методическое сообщение :

Ворожейкина Юлия Анатольевна

"Ансамблевая игра как одна из форм развития музыкального творчества учащихся в классе гитары"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soobshchenie.doc76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

                       образования « Большеберезниковская ДШИ».                                                                                        

                                МЕТОДИЧЕСКОЕ  СООБЩЕНИЕ

                                                      на тему:

«Ансамблевая игра как одна из форм развития   музыкального творчества учащихся  в классе гитары.»

                                                                             

                                                                           

                                                                                                              Составила:

                                                                                                              преподаватель

                                                                                                          Ворожейкина Ю.А.

                                                 

                                                     

                                                           2018 г.

 

Уважаемые коллеги, участники методического семинара преподаватели саранского музыкального училища им Л.П. Кирюкова. Разрешите представить Вашему вниманию МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Ансамблевая игра как одна из форм развития   музыкального творчества учащихся»

                    Изучение музыки – что это дает современному ребенку?

В каждом ребенке сконцентрирован колоссальный эмоциональный опыт, имеющий генетическую природу. Наиболее сильно это выявляется, как правило, через музыку. Как известно, большее число одаренных детей реализуют себя именно через музыку. Я считаю, что одаренность и талант ученика наиболее полно раскрывается в ансамблевой игре, поэтому, я поставил перед собой цель и задачу – создавать больше  ансамблей в своем классе. Определила для себя методическую тему: «Ансамблевая игра».

  Коллективное исполнительство как дуэт или трио, смешанные ансамбли весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы. Совместным музицированием занимались на любом уровне владения инструментом и при каждом удобном случае. Многие композиторы например Бела Барток, венгерский композитор, педагог, считал, что к ансамблевому музицированию детей нужно приобщать как можно раньше, с первых шагов в музыке. Не всегда ансамблю как учебной дисциплине уделяется должное внимание.

Цель :  создание ансамбля и развитие  музыкальных способностей  учащихся

Актуальность выбранной темы: 

В помощь индивидуальному традиционному обучению в ДМШ

приходит коллективное музицирование – ансамблевая игра.

Ансамблевое музицирование дает развитие не только личности ученика, но и выступает в роли воспитания взаимодействия межличностных отношений в коллективе:

-учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых,

- учится сотрудничать в условиях совместной деятельности,

-знакомится с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе.

-У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в ансамблевой игре.

Ожидаемый результат:

  • Достичь сплоченности коллектива ансамбля
  • Достичь полного раскрытия музыкальных способностей учащихся
  • Развитие самостоятельных творческих способностей детей
  • Развития познавательных способностей
  • Развивать детскую любознательность, пытливость ума.
  • Достичь качественной ансамблевой игры учащихся

Перспектива на будущее:

Продолжать работу над темой: «Ансамблевая игра как одна из форм развития 
музыкального творчества учащихся».

       Самым приятным организующим и сплачивающим началом инструментального исполнительства является совместное музицирование. Как раз ансамблевая игра является непременным условием развития музыкального мышления  учащихся и повышения их интереса к занятиям. Она позволяет исполнять произведения, недоступные для сольной игры на данном этапе обучения ученика.

    В настоящее время невозможно представить музыкальную жизнь без выступлений ансамблей. Об этом говорят выступления дуэтов, трио, ансамблей большего состава на концертных площадках, фестивалях и конкурсах. Дуэты и трио гитаристов, смешанные ансамбли давно сложившаяся ансамблевая форма, имеющая традиции с XIX века, со своей историей, “эволюционным развитием”, богатым репертуаром - оригинальными произведениями, транскрипциями, переложениями. Но это профессиональные коллективы. А для школьных ансамблей существуют проблемы. Например, проблема репертуара. Многие педагоги сами делают переложения, аранжировки понравившихся пьес. Пришлось и мне заниматься такой работой.

 Важно начинать работу над ансамблем с самых первых уроков занятий на инструменте. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет.

Многие педагоги по специальному инструменту практикуют ансамбли внутри класса.  Формируя ансамбль, педагог должен видеть у его будущих участников общие черты, которые будут способствовать проявлению творческого лица того или иного учебного коллектива. Очень важно также учесть близость музыкального вкуса участников, их интересов, уровня развития, и, конечно же, степень владения инструментом.

Ансамбли  могут быть как однородные. Так и смешанные. Очень заинтересовывает детей звучание смежных инструментов в ансамбле, таких как домра с гитарой, балалайка с домрой. Необычный и красивый тембровый окрас вносят в ансамбль народных инструментов флейта и металлофон..

     Для заинтересованности учащихся к коллективному музицированию, большое значение имеет правильно выбранный репертуар. В подборе репертуара немаловажную роль играет уровень подготовленности учащихся. Нельзя завышать сложность выбранного произведения, иначе у учащихся пропадёт к нему интерес. Пьесы должны хорошо усваиваться, соответствовать возрасту исполнителей и главное нравиться всему составу ансамбля.  Нельзя забывать и о том, что в репертуаре должны присутствовать произведения, различные по образу, характеру и жанру, так как при длительном и однообразном воздействии на слушателя, его восприятие притупляется и исполнительские навыки у учащихся.

На практике мы убедились, что ансамблевую работу можно разделить на три этапа.

Итак, I этап. Навыки ансамблевого музицирования ребенок

приобретает уже на первых уроках. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. Мои ребята с первых уроков включаются в ансамблевое исполнительство, это ансамбль ученика и преподавателя, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом.Начальный репертуар гитарных дуэтов подбираю из небольших детских песенок, русских народных песен с ярким, запоминающимся текстом, близкий интересам ребят. В  процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом, концентрируется внимание на ритмической точности, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному.

  По опыту знаю, что играть в ансамбле нравится ученикам.

Начиная урок дети просят начать игру с ансамбля.

     В процессе работы над новым произведением обговариваются не только общий план исполнения, но и детали, способствующие реализации данного плана. В  Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо от того, что и как звучало между ними. Синхронность – результат основного качества ансамбля : единого понимания и чувства ритма и темпа. Синхронность – это и техническое требование игры. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку.

   Первый аккорд содержит в себе две функции – совместное начало и определение последующего темпа. На помощь придет дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого музыканты. Как певцы перед исполнением берут дыхание, так и музыканты - исполнители, но у каждого инструмента своя специфика. Духовики показывают вдох началом звука, скрипачи – движением смычка, пианисты – “вздохом” кисти руки и прикосновением к клавише, гитаристы показывают– ауфтакт.

Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости ауфтакта. Резкий взмах говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.

      На II этапе развиваем полученные на I этапе знания, умения и навыки. А также постигаем глубины ансамблевого музицирования. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом концентрируется внимание на ритмической точности,  осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм,слух, единство ансамблевых штрихов, вдумчивое исполнение и, самое главное,- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело.

III этап. Этому этапу соответствуют старшие классы.  На наш взгляд это упущение, ведь учащиеся уже обладают необходимым комплексом знаний, умений и навыков, как в сольном исполнительстве, так и в ансамблевом, им под силу более сложные, эффектные пьесы. В этом случае дуэт (или трио) способен решать более сложные художественные задачи.

Для более красочного звучания дуэта или трио гитаристов допускается расширение состава путем привлечения дополнительных инструментов. Это могут быть ударные, синтезатор, бас - гитара и балалайка. Подобные расширения способны “раскрасить” произведение, сделать его ярким. Такой способ пригоден для концертных выступлений и сделает привлекательной любую, даже самую простую пьесу.

  Педагог, занимающийся с учениками индивидуально или в ансамбле, должен ставить себе как минимум две задачи: музыкальное (профессиональное) развитие ребенка и становление его как личности в социуме. Обе эти задачи важны. Поэтому педагог не должен упускать из виду не одну из данных проблем. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально - интеллектуальных действий. Из этого следует, что игра в концертном ансамбле важна не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений – эти занятия способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления. Развитие профессионального музыкального интеллекта получает полный просмотр только в том случае, если оно основывается на способности учиться активно, самостоятельно добывать необходимые знания и умения, без посторонней помощи ориентироваться во всем многообразии явлений музыкального искусства.

Именно вид самостоятельной работы должен стать основным в таком коллективе. Разучивание партий, работа над технически сложными моментами, выучивание пьесы наизусть участник ансамбля должен выполнять самостоятельно во время домашней подготовки. Основное время репетиции коллектива преподаватель должен отводить моменту сыгрывания участников.

Под термином «сыгрывание» понимается высокая профессиональная оценка игры концертного ансамбля. Главный принцип этой оценки заключается в исполнении тремя (двумя) юными музыкантами одной пьесы. Это значит, что участники ансамбля должны одинаково думать, одинаково дышать, одинаково чувствовать, одинаково понимать сценическую реакцию товарища во время игры. Для зрителя должно сложиться ощущение нахождения на сцене не нескольких, а одного исполнителя.

  Многие учащиеся с большей охотой выходят на сцену, когда с ними выступает сам преподаватель. Дети  чувствуют рядом крепкое плечо педагога, который в любой момент может подхватить любую партию и  успешное выступление будет гарантировано.

     Наиболее сильное воспитательное воздействие на учащихся оказывает личность самого педагога. Ученики видят в нем пример для подражания. Преподаватель сам, сидя за инструментом, исполняя все произведение в целом, дает возможность учащимся иметь четкое представление о конечном художественном образе  произведения. Дети с большим удовольствием посещают концерты, в которых принимает участие их наставник. Они очень гордятся своим учителем, а заодно и получают школу исполнительского мастерства. Чтобы объединить детей в едином творческом процессе, руководитель музыкального коллектива должен обладать особыми качествами: силой воли, силой внушения, целенаправленностью действий, когда необходимо, строгостью и добротой, чувством юмора и несомненным  авторитетом.

   Ансамблевая игра, помимо учебной пользы, доставляет всем

его участникам удовольствие, радость, ни с чем несравнимый

восторг совместного творчества.

 Я применяю в работе с ансамблем игра

под фонограмму (Записываю на диктофон партии

участников ансамбля и учащиеся дома играют под запись)

для удобства домашних занятий. Сейчас мы готовимся к конкурсу трио гитаристов, я записала три партии каждого учащегося и дома они играют и слушают одну из партий. Очень помогает учащимся в игре ансамблем.

Большое подспорье педагогу – так же  диктофон. Запись на диктофон репетиций позволяет прослушать исполнение коллектива, отключив внимание от зрительного восприятия, других отвлекающих моментов. Даёт возможность сконцентрировать внимание на отдельных партиях, прослушать исполнение неоднократно.

  Высокий профессионализм концертного коллектива имеет два составляющих: исполнительское и психологическое. Если первое содержит аспект технической подготовки, то второе основано на уровне стрессоустойчивости ансамблистов и ощущение личностного комфорта. Рассмотрим подробнее каждое из составляющих детского ансамбля.

Ансамблевый унисон является основой исполнительского ансамблевого мастерства и имеет ряд аспектов: одновременное взятие и снятие звука, одинаковые  штрихи, общее чувство фразировки и ощущение динамических и агогических изменений.

Формирование этих навыков необходимо начинать с овладения приемом «единого дыхания» (авт.).

Упражнение «Воздушный шар». Учащиеся по команде набирают через нос как можно больше воздуха. В определенной точке по команде учащиеся одновременно задерживают дыхание. Затем дети медленно выпускают воздух, имитируя сдувающийся воздушный шар. Задача учащихся одновременно выпустить весь воздух и поднять руки вверх. Упражнение способствует развитию быстроты реакции, одновременного контроля над своими действиями и действиями товарища.

Упражнение «Дорожка». Упражнение заключается в простейших приемах игры технических упражнений по хроматической гамме .

Упражнение «Зеркало». Учащиеся по очереди исполняют мелодические обороты, попевки, простейшие одноголосные пьески и т.д. Задача ансамблистов очень точно со всеми нюансами повторить игру товарища, «отразиться в зеркале». Преподаватель может варьировать задание. Этот прием можно использовать в работе над концертными пьесами.

Стабильность и успешность концертного выступления играет огромную роль в существовании коллектива, его сплоченности и профессиональном росте. Поэтому участники ансамбля должны обладать «чувством локтя», уметь при необходимости во время исполнения взять на себя лидирующую роль, чтобы «спасти» ситуацию на сцене. Другими словами, каждый из ансамблистов должен быть стрессоустойчив и иметь психологическую подготовку к публичному выступлению.

В заключение хотелось бы сказать, в настоящее время необходима концертная деятельность ансамблей для музыкального просветительства, популяризации народного исполнительства. Также важна работа с учащимися по воспитанию профессиональных качеств. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения в ДМШ заниматься ансамблевым музицированием. 

     Хочется пожелать преподавателям всех специализаций смелее браться за эту работу, пропагандировать и активизировать в своих классах совместное музицирование. Главным итогом всего сказанного будет стремление детей, участников музыкального коллектива, как можно чаще выступать перед слушателями.

                                           Литература.

1. Иванов – Крамской А. Класс ансамбля (гитара). – СПб. : “Композитор”, 1975.

2. Арнаутов Ю.П. Формирование творческой активности студентов в оркестровом классе /Акко – курьер. – Воронеж. – 1997. - №7, 43с

3. Булгаков Д.Г. Подготовка ансамблей учащихся класса баяна и аккордеона к участию в конкурсах .Из опыта работы преподавателей детских школ искусств области. – Белгород. – 2008