Открытый урок «Развитие музыкальной выразительности в классе домры»

Стасевич Ирина Анатольевна

Цель урока:  активизировать творческую фантазию учащегося, вызвать  сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-2.docx22.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
            ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  
       «ДШИ»

Открытый урок

«Развитие музыкальной выразительности

 в классе домры»

Подготовила:        Стасевич Ирина Анатольевна

                                                          Преподаватель по классу домры

                                                          Первая квалификационная категория

2018 г.

Тема: «Развитие музыкальной выразительности

в классе домры»

Ученик: Пашенков Семен

Время проведения: 29.11.2018 года в 1745

Цель урока:  активизировать творческую фантазию учащегося, вызвать  сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.

Задачи:

Обучающие:

- проработать и закрепить изученные приёмы звукоизвлечения и артикуляции (легато, стаккато), соответствующие образным характеристикам выбранных пьес и упражнений;

-закрепить знания о выразительных средствах музыки (мелодия, ритм, динамика, темп, лад и гармония, регистр, тембр),  о строении фразы (деление на мотивы, ее динамику - начало, подъем, кульминацию, спад);

ознакомиться с техникой интонирования, необходимой для передачи эмоций и чувств в музыке.

Развивающие:

-развить навыки полноценного художественного восприятия, раскрытия музыкальных образов, эмоционального содержания произведений;

- привить навыки умения слушать свое исполнение со стороны и исправлять замеченные недостатки;

-расширить кругозор учащегося и его представление о тембровом разнообразии домры;

 Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса обучающегося к игре на домре и традиционной музыкальной культуре;

- воспитание коммуникабельности и толерантности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на исполняемые и воспринимаемые   музыкальные произведения;
- подготовка учащегося к участию в концертах.

Форма учебного занятия: индивидуальная;

Тип учебного занятия: комбинированное занятие;


Материально-техническое оснащение урока
: классная комната, две домры, фортепиано, пюпитр, нотные пособия.

Методические приемы: объяснение, наглядный метод, игровой метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа.

Используемые современные технологии обучения:

Технология личностно-ориентированного обучения;

Здоровьесберегающие технологии;

План урока

1. Организационный этап (2 мин.).

2. Проверка домашнего задания (2-3 мин).

3. Основная тема урока:

 - знакомство с такими выразительными средствами, как: дикция, интонация, музыкальная фразировка (5-6 мин.);

 

- творческие задания (5 мин.);

- работа над дикцией, артикуляцией и интонацией, раскрытием  музыкальных образов, эмоционального содержания произведений  (15-20 мин.);

4. Заключительный этап. Закрепление учебного материала. Задание на дом (3-5 мин.).

Ход урока

1.Организационный этап

Приветствие, знакомство с участниками открытого занятия. Задача учителя – подготовить ученика психологически к открытому уроку. Создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, озвучить план урока, настроить ученика на активную работу. Задачи для обучающегося: подготовка рабочего места, принятие удобной правильной посадки.

2.Проверка домашнего задания

В качестве подготовки к открытому уроку ученику предлагалось дома вспомнить и закрепить знания о выразительных средствах музыки.

Преподаватель : Вспомним,  о чем мы говорили на предыдущих уроках.  Музыка говорит языком звуков. А звуки могут отличаться по высоте звучания (высокие, низкие, средние), динамике (силе звука), тембру (окраске, колориту), длительности (восьмые, четвертные, половинные, целые). Они могут складываться в мелодию (одноголосная музыкальная мысль) или аккорды (лад, гармония, слаженность звуков). В музыке есть ритм (сочетание различных длительностей), темп (скорость исполнения).

3.Основной этап

Начнем с упражнений. Упражнения- форма игры для ребенка, создающая условия для активного поиска образно-звуковых характеристик динамическими и тембральными  возможностями инструмента. Условные названия даны для активизации музыкально- художественных представлений.

В прошлом году мы играли упражнения «Песенка указательного пальчика»,  «Грустная кукушечка»,  где больше задействованы 1, 2, и 3 пальцы. В этом году продолжаем работать над дальнейшем техническим  развитием. Играем упражнения для 4 пальца. Всем упражнениям мы даем названия и стараемся играть их в характере. Это способствует развитию ассоциативно-эмоционального мышления ученика. Упражнение «Марш маленького пальчика». Говорим о том, что если это марш, то исполнять нужно ритмично, четко, громко. Следующее упражнение «Гусеница». Здесь учимся додерживать звуки. Используем для исполнения кантилены, для достижения связности. Переходим к пьесам.

Сейчас в исполнении Семена мы услышим произведение В. Шаинского «Песенка крокодила Гены».  При знакомстве с этим произведением мы выяснили, что крокодил Гена сказочный персонаж, вспомнили мультфильм и слова песни.   И сейчас мы сравниваем музыкальные фразы с прямой речью, отличительными особенностями которой являются хорошая дикция и правильная интонация.

Дикция – это ясное, отчётливое произношение. Проигрываем пьесу и следим за слитным и отчетливым произношением фраз. Во второй части произведения необходимо играть, как бы поднимаясь по лесенке, с каждой нотой прибавляя силу звука, устремляясь к вершине, а затем спускаясь. Очень важно дать понять ученику, что при игре «пиано» пальцы не должны быть вялыми, а звуки невнятными. Даже шёпотом можно говорить, чётко артикулируя слова, следить за тем, чтобы в восходящем движении пальчики левой руки вставали друг за другом, не поднимаясь. А в нисходящем движении необходимо по одному приподнимать пальцы невысоко над грифом. Нотки должны «перетекать» одна в другую, чтобы движения как  у гусеницы были плавными, а не скачкообразными, как у кузнечика. При этом помогает такой прием как сольфеджирование, то есть пропевание мелодии голосом, где учащийся берет дыхание точно в указанном в тексте месте. 

Переходим к следующей пьесе. Послушаем произведение «С днем рождения». Говорим о торжественном характере пьесы. Выбираем  каким оттенком лучше сыграть это произведение. Проигрываем с концертмейстером, как на празднике (готовимся сыграть на день рождение маме).

 Следующее произведение,  над которым мы работаем русская народная песня «Куманек».

Вопрос: - Расскажи о характере исполнения песни «Куманек»?

Ответ: - Пьеса весёлая, задорная, энергичная, танцевальная.

Вопрос: - Что ты должен чувствовать, исполняя её?

Ответ: - Радость, счастье, воодушевление, веселье, беззаботность.

Пьеса исполняется с остановками для более тщательного прорабатывания материала.

Эту пьесу мы готовим к академическому концерту. Работаем над фразировкой, четким исполнением аккордов. Проигрываем с концертмейстером, как на концерте.

 

 

Творческие задания для ученика.

Творческое задание:  Повторить за преподавателем  песенку «Андрей-воробей» на ноте «до», прижатой 2 пальцем. Затем, по заданию преподавателя, сыграть её от имени хитрой лисы, диктора телевидения, барабанщика.  При игре нужно менять  не только настроение, тембр, темп, силу звука, но и ритм, в соответствии с выбранным образом.

Переходим к следующему произведению.  Русская народная песня «Как в лесу-лесу, лесочке». Контроль над качественным исполнением каждой нотки, чётким ровным звучанием.  "Дослушиваем" окончание музыкальных фраз. Звук мягкий, без толчков. Штрих легато. Мелодия напевная. Медиатор гладит струну.

Еще в нашем репертуаре есть пьеса «Прыгает зайчик». Говорим о характере этого произведения.  Стаккато (итал. Staccato - отрывисто) – штрих применяется для извлечения коротких отрывистых звуков. 

4. Заключительный этап.

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант скорее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.

Домашнее задание: продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску. Играть произведения «Куманек» и «Песенку крокодила Гены» как на концерте. Готовимся к академическому концерту. Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.