Формирование навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе в классе фортепианного ансамбля
1. Вступления
2. Задачи преподавателя на уроках ансамбля
3. Методические рекомендации
4. На уроке ансамбля необходимо придерживаться плана работы
5. Иллюстрации учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2019_chtenie_nepolnyy.docx | 23.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Новикова Наталия Аркадьевна
Преподаватель МАУДО «ДШИ им. Р.Н. Розен»
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ
- Вступление
Значение ансамбля пианистов как систематического предмета отмечается во всех образовательных программах для классов фортепиано. Ансамблевая игра приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития обучающихся фортепианных отделений. Ансамбли пианистов украшают и обогащают концерты музыкальных школ.
Занятия в классе ансамбля отвечают современным задачам детских музыкальных школ:
- формированию начальных умений и навыков работы с музыкальным текстом с целью приобщения обучающихся к мировой музыкальной культуре;
- обучению навыкам коллективного музицирования для дальнейшей музыкальной деятельности после окончания школы;
- подготовке одаренных детей к участию в профессиональных ансамблях и оркестрах.
В классе ансамбля учащиеся знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой музыкальный кругозор.
В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:
- умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и своим партнером;
- умение слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и преподавателя;
- умение рассказать об исполняемом произведении;
- умение применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;
- формирование навыков чтения с листа и самостоятельного разбора новых произведений.
Занятия учеников ансамблем в классе преподавателя по инструменту имеют следующие преимущества. Во-первых, занятия в ансамбле являются продолжением работы в основном классе и помогают решать с учеником одни и те же задачи учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам. Во-вторых, благодаря урокам ансамбля происходит регулярное общение учащихся и преподавателя. В-третьих, систематическая работа преподавателя с учениками своего класса в ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать в школе сплоченный музыкальный коллектив со своими исполнительскими традициями. В-четвертых, такой детский музыкальный коллектив более мобилен в концертной и творческой деятельности класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения разной степени сложности и разнообразные по содержанию.
Занятиям ансамблем следует уделить особое внимание с первого года обучения. В музыкальном коллективе у детей быстрее развивается мышление и воображение, формируется находчивость и сообразительность. Более слабый ученик подтягивается, более сильный - облагораживает игру в ансамбле. В ансамбле учеников класса одного преподавателя совершенствуются навыки, полученные на уроках по инструменту и музицированию.
- Задачи преподавателя на уроках ансамбля
Преподаватель, ведущий класс ансамбля, должен, прежде всего, понимать детскую психологию, учитывать возрастные особенности младших и старших учащихся, воспитывать чувство товарищества, уважения друг к другу, сознательную творческую дисциплину с самого раннего возраста. Преподаватель должен уметь просто, доступно и конкретно объяснять свои требования. На занятиях должны присутствовать и образные сравнения, и юмор, и поощрительное слово, и требовательность.
Преподавателю необходимо разрабатывать план учебного процесса, выстраивая задания от простых к сложным. На занятиях необходимо распределять время на закрепление старого репертуара, разбор нового и чтение с листа.
В работе с ансамблем лучше использовать аналитический, развивающий метод обучения, а не традиционный – «делай, как сказано». В творческом поиске оттенков звука и качества штрихов, темпов пьес и самостоятельном решении этих и других задач, каждый ученик проявляет себя активнее и не скучает на занятиях. Главная задача преподавателя и в основном классе, и в классе ансамбля - заинтересовать детей занятиями на инструменте.
- Методические рекомендации
Методические рекомендации для преподавателей можно сформулировать следующим образом:
- Подбор учеников – партнёров. Они должны быть схожими по уровню подготовки и подходить друг к другу в психологическом аспекте.
- Преподаватель должен следовать принципам последовательности, постоянности, доступности и наглядности в освоении материала;
Весь процесс обучения проходит с учётом индивидуальных особенностей ученика. Необходимым условием для успешного обучения является формирование правильной посадки за фортепиано, распределение педали между партнёрами.
Предметом постоянного контроля должна являться работа над синхронностью в исполнении партнёров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, штрихами, умением вместе начать и закончить фразу.
Необходимо вместе с учениками анализировать форму произведения, его смысловой и художественный образ.
Техническая сторона учеников должна быть на одном уровне.
В чём психологическое отличие ансамблевого выступления от выступления сольного? Когда ученик играет один, ему, как правило, сопутствует чувство страха, неуверенность, боязнь ошибиться. Когда же он выступает в ансамбле, он не один, у него появляется больше творческой смелости, артистизма.
Педагогическая практика показала, что именно ансамблем дети любого возраста занимаются с большим удовольствием.
В совместной деятельности реализуется потребность детей в общении, что, по мнению психологов, является основной, базовой потребностью.
Занимаясь в ансамбле, дети учатся понимать партнёра, прислушиваться к нему, воспитываются такие качества, как взаимопонимание и ответственность. Надо организовывать обучение детей таким образом, чтобы заниматься ансамблевым музицированием систематически, начиная с первых шагов обучения в музыкальной школе, что обеспечит преемственность в приобретении ансамблевых умений и навыков.
Для достижения задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы);
- практический (освоение приёмов игры);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
- На уроке ансамбля необходимо придерживаться плана работы:
1. Знакомство с новым произведением, выбранным для изучения. Прослушивание его в записи или в исполнении преподавателей.
2. Изучение партий участниками ансамбля: определение характера музыки, местонахождения кульминации, составление динамического плана, ритмическая точность, ощущение пульса. Работа над педализацией.
3. Знакомство с партией партнера: умение слышать звучание темы, подголосков, сопровождения, умение слышать музыку, исполняемую своим партнером и ансамблем в целом.
4. Совместное исполнение: выстраивается звуковой баланс. Оговаривается рабочий темп, в котором ансамбль успевает выполнить необходимые цезуры, паузы, кульминации, смысловые акценты. Ведётся работа над навыком слышания партии партнера.
5. Репетиции на сцене: приспосабливание к инструментам концертного зала, поиск звукового баланса. Оговаривание возможных срывов.
6. Концерт: выявление музыкальной гибкости и свободы исполнения, сценической выдержки, проверка и оценка приобретенных навыков.
V. Иллюстрации учащихся
- Сегодня мы с учениками моего класса предоставим вашему вниманию пьесу С. Слонимского «Полька» из музыки к комедии Гоголя «Ревизор». С. Слонимскому удалось в своих произведениях создать собственный индивидуальный, содержательный и яркий мир детской музыки. На сегодняшний день он автор множества разнообразных пьес, объединенных в 5 сборниках «От 5 до 50». К пьесам интересно обращаться и пятилетним, и зрелым мастерам. Нередко для усиления выразительности композитор применяет такие привлекательные приемы игры, как игра на струнах, исполнение локтями, кулаком, ладонью. Еще большую изобретательность в поисках звуковых выразительных средств проявляет автор в «Польке». На струны рояля композитор предлагает положить листки бумаги, а поверх них гребенки. Таким образом, звучание рояля приобретает свойство «игрушечного» пианино похожее на звенящую музыку из музыкальной шкатулки или фисгармонии. Выступает фортепианный ансамбль: Солодовникова Ольга 4 класс и Хозяшева Ульяна 5 класс.
- Музыка и слова Анастасии Чешегоровой «Мама» из репертуара группы «Индиго». . Анастасия - автор методики раннего интеллектуального и творческого развития детей с использованием музыкальных компонентов.Творческий талант Анастасии Чешегоровой, развивающие музыкальные способности у детей, сделали Анастасию и студию «Индиго» известными за короткий период времени. Анастасия пишет музыку и слова к своим песням, снимает клипы.
Известность Анастасии Чешегоровой принес её клип на песню «Мама». Исполнит ее Цветова Тамара 2 класс, аккомпанемент Солодовникова 4 класс, Шляпников Илья 4 класс.