Открытый урок «Развитие музыкальной выразительности в классе домры»
Цель урока: активизировать творческую фантазию учащегося, вызвать сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-2.docx | 22.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДШИ»
Открытый урок
«Развитие музыкальной выразительности
в классе домры»
Подготовила: Стасевич Ирина Анатольевна
Преподаватель по классу домры
Первая квалификационная категория
2018 г.
Тема: «Развитие музыкальной выразительности
в классе домры»
Ученик: Пашенков Семен
Время проведения: 29.11.2018 года в 1745
Цель урока: активизировать творческую фантазию учащегося, вызвать сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.
Задачи:
Обучающие:
- проработать и закрепить изученные приёмы звукоизвлечения и артикуляции (легато, стаккато), соответствующие образным характеристикам выбранных пьес и упражнений;
-закрепить знания о выразительных средствах музыки (мелодия, ритм, динамика, темп, лад и гармония, регистр, тембр), о строении фразы (деление на мотивы, ее динамику - начало, подъем, кульминацию, спад);
- ознакомиться с техникой интонирования, необходимой для передачи эмоций и чувств в музыке.
Развивающие:
-развить навыки полноценного художественного восприятия, раскрытия музыкальных образов, эмоционального содержания произведений;
- привить навыки умения слушать свое исполнение со стороны и исправлять замеченные недостатки;
-расширить кругозор учащегося и его представление о тембровом разнообразии домры;
Воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса обучающегося к игре на домре и традиционной музыкальной культуре;
- воспитание коммуникабельности и толерантности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на исполняемые и воспринимаемые музыкальные произведения;
- подготовка учащегося к участию в концертах.
Форма учебного занятия: индивидуальная;
Тип учебного занятия: комбинированное занятие;
Материально-техническое оснащение урока: классная комната, две домры, фортепиано, пюпитр, нотные пособия.
Методические приемы: объяснение, наглядный метод, игровой метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа.
Используемые современные технологии обучения:
Технология личностно-ориентированного обучения;
Здоровьесберегающие технологии;
План урока
1. Организационный этап (2 мин.).
2. Проверка домашнего задания (2-3 мин).
3. Основная тема урока:
- знакомство с такими выразительными средствами, как: дикция, интонация, музыкальная фразировка (5-6 мин.);
- творческие задания (5 мин.);
- работа над дикцией, артикуляцией и интонацией, раскрытием музыкальных образов, эмоционального содержания произведений (15-20 мин.);
4. Заключительный этап. Закрепление учебного материала. Задание на дом (3-5 мин.).
Ход урока
1.Организационный этап
Приветствие, знакомство с участниками открытого занятия. Задача учителя – подготовить ученика психологически к открытому уроку. Создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, озвучить план урока, настроить ученика на активную работу. Задачи для обучающегося: подготовка рабочего места, принятие удобной правильной посадки.
2.Проверка домашнего задания
В качестве подготовки к открытому уроку ученику предлагалось дома вспомнить и закрепить знания о выразительных средствах музыки.
Преподаватель : Вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Музыка говорит языком звуков. А звуки могут отличаться по высоте звучания (высокие, низкие, средние), динамике (силе звука), тембру (окраске, колориту), длительности (восьмые, четвертные, половинные, целые). Они могут складываться в мелодию (одноголосная музыкальная мысль) или аккорды (лад, гармония, слаженность звуков). В музыке есть ритм (сочетание различных длительностей), темп (скорость исполнения).
3.Основной этап
Начнем с упражнений. Упражнения- форма игры для ребенка, создающая условия для активного поиска образно-звуковых характеристик динамическими и тембральными возможностями инструмента. Условные названия даны для активизации музыкально- художественных представлений.
В прошлом году мы играли упражнения «Песенка указательного пальчика», «Грустная кукушечка», где больше задействованы 1, 2, и 3 пальцы. В этом году продолжаем работать над дальнейшем техническим развитием. Играем упражнения для 4 пальца. Всем упражнениям мы даем названия и стараемся играть их в характере. Это способствует развитию ассоциативно-эмоционального мышления ученика. Упражнение «Марш маленького пальчика». Говорим о том, что если это марш, то исполнять нужно ритмично, четко, громко. Следующее упражнение «Гусеница». Здесь учимся додерживать звуки. Используем для исполнения кантилены, для достижения связности. Переходим к пьесам.
Сейчас в исполнении Семена мы услышим произведение В. Шаинского «Песенка крокодила Гены». При знакомстве с этим произведением мы выяснили, что крокодил Гена сказочный персонаж, вспомнили мультфильм и слова песни. И сейчас мы сравниваем музыкальные фразы с прямой речью, отличительными особенностями которой являются хорошая дикция и правильная интонация.
Дикция – это ясное, отчётливое произношение. Проигрываем пьесу и следим за слитным и отчетливым произношением фраз. Во второй части произведения необходимо играть, как бы поднимаясь по лесенке, с каждой нотой прибавляя силу звука, устремляясь к вершине, а затем спускаясь. Очень важно дать понять ученику, что при игре «пиано» пальцы не должны быть вялыми, а звуки невнятными. Даже шёпотом можно говорить, чётко артикулируя слова, следить за тем, чтобы в восходящем движении пальчики левой руки вставали друг за другом, не поднимаясь. А в нисходящем движении необходимо по одному приподнимать пальцы невысоко над грифом. Нотки должны «перетекать» одна в другую, чтобы движения как у гусеницы были плавными, а не скачкообразными, как у кузнечика. При этом помогает такой прием как сольфеджирование, то есть пропевание мелодии голосом, где учащийся берет дыхание точно в указанном в тексте месте.
Переходим к следующей пьесе. Послушаем произведение «С днем рождения». Говорим о торжественном характере пьесы. Выбираем каким оттенком лучше сыграть это произведение. Проигрываем с концертмейстером, как на празднике (готовимся сыграть на день рождение маме).
Следующее произведение, над которым мы работаем русская народная песня «Куманек».
Вопрос: - Расскажи о характере исполнения песни «Куманек»?
Ответ: - Пьеса весёлая, задорная, энергичная, танцевальная.
Вопрос: - Что ты должен чувствовать, исполняя её?
Ответ: - Радость, счастье, воодушевление, веселье, беззаботность.
Пьеса исполняется с остановками для более тщательного прорабатывания материала.
Эту пьесу мы готовим к академическому концерту. Работаем над фразировкой, четким исполнением аккордов. Проигрываем с концертмейстером, как на концерте.
Творческие задания для ученика.
Творческое задание: Повторить за преподавателем песенку «Андрей-воробей» на ноте «до», прижатой 2 пальцем. Затем, по заданию преподавателя, сыграть её от имени хитрой лисы, диктора телевидения, барабанщика. При игре нужно менять не только настроение, тембр, темп, силу звука, но и ритм, в соответствии с выбранным образом.
Переходим к следующему произведению. Русская народная песня «Как в лесу-лесу, лесочке». Контроль над качественным исполнением каждой нотки, чётким ровным звучанием. "Дослушиваем" окончание музыкальных фраз. Звук мягкий, без толчков. Штрих легато. Мелодия напевная. Медиатор гладит струну.
Еще в нашем репертуаре есть пьеса «Прыгает зайчик». Говорим о характере этого произведения. Стаккато (итал. Staccato - отрывисто) – штрих применяется для извлечения коротких отрывистых звуков.
4. Заключительный этап.
В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант скорее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.
Домашнее задание: продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску. Играть произведения «Куманек» и «Песенку крокодила Гены» как на концерте. Готовимся к академическому концерту. Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.