоклассники могут сами что-то сочинить. Важным психологическим моментом работы следует отметить, что возможности обучения во многом определяются зоной ближайшего развития ребенка. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, что характеризует высший порог обучения. Обучение с ориентацией на ЗБР может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в ЗБР, в одном возрасте преобразуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте. Ребенок осуществляет деятельность, которая дает ему возможность роста. И потому преподаватели участники Проекта терпеливо помогали, направляли, а иногда и просто показывали своим примером, как сочиняются музыкальные отрывки. Так и появлялись пусть маленькие, но уже очень ценные для нас первые творческие опыты учащихся.

В перспективе планируется и «обратная связь» искусств, когда юные художники будут создавать свои «полотна», вдохновленные творчеством юных музыкантов. Кто знает?

Созданный музыкальный материал был оформлен авторами  с помощью нотного редактора, художественные работы отфографированы, и все это благодаря современным компьютерным технологиям  вошло в первый музыкально-художественный литературный сборник, который на память получит каждый участник.

И возможно через много лет, кто-то из великих музыкантов, композиторов или художников, теребя в руках потрепанный буклет, с нежностью скажет:

«А  начиналось все вот так!»

Мы как авторы и участники Проекта получили богатый педагогический и творческий опыт, развивая и в себе таланты поэтов и композиторов, дизайнеров и художников, осваивая новые программы, и очень надеемся, что Проект будет иметь продолжение и развитие.

Развернутый перспективный план работы

№ п\п

Направление работы

Ответственные

Сроки реализации

1

Создание творческой группы преподавателей

2

Изучение методической и научно-педагогической литературы по избранной тематике

3

Разработка  плана работы с учащимися младших классов

4

Сбор информации об участниках Проекта

5

Составление плана теоретической  работы с детьми

6

Выбор тематики Проекта

7

Подготовка материалов учащимися художественного отделения для выставок

8

Просмотры работ юных художников, экскурсии по выставкам

9

Подбор (сочинение) литературного материала

10

Сочинение музыкального материала

11

Подготовка художественного материала по музыкальным миниатюрам

12

Отчетный концерт

13

Подведение итогов работы, корректировка Проекта

14

Выпуск нотно-художественной литературы

15

Подготовка отчетов о реализации Проекта

16

Разработка методических рекомендаций

17

Создание видеоматериала о работе творческой группы по реализации Проекта

Вывод: Пока человеку искусство не стало нужно, мы не знаем способный он, гениальный или бездарный. Главное – это пробуждение у ребенка внутренней потребности в художественном творчестве, и помощь взрослого в том, чтобы такая потребность могла пробудиться. Об этом говорят биографии некоторых выдающихся музыкантов, живописцев – считает отечественный психолог А.А.Мелик-Пашаев.

Ожидаемые качественные результаты:

  • Повышение творческой активности учащихся музыкального и художественного отделений;
  • Повышение мотивации к обучению и самооценки обучающихся;
  • Повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
  • Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие творческой креативной личности;
  • Усовершенствование системы работы с одаренными детьми, внедрение в педагогическую практику технологии индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Создание системы мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов;
  • Удовлетворение спроса родителей на образовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал учащихся;
  • Повышение профессиональной самореализации педагогов, участвующих в данном Проекте;

Ожидаемые количественные результаты:

Выпуск с периодичностью 1 раз в квартал музыкально-художественного буклета, выставки «Музыкальные картинки» и отчетные концерты 2 раза в год;

Социальная эффективность Проекта определяется достижением значений целевых индикаторов, а именно:

  1. выполнение муниципального заказа на создание условий для выявления и развития  художественно-одаренных детей района;
  2. разработанная модель образовательного учреждения для работы с художественно-одаренными детьми (углубленное содержание образования, инновационные образовательные технологии, научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогов);
  3. трансляция опыта в ОУ района для использования в работе с одаренными детьми;

Проектом предусмотрена внешняя и внутренняя оценка эффективности реализации проекта, достижения поставленных целей и задач.

Внутренняя оценка осуществляется группами независимых экспертов:

  • сообществом преподавателей, принимающих участие в Проекте;
  • сообществом учеников и родителей;

Внешняя оценка осуществляется Управлением культуры района.

На основании внешней и внутренней оценки формируется представление об эффективности реализации проекта, достижения поставленных целей и задач, проводится проблемно-ориентированный анализ, корректируются задачи следующего этапа.

Заключение

Выбирая формы и методы музыкального обучения необходимо развивать у детей способности к чувственному восприятию окружающего мира, ассоциативность художественного мышления, выразительность интонации, чувство ритма, умение отражать сопричастное мироощущение.

В целом основной вектор учебного процесса можно определить так: от простого к сложному, от интуитивного к осознанному. От просты форм – к сложным, от абстрактного импровизационного содержания  –  к осмысленному развитию художественного замысла.

Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано. Маленьким детям доступен лишь тот материал, который можно «пересказать», к которому можно нарисовать картинку, чтобы музыкально-ритмическое звучание вызвало у ребенка ясное и знакомое представление, подкрепленное зрительным образом, находило эмоциональный отклик.

Необходимо подчеркнуть, что написанные авторами тексты, не претендуют на роль  программы или на литературные достоинства. Их назначение в другом: служить во время работы вспомогательным интонационным ориентиром, с которым легче найти естественное распределение дыхания и точные приемы исполнения.

Учатся музыке и минимально одаренные и гениально одаренные. В каждом случае работа над художественным образом будет выглядеть по-разному, но начинается она сразу же с первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента и никогда не заканчивается. Несмотря на большое количество публикуемого нотного материала, в пособиях редко учитывается главное – взаимодействие всех элементов начального обучения в аспекте возрастных физиологических возможностей детей. Хотелось бы увидеть в них пусть незатейливые (с учетом детского восприятия), но поэтические мелодии в сочетании с яркими иллюстрациями, помогающими проникнуть в музыкальное содержание произведения. Взаимодействие этих составляющих облегчает работу педагога, развивает творческий потенциал учеников.

Завершая изложение одного из методов творческого развития, хочется обратить внимание, что современному педагогу-музыканту необходимо осуществлять комплексное обучение; развивать слух и творческие задатки, уметь объяснять элементы теории музыки, формировать пианистические навыки. Изменившиеся условия деятельности педагога-пианиста (да и любого педагога-музыканта) заставляют овладевать методами работы с учениками различных уровней способности. Новые идеи дают толчок к непосредственному творчеству педагога, обогащают его опыт, помогают найти индивидуальный подход к каждому ученику. Современная модель инновационной школы должна быть ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы творческого развития личности.

Таким образом, одновременно с реализацией стандарта дополнительного образования выстраивается разветвленная система поиска талантливых детей, поддержки и сохранения их интеллектуально-творческого потенциала, сопровождения в течение всего периода обучения. А освоение опыта исследовательской деятельности, составной части образовательной практики, позволяет по-новому взглянуть на вопросы развития детской одаренности и выстраивать индивидуальный оптимальный образовательный маршрут учащихся от признаков одаренности к творческой самостоятельности.

Связь развития способностей с положительными эмоциями подтверждена сейчас не только в психологических, но и сугубо физиологических экспериментах. Начинать учение ребенка надо с радости познания, только на этом фоне можно развить способности. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения (лучше самопринуждения) надо вводить в учение. Но начало, когда ученье, иначе говоря, организованная умственная деятельность, только начинается, должно обязательно быть приятным, радостным для ребенка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить.

Главная задача педагога не определять музыкальные задатки, а выявлять и формировать способности. «Диалектически продуманная методика должна охватывать все степени одаренности – от музыкально-дефективного (ибо и такой должен учиться музыке, музыка – орудие культуры наравне с другими) до стихийно гениального (Генрих Нейгауз).