«Проект развития позитивного отношения детей в вокальном ученическом художественно-творческом коллективе «Капельки » детской школы искусств №3 «Младость» средствами современных образовательных технологий»

Несолёная Лидия Борисовна

Цель данной работы – разработать проект развития позитивного отношения детей   в вокальном ученическом художественно-творческом коллективе «Капельки » Детской школы искусств №3 «Младость» с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvitiya._kursy.nesolenaya.l.b._2017.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ

 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Курсы повышения квалификации по программе

«Развитие творческого коллектива средствами современных образовательных технологий: духовно-нравственный аспект»

(модуль вариативной части повышения квалификации

по именному образовательному чеку)

Выполнила:

Несоленая Лидия Борисовна

МБУ ДО «ДШИ №3 «Младость» г.о.Самара

Проверила:

С.С. Смирнова

к.п.н., доцент СГСПУ

smirnovasvskpk@yandex.ru

Самара  2017г.

  СОДЕРЖАНИЕ :

 

              ВВЕДЕНИЕ

  1. Характеристика  ученического художественно-творческого коллектива МБУ ДО «ДШИ №3 «Младость» «Капельки».
  2. Содержание, формы и методы развития позитивного отношения детей в вокальном ученическом художественно-творческом коллективе «Капельки» Детской  школы искусств №3 «Младость».

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

      В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

Обучение вокальному ансамблю осуществляется на основе единства вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся. У них воспитывается осознанное творческое отношение к музыке, к вокальному и хоровому искусству, приобретаются устойчивые вокальные и хоровые навыки в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара. В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателя содержание исполняемых произведений. Пение в ансамбле - наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя ансамблевое пение - действенное средство творческого развития и музыкально-эстетического воспитания учащихся. Работая с детьми, я на личном опыте убедилась, что большое влияние на развитие творческого потенциала, желание расти в профессиональном  смысле, оказывает пение в ансамбле. А, как известно, ансамбль - это взаимодействие двух и более людей со своими творческими взглядами, психологическими особенностями и характером. Часто эти взгляды могут отличаться и задача педагога научить детей взаимодействовать, двигаться всем в одном русле к единой цели. Ведь от положительного позитивного отношения детей к вокальному творчеству будет напрямую зависеть результат (в нашем случае, это победы на конкурсах, успешные выступления на концертах).

     

Концепция развития дополнительного образования детей  направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Моя деятельность, как педагога, опирается в первую очередь на нормативно правовые документы:

1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России гласит: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей, в частности   искусство и литература. Это  красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие».

2.  В концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов  сказано « Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он

шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов»

3.Концепция развития дополнительного образования детей  гласит: « В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности».

Цель работы – разработать проект развития позитивного отношения детей   в вокальном ученическом художественно-творческом коллективе «Капельки » Детской школы искусств №3 «Младость» с использованием современных образовательных технологий.

Задачи:

1. Охарактеризовать  ученический художественно-творческий коллектив «Капельки» ДШИ№3 «Младость».

2. Раскрыть  содержание, формы и методы развития позитивного отношения детей   в вокальном  ученическом художественно-творческом коллективе «Капельки» ДШИ №3 «Младость».

  1. Характеристика  ученического художественно-творческого коллектива «Капельки» ДШИ№3 «Младость».

В науке « коллектив» определяется как организованная группа людей, объединенных общими целями, социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью, отношениями ответственности и зависимости (А.С. Макаренко);

«ученический творческий коллектив» - это сплоченная группа учеников, объединенная совместной творческой деятельностью, общей социально значимой целью, ценностями, отношениями ответственности и зависимости.

«художественно-творческий коллектив» определяется нами как организованная группа людей, объединенная общими творческими целями, интересами, отношениями ответственности и зависимости, ценностными ориентациями и совместной художественно-творческой деятельностью в области искусства [Смирнова С.С.Творческий коллектив как объект психолого-педагогического исследования : учебно-методическое пособие / С.С. Смирнова. – Самара : ПГСГА, 2015. – 189 с.].

На основании этих определений вокальный коллектив «Капельки» является ученическим художественно-творческим коллективом.

По  содержанию - это учебный художественно-творческий коллектив, т.к. творческая деятельность является содержанием учебной деятельности (класс, группа, художественно-творческий коллектив музыкальной, хореографической, театральной школы и др.).

По внешне заданной функции - это  воспитательный художественно-творческий коллектив – коллектив, целью которого является реализация воспитательных (образовательных) задач (учебные и клубные творческие коллективы).

По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений - это первичный художественно-творческий коллектив – коллектив, обеспечивающий непосредственное межличностное взаимодействие и общение (класс, группа, кружок и др.).

По юридически (социально) фиксированному статусу - это формальный художественно-творческий коллектив – коллектив, имеющий юридически фиксированный статус (класс, коллектив хора, оркестра и т.д.).

По длительности функционирования – это  постоянный художественно-творческий коллектив – длительно существующий (профессиональные творческие коллективы; студенческие и детские творческие коллективы, функционирующие в рамках образовательных учреждений). [Смирнова С.С. Творческий коллектив как объект психолого-педагогического исследования : учебно-методическое пособие / С.С. Смирнова. – Самара : ПГСГА, 2015. – 189 с.]

Органами управления в данном коллективе является непосредственно -  руководитель коллектива.

Главным показателем деятельности данного коллектива является  участие в социально-значимых мероприятиях (концертах и конкурсах различного уровня).

  1. Содержание, формы и методы развития позитивного отношения детей   в вокальном ученическом  художественно-творческом коллективе «Капельки» ДШИ №3 «Младость»

Для работы  в данном направлении я выбрала технологию позитивного отношения детей. Предназначение технологии позитивного отношения – стимулирование поисковой самостоятельной деятельности учеников.

Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других.  Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого.

Цель позитивного воспитания - развить в детях склонность в детях дух сотрудничества, а не покорности.

Дети, у которых развит дух сотрудничества, по-прежнему хотят то, что они хотят, но главное их желание - доставить радость родителям. Позволить детям говорить «нет» - не значит передать контроль в их руки; на самом деле это приводит к тому, что именно взрослые начинают лучше контролировать ситуацию. Всякий раз, когда ребенок говорит «нет», но тем не менее старшие проводят свою линию, дети вновь убеждаются, что мама и папа - главные. Именно поэтому тайм-аут такой важный воспитательный прием.

Сотрудничество подразумевает равноправие, а значит понимание равной ценности своей и партнера. С партнером обычно договариваются, его невозможно заставить и нет причин его слушаться. Это самая здоровая модель взаимодействия с другими людьми и наша задача - передать ее детям.

Этап 1. 

Для реализации поставленной цели учителем была предложна следующая задача: самостоятельно ученикам при помощи интернета найти внешкольное мероприятие (концерт, конкурс и т.д.) для участия в нем коллектива. Далее, при общем собрании коллектива решить, в каком мероприятии этот коллектив будет участвовать.

На данном этапе были использованы следующие методы:

  • Метод самостоятельной работы;
  • Методы ученического целеполагания

- выбор учениками целей из предложенного учителем набора;

- классификация составленных детьми целей с последующей детализацией;

-обсуждение ученических целей на предмет их реалистичности и достижимости;

- соотношение индивидуальных и коллективных целей.

В процессе достижения поставленных задач мы использовали технологию обучения в сотрудничестве. Эта технология  используется в образовательной практике для преодоления последствий индивидуального характера учебной деятельности и их стремлениям к индивидуальным образовательным достижениям. 

Цель технологии – в формировании умений работать сообща во временных командах и группах.

Использование данной технологии создает условия для:

  1. Развития организаторских способностей (организация совместной деятельности);
  2. Чувства партнерства (понимание своей роли в качестве партнера);
  3. Формирования личностных качеств:

- терпимость к различным точкам зрения;

- терпимость к иному поведению;

-  ответственность за результаты совместной работы;

    4. Формирования умений:

 - уважать чужую точку зрения;

- слушать партнера;

-  вести деловой обсуждение;

- достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах.

Технология «Обучение в сотрудничестве» основана на использовании метода групповой работы, которая опирается на основные положения сотрудничества и подразумевает наличие:

- взаимосвязи членов группы между собой;

- личной ответственности членов группы за свои и коллективные успехи и неудачи;

- доверия и веры в партнера по совместной деятельности;

- права на собственное мнение и сомнение в правильности действий других партнеров;

- равенство позиций и ролей партнеров

- возможности перераспределения деятельности между партнерами на условиях выбора;

- зависимости членов группы от:

а) единой цели, которую участники группы могут достичь только в совместных усилиях;

б) источников информации: каждый участник владеет только частью информации, необходимой для выполнения задачи;

в) формы поощрения.

Способы установления зависимости от единой цели:

- подготовка единого результата от всей группы;

- ответственность каждого за общий результат группы;

- учет успехов каждого члена группы

При реализации технологии «обучение в сотрудничестве» необходимо учитывать:

  1. Обязательное участие в совместной работе всех без исключения членов группы – принцип  распределенности деятельности.
  2. Оптимальность состава группы (от трех до семи человек, в таких группах участники могут свободно, активно общаться и удерживать в поле внимания всех остальных членов группы).
  3. Равномерность распределения ответственности за результат.
  4. Присутствие заинтересованных в успехе группы наблюдателей (педагога, болельщиков и др.) – эффект социальной поддержки.
  5. Изменения поведения отдельных членов под давлением группы – эффект конформизма.
  6. Изоляция, неприятие или плохое отношение большинства группы к одному или нескольким ее членам по причине «непохожести» на остальных личностными характеристиками, манерой одеваться или вести себя и др. – эффект отвержения.
  7. Желание оставаться в группе продолжительное время – эффект групповой принадлежности.
  8. Постановку всех участников совместной деятельности в одинаковый статус с одинаковыми требованиями к ним, нормами поведения – эффект кооперативной стратегии.

Этап 2.

Первый ученик предложил совместную прогулку по городу с обзором достопримечательностей. Второй ученик предложил устроить классный концерт для родителей и учеников нашей школы. Третий ученик  предложил посетить литературную гостиную театрального отделения в нашей школе. В ходе беседы мы решили отложить прогулку по городу на более тёплый период по времени года. По общему согласию и целесообразности решили провести классный концерт для родителей и учеников. Учитывая желание ребят и их личные качества, были распределены обязанности. Первый ученик отвечал за афишу. Второй ученик взял на себя ответственность за написание сценария и ведение концерта (т.к. раньше уже участвовал в качестве ведущего и имеет представление, как надо делать). Третий ученик взял на себя ответственность за  чистоту в кабинете, где планировался концерт, декорации. Четвёртый ученик предложил позаботиться о чаепитии, которое, как правило, проходит в нашем классе после концертов. Далее был составлен список для каждого, что необходимо учесть и подготовить, исходя из его обязанностей.

На данном этапе были использованы следующие методы:

Частично-поисковый  (эвристический) – предполагает активное вовлечение учеников в процесс обсуждения и решения проблемы, разбитой на подпроблемы, задачи и вопросы. Процесс поиска решения проблемы направляется и контролируется педагогом.

 «Методы ученического целеполагания»

- выбор учениками целей из предложенного учителем набора;

- классификация составленных детьми целей с последующей детализацией;

-обсуждение ученических целей на предмет их реалистичности и достижимости;

- формулирование целей на основе результатов рефлексии;

- соотношение индивидуальных и коллективных целей.

Этап 3.

Далее, спустя 2 дня были назначены индивидуальные встречи с каждым членом коллектива. Обсуждались проблемы, которые возникли на пути решения задач, способы их решения. Учитель ответил на вопросы, которые ученики задали по приготовлениям к концерту.

Для написания сценария, продумывания декораций был использован креативный метод обучения -  метод придумывания ,  способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий.

Со стороны учителя по отношению к ученикам был использован метод контроля.

Этап 4.

Проведение концерта. Учитель следил за тем, чтобы ученики справлялись со своими обязанностями. При необходимости помогал и корректировал ситуации, чтоб всё прошло удачно.

Этап 5.

После концерта, на следующий день была назначена встреча «организаторов» концерта. Ребята поделились своими впечатлениями о самом концерте, о его организации. Рассказали о том, кому понравилось (не понравилось) выполнять определённые функции. Обсудили моменты, которые не совсем получились, причины неудачи  и выводы на будущее.

По итогам работы группа обсуждает:

- свое поведение;

-  рациональность методов работы;

- удовлетворенность каждого групповой работой;

- намечает пути совершенствования своего сотрудничества.

Оценка работы группы проводится по следующим показателям (оценка проводится членами группы и преподавателем):

- результативность (результаты работы группы);

- эффективность:

а) реализация каждого члена группы,

б) удовлетворенность групповой работой.

в) способность решать поставленные задачи самостоятельно,

г) способность проявлять настойчивость в достижении цели,

д) изобретательность,

е) творчество,

ж) умение выходить за границы материала, обязательного для усвоения,

з) умение решать сложные задачи.                      

- доброжелательность.

Если индивидуальные показатели учеников окажутся выше коллективных, выставляемых за совместную работу, это означает, что в группе преобладал стиль доминирования: задания по существу выполнялись одним или несколькими членами группы, при этом другие пользовались их результатами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

Состояние положительного позитивного отношения детей к вокальному творчеству очень беспокоило меня, как руководителя коллектива «Капельки». Занятия в вокальном коллективе удовлетворяют одну из основных потребностей обучающихся – совместное общение, сотрудничество. Меня, как руководителя вокального коллектива «Капельки», беспокоило позитивное состояние, возникали различные ситуации, связанные с поведением отдельных учеников.

Для того, чтобы сплотить ребят, улучшить позитивное отношение и направить его в заданное русло, я решила провести совместное мероприятие, в котором дети будут взаимодействовать, проявлять себя и стремиться к общему согласию.

 В результате работы я пришла к следующим выводам, что совместные мероприятия положительно отражаются на взаимодействии ребят, дети увлеченно работали и времени на ссоры у них не было, тем более, что появляется возможность у каждого проявить себя.

Музыка воспитывает доброту, отзывчивость, чуткость в отношении с другими людьми, формирует позитивность, прививает любовь к музыкальному творчеству.

Список литературы:

 1. Смирнова С.С. Творческий коллектив как объект психолого-педагогического исследования : учебно-методическое пособие / С.С. Смирнова. – Самара :ПГСГА, 2015. – 189 с.].

2. Е. А. Магомедова. Авторская дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал» - срок образования: 7 лет, 2014г – 83 с.

3. Варламов А. Е. Полная школа пения. [Текст]: учебное пособие, 3-е изд. А.    

              Е. Варламов СПб.: Лань, 2008. – 120 с.

4. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст]

методическое пособие / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.

5. Огороднов Д. Е. Комплексное музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. –К.: Радянська школа, 1998 г.