ТРИ ДУХОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. СТРАВИНСКОГО ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ

Бушнева Ольга Николаевна

Сравнительный анализ духовных произведений "Отче Наш", "Богородице Дево, радуйся", "Верую" И. Стравинского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stravinskiy.docx12.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТРИ ДУХОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. СТРАВИНСКОГО

ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ

Бушнева Ольга Николаевна

преподаватель

МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве»

г. Железногорск

 "Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее,

не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз,

не наставляет в философии и не помогает достигать

полного презрения к житейским предметам, как согласная

мелодия и управляемое ритмом божественное пение"

Иоанн Златоуст

 

Трудно охватить общим взглядом творчество Игоря Стравинского. Не только потому, что он прожил долгую жизнь - почти девяносто лет, из которых более шестидесяти были отданы творчеству. И не только потому, что наследие его огромно. Главная трудность заключается в том, что облик композитора не раз менялся до неузнаваемости. Но все-таки, композитор всегда и во всем был настоящим, его перемены обусловлены не очередной художественной  модой, а потребностью его пытливой натуры, неутомимо искавшей новые пути.

В огромном списке сочинений есть значительное количество опусов, написанных на христианские сюжеты и тексты, однако эта часть наследия менее всего исследована. Среди них три духовных сочинения:

"Отче наш" для смешанного хора a capella, 1926 год;

"Верую" для смешанного хора a capella, 1932 год;

"Богородице Дево, радуйся" для смешанного хора a capella, 1934 год .

Эти произведения можно назвать религиозной музыкой, не предназначенной для исполнения за богослужением. Войдя в храм, мы никогда не услышим эти сочинения (хотя отдельные случаи исполнения имеют место быть), т.к. они  плохо вписываются в современный богослужебный обиход.

Последовательное обращение Стравинского к христианским песнопениям обусловлено его особым отношением к религии. В одном интервью второй половины тридцатых годов Стравинский заявляет: "Что касается меня, то я – человек верующий" [1, с.305]. Действительно, Игорь Стравинский на протяжении всей своей жизни посещал церковь, принимал обряд причастия, общался со священниками. Но религиозные взгляды композитора сложились не сразу и всегда претерпевали изменения, в разные периоды жизни он неоднозначно относился к церковным канонам. Он воспитывался в религиозной семье, все указывает на то, что корни его религиозности находятся в раннем детстве, в семейных традициях и обстановке, которая его окружала. Известно, что композитор «молился ежедневно, до и после сочинения музыки, молился, когда встречались трудности в работе» [1, с. 315]. Следует заметить, что не случайно его первым религиозным сочинением является хор «Отче наш», затем к нему примыкают еще два песнопения на тексты православных молитв хоры «Верую» и «Богородице Дево, радуйся». Эти произведения И. Стравинский сочиняет в период зрелого творчества неоклассицизма. Но неоклассицизм носит универсальный характер. Композитор стремиться к господству порядка и дисциплины, вплоть до самоограничения, у него появляется склонность давать замыслу «точный адрес». Отметим, что появляется определенность жанра, сюжета, музыкального материала. Он погружается в музыку добаховской эпохи и моделирует различные музыкальные стили эпохи Ж.Б. Люлли, К.В. Глюка. Попробуем проследить, как тексты православных молитв композитор представил в ракурсе аскетично нейтрального  стиля сочинения. Хотя следует заметить, что сам композитор всегда говорил о сохранении национальных православных истоков. «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это – в ее скрытой природе» [5, с. 247].

«Отче наш»

Песнопение исполняется на «Божественной Литургии». Композитор оставляет текст молитвы неизменным. Стихи 9-13 Евангелия от Матфея:

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

(От Матфея 6:9-15)

        Возношение Богу хвалу поклонения, будучи, не в состоянии до конца осознать Его неизмеримое величие, Его силу и могущество, Его абсолютное владычество над всеми царствами земли. В такую минуту мы можем только, как дети, подняв взор от земли, обратить его на Царя царей, Господа господствующих, с восторгом, страхом и трепетом взирая на дела рук Его, понимая, что никогда, живя в этой телесной храмине, не в силах объять Необъятное, имя Которому – Бог [3, с. 384].

Молитва «Отче наш» предельно проста и  доступна, но одновременно непостижима для ума человеческого в силу ее невидимой протяженности в пространстве и времени.

Музыкальный материал произведения лишен внешних эффектов, прежде всего, обращен в сферу внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Музыкальная форма не прослеживается, это связано с особенностями литургического текста, который не дает нам возможности заключить его в симметричные рамки тактов периода. Мелодия сумрачна, рациональна и конкретна, в тональности c-moll. Статичное движение одновременно во всех партиях, а так же продублированные группировки длительностей напоминают хорал. Гармоническая вертикаль в произведении возникает вследствие соединения нескольких самостоятельных мелодических линий. Такая линеарная гармония характерна для И. Стравинского. Принцип музыкального развития построен на повторении материала. Голосоведение строится на параллельном движении голосов в партиях в терцию, сексту. Метроритмические особенности обусловлены структурой текста. Размер смешанный – чередование 2/4, 5/8, 3/4, 7/8, 4/8 создают ощущение трехдольного метра. Фактура аккордовая, гармоническая. Основная тональность c-moll. Произведение написано для смешанного хора, композитор не использует divisi в хоровых партиях. Диапазон: до малой октавы – ми бемоль второй октавы. Тесситура средняя, удобная, преобладают звуки низкого регистра. Вокальная загруженность каждой партии равномерная. Темповое, ритмическое и динамическое равновесие голосов в партиях и отсутствие пауз, создает атмосферу непрерывной текучести, плавности, монотонности, молитвенности. В конце произведения все партии сливаются в унисон долгим, подчеркнутым «аминь», разделенным на два слога.

«Богородице Дево, радуйся»

Тропарь из «Всенощного бдения»:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecи душ наших.  

Рассмотрим текст молитвы: Благодатная – получившая от Бога особую благодать, милость в том, что родила Господа Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого; благословена Ты в женах– прославлена между женщинами; и благословен Плод чрева Твоего – прославлен и Сын Твой; яко Спаса родила еси душ наших – потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Слова этой самой древней и самой прекрасной молитвы Божией Матери взяты из Евангелия. Дева Мария обещала посвятить свою жизнь Богу. Ее взял к себе на житье родственник, старец Иосиф. Он был плотник и жил в городе Назарете. В его доме Дева Мария работала, молилась Богу. Однажды к ней явился Архангел Гавриил. Он сказал Ей: «Радуйся, получившая милость от Бога: Ты прославлена между всеми женщинами!». Дева Мария испугалась, но Архангел сказал Ей: «Не бойся, Ты заслужила милость Божию: Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он назовется Сыном Божиим». Тогда Дева Мария ответила Архангелу: «Я всегда слушаюсь Господа, пусть будет так, как ты сказал».

Архангел сказал, что скоро родится на Земле Иисус Христос. Люди Его давно ждали. В память об этом в Церкви установлен праздник, который называется добрая, благая весть или Благовещение, и празднуется он 7 апреля. Надо в этот день идти в Храм и благодарить Бога молитвой.

А после Благовещения Пресвятая Дева Мария пошла в другой город к Своей родственнице, праведной Елизавете. Елизавета увидела Деву Марию, обрадовалась и сказала Ей: «Прославлена Ты между женщинами и прославлен Сын Твой» [3, с. 386].

Все сочинение выдержано в лирическом, созерцательно-умиротворенном настроении. Непрерывное движение вертикальной структуры музыкальной ткани создает ощущение легкого покачивания. Фактура гармоническая с элементами имитации.

Мелодический материал строится на повторении определенной формулы – короткого мотива с квартовым скачком мелодии. Следует отметить, что такие строгостильные «малые темы», лишенные каденционной замкнутости, характерны для западно-европейского барочного мышления. Здесь мы видим определенное влияние музыки запада на стиль письма И. Стравинского. Особенности текста молитвы делят произведение на условные периоды, а так же оправдывают смену размера 2/4, 3/4, 4/4.

Композитор использует тональность d-moll, но на протяжении всего произведения можно четко уловить мажорную, светлую палитру. Удобная тесситура, не высокий диапазон хоровых партий, спокойный темп делают это произведение доступным для исполнения.

«Верую»

Текст молитвы:

1Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь [3, с. 389].

Во всем произведении преобладает аккордовая фактура. Музыкальная форма следует за текстом. Мелодическая и гармоническая ткань представляет собой одно органическое целое. Скандирование текста православной молитвы происходит в аккордовых вертикалях. Характерной особенностью этого сочинения является главный выразительный элемент – ритм. Острый ритмический рисунок (группировки шестнадцатых нот и пунктир восьмых), своеобразно трактует текст длинных фраз молитвы. Мелодия движется поступенно, без видимых скачков. Композитор использует светлую тональность A-dur. Динамический план произведения строится на неизменной динамике mezzo piano, лишь несколько фраз композитор «выплескивает» на forte. Все партии поют в своем диапазоне. Непрерывность и молитвенность достигается за счет общехорового и цепного дыхания. Метроритмические особенности подчеркивают ощущение пульсации. Композитор не использует паузы, но отмечает смысловые цезуры, а так, же акценты для усиления смысла текста молитвы. Размер смешанный, чередование 2/8, 3/8, 4/8, 5/16, 6/16, 7/16. Тесситурные возможности удобные. Ритмические особенности обуславливают некоторые дикционные трудности.

Таким образом, проанализировав три духовных произведения Игоря Федоровича Стравинского можно с уверенностью отметить, что влияние западно-европейского направления музыки оставило отпечаток в стилистике написания и интерпретации. Не случайно, в 1949 году выходит новая редакция произведений с латинским текстом "Pater Noster","Ave Maria", "Credo" (первое исполнение в Париже, Русская церковь).

В сочинениях композитора можно обозначить связь с православными традициями: структура текста, принцип построения формы, фактура, но мелодизм, метроритмические принципы – все это можно назвать «новым направлением» в сочинении церковной музыки.

На мой взгляд, особенность стилистики И. Стравинского имеет две закономерности. Во-первых, отображает общие тенденции развития современного западно-европейского искусства. Во-вторых, во всех своих метаморфозах композитор всегда сохраняет индивидуальность и присущую только ему музыкальную манеру письма. "Отче наш", "Богородице Дево, радуйся" и "Верую" все- таки адаптированы на европейского слушателя, т.к. композитор жил и писал за рубежом. Следует отметить, что можно наблюдать значительное влияние протестантского хорала, но И. Стравинский смог поразительно тонко прочувствовать и проникнуть в содержание текста православной молитвы.

На основании проделанного анализа, можно сделать вывод о том, что в духовных сочинениях И. Стравинского взаимодействуют традиционные в православном богослужебном пении приемы формообразования, принципы развития, отчасти фактуры с принципами гармонизации и метроритмическими особенностями западно-европейской музыкальной традиции. Это позволяет говорить о том, что композитор не был близок  и идеологически не был готов к интерпретации традиций русской духовной музыки.

В заключении хочется отметить, что И. Стравинский – композитор уникальный. Интенсивность творческих исканий, стремительная эволюция на протяжении долгого творческого пути, внезапность стилистических поворотов всегда поражала современников. На сегодняшний день его творческое наследие мало известно и изучено.

Сам И. Стравинский, по собственным словам, стремился жить con tempo «вместе с временем», остро ощущая биение его пульса, и потому так будоражил умы многих поколений музыкантов [5, с. 249].

Духовные произведения "Отче Наш", "Богородице Дево, радуйся", "Верую" И. Стравинского утрачивают свое основное свойство – богослужебности, перестают быть молитвой, а становятся художественным образом молитвы.

Этот процесс, по моему мнению, можно считать лишь одной из граней внутри «неоклассического» периода творчества И. Стравинского.

Список литературы:

  • Друскин М.С. Очерки, статьи, заметки. Л.: Советский композитор, 1987. – с. 305.
  • Дубравская Т.Н. История полифонии. Музыка эпохи Возрождения XVI век. Вып. 2-Б. – М.: Музыка,1996. – с. 413.
  • Зоберн В.М. Закон Божий. М.: Эксмо, 2011. – с. 384-400.
  • Краснощеков В. И. Вопросы хороведения.  М.: Музыка, 1969. – с. 299.
  • Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания, размышления, комментарии. Издание «Хроники», М., «Музгиз»,1963. – с. 241-250.