Открытый урок «Закрепление понятия «средства музыкальной выразительности» на начальном этапе обучения игре на фортепиано»

Бушнева Ольга Николаевна

Открытый урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx33.44 КБ
Файл dokument_microsoft_word.docx12.83 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

“Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”

Конспект открытого урока

на тему «Закрепление понятия «средства музыкальной выразительности» на начальном этапе обучения игре на фортепиано»

Выполнила:

 Бушнева Ольга Николаевна

 преподаватель фортепианного отделения

Железногорск 2018 г.

Тема урока:

  «Закрепление понятия «средства музыкальной выразительности» на начальном этапе обучения игре на фортепиано».

Тип урока: комбинированный (закрепление и комплексное применение знаний)

Цель урока:

Повторить и закрепить понятия «средства музыкальной выразительности» на материале изучаемых произведений.

Задачи урока:

  • образовательные: закрепить изученные средства музыкальной выразительности: штрихи, нотная грамота; продолжить формировать практические навыки  игры штрихами: non legato, legato, staccato; продолжить знакомить с динамическими оттенками посредством использования музыкально-дидактических игр;
  • развивающие: продолжать развивать произвольную память, внимание, музыкальное мышление, навыки слухового контроля, творческую активность учащейся через различные виды деятельности;
  • воспитательные: воспитывать трудолюбие и усидчивость, формировать умение самостоятельно работать с музыкальным материалом, прививать любовь к музыке.

Вид урока:  практическое занятие.

Форма урока: индивидуальная.

Технологии обучения:

- технология личностно-ориентированного обучения

- игровые технологии

- технология индивидуального обучения

- здоровьесберегающие технологии

Методические приемы: 

  • Словесные (вопросы, беседа)
  • Наглядные (использование иллюстративного материала, показ преподавателя)
  • Практические (метод упражнения, рефлексии)
  • Игровые (музыкально-дидактические игры)

Оборудование: два фортепиано, подставки на сидение, под ноги, иллюстрации к произведениям, карточки с музыкальными обозначениями (музыкальные штрихи, динамика); ноты произведений, стенд для музыкальной игры «Кот Василий», картинки-смайлики.

Репертуарный план урока:

1.Упражнение Ш. Ганон, гамма До мажор

2.А.Гедике Этюд

3.Л.Емельянова «Щенок»

4.Т.Зебряк «Грустное настроение»

5.А.Рюигрок «Горе куклы»

План урока:

I. Организационный этап.

II. Основной этап:

  1. Повторение пройденного материала: гамма до мажор, упражнение Ш.Ганона, А. Гедике Этюд
  2. Систематизация и обобщение знаний о средствах музыкальной выразительности. Работа над произведениями Л.Емельянова «Щенок», Т. Зебряк «Грустное настроение». Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Замок»
  3. Закрепление понятия «динамические оттенки» музыкально-дидактическая игра «Кот Василий»
  4. Работа над произведением А.Рюигрок «Горе куклы»

III. Подведение итога урока.

Ход урока:

Начальное обучение юных пианистов - удивительно живой, творческий и очень индивидуальный процесс. В этот период дети впервые знакомятся с музыкой, учатся ее понимать, формируется их вкус, музыкальные представления, они получают первоначальные навыки игры. С самого начала занятий важно вызвать у детей интерес к музыке, постараться, чтобы ученик полюбил музыку.

Начальный период обучения наиболее важен и труден. Ребенок в 6-7 лет по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далекий результат). Наиболее полно он раскрывает свои возможности в игре. Важно так выстроить игру, чтобы ребенок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно решал их. Все, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно самые элементарные задачи сделать интересными и волнующими. Иногда мы недооцениваем способности ребенка мыслить и понимать и, желая подделаться под него, впадаем в фальшивый примитивный тон. Дети моментально чувствуют фальшь. Она их оскорбляет и отталкивает. Бесцельно тогда стараться пробудить у ребенка какие-либо музыкальные ощущения и настроения , ибо все его внимание поглощено неправильно взятым тоном и закрыто для восприятия чего-либо другого. Также неправильно разговаривать с ребенком в духе безоговорочного приказа, строгого беспрекословного подчинения. При таком подходе основным состоянием ученика на уроке будет страх и скованность, боязнь сделать то, что не понравиться педагогу. Ребенок должен почувствовать, что учитель разговаривает с ним как с равным. Тогда ученик испытывает доверие к учителю и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это доверие. Так создается почва для того, чтобы заинтересовать ученика музыкальными уроками. Не следует часто подчеркивать ученику его недостатки, например, внушать ему, что он ленивый, не музыкальный не ритмичный и т.д. в данном случае внушение опасный метод, которым лучше пользоваться для воспитания положительных сторон. Педагог  обязан найти эти стороны (пусть самые незначительные) и в своей работе опираться на них, поощрять их и развивать. Это не значит, что на недостатки можно закрыть глаза. Наоборот,  с ними нужно активно бороться. Однако они, как и все плохое, виднее, понятнее и острее ощутимы на фоне чего-то хорошего.

На мой взгляд, разговаривая с ребенком на равных, все-таки не следует  забывать о том, что в 6-7 лет ребенку свойственно конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Решая с учеником самую узкую задачу, педагог не имеет права узко мыслить. Опыт и стаж педагога не должны приводить к раз навсегда найденным  и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблонам в обучении. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач, может быть разной. В умении найти для каждого ученика наилучший путь и темп развития проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим психологом, чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.

                                                                                                     

План-конспект открытого урока                                         Приложение 1                                       

№№ п  /п

Этап  работы

Задачи этапа

ход  этапа

1.

Организационный

- организовать, настроить на работу;

- создать благоприятную эмоциональную атмосферу;

- обозначить цель урока

1.1 Приветствие:

Здравствуй Лера, я рада видеть тебя сегодня на уроке. Я надеюсь, что урок будет интересным и увлекательным для тебя, но для этого нам надо хорошо постараться.

1.2 обозначение цели урока:

Учитель: сегодня на уроке мы с тобой вспомним средства музыкальной выразительности (динамические оттенки, штрихи и т.д) и поработаем над ними в музыкальных произведениях

2.

Основной

  1. Повторение пройденного материала
  2. Систематизация и обобщение знаний о средствах музыкальной выразительности
  3. Закрепление понятия «динамические оттенки» музыкальная игра «Кот Василий»
  4. Работа над произведением А.Рюигрок «Горе куклы»

2.1.игра упражнения, гаммы:

Учитель: Сейчас мы поработаем над гаммой до мажор. Какое упражнение мы с тобой выучили?

Ученик: (ответ)

Учитель: Правильно. Сыграй, пожалуйста, гамму от звука «до» в расходящемся движении. Задачи остаются те же - исполняем активно, ровно, с динамическими оттенками, и следим за тем, чтобы руки играли вместе. (Работа над гаммой, преподаватель обращает внимание учащегося на ровное исполнение, игру «вместе»)

Учитель: Хорошо. А теперь давай сыграем упражнение Ш. Ганона, Лера тебе нужно обратить внимание на движение кисти, слушаем каждый звук, старайся исполнить синхронно.

(Исполнение упражнения, преподаватель следит за правильным исполнением, движением кисти, корректирует)

Учитель: молодец Лера, мы с тобой повторили разминку для наших пальчиков, а теперь давай исполним этюд. Вспомни, какие задачи мы ставили перед собой на прошлом уроке? Как ты должна исполнять гаммообразные пассажи?

Ученик: (ответ)

Учитель: Молодец совершенно верно, исполняем пассажи ровно, незаметно передавая группировки шестнадцатых нот из правой руки в левую. (Исполнение этюда с учетом поставленных задач)

2.2 Обобщение и систематизация знаний. «Творческая лаборатория»

Учитель: А сейчас исполни пьесу «Щенок» (исполнение пьесы) Итак, какое по характеру это произведение, какой образ тебе представляется?

Ученик: веселый, задорный характер, можно представить маленького забавного щенка.

Учитель: какими средствами музыкальной выразительности композитор пользуется чтобы отобразить этот характер?

Ученик: мажорный лад, штрих стаккато, акценты, фермата, средний регистр (отвечает с помощью педагога)

Учитель: А как ты думаешь, поменяется ли характер, если мы изменим средства музыкальной выразительности. Я предлагаю поиграть в такую игру, которая называется «Творческая лаборатория», т.е. будем экспериментировать над произведением и наблюдать за изменением характера и образа.

(Учитель исполняет это произведение в миноре, использует низкий регистр и штрих легато.)

Учитель: Итак, поменялся ли образ? И какой характер сейчас передает это произведение?

Ученик: можно представить грустного большого  мишку, идущего по лесу.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать? Изменился ли характер и образ произведения в ходе нашего эксперимента? (ученик отвечает на вопросы, и с помощью педагога делает вывод, что в ходе разучивания различных произведений, нужно обращать внимание на эти средства музыкальной выразительности, и стараться точно  исполнять, все ,что написано в нотах)

По такому же принципу проводится анализ и работа над произведением  Т.Зебряк «Грустное настроение»

Физ.минутка

Снятие напряжения и усталости в руках, пианистическом аппарате. Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Замок» (приложение 3)

2.3.Музыкально-дидактическая игра «Кто Василий»

Учитель: Я сейчас буду читать стихотворение «Кот Василий» (приложение2) и вместо слов «громко», «тихо», «очень громко», «очень тихо», «чуть погромче», «чуть потише» ты будешь показывать те динамические оттенки, которые соответствуют этим словам

Ученик выбирает из предложенных картинок верные динамические оттенки.

2.4.Работа над произведением «Горе куклы»

Учитель: Сейчас мы поработаем над произведением «Горе куклы». Ты уже выучила текст наизусть, и теперь мы поработаем над динамическими оттенками и фразами.

(Педагог показывает исполнение глубокого полнозвучного, но не кричащего меццо форте, невялого пиано развитие к кульминации, и диминуэндо к концу каждой фразы, учащийся повторяет)

Учитель: Молодец, старайся восьмые ноты партии правой руки играть ровнее, точно исполняя аппликатуру. Обращаю твое внимание на аккомпанемент левой руки мягкое исполнение четвертных нот. (Педагог показывает прием исполнения четвертных нот аккомпанемента левой руки, учащийся пробует исполнить так же)

Домашнее задание:

Учитель: дома тебе нужно поработать над динамическими оттенками, приемами исполнения штриха легато и стаккато.

   3.

Подведение итога урока

- совместное с учащимся подведение итога урока;

- оценка учащимся прошедшего урока;

-рефлексия урока

3.1. Подведение итога урока:

Учитель: Итак, над чем мы сегодня с тобой работали? что тебе больше всего запомнилось?

Ученик: ответ

3.2.Оценка учащегося

Учитель: сейчас Лера, я предлагаю тебе выбрать тот смайлик, который отражает твое настроение (ученик выбирает картинку-смайл)

3.3 Рефлексия урока

В ходе урока поставленные мною задачи были выполнены. Урок прошел в спокойной, доброжелательной и деловой атмосфере. Ученица была внимательна, собрана, быстро реагировала на происходящее и чувствовала себя уверенно. Она продемонстрировала свободное владение музыкальным и теоретическим материалом, что положительно сказывается на ее слуховом  и техническом развитии. Для дальнейшего продвижения по программе необходимо чаще привлекать ученицу к участию в концертной деятельности и конкурсным мероприятиям.

Список использованной литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., «Музыка», 1970.

2. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – М., «Кифара», 2002.

3.Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике.- М., «Классика», 2004.

4. Барахтина Ю.В. Ступеньки юного пианиста.- Новосибирск: окарина, 2007.




Предварительный просмотр:

                                                                                                        Приложение 3

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Сидит зайка косой

Под высокой сосной

Под другой сосной

Сидит зайка другой.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На стене висит замок

Кто открыть бы его смог?

Потянули, покрутили

Постучали и открыли.



Предварительный просмотр:

                                                                                            Приложение 2

Музыкальная игра «Кот Василий»

Жил кот Василий

Ленивый был кот

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил

Громко, настойчиво кушать просил,

Да чуть потише на печке храпел-

Вот вам и все, что он делать умел.

Кот, как-то раз, видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши очень тихо взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

 

А на самом деле в то время, когда наш кот Василий спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише, смеясь над котом

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, очень громко чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера долго над ним потешались.