народные инструменты характеристики

Народные музыкальные инструменты Белгородско-Курского региона (Ивнянский, Ракитянский, Грайворонский, Прохорсвский районы. ). Кроме плясок под собственное пение исполнителей, в селах Белгородско - Курского региона танцевали под аккомпанемент инструментального ансамбля. Его основу составляли духовые инструменты: жалейки, дудки, пыжатки, кугиклы. В последние годы в селах получили распространение баян, гитара, мандолина. 

Жалейка («рожок») состоит из коровьего рога и вставленной в него деревянной трубки с 5—6 пальцевыми отверстиями. В трубку вставлялся пищик («пипка») из дерева, камыша или гусиного пера. Звух рожка сильный, резкий. Инструмент использовался и как сольный, и как ансамблевый

Кугиклы (научное название — «флейта Пана») состоят из трех или пяти закрытых с одной стороны тростниковых дудочек разной длины. На них извлекаются звуки различной высоты. На пяти дудочках играют мелодию, а на трех — синкопированный аккомпанемент (одна «играет», а две «придувают»). Женщина, исполняющая мелодию, делает голосовые выкрики — «фифкает». Обычно ансамбль состоит из 3—4 инструментов, на которых играли только женщины. Наиболее распространенные наигрыши на кугихлах — «Тимоня», «Батюшка», .Под мельничкой». Инструмент и ныне бытует в селах Белгородской и Курской областей.

Дудка — разновидность одноствольной флейты без пыжа, роль которого выполнял язык . Инструмент имея обычно 3—5 пальцевых отверстий. Дудки изготавливались из клена, черемухи, позже появились металлические На дудке исполнялись плясовые, достаточно сложные наигрыши. В ансамбле для исполнения второго голоса использовалась большая по размерам и более низкая по строю дудка — «двухголоска»

Пыжатка — духовой инструмент (разновидность одноствольной флейты), внешне похожий на дудку. В верхний конец ее вставлялся деревянный пыж. Пыжатха имела определенное количество пальцевых отверстий (6), которое у всех инструментов было неизменным. Длина пыжатки была около 40 см. Звук ее чистый, звонкий. Пыжатки обладали большими возможностями, на них можно было исполнять партии дудки, рожка, жнейки

Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент, который по предположению исследователей заменил вышедший из употребления древний гудок. По аналогии с гудком, на скрипке использовалось только три струны (без баска). Во время игры скрипач смычком касался одновременно двух струн — на одной исполняя мелодию, а соседнюю используя в качестве бурдона. В народной манере скрипку держали, упирая ее в плечо

Балалайка — старинный струнный щипковый инструмент. В XVI—XVIIв в искусством игры на ней владели профессиональные музыканты — скоморохи. Широкое распространение в народе балалайка получила в конце XIX —нач XX вв. Исполнители настраивали балалайку в соответствии со своим вкусом и потребностями. Часто встречается «гитарный строй» (по звукам мажорного трезвучия), который открывает большие возможности для аккомпанемента и для сольной игры

Лит.: Руднева А В Курские танки и карагоды. М. СК, 1975, Русские народные балалаечные наигрыши М. Советская Россия, 1990 Карачаров И. Н. Белгородская энциклопедия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_instrumenty.docx35.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Народные музыкальные инструменты Белгородско-Курского региона (Ивнянский, Ракитянский, Грайворонский, Прохорсвский районы. См. районы Белгородской области). Кроме плясок под собственное пение исполнителей, в селах Белгородско - Курского региона танцевали под аккомпанемент инструментального ансамбля. Его основу составляли духовые инструменты: жалейки, дудки, пыжатки, кугиклы. В последние годы в селах получили распространение баян, гитара, мандолина. 

Жалейка («рожок») состоит из коровьего рога и вставленной в него деревянной трубки с 5—6 пальцевыми отверстиями. В трубку вставлялся пищик («пипка») из дерева, камыша или гусиного пера. Звух рожка сильный, резкий. Инструмент использовался и как сольный, и как ансамблевый

Кугиклы (научное название — «флейта Пана») состоят из трех или пяти закрытых с одной стороны тростниковых дудочек разной длины. На них извлекаются звуки различной высоты. На пяти дудочках играют мелодию, а на трех — синкопированный аккомпанемент (одна «играет», а две «придувают»). Женщина, исполняющая мелодию, делает голосовые выкрики — «фифкает». Обычно ансамбль состоит из 3—4 инструментов, на которых играли только женщины. Наиболее распространенные наигрыши на кугихлах — «Тимоня», «Батюшка», .Под мельничкой». Инструмент и ныне бытует в селах смБелгородской и Курской областей.

Дудка — разновидность одноствольной флейты без пыжа, роль которого выполнял язык . Инструмент имея обычно 3—5 пальцевых отверстий. Дудки изготавливались из клена, черемухи, позже появились металлические На дудке исполнялись плясовые, достаточно сложные наигрыши. В ансамбле для исполнения второго голоса использовалась большая по размерам и более низкая по строю дудка — «двухголоска»

Пыжатка — духовой инструмент (разновидность одноствольной флейты), внешне похожий на дудку. В верхний конец ее вставлялся деревянный пыж. Пыжатха имела определенное количество пальцевых отверстий (6), которое у всех инструментов было неизменным. Длина пыжатки была около 40 см. Звук ее чистый, звонкий. Пыжатки обладали большими возможностями, на них можно было исполнять партии дудки, рожка, жнейки

Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент, который по предположению исследователей заменил вышедший из употребления древний гудок. По аналогии с гудком, на скрипке использовалось только три струны (без баска). Во время игры скрипач смычком касался одновременно двух струн — на одной исполняя мелодию, а соседнюю используя в качестве бурдона. В народной манере скрипку держали, упирая ее в плечо

Балалайка — старинный струнный щипковый инструмент. В XVI—XVIIв в искусством игры на ней владели профессиональные музыканты — скоморохи. Широкое распространение в народе балалайка получила в конце XIX —нач XX вв. Исполнители настраивали балалайку в соответствии со своим вкусом и потребностями. Часто встречается «гитарный строй» (по звукам мажорного трезвучия), который открывает большие возможности для аккомпанемента и для сольной игры

Лит.: Руднева А В Курские танки и карагоды. М. СК, 1975, Русские народные балалаечные наигрыши М. Советская Россия, 1990 Карачаров И. Н. Белгородская энциклопедия