Рабочая программа внеурочной деятельности "Вокальная студия"

Меирова Марфа Михайловна

Программа разработана для учащихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь, с учетом возрастных особенностей учащихся и разных стартовых способностей.

Программа занятий по вокалу предполагает:

музыкально-эстетическое и вокально-техническое развитие творческих задатков детей и подростков, развитие воображения и фантазии;

развитие у учащихся аналитического вокального слуха (способность различать и критически оценивать специфику "певческого звука");

овладение вокально-техническими навыками и элементами художественной выразительности, изучение основ сценического движения и актерского мастерства, формирование у учащихся общего культурного и музыкального уровня.

овладение навыками пения "А капелла" (А Capella) (пения без инструментального сопровождения).

работа над звукообразованием (правильное извлечение звука - его звонкость, полетность, соблюдение манеры исполнения), чистота интонирования, работа над певческим дыханием, артикуляцией, развитие музыкального слуха (сольфеджио, пение на два, три голоса)

работа в дуэте или в ансамбле, умение держаться на сцене (раскрепощение, сценическое движение) и работа с микрофоном. 

контроль и самоконтроль за качеством своего вокального звучания.

В результате полного курса обучения у учащегося должны сформироваться вокально-технические, художественно-исполнительские умения и навыки, развиться активный вокальный слух, выработаться устойчивые вокальные представления о категориях качества певческого голоса, способность критически оценивать собственное исполнение и, как результат всего этого, возможность качественного исполнения изученного материала на эстраде.

Методика проведения занятий основана на использовании современного отечественного и зарубежного педагогического опыта, предполагающего неприемлемость форсирования звучания голоса ученика, приводящего зачастую к непоправимым последствиям. В работе над вокальными произведениями предполагается учитывать степень вокально-музыкальной подготовленности учащегося, необходимость подбора репертуара по техническим и художественным особенностям обучаемого, его возрастных особенностей.

Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга

Обсуждена и согласована

на Методическом объединении

Протокол № 1 от 29.08.2018

Принята на

Педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2018

УТВЕРЖДАЮ

_______________

директор

Цындря Н.М.

Приказ № 32/5 от 31.08.2018

Рабочая программа

внеурочной деятельности по вокальному искусству

«Вокальная студия»

для учащихся 6 -7 классов

Срок реализации – 1 год

Разработчик:

Меирова М.М.

 (ФИО, кв. категория)

Санкт-Петербург

2018-2019 учебный год


Пояснительная записка

Данная рабочая программа  составлена для 6-7 классов в соответствии со  следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V- VIII классов);
  • Приказом Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  • распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
  • распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
  • инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от 21.03.2018    № 03-28-1820/18-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.07.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»;
  • Календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №70, утвержденного приказом директора от 04.04.2018 № 14/3, принятым протоколом педагогического совета от 27.03.2018 № 4;
  • Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Образовательной программой Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №70, утвержденной директором ГБОУ гимназии №70 приказом № _____ от __________ года;
  • Протоколом педагогического совета ГБОУ гимназии № 70 № 4 от 27.03.2018 «О принятии Учебного плана ГБОУ гимназии № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год»;
  • Положением о рабочих программах учебных предметов, курсов ГБОУ гимназии № 70

Рабочая программа вокальной студии

Программа разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь, с учетом возрастных особенностей учащихся и разных стартовых способностей.

Программа занятий по вокалу предполагает:

музыкально-эстетическое и вокально-техническое развитие творческих задатков детей и подростков, развитие воображения и фантазии;

развитие у учащихся аналитического вокального слуха (способность различать и критически оценивать специфику "певческого звука");

овладение вокально-техническими навыками и элементами художественной выразительности, изучение основ сценического движения и актерского мастерства, формирование у учащихся общего культурного и музыкального уровня.

овладение навыками пения "А капелла" (А Capella) (пения без инструментального сопровождения).

работа над звукообразованием (правильное извлечение звука - его звонкость, полетность, соблюдение манеры исполнения), чистота интонирования, работа над певческим дыханием, артикуляцией, развитие музыкального слуха (сольфеджио, пение на два, три голоса)

работа в дуэте или в ансамбле, умение держаться на сцене (раскрепощение, сценическое движение) и работа с микрофоном.  

контроль и самоконтроль за качеством своего вокального звучания.

В результате полного курса обучения у учащегося должны сформироваться вокально-технические, художественно-исполнительские умения и навыки, развиться активный вокальный слух, выработаться устойчивые вокальные представления о категориях качества певческого голоса, способность критически оценивать собственное исполнение и, как результат всего этого, возможность качественного исполнения изученного материала на эстраде.

Методика проведения занятий основана на использовании современного отечественного и зарубежного педагогического опыта, предполагающего неприемлемость форсирования звучания голоса ученика, приводящего зачастую к непоправимым последствиям. В работе над вокальными произведениями предполагается учитывать степень вокально-музыкальной подготовленности учащегося, необходимость подбора репертуара по техническим и художественным особенностям обучаемого, его возрастных особенностей.

Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.

Актуальность программы

В современной жизни необходимо, чтобы человек не только был специалистом в своем деле, но и умел общаться, был развитым членом общества, смог применить свои способности, реализовать свои наклонности и умения в разных сферах общественной жизни.

Это сделает не только его жизнь интереснее, но и позволит лучше адаптироваться в обществе, жить активной насыщенной жизнью.  

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют музыкальный кругозор, познают основы актерского мастерства. Занятия вокалом это самый  короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению.

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи (лечение от заикания). Групповое пение так же представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности.

Программа составлена таким образом, чтобы ребенок, наделенный музыкальными способностями и тягой к творчеству, мог не только овладеть умениями и навыками вокального искусства и развить его, но и в будущем самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.


Цель программы:

Сформировать и развить вокальные умения и навыки.

Раскрыть творческого потенциал обучающихся, расширить их кругозор в различных жанрах и стилях вокального искусства. Сформировать музыкальный вкус. 

Задачи программы:

  1. Формирование устойчивого интереса к пению учащихся.
  2. Овладение академической, эстрадной или джазовой манерой пения (с учетом индивидуальных природных особенностей учащегося, его творческой склонности).
  3. Освоение правильной певческой установкой (положением корпуса, головы, естественностью и свободой мышц лица, шеи, всего артикуляционного аппарата).
  4. Развитие певческого дыхания (дыхательные упражнения) и опоры звука. Обучаемые должны уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих; певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка; во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны; перед началом пения необходимо сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
  5. Овладение кантиленным пением, расширение диапазона голоса учащегося.
  6. Формирование правильного звукообразования  и  звукоизвлечения, ровность звучания гласных на протяжении всего диапазона голоса, работа над динамикой звука.
  7. Формирование музыкально-ритмических навыков, чистоты интонирования, работа над дикцией, над четкой и ясной артикуляцией. Учитывается, что вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью; отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем, чтобы дольше прозвучал гласный звук. Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Предусмотрено для развития гибкости и подвижности

  1. артикуляционного аппарата использование методик, основанных на применении различных скороговорок.
  2. Развитие чувства ритма, что является неотъемлемой частью в вокальной работе. Понятие "ритма" подразумевает особенности распределения звуков во времени. Точное ощущение ритма (метра) является залогом качественного исполнения ритмического рисунка исполняемого произведения. Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно-двигательную природу человека. Следствием этого является связь музыки с движением (когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей). Обучаемые дети должны уметь не только точно передавать простой ритмический рисунок хлопками, но и в процессе освоения овладевать сложными ритмическими рисунками.
  3. Приобщение ребенка к основам музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение музыкального и художественного кругозора.
  4. Развитие музыкального слуха обучающего, формирование ладового чувства, правильных музыкально-слуховых представлений.
  5. Приобретение начальных навыков интонирования песен без инструментального сопровождения ("А капельно").
  6. Обучение выразительному исполнению музыкального произведения, освоение навыков умения держаться на сцене, умение работать с микрофоном как при инструментальном сопровождении, так и под "минусовую" фонограмму, развитие актерских задатков, непринужденности и естественности сценического движения.
  7. Умение преодолевать психологические комплексы и "зажимы" благодаря систематическим концертным выступлениям (участие в школьных мероприятиях, в конкурсах на выезде и фестивалях детского творчества) и работой над повышением самооценки в процессе систематических занятий. Раскрепощение личности и уверенности в себе.
  8. Формирование внутренней мотивации к творческому самовыражению, проявлению творческой инициативы, осознание своих возможностей и развитие артистической сконцентрированности и жизненной целеустремленности.
  9. Дети в процессе обучения особенно на групповых занятиях учатся творческому общению между собой.  


Содержание программы:

Распевки Занятия начинаются с распевания учащихся, что является важным и неотъемлемым элементом каждого занятия, результатом чего является постепенное расширение вокального диапазона, формирование певческих установок, развитие правильного певческого дыхания, организация плавного вдоха и выдоха, постановка правильного звукоизвлечения (голосообразования), мягкая атака звука, пение на легато в поступательном движении мелодии и на интервалы.

Главная функция распевания – разогрев и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе.

Разучивание и исполнение музыкального репертуара. Обучение на данном этапе предполагает исполнение произведений различного характера и темпа, развитие музыкального слуха, образной художественной выразительности.  Репертуар подбирается в зависимости от возраста, индивидуальных природных вокальных способностей, предрасположенности голосового аппарата, художественных и жанровых предпочтений учащихся. Репертуар включает в себя как классическую музыку, так эстрадные и джазовые произведения. Исполнение предусматривается как под «минусовую» фонограмму, так и под аккомпанемент фортепиано.

Упражнения (дыхательные, артикуляционные, направленные на развитие подвижности и выявления тембра голоса). Направлены, чтобы в процессе занятий добиться максимального развития голосового аппарата учащегося, силу звука, нюансировку, расширение диапазона, работа над тембром.

 Слушание музыки (знакомство с различными стилями музыки, композиторами, исполнителями). Проводится обзор по всем вокальным стилям: джаз, песни с народными напевами в современной обработке, рок-произведений, классической вокальной музыки; обучение разным вокальным техникам.  Прослушивание музыкальных произведений, с последующим анализом и освоением репертуара.

Гигиеническое воспитание - правила ухода за вашим природным инструментом, которые помогут сохранить голос.

Музыкальная грамота (нотная грамота, сольфеджирование, дирижирование). Начальный музыкально-теоретический учебный курс включает нотную грамоту и первоначальные сведения о музыке, её элементах и выразительных средствах.


Актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение.

Занятия эстрадным вокалом предполагают огромную палитру выразительных средств,  позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но также подать любую песню в необходимом драматическом исполнении.

Работа с микрофоном  это основной элемент в работе эстрадного певца на современной сцене. Микрофон – связующее звено между реальным акустическим звуком и его представлением слушателями. 

Контрольно-измерительные материалы:

Творческие задания - исполнение в трио, исполнение на два голоса, исполнение с инструментом.

Дискуссии – участники дискуссии отстаивают любимое направление в музыке, приводя примеры любимых исполнителей, из музыкальных произведений.

Беседа – проявление творческих способностей; умение понимать и высказать свое мнение на заданную тему используя музыкальную терминологию.

Игра – исполнение партии за какого-либо персонажа, исполнение песни от лица какого-нибудь героя. Направленные на развитие слуха и т. д.

Анкетирование

Презентация

Выступление на  школьных концертах, конкурсах, детских фестивалях


Учебно-тематический план

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

07.09.2018

Давайте познакомимся. Выявление творческих способностей

1 час

игра, беседа

14.09.2018

Мое отношение к здоровью. Что такое гигиена голоса

1час

анкетирование

презентация

21.09.2018

Путь к мастерству. Методика освоения певческого дыхания

упражнения

28.09.2018

Толерантность к себе (преодоление сценического волнения, воспитание психической устойчивости на выступлении)

тренинг

беседа

05.10.2018

Концерт ко Дню учителя

1,5ч

выступление учащихся с сольными номерами, ансамбль с инструментальным исполнением

12.10.2018

Особенности вокального исполнения джазовых произведений

слушание музыки, анализ произведения, проработка особенностей исполнения, освоение репертуара

19.10.2018

Освоение основ теории музыки (нотная грамота)

викторина, игра

26.10.2018

Знакомство с оркестром различного состава (джазовый, эстрадный, камерный, симфонический и др.)

беседа, презентация

09.11.2018

Продуманный имидж (выбор костюма для выступления)

дебаты, презентация, видеоматериалы

16.11.2018

Прогон концерта ко Дню открытых дверей (17.11.2018)

генеральная репетиция, исполнение сольных номеров в костюмах

23.11.2018

Концерт "День матери"

1,5ч

выступление учащихся с сольными номерами и в ансамблях

30.11.2018

Особенности вокального исполнения русского романса

слушание музыки, анализ произведения, проработка особенностей произведения, освоение репертуара

07.12.2018

Освоение актерского мастерства (раскрепощение, культура сценического поведения). Основы декламации (сцен.речь)

игры, чтение стихотворений

14.12.2018

Искусство перевоплощения (освоение актерского мастерства)

творческие задания, игры

21.12.2018

Особенности вокального исполнения зарубежной эстрады

слушание музыки, анализ произведения, проработка особенностей произведения, освоение репертуара

28.12.2018

Концерт Рождественская  ярмарка

1,5ч

выступление учащихся с сольными номерами, в ансамблях и с инструментальным исполнением

18.01.2018

Исполнение А капелла (одноголосые и многоголосие)

исполнение, упражнения, освоение репертуара по теме

25.01.2019

Концерт, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда

1,5ч

сольное выступление учащихся

01.02.2019

Репетиция номеров к концерту, посвященному 8 Марта

репетиция сольных номеров  дуэт, трио и ансамблей

08.02.2019

Основы актерского мастерства

творческие задания

15.02.2019

Освоение патриотического репертуара

слушание музыки, анализ произведений, проработка особенностей произведений, освоение репертуара

22.02.2019

Концерт ко Дню защитника отечества

1,5ч

исполнение сольных номеров, ансамбли

01.03.2019

Репетиция номеров к концерту, посвященному 8 Марта

исполнение сольных номеров, ансамбли

15.03.2019

Особенности вокального исполнения народных песен

слушание песен разных народов мира, с последующей дискуссией

22.03.2019

Освоение основ нотной грамоты (сольфеджирование и дирижирование)

творческие задания

05.04.2019

Знакомство с вокальным оперным искусством

слушание музыки, анализ произведений, знакомство с популярными исполнителями

12.04.2019

Космическая тематика в советской и современной музыке

освоение репертуара

19.04.2019

Нужна ли авторская песня в наше время

дискуссия, слушание песен

26.04.2019

Песни военных лет

 слушание музыки, анализ произведений, знакомство с популярными исполнителями, освоение репертуара

17.05.2019

Особенности вокального исполнения русского и западного рока

слушание музыки, анализ произведений, знакомство с популярными исполнителями

24.05.2019

Ремесло или творчество (заключительное занятие) Оперетта, мюзикл, рок опера

1,5ч

презентация, слушание, освоение репертуара

        


Список литературы

  1. Асафьев, Б.В. Музыкальна форма как процесс. - Ленинград.: Музыка, 1971 - 376 с.
  2. Асафьев, Б.В. О народной музыке. - Ленинград.: Музыка, 1987 - 248 с.
  3. Балабан, О.В. Импровизация как средство постижения народной музыкальной культуры. - Мир науки, культуры, образования, № 2 (51), 2015 - 199-200 с.
  4. Барбан, Е.С. Джазовые диалоги издательство. - СПб.: Композитор, 2006 - 304 с.
  5. Беспалов, О.И. К вопросу об экспериментальном исследовании по развитию музыкально-импровизационных способностей подростков. - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, № 3, 2009 - 325-330 с.
  6. Будницкая, Т.А. Принципы работы вокалиста над джазовым репертуаром. - Журнал Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения, № 9, 2015 - 8с.
  7. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007 - 338 с.
  8. Дмитриева, Т.А. Диссертация на тему Развитие креативности подростка в процессе обучения импровизации. - М.: МПГУ, 2005 - 214 с.
  9. Иофис Б.Р. Импровизация и сочинение музыки. - М.:МПГУ, 2006 - 72 с.
  10. Зайцева, А.С. Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в ВУЗах культуры и искусств. - М.: автореферат, 2012 - 25с.
  11. Зайцева, А.С. Некоторые вопросы обучения джазовой импровизации вокалиста в процессе профессиональной подготовки в ВУЗах культуры и искусства. - Вестник МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь, 2012 - 167-171 с.
  12. Карягина, А.В. Джазовый вокал. - СПб.: Планета музыки, 2008 - 48 с.
  13. Кинус, Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008 - 192 с.
  14. Клипп, О.Я. Постановка голоса эстрадного певца. - М.: МПГУ, 2003 - 18 с.
  15. Клипп, О.Я. История эстрадной и джазовой музыки. - М.: МПГУ, 2014 - 87 с.