Методические рекомендации «Введение элементов ритмики на занятиях младшей группы детского хора»

Мироненкова Надежда Михайловна

Между музыкой и движениями детей есть глубокие связи. Музыкально-воспитательное значение ритмики, как системы двигательных упражнений под музыку,  основывается на том, что слуховые ощущения ассоциируются с мышечными, а восприятие музыки сопровождается непроизвольными двигательными реакциями, передающими временной ход музыкального движения. С помощью музыкально-ритмических движений дети учатся понимать характер музыкальных произведений, знакомятся с темпом, метроритмом, танцевальными жанрами, элементами музыкальной речи, динамикой, музыкальной формой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx29.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДД(ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

«Введение элементов ритмики на занятиях младшей группы детского хора»

Педагог дополнительного образования

Мироненкова Н.М.

г. Санкт-Петербург

2019

Введение элементов ритмики на занятиях младшей группы хора обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями детей. Мы имеем дело с детьми  6-7 лет, и наша задача научить их слушать музыку, уметь более глубоко, чем в детском саду, разбираться в простейших формах ее построения, музыкально-выразительных средствах, жанрах, теоретических понятиях.

Музыкально-воспитательное значение ритмики основывается на том, что слуховые ощущения ассоциируются с мышечными, а восприятие музыки, по словам академика Б.М. Теплова, сопровождается непроизвольными двигательными реакциями, передающими временной ход  музыкального движения. Услышав какую-либо музыку дети определенным способом строят свои движения, которые целиком будут подчиняться характеру музыки: например, услышав бодрый марш, музыку приподнятую, торжественную, ребенок непроизвольно расправит плечи и будет шагать высоко поднимая ноги, энергично, а при слушании лирической мелодии вальса или песни – плавно двигать руками.

Но между музыкой и движениями детей есть и более глубокие связи. В ритмической деятельности найдут отражение и сопоставление контрастных образов, и ладовая окрашенность, и динамика, и ускорение или замедление темпа. И если перед ребенком поставлена задача не просто послушать музыкальное произведение, но и постараться «рассказать» его движением, то это привлечет более интенсивное и органичное восприятие им самого произведения, в то время, как и сама музыка придаст выразительность движениям.

В своей работе «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплов, исходя из многочисленных экспериментальных исследований, делает вывод, что восприятие ритма никогда не бывает только слуховым, оно всегда является слухо-двигательным. Восприятие музыкального ритма – процесс активный, где участвуют три группы анализаторов: слуховой, двигательный и зрительный.

Чтобы музыкально-ритмические упражнения могли полностью выполнять свое назначение в музыкальном воспитании, дети должны уметь владеть своим телом, обладать определенным необходимым запасом двигательных навыков и изменять характер своих движений в зависимости от характера музыки. С другой стороны, чем свободнее малыши двигаются, тем пластичнее реагируют на музыку.

Для начального знакомства удобно использовать легкие бодрые марши, исполняемые в умеренном темпе, например: «Марш» Е. Юцевича, «Марш» Робера или Ф. Магиденко. С первых уроков дети должны ощутить, что под маршевую музыку им удобнее всего шагать, потому что она идет рядом, вместе с ними, и в ней тоже есть шаги, которые следует слушать внимательно и постараться не отставать от них, но и не торопиться, то есть идти в ногу с музыкой. Несколько позже можно ввести понятие доли, как шага в музыке.

Далее следует обратить внимание детей на то, что марш бывает и иного характера. Примером быстрого марша может служить «Кавалерийская» Д. Кабалевского. Темп и характер музыки в этом произведении несколько иной, чем в тех, где удобно было шагать[1]. Под эту музыку шагают не люди, а скачет кавалерия. Поэтому шаги-доли в этом марше удобнее отбивать кулаком одной руки о ладонь другой или имитировать движения всадника, скачущего на коне.

Третий вид марша, с которым знакомятся дети, торжественный. В качестве примера можно привести «Марш» А. Александрова или «Песню о Родине» И. Дунаевского. Нередко дети сами находят свои собственные движения для обозначения метроритмических долей в темпе данного произведения. Поэтому задачей педагога является и научение детей создавать свой ритмический аккомпанемент и исполнять ритмические фигуры четко и выразительно. Но следует обратить внимание педагога и на то, чтобы создание аккомпанемента не являлось самоцелью, а наоборот, любое движение должно быть красивым, гармонировало с характером и выразительными средствами данного произведения.

Когда дети научились правильно в темпе отбивать шаги-доли в марше, их надо ознакомить с танцевальными жанрами – полькой и вальсом, – и обратить внимание на то, что в музыке танцевальной, как и в марше, доли-шаги не равны по силе (есть сильные, а есть слабые). Не случайно даже на параде, шагая стройно и четко, солдаты акцентируют шаг «левой».

Для определения силы долей сначала надо взять темп умеренный, чтобы дети сумели правильно отметить сильную долю хлопком, шлепком или притопом, а слабые – обычными негромкими хлопками в ладоши. С таким сопровождением прослушиваемое произведение прозвучит задорнее и интереснее. Можно предложить детям разбиться на группы-команды и каждой из них отмечать сильную и слабые доли поочередно.

В это же время учеников следует ознакомить и с самим термином «темп» и его выразительными возможностями, чтобы дети могли самостоятельно этим пользоваться. Для этой цели приемлемыми могут быть следующие приемы: педагог исполняет произведение в разных темпах и предлагает найти нужный, наиболее соответствующий характеру. Другой вариант – педагог начинает (или, наоборот, заканчивает) играть произведение на инструменте, а дети продолжают (или, наоборот, начинают) отбивать пульс. Еще одним примером может быть предварительно путем отсчета или отбивания заданный педагогом темп, который дети должны самостоятельно выдержать в движении или пении без дирижерского жеста.

Когда дети могут точно и правильно передавать и выдерживать постоянный темп в музыке, можно поиграть с ними в «карусель». Цель игры заключается в передаче через движение ускорение и замедление темпа. В качестве музыкального сопровождения используется русская народная песня «На зеленом лугу», которая многократно повторяется с постоянным незаметным от раза к разу ускорением, а затем замедлением. Все дети встают в круг, берутся за руки, образуя «карусель». Постепенно она набирает скорость (дети двигаются по кругу друг за другом), раскручивается все сильнее: дети с шага постепенно переходят на легкий бег в соответствии с изменением темпа.

Работу над темпом и ритмом, безусловно, надо вести одновременно не только в движении или слушании музыки, но и в пении. Начиная с небольших попевок и прибауток дети учатся петь выразительно, сознательно используя темп. Поэтому целесообразно подбирать уже на начальном этапе обучения репертуар разнообразного характера в умеренном, оживленном и быстром темпах.

Следующим этапом после определения темпа и пульсации долей является знакомство детей с элементами музыкальной речи, со строением песни в куплетной форме, а также строения мелодий из фраз и предложений. Разбирая с ребятами строение мелодии, можно и следует пользоваться термином «фраза».

Любую песню следует разучивать по фразам. В простых детских песнях они представляют собой небольшой  отрывок мелодии, который поется на одном дыхании и соответствует, как правило, одной строке стихотворного текста. Ребенок должен уметь правильно фразировать и правильно брать дыхание только между фразами, а не в середине, а также уметь выделять из текста любую фразу. На первом этапе это сложная задача, так как любая музыка, которую ребенок слышит дома или на уроке, воспринимается и запечатлевается в его сознании в целом, детально еще не ясная.

Большую помощь в этом случае может оказать ряд упражнений под музыку, в которых дети будут менять свои движения с каждой новой фразой. По такому принципу обычно строятся пляски и хороводы, исполняемые детьми в детском саду на музыкальных занятиях. Сначала педагог должен дать ребятам указания, какие движения и в каком порядке они будут выполнять, предварительно прослушав музыку, и при этом будет напоминать об их смене.

Примером такого упражнения может служить музыкальная игра  «Переложи флажок». Используется мелодия песни Э. Гумпердинка в обработке  М. Иорданского «Стоит стар-человечек». Цель игры – учить детей ритмично передавать предмет из одной руки в другую, координировать движения со звучанием музыки, развивать ощущение музыкальной формы. Каждая фраза этой мелодии четырехтактна, отделена автентическим оборотом и паузой, что создает завершенность музыкальной мысли и позволяет ребенку четко ощущать границу между предыдущей и следующей фразой. Движение, которое он будет выполнять, это передача флажка из одной руки в другую или другим детям, находящимся рядом..

Одновременно с изучением элементов музыкальной речи продолжается работа по знакомству с другими средствами музыкальной выразительности. Наиболее простым, как показывает практика, является ощущение детьми изменения динамики в музыке. Не следует выполнять упражнения, направленные только на различение форте и пиано, а значительно лучше сочетать эту задачу с рядом других, например, изменением характера, фактуры изложения музыкального материала, что сделает упражнение более живым, а восприятие более активным.

Таким примером может служить упражнение «Девочки и мальчики» (английская народная мелодия в обр. Л. Вишкарева). Цель игры: учить детей четко изменять характер движений в связи с контрастами в музыке – фактурными и динамическими. Музыкальное сопровождение представляет собой два контрастных периода: первый исполняется на форте, аккордового сложения, фактура насыщенная. Второй же исполняется пиано на фоне арпеджио, тогда как в первом – на органном пункте. Сюжет игры следующий: ребята строятся по группам и двигаются по очереди. Первый период – идут мальчики, как бы показывая  свою силу: шаг энергичный, сопровождаемый сильными движениями рук, сжатыми в кулаки. Затем двигаются девочки легкими поскоками. При повторении упражнения можно  предложить мальчикам, энергичным и сильным, показать, как легко они могут скакать, а девочкам – как бодро они умеют маршировать.

Разучивая любое музыкально-ритмическое упражнение, педагог должен помнить о воспитании у детей чувства формы. Первым шагом к этому всегда будет предварительное прослушивание музыкального произведения. На пути к более сложным элементам выразительности следует обращать внимание детей на одновременное  выполнение начала и окончания движения в соответствии с началом или завершением звучания музыки.

Еще одним примером является упражнение «Мельница», в котором соединяется целый ряд  разнообразных задач: свободное ритмичное движение рук (так называемое свободное дирижирование), различение динамических моментов, фразировка, чувство формы (музыкальный материал: английская народная мелодия в обр. Т. Ломовой). Первая часть исполняется легко, на пиано, при этом дети будут выполнять плавные движения руками сверху вниз, скрещивая их внизу перед собой, и обратно, словно колеса мельницы, еще не успевшей раскачаться. Но с появлением сильного ветра (начало второй части, где музыка энергичная, измененная ритмически, исполняемая на форте) колесо мельницы закружилось в полную силу. Движение – энергичные взмахи руками с описанием больших кругов-колес с одновременными легкими пружинистыми движениями в коленях, что позволит более свободно подбросить руки вверх.

Говоря о важности и необходимости музыкально-ритмического воспитания, нельзя забывать о двух важнейших правилах:

  1. Все предлагаемые упражнения, несмотря на их краткость и простоту, должны обладать выразительным музыкальным смыслом и требовать осмысленного, выразительного исполнения. Только в этом случае они принесут пользу. Не нужны и даже вредны действия, выполненные безрадостно, без удовольствия и увлечения.
  2. Заниматься ритмикой следует непродолжительное время на каждом уроке, и не стараться добиться сразу безупречного качества исполнения, не «копаться» в упражнениях, не утомлять ребят. Успех придет только в результате систематической работы.

Помня о биологической необходимости детей в разнообразных движениях, с первых же уроков к ним нужно подключать всех детей без исключения. Коллективные занятия по ритмике повышают дисциплину, помогают сплотить класс. Именно ритмическим упражнениям легче всего придать форму, близкую к игре. И если дети, выполняя ритмическое движение, привыкают внимательно слушать музыку, это оказывает благотворное влияние на развитие и мелодического, и ладового чувства.

Список использованной литературы

1. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 270 с.

2. Вопросы методики музыкального воспитания детей, сборник статей. М.: Музыка, 1975 – 128 с.

3. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы.//Музыкальное воспитание в СССР, Вып.1. - М.: Советский композитор, 1978 – с. 58-93.

4. Метлов Н.А. Музыка – детям. - М.: Просвещение, 1985 – 144 с.

5. Нашим детям. Игры, пляски, музыкально-двигательные упражнения для дошкольников. Составитель: Дубянская Е. Л.: Музыка, 1975 – 78 с.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Изд. АПН РСФСР, М. Сн, Пб. 1947. – 274 с.


[1] Конкретно характер «Кавалерийской» можно попросить детей определить самим.