«Проект развития позитивного отношения детей в вокальном ученическом художественно-творческом коллективе «Капельки » детской школы искусств №3 «Младость» средствами современных образовательных технологий»
Цель данной работы – разработать проект развития позитивного отношения детей в вокальном ученическом художественно-творческом коллективе «Капельки » Детской школы искусств №3 «Младость» с использованием современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitiya._kursy.nesolenaya.l.b._2017.doc | 59.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
Курсы повышения квалификации по программе
«Развитие творческого коллектива средствами современных образовательных технологий: духовно-нравственный аспект»
(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)
Выполнила:
Несоленая Лидия Борисовна
МБУ ДО «ДШИ №3 «Младость» г.о.Самара
Проверила:
С.С. Смирнова
к.п.н., доцент СГСПУ
smirnovasvskpk@yandex.ru
Самара 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ :
ВВЕДЕНИЕ
- Характеристика ученического художественно-творческого коллектива МБУ ДО «ДШИ №3 «Младость» «Капельки».
- Содержание, формы и методы развития позитивного отношения детей в вокальном ученическом художественно-творческом коллективе «Капельки» Детской школы искусств №3 «Младость».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Обучение вокальному ансамблю осуществляется на основе единства вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся. У них воспитывается осознанное творческое отношение к музыке, к вокальному и хоровому искусству, приобретаются устойчивые вокальные и хоровые навыки в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара. В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателя содержание исполняемых произведений. Пение в ансамбле - наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя ансамблевое пение - действенное средство творческого развития и музыкально-эстетического воспитания учащихся. Работая с детьми, я на личном опыте убедилась, что большое влияние на развитие творческого потенциала, желание расти в профессиональном смысле, оказывает пение в ансамбле. А, как известно, ансамбль - это взаимодействие двух и более людей со своими творческими взглядами, психологическими особенностями и характером. Часто эти взгляды могут отличаться и задача педагога научить детей взаимодействовать, двигаться всем в одном русле к единой цели. Ведь от положительного позитивного отношения детей к вокальному творчеству будет напрямую зависеть результат (в нашем случае, это победы на конкурсах, успешные выступления на концертах).
Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Моя деятельность, как педагога, опирается в первую очередь на нормативно правовые документы:
1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России гласит: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей, в частности искусство и литература. Это красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие».
2. В концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов сказано « Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он
шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов»
3.Концепция развития дополнительного образования детей гласит: « В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности».
Цель работы – разработать проект развития позитивного отношения детей в вокальном ученическом художественно-творческом коллективе «Капельки » Детской школы искусств №3 «Младость» с использованием современных образовательных технологий.
Задачи:
1. Охарактеризовать ученический художественно-творческий коллектив «Капельки» ДШИ№3 «Младость».
2. Раскрыть содержание, формы и методы развития позитивного отношения детей в вокальном ученическом художественно-творческом коллективе «Капельки» ДШИ №3 «Младость».
- Характеристика ученического художественно-творческого коллектива «Капельки» ДШИ№3 «Младость».
В науке « коллектив» определяется как организованная группа людей, объединенных общими целями, социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью, отношениями ответственности и зависимости (А.С. Макаренко);
«ученический творческий коллектив» - это сплоченная группа учеников, объединенная совместной творческой деятельностью, общей социально значимой целью, ценностями, отношениями ответственности и зависимости.
«художественно-творческий коллектив» определяется нами как организованная группа людей, объединенная общими творческими целями, интересами, отношениями ответственности и зависимости, ценностными ориентациями и совместной художественно-творческой деятельностью в области искусства [Смирнова С.С.Творческий коллектив как объект психолого-педагогического исследования : учебно-методическое пособие / С.С. Смирнова. – Самара : ПГСГА, 2015. – 189 с.].
На основании этих определений вокальный коллектив «Капельки» является ученическим художественно-творческим коллективом.
По содержанию - это учебный художественно-творческий коллектив, т.к. творческая деятельность является содержанием учебной деятельности (класс, группа, художественно-творческий коллектив музыкальной, хореографической, театральной школы и др.).
По внешне заданной функции - это воспитательный художественно-творческий коллектив – коллектив, целью которого является реализация воспитательных (образовательных) задач (учебные и клубные творческие коллективы).
По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений - это первичный художественно-творческий коллектив – коллектив, обеспечивающий непосредственное межличностное взаимодействие и общение (класс, группа, кружок и др.).
По юридически (социально) фиксированному статусу - это формальный художественно-творческий коллектив – коллектив, имеющий юридически фиксированный статус (класс, коллектив хора, оркестра и т.д.).
По длительности функционирования – это постоянный художественно-творческий коллектив – длительно существующий (профессиональные творческие коллективы; студенческие и детские творческие коллективы, функционирующие в рамках образовательных учреждений). [Смирнова С.С. Творческий коллектив как объект психолого-педагогического исследования : учебно-методическое пособие / С.С. Смирнова. – Самара : ПГСГА, 2015. – 189 с.]
Органами управления в данном коллективе является непосредственно - руководитель коллектива.
Главным показателем деятельности данного коллектива является участие в социально-значимых мероприятиях (концертах и конкурсах различного уровня).
- Содержание, формы и методы развития позитивного отношения детей в вокальном ученическом художественно-творческом коллективе «Капельки» ДШИ №3 «Младость»
Для работы в данном направлении я выбрала технологию позитивного отношения детей. Предназначение технологии позитивного отношения – стимулирование поисковой самостоятельной деятельности учеников.
Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого.
Цель позитивного воспитания - развить в детях склонность в детях дух сотрудничества, а не покорности.
Дети, у которых развит дух сотрудничества, по-прежнему хотят то, что они хотят, но главное их желание - доставить радость родителям. Позволить детям говорить «нет» - не значит передать контроль в их руки; на самом деле это приводит к тому, что именно взрослые начинают лучше контролировать ситуацию. Всякий раз, когда ребенок говорит «нет», но тем не менее старшие проводят свою линию, дети вновь убеждаются, что мама и папа - главные. Именно поэтому тайм-аут такой важный воспитательный прием.
Сотрудничество подразумевает равноправие, а значит понимание равной ценности своей и партнера. С партнером обычно договариваются, его невозможно заставить и нет причин его слушаться. Это самая здоровая модель взаимодействия с другими людьми и наша задача - передать ее детям.
Этап 1.
Для реализации поставленной цели учителем была предложна следующая задача: самостоятельно ученикам при помощи интернета найти внешкольное мероприятие (концерт, конкурс и т.д.) для участия в нем коллектива. Далее, при общем собрании коллектива решить, в каком мероприятии этот коллектив будет участвовать.
На данном этапе были использованы следующие методы:
- Метод самостоятельной работы;
- Методы ученического целеполагания
- выбор учениками целей из предложенного учителем набора;
- классификация составленных детьми целей с последующей детализацией;
-обсуждение ученических целей на предмет их реалистичности и достижимости;
- соотношение индивидуальных и коллективных целей.
В процессе достижения поставленных задач мы использовали технологию обучения в сотрудничестве. Эта технология используется в образовательной практике для преодоления последствий индивидуального характера учебной деятельности и их стремлениям к индивидуальным образовательным достижениям.
Цель технологии – в формировании умений работать сообща во временных командах и группах.
Использование данной технологии создает условия для:
- Развития организаторских способностей (организация совместной деятельности);
- Чувства партнерства (понимание своей роли в качестве партнера);
- Формирования личностных качеств:
- терпимость к различным точкам зрения;
- терпимость к иному поведению;
- ответственность за результаты совместной работы;
4. Формирования умений:
- уважать чужую точку зрения;
- слушать партнера;
- вести деловой обсуждение;
- достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах.
Технология «Обучение в сотрудничестве» основана на использовании метода групповой работы, которая опирается на основные положения сотрудничества и подразумевает наличие:
- взаимосвязи членов группы между собой;
- личной ответственности членов группы за свои и коллективные успехи и неудачи;
- доверия и веры в партнера по совместной деятельности;
- права на собственное мнение и сомнение в правильности действий других партнеров;
- равенство позиций и ролей партнеров
- возможности перераспределения деятельности между партнерами на условиях выбора;
- зависимости членов группы от:
а) единой цели, которую участники группы могут достичь только в совместных усилиях;
б) источников информации: каждый участник владеет только частью информации, необходимой для выполнения задачи;
в) формы поощрения.
Способы установления зависимости от единой цели:
- подготовка единого результата от всей группы;
- ответственность каждого за общий результат группы;
- учет успехов каждого члена группы
При реализации технологии «обучение в сотрудничестве» необходимо учитывать:
- Обязательное участие в совместной работе всех без исключения членов группы – принцип распределенности деятельности.
- Оптимальность состава группы (от трех до семи человек, в таких группах участники могут свободно, активно общаться и удерживать в поле внимания всех остальных членов группы).
- Равномерность распределения ответственности за результат.
- Присутствие заинтересованных в успехе группы наблюдателей (педагога, болельщиков и др.) – эффект социальной поддержки.
- Изменения поведения отдельных членов под давлением группы – эффект конформизма.
- Изоляция, неприятие или плохое отношение большинства группы к одному или нескольким ее членам по причине «непохожести» на остальных личностными характеристиками, манерой одеваться или вести себя и др. – эффект отвержения.
- Желание оставаться в группе продолжительное время – эффект групповой принадлежности.
- Постановку всех участников совместной деятельности в одинаковый статус с одинаковыми требованиями к ним, нормами поведения – эффект кооперативной стратегии.
Этап 2.
Первый ученик предложил совместную прогулку по городу с обзором достопримечательностей. Второй ученик предложил устроить классный концерт для родителей и учеников нашей школы. Третий ученик предложил посетить литературную гостиную театрального отделения в нашей школе. В ходе беседы мы решили отложить прогулку по городу на более тёплый период по времени года. По общему согласию и целесообразности решили провести классный концерт для родителей и учеников. Учитывая желание ребят и их личные качества, были распределены обязанности. Первый ученик отвечал за афишу. Второй ученик взял на себя ответственность за написание сценария и ведение концерта (т.к. раньше уже участвовал в качестве ведущего и имеет представление, как надо делать). Третий ученик взял на себя ответственность за чистоту в кабинете, где планировался концерт, декорации. Четвёртый ученик предложил позаботиться о чаепитии, которое, как правило, проходит в нашем классе после концертов. Далее был составлен список для каждого, что необходимо учесть и подготовить, исходя из его обязанностей.
На данном этапе были использованы следующие методы:
Частично-поисковый (эвристический) – предполагает активное вовлечение учеников в процесс обсуждения и решения проблемы, разбитой на подпроблемы, задачи и вопросы. Процесс поиска решения проблемы направляется и контролируется педагогом.
«Методы ученического целеполагания»
- выбор учениками целей из предложенного учителем набора;
- классификация составленных детьми целей с последующей детализацией;
-обсуждение ученических целей на предмет их реалистичности и достижимости;
- формулирование целей на основе результатов рефлексии;
- соотношение индивидуальных и коллективных целей.
Этап 3.
Далее, спустя 2 дня были назначены индивидуальные встречи с каждым членом коллектива. Обсуждались проблемы, которые возникли на пути решения задач, способы их решения. Учитель ответил на вопросы, которые ученики задали по приготовлениям к концерту.
Для написания сценария, продумывания декораций был использован креативный метод обучения - метод придумывания , способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий.
Со стороны учителя по отношению к ученикам был использован метод контроля.
Этап 4.
Проведение концерта. Учитель следил за тем, чтобы ученики справлялись со своими обязанностями. При необходимости помогал и корректировал ситуации, чтоб всё прошло удачно.
Этап 5.
После концерта, на следующий день была назначена встреча «организаторов» концерта. Ребята поделились своими впечатлениями о самом концерте, о его организации. Рассказали о том, кому понравилось (не понравилось) выполнять определённые функции. Обсудили моменты, которые не совсем получились, причины неудачи и выводы на будущее.
По итогам работы группа обсуждает:
- свое поведение;
- рациональность методов работы;
- удовлетворенность каждого групповой работой;
- намечает пути совершенствования своего сотрудничества.
Оценка работы группы проводится по следующим показателям (оценка проводится членами группы и преподавателем):
- результативность (результаты работы группы);
- эффективность:
а) реализация каждого члена группы,
б) удовлетворенность групповой работой.
в) способность решать поставленные задачи самостоятельно,
г) способность проявлять настойчивость в достижении цели,
д) изобретательность,
е) творчество,
ж) умение выходить за границы материала, обязательного для усвоения,
з) умение решать сложные задачи.
- доброжелательность.
Если индивидуальные показатели учеников окажутся выше коллективных, выставляемых за совместную работу, это означает, что в группе преобладал стиль доминирования: задания по существу выполнялись одним или несколькими членами группы, при этом другие пользовались их результатами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние положительного позитивного отношения детей к вокальному творчеству очень беспокоило меня, как руководителя коллектива «Капельки». Занятия в вокальном коллективе удовлетворяют одну из основных потребностей обучающихся – совместное общение, сотрудничество. Меня, как руководителя вокального коллектива «Капельки», беспокоило позитивное состояние, возникали различные ситуации, связанные с поведением отдельных учеников.
Для того, чтобы сплотить ребят, улучшить позитивное отношение и направить его в заданное русло, я решила провести совместное мероприятие, в котором дети будут взаимодействовать, проявлять себя и стремиться к общему согласию.
В результате работы я пришла к следующим выводам, что совместные мероприятия положительно отражаются на взаимодействии ребят, дети увлеченно работали и времени на ссоры у них не было, тем более, что появляется возможность у каждого проявить себя.
Музыка воспитывает доброту, отзывчивость, чуткость в отношении с другими людьми, формирует позитивность, прививает любовь к музыкальному творчеству.
Список литературы:
1. Смирнова С.С. Творческий коллектив как объект психолого-педагогического исследования : учебно-методическое пособие / С.С. Смирнова. – Самара :ПГСГА, 2015. – 189 с.].
2. Е. А. Магомедова. Авторская дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал» - срок образования: 7 лет, 2014г – 83 с.
3. Варламов А. Е. Полная школа пения. [Текст]: учебное пособие, 3-е изд. А.
Е. Варламов СПб.: Лань, 2008. – 120 с.
4. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст]
методическое пособие / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.
5. Огороднов Д. Е. Комплексное музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. –К.: Радянська школа, 1998 г.