Методический доклад "Формирование певческих навыков"

На сегодняшний день имеется огромное количество методической литературы по проблемам вокального воспитания детей и юношества, и педагогам зачастую бывает трудно сориентироваться в море окружающей их информации, порой столь неоднозначной и противоречивой (ведь сколько людей, столько существует различных точек зрения на одну и ту же проблему).  Единой методики развития голоса нет и не было никогда.

Поэтому успех каждого педагога  зависит от правильно найденного способа работы с голосом, от умения донести до ученика цели и задачи тех или иных действий. 

И первостепенной задачей вокального обучения является формирование правильных приемов певческой деятельности с последующим их доведением до автоматизма, то есть основных вокальных навыков (а так же певческих или исполнительских). 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование певческих навыков

в классе сольного пения».

На сегодняшний день имеется огромное количество методической литературы по проблемам вокального воспитания детей и юношества, и педагогам зачастую бывает трудно сориентироваться в море окружающей их информации, порой столь неоднозначной и противоречивой (ведь сколько людей, столько существует различных точек зрения на одну и ту же проблему).  Единой методики развития голоса нет и не было никогда. Многие ученые занимались и занимаются этим вопросом (М.И. Глинка, А.Е. Варламов, Г. Ломакин, Ф. Ламперти, Л. Дмитириев, В. Емельянов, О.В. Далецкий, В. Луканин и др.

Итальянский педагог Генрих Панофка говорил: «Нужно  написать столько методик, сколько учеников». В каждом отдельном случае педагог имеет дело с уникальным, индивидуальным голосом со всеми, только ему присущими, достоинствами и недостатками. Каждый ученик требует нового подхода, нового метода работы.

Поэтому успех каждого педагога  зависит от правильно найденного способа работы с голосом, от умения донести до ученика цели и задачи тех или иных действий. 

И первостепенной задачей вокального обучения является формирование правильных приемов певческой деятельности с последующим их доведением до автоматизма, то есть основных вокальных навыков (а так же певческих или исполнительских).

Различают много вокальных навыков, но во всех без исключения методиках авторы выделяют три основных навыка: дыхание, дикция, кантиленнное звучание. Выбор этих навыков не случаен. Это те минимально необходимые навыки, которые могут обеспечить в дальнейшем прогрессивное развитие певческого аппарата у начинающих певцов. При этом необходимо помнить, что все вокальные навыки взаимосвязаны и не могут формироваться изолированно друг от друга. Поэтому педагогу следует с самого начала обучения обращать особое внимание на развитие основных вокальных навыков и на соблюдение детьми основных певческих правил.

К певческим правилам относится, прежде всего, организация предварительных условий голосообразования, то есть правильная певческая установка (положение головы и корпуса при пении). Довольно часто при пении учащиеся принимают неестественное положение: запрокидывают голову, напрягают мышцы лица и шеи, поднимают плечи,  сутулятся, сидят, закинув ногу на ногу или стоят на одной ноге. Все это отрицательно сказывается на голосообразовании, ведь неестественное положение головы и корпуса способствует зажатости органов голосового аппарата. Отсюда педагогической задачей первых уроков является снятие напряжения мышц тела, устранение всякого рода зажатости и формирование правильной певческой установки.

Данные требования легче всего воспринимаются детьми в игровой форме (например, упражнения «Ракета», «Штангист», «Шалтай-болтай» и т.д.).

  1. Для устранения мышечной зажатости хорошо подойдет упражнение «Шалтай-болтай»: стоя, ноги на ширине плеч, ребенок старается максимально расслабить все мышцы, для этого голова и корпус чуть нагибаются вперед, руки свободно висят, как плети, затем следует покачать руками из стороны в сторону, ощущая при этом полную свободу и раскрепощенность всего корпуса. Данное упражнение можно сопровождать словами из известного стиха про «шалтай-болтая».
  2. Также хороши любые упражнения на чередование осознанного напряжения и расслабления (например, «Штангист»: ребенок мысленно сначала поднимает штангу, напрягая мышцы, затем бросает ее, резко расслабляя все мышцы;
  3. Для снятия плечевой зажатости подойдут всевозможные упражнения на плечевой пояс, например: сильно поднять плечи, почувствовав напряжение, затем осознанно резко сбросить, опуская плечи, и запомнить это ощущение удобства при опущенных, расслабленных плечах.

В подобных упражнениях необходимо добиваться у учащегося осознанного ощущения свободы и раскрепощенности во всем корпусе, чтобы затем он эти ощущения удобства перенес и на певческую установку.

  1. Далее необходимо добиваться, чтобы поза поющего была естественной: стоять следует прямо, на двух ногах, без напряжения, раздвинув плечи чуть назад, слегка приподняв грудь и прогнув поясницу; сидеть – только на кончике стула, не сутулясь (например, для образного сравнения подойдет упражнение «Ракета»: посадка, как у пилота на ракете, ровно, ноги стоят прямо, на полу, опора на всю ступню, спина прямая, руки лежат на коленях, голова не должна быть чрезмерно опущена вниз или запрокинута назад).

ДЫХАНИЕ.

Общепризнанно, что правильное дыхание – это фундамент, на котором поющий должен строить все остальное. «Искусство пения – это искусство дыхания», – утверждали представители старой итальянской школы. Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые краски.

Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но оно во многом отличается от обычного дыхания. Фонация происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Изменяется не только ритм, но и темп обычного дыхания.

Дыхательный процесс из автоматического, не контролируемого нашим сознанием переходит в волевой. Мы имеем возможность частично наблюдать работу органов, участвующих в дыхании. И в зависимости от того, какие из этих органов принимают наиболее активное участие в этом процессе, мы говорим о типах дыхания. Специалистами выделяются следующие типы дыхания.

1. Ключичное

2. Нижнее грудное

3. Нижнереберно-диафрагматическое

4. Брюшное

В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, то есть смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости.

Однако основанием же для всей системы поддержки певческого дыхания являются мышцы брюшной стенки в нижней ее части – нижние отделы внутренних и наружных косых мышц и прямой мышцы живота, по действию которых весь тип дыхания и назван «нижнебрюшным».

О преимуществе нижнебрюшного типа дыхания знали многие мастера вокального искусства. Известен совет Федора Шаляпина: «Удерживайте дыхание внизу, давайте тон изнутри, с достаточной глубины, не забывайте петь внутренне, чувствовать тон во всем теле, иначе Ваш голос будет лишен чувства, волнения и силы» .

Используя нижнебрюшной тип дыхания в работе со своими учениками, известный московский педагог Н.С. Харлампиева добивалась положительных результатов.

В начале занятий она сообщала ученику странную вещь: «дышать» в пении не нужно. Иначе говоря, делать сознательный вдох перед пением просто запрещается. Это повлечет за собой зажим. Наоборот – как ни странно! – надо спокойно выдохнуть. Выдохнуть лишний воздух, ненужный для пения – это дополнительно раскрепостит дыхательную мускулатуру перед пением. Сделать выдох следует спокойно и плавно, узкой длинной струей, следя, как слегка надувается при этом живот. И сразу после этого начинать петь.

Выпяченный живот пригодится в конце вокальной фразы, когда на последнем гласном звуке, протянутом как бы на жалобном стоне, следует ребрами ладоней подтянуть живот от самого его низа строго вертикально вверх (но не вдавливая внутрь!) и со стоном (выбросом звука и дыхания) резко оборвать звук, одновременно отнимая руки от живота, и давая его мышцам свободно «упасть» вниз. Это центральный и обязательный прием, условно он называется «сбросом напряжения» мышц живота. (Саморегуляция)

Именно в этот момент автоматически набирается столько дыхания, сколько реально необходимо для пения – не больше и не меньше. «Вот ведь сжатую резиновую грушу, – говорила Н.С. Харлампиева, – чтобы наполнить воздухом, не нужно как-то принудительно растягивать в стороны: достаточно ее сбросить – и воздух войдет в нее сам в нужном количестве». Прием так называемого «сброса» – основополагающий в развитии правильного певческого дыхания.

Такой метод доказывает, что совершенно не важно, через рот или через нос лучше брать дыхание, нужно ли формировать зевок и соблюдать дыхательную позицию во время фонационного выдоха.

Для формирования правильных вокальных ощущений у детей педагог должен через образные понятия и игровые упражнения спровоцировать верную работу дыхательных мышц.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ

 Данные игровые дыхательные упражнения можно  применять на занятиях вначале занятия.

Упражнения на тренировку вдоха

1. «Надуть шарик» - ровный, активный вдох в живот, как будто внизу живота надувается шарик, затем – задержать дыхание: шарик надулся.

2. Вдох поочередно то одной, то другой ноздрей.

3. «Цветок» - вдохнуть, как будто вдыхаешь аромат цветка, на внутренней улыбке.

4. Вдох с поворотом головы вправо – влево, вверх – вниз (выдох в исходном положении – голова прямо).

Упражнения на тренировку выдоха

1. «Лопнуть шарик» - ровный, медленный выдох на свистящие согласные «с», «ш», «ф», затем – резкий сброс воздуха по руке преподавателя.

2. «Дозированный выдох» - то же, что и в упражнении 2, но выдох производится дозировано, порциями, без добора воздуха.

3. «Свеча» - ровный, медленный выдох, чтобы воображаемое пламя свечи ровно отклонялось в одну сторону, но свеча не гасла максимально длительное время, затем резко задуть свечу.

4. «Елочные свечи» - резко задуть несколько воображаемых елочных свечей по очереди, не добирая воздуха (3, 5, 7 и т.д.). Данное упражнение напоминает упражнение 3.

5 . «Трубач» - произвести энергичный выдох на «пф», имитируя игру трубача.

6. «Забей мяч в ворота» - резкий, отрывистый выдох, как бы забивая мяч в ворота.

7. «Футбол» - «поиграть в футбол» с помощью дыхания теннисными шариками или скомканной бумагой.

8. «Джакузи» - ровный, долгий выдох через соломинку в стакан воды (добиваться, чтобы пузырьки были максимально ровными, без толчков).

Упражнения из дыхательной гимнастики Стрельниковой

Примечание: все упражнения делаются в 2 – 3 подхода, каждый

подход – по 8 раз. Вдох всегда носом, короткий, активный, как бы

принюхиваясь, выдох – через рот.

1. «Болванчик» - короткий вдох носом, как бы принюхиваясь, с поворотом головы вправо, затем спокойный выдох через рот, то же – с поворотом головы влево.

2. «Насос» - напоминает накачивание лопнувшей шины велосипеда. Вдох (носом) – накачиваем шину, опуская корпус вниз, выдох (через рот) – корпус возвращается в исходное положение.

3. «Обнять себя» - руками как бы обнять себя, на вдох руки совершают разнонаправленные движения, «обнимают» себя, на выдох – возвращение в исходное положение.

4. «Выпад» - на вдох – выпад на одну ногу (с движением корпуса), выдох – возвращение в исходное положение (стоя)

Дыхательные упражнения.

1. Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).

2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз). Своеобразный “массаж” связок.

3. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).

4. Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю (6+6 раз).

5. Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха (дыхания).

6. Надуть щеки, как шар. Резко “выхлопнуть” воздух через «губы-трубочку». Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, что очень пригодится для хорошей артикуляции.

7. Беззвучно сказать “ы”. Говорить этот звук надо не глубоко, а у корней верхних зубов (как при зевоте). Упражнение активизирует мышцы мягкого и твердого неба.

8. Наклон головы попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.

9. Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть, как насосом, воздух через гармошку до полного объема ваших легких, а потом (опять через гармошку) выдохнуть (выдуть) постепенно весь воздух. Не надо пугаться головокружения. Сначала упражнение делается 15 секунд, постепенно увеличивается (через день) длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд и так далее.

10. “Мычание” на удобной тесситуре, после дутья в гармошку (по 30 сек.). Мычать близко, “на зубах”, чтобы ощущать вибрацию на губах. Губы слабо сомкнуты, а зубы не сжаты. Хорошо перед “мычанием” открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем продыхе.

11. После “мычания” потянуть звук на хорошем продыхе, через свободное горло. Держать его близко к зубам и губам, на удобной для вас тесситуре. Звук не глубить:

М____________________ З____________________

Н____________________ В____________________

12. Точно так же говорить слоги с ударением на втором. Второй слог потянуть.

ма-м`а на-н`а ва-в`а

ма-м`о на-н`о ва-в`о

ма-м`у на-н`у ва-в`у

ма-м`э на-н`э ва-в`э

ма-м`ы на-н`ы ва-в`ы

Следите за свободой и удобством. Дыхание брать перед каждой парой.

13. Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: “ох, ах”. Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать со вдохом.

       14. «Как вкусно!» - вдохнуть аромат цветка (или чего-то вкусного и ароматного), задержать дыхание, а затем на выдохе сказать : «Как вкууууусно!».

       15.  Неплохо делать легкий массаж лица. Подушечками пальцев надавливать на корни верхних зубов и щеки по направлению к ушам. Массаж носа: от крыльев носа вверх до переносицы и в стороны по подбровьям. Хорошо, если после массажа появится желание зевнуть.

Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.

1. “Лошадка”. Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.

2. “Ворона”. Произносите “Ка – аа – аа – ар”. Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.

3. “Колечко”. Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

4. “Лев”. Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.

5. “Зевота”. Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

6. “Трубочка”. Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем – до подбородка. Повторить 6-8 раз.

7. “Смех”. Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеётесь вы или просто произносите “ха-ха-ха”. Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.

ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Четкая дикция предполагает твердость согласных, артикуляция – ясность гласных. 

Тембр детского голоса чрезвычайно неровен, что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных. Это и понятно, так как образование певческих гласных резко отличается от разговорных. Но ведь гласные звуки - основа пения. Главным условием хорошего звучания гласных у обучающихся должно  быть постоянное стремление сохранить высокое звучание (позицию) на всех участках диапазона. Особенно полезны в этом плане песни с нисходящим движением.

Добиваться правильного формирования различных гласных нужно постепенно.

Сначала следует больше использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льется свободно, ненапряженно. Предпочтение отдается гласному   у. При этом гласном ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается как бы "на зевке" (при пении звука у поднимается нёбная занавеска). Кроме того у освобождает голос от неприятного носового призвука (часто встречающегося у  детей), так как поднятое мягкое нёбо перекрывает вход в носовую полость. Пропевание песен и упражнений на гласные  у - ю  поможет в выработке высокой позиции мягкого звучания.

Следующим гласным, имеющим большое значение в вокальном воспитании, является гласный  о. Этот звук не требует округления и при нем глотка хорошо открыта. Пение упражнений и мелодий на  о  и  ё  также поможет выработать округлое, красивое звучание.

Далее полезно перейти к работе над  звуком  и  он требует округления, то есть приближения к   ю  или  ы  но зато помогает  найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных и заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание, как звук  у.

И, наконец, последними гласными, над которыми следует работать, являются а и е. При их звукообразовании глотка резко уменьшается, а в активную работу включается язык, который может вызвать ненужное движение гортани. Язык при пении должен перемещаться достаточно активно, но вместе с тем свободно, чтобы создавались условия для постоянного положения гортани. Также активно должны работать и губы, особенно в самый первый момент возникновения гласных, а затем они могут принять нейтральное положение, например, несколько "расплываться в улыбку" или немного вытягиваться вперед.

Широкое открывание рта, особенно на звуке а, снижает активность дыхания и голосовых связок. Кроме того, у многих детей челюсть очень зажата, и для её "раскрепощения" требуются усилия, ведущие к большим изменениям в положении гортани. Вот почему к работе на гласным  а лучше приступать после того, как ребенок приобрел уже некоторые навыки формирования других гласных.

От пения отдельных гласных следует постепенно переходить  к их чередованию не только в упражнениях, но и в песнях.

Весьма полезно при разучивании песни пропевать каждую новую фразу на разные гласные.

Из сказанного можно сделать вывод, что все гласные должны звучать одинаково красиво при постоянном положении гортани. Но это не означает, что произношение их должно быть похоже. Конечно же, когда речь  идет о красивом исполнении гласных, прежде всего имеется в виду их единообразная манера звучания при ясном произношении.

Если гласные определяют сам процесс пения, то согласные,  прежде всего, влияют на дикцию, а потому также требуют специального внимания. При произношении одних согласных необходимо активное движение языка (р, т, д), другие вызывают утечку воздуха ( ш, ж), третьи требуют значительного выдоха ( в, ф, з).

Следует помнить, что активное произношение согласных обеспечивает четкость и ясность последующих гласных. Момент зарождения гласного звука имеет большое значение для его разборчивости.

Для формирования ясной дикции эффективен метод пропевания в различных темпах скороговорок и песеного текста на одном звуке. Этот метод в игровой форме способствует освобождению, раскрепощению артикуляционного аппарата, «выводит звук» в естественное положение (учащийся поет, как говорит).

Распевка. Вокальные упражнения.

Любое вокальное занятие следует начинать с распевания.

«Подобно тому, как гимнаст перед исполнением сложного упражнения подготавливает свои мышцы, вокалист перед работой над конкретным произведением должен обязательно «разогреть», настроить свой голосовой аппарат».

Перед распеванием обязательно следует «разогреть» мышцы, участвующие в звукообразовании, выполнив артикуляционную гимнастику (покусать, «пошинковать» язык, щеки, затем выполнить следующий комплекс упражнений: «Влажная уборка во рту» - круговые движения языком по 10 раз в одну и в другую сторону; «Иголочка» - прокалывание щеки языком; «Конфетка» - «пососать» воображаемую конфетку с разными вкусами; «Гримасы» или «В зоопарке» - погримасничать в воображаемое зеркало; «Часики» - рот открыт, язык двигается то вправо, то влево, имитируя движение стрелки часов; «Хобот» - губы вытянуты хоботом; «Лопаточка» - язык высунуть широко, «лопаткой»; «Лягушонок улыбается» - улыбаться как можно шире, «до ушей», максимально растягивая рот; «Лошадка» - цокать, работая языком, не двигая нижней челюстью и т.д.).

Основу музыкального материала, используемого в процессе распевания, составляют вокальные упражнения.

В числе упражнений могут быть унисонные, гаммообразные и арпеджированные последования, упражнения на гласную, на слог,  пение с закрытым ртом. Упражнений не должно быть много, но они должны быть универсальными и способствовать решению  большего числа задач.

Продолжительность распевания в среднем  составляет 15- 20( 25) минут. При подборе упражнений для распевания педагог должен помнить, что начинать следует с коротких, спокойных и плавных попевок в пределах терции и затем квинты. Темп предпочтителен умеренный, а динамика – средняя. Основным принципом при выстраивании последовательности упражнений является постепенность (диапазона, динамики, темпа). Начинать пение упражнений нужно с примарных тонов, требующих минимума напряжения дыхательного аппарата в области гортани и артикуляционных органов, а затем уже постепенно расширять диапазон вверх и вниз.

( Приложение) Обычно рекомендуется в начале и в конце распевания пение на одном звуке. Упражнения на одной ноте развивают равномерный, экономный выдох, опору звука, а при чередовании гласных способствуют их выравниванию.(упр 1,2,3,4,5)

В певческой практике весьма распространены упражнения с поступенным расположением звуков – различные гаммообразные сочетания. На начальных этапах полезно петь упражнения-гаммы сверху вниз. При их исполнении необходимо следить, чтобы все ноты звучали в высокой позиции, в головном регистре. При пении же гамм снизу вверх особое внимание следует уделять первому звуку – брать его в намеренно высокой позиции последующего верхнего звука упражнения. Это обеспечит ровность звучания на протяжении всей гаммы.

Упражнения-гаммы являются прекрасным средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания на всем диапазоне, сглаживания регистров, распространения головного звучания на нижние звуки, развития подвижности и беглости голоса. Упражнения на различные интервалы вырабатывают умения соединять звуки. В работе над ними идут обычно от более узких к более широким интервалам, чередуя связный и отрывистый способы звуковедения.

( Приложение) Следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось.

В заключении хотелось бы подвести итог. Чтобы достичь положительного результата, вокалисту необходим здоровый голосовой аппарат и постоянные занятия. А преподаватель должен в совершенстве  знать и понимать механику и природу физиологических особенностей органов звукообразования, подходить к каждому ученику индивидуально и применять в работе необходимые вокальные приемы. С самого начала обучения необходимо требовать от учащихся четкого, технически грамотного выполнения основных приемов вокальной работы (правильная певческая установка, или позиция; стойка вокалиста, правильное певческое дыхание, звукообразование и др.) до тех пор, пока они не станут навыками, отработанными до автоматизма. На решение этих задач не стоит жалеть времени – впоследствии оно окупится и принесет желаемые плоды.