Статья "Принцип творчества, как основа реализации системно-деятельностного подхода в работе педагога"

Сащихина Наталия Сергеевна

Статья "Принцип творчества, как основа реализации системно-деятельностного подхода в работе педагога"

 


 


."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsip_tvorchestva.docx27.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Принцип творчества, как основа реализации системно-деятельностного подхода в работе педагога

      Условия жизни современного человека, характеризуются постоянным обновлением знаний. Поэтому умение учиться всю жизнь особенно актуально в настоящее время. В связи с этим школьная система образования претерпевает ряд изменений, предъявляются новые требования по предметам, в том числе и к предметам эстетического цикла.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:

  • формирование культуры личности;
  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах деятельности .

Одним из основных путей для достижения этих целей является реализация технологии системно - деятельностного подхода, который   предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся,  которые наиболее активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.

По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность,  искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека.

Уроки творчества дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость,  умение через искусство познать глубину душевных переживаний).

Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей является достаточно актуальной. 

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, встает вопрос  о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии?

       Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках принцип творчества, как основы  системно - деятельностного подхода, возможно решить  следующие задачи:

 -  эффективное накопление каждым учеником собственного личного опыта;

 -  развитие творческих способностей;                                                                             - самостоятельный поиск учащимися путей решения поставленных проблем.

В процессе своей педагогической деятельности я часто задумывалась о продуктивности тех заданий, которые получают дети на моих уроках. В течение нескольких лет, изучая труды великих музыкальных педагогов (Д.Б.Кабалевского, Б.В.Асафьева, Э.Б.Абдулина, Е.В. Николаевой, Е.Д. Критской и многих других) мной была собрана  система творческих заданий,  включающая три блока. Главной целью этих заданий является  развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями, а также способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.

Так, первый блок заданий - «Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора , логически мыслить и выделять главное:

  1. «Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки.

Вот такие ответы показывали дети на произведение  Шуберта «Ave Maria»: «Здравствуйте, уважаемый Франц Шуберт. Мне очень понравилось Ваше произведение. Оно наполнено светом, добром, любовью. Когда я слушала его, мне казалось, что кто-то спускается ко мне с неба и разговаривает со мной. Слов я не понимала, но знала что мне говорят что-то очень приятное  может быть  рассказывают свою историю про ангелов. Спасибо Вам за такую чудесную музыку».

Когда дети пишут письмо композитору, они как будто начинают с ним общаться, как с живым, уже знакомым им человеком. Ребята с удовольствием выполняют это задание.

  1.  «Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к  уже известной вам музыке. Здесь учащиеся переносят свои жизненные впечатления на образы уже заданные композитором. Например, к  произведению «Баба-Яга» П. Чайковского школьники с удовольствием придумывают свои сказочные истории, но с такими героями как драконы, Кащей Бессмертный, Гаргамель и другие.

Второй блок заданий - «Путешествие в мир звуков» - способствует развитию внимания и памяти учащихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:

  1.  «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое  передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки?  Для жизнерадостной?

(Отсканировать работы детей и в презентацию вставить)

  1. «Цветная гамма». После прослушивания  и   исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу  или орнамент, соответствующий характеру музыки.  

(Отсканировать работы детей и в презентацию вставить)

  1. «Я - поэт». Подберите или  сочините сами  небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.

Вот такое стихотворение получилось у детей на музыку П. Чайковского «Утренняя молитва»:

Помолюсь за мамочку,

Папочку и братика.

Попрошу у Боженьки

Быть хорошим мальчиком.

А вот  такое четверостишье  составили ребята на музыку К. Дебюсси «Лунный свет»:

Всё расплывчато, прекрасно,

Погружаюсь в дивный сон.

В нем увижу я чудесный

Незабвенный Пантеон.

Приведу пример героического образа в стихотворении школьников на музыку Л. Бетховена «Патетическая соната»:

Не боюсь тебя судьба,

Одолею все невзгоды.

Сильным буду, несмотря

На сильнейшие тревоги.

  1.  «Я – композитор». Сочините музыку к  предложенным рисункам.

     При выполнении заданий этого блока,  дети учатся  обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.

Для того чтобы учащиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, был  использован  метод пластического интонирования. Такая работа позволила детям не только воплотить музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.

Третий блок заданий - «Творческий марафон» - развивает умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагается построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяют активно развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:

1.«В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте  главного героя, название сказки, последовательность событий.

(Пример сказки)

  1. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.

(фотографии)

  1. «Я - артист». Послушайте  музыкальную пьесу.  Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.

(фотографии)

Представленная мной система творческих заданий, позволила мне наблюдать ряд качественных изменений в образовании и воспитании вверенных мне школьников. Мной был отмечен личностный рост большинства ребят:  повысился интерес к музыкальному искусству, к другим видам искусства, повысилась способность к самооценке своей деятельности на моем уроке,  развились эмпатические чувства, ребята стали лучше друг друга понимать, благодаря активному проявлению творческой активности друг к другу, развилось более тонкое понимание красоты окружающего мира.

Школьники достаточно активно проявляют свои творческие умения не только в рамках моего урока, но и в школьных праздниках, конкурсах, выездных мероприятиях. Силами школы были организованны  и  успешно проведены концерты, посвященные различным важным датам, на которых дети демонстрировали  свои достижения на уроках. Также мы с ребятами активно участвовали  в различных окружных и городских конкурсах и фестивалях: «Останкинский  соловей», «Битва за Москву», «Атмосфера творчества», «Эстафета искусств», «Звучит Москва». Кроме того учащиеся с радостью участвуют и обращаются  за поддержкой в школьных конкурсах «Время талантов», «Дружба народов», «Голос».  

Безусловно, что такая активная деятельность детей за границами урока обусловлена интересом к проявлению себя как личности в процессе творчества, и во многом это становится возможным благодаря внедрению системно-деятельностного подхода на моих уроках и проявлению принципа творчества  как одного из основных.

Таким образом, главными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:

- систематичность и последовательность;

- возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;

- использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.