Формирование навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе в классе фортепианного ансамбля

Новикова Наталия Аркадьевна

1. Вступления

2. Задачи преподавателя на уроках ансамбля

3. Методические рекомендации

4. На уроке ансамбля необходимо придерживаться плана работы

5. Иллюстрации учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2019_chtenie_nepolnyy.docx23.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Новикова Наталия Аркадьевна

Преподаватель МАУДО «ДШИ им. Р.Н. Розен»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ

  1. Вступление

Значение ансамбля пианистов как систематического предмета отмечается во всех образовательных программах для классов фортепиано.   Ансамблевая игра приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития обучающихся фортепианных отделений. Ансамбли пианистов украшают и обогащают концерты музыкальных школ.

     Занятия в классе ансамбля отвечают современным задачам детских музыкальных школ:  

- формированию начальных умений и навыков работы с музыкальным текстом с целью приобщения обучающихся к мировой музыкальной культуре;

- обучению навыкам коллективного музицирования для дальнейшей музыкальной деятельности после окончания школы;

-  подготовке одаренных детей к участию в профессиональных ансамблях и оркестрах.

     В классе ансамбля учащиеся знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой музыкальный кругозор.

В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:

- умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и своим партнером;

- умение слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;

- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и преподавателя;

- умение рассказать об исполняемом произведении;

-  умение применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;

-  формирование навыков чтения с листа и  самостоятельного разбора новых произведений.

     

     Занятия учеников ансамблем в классе преподавателя по инструменту имеют следующие преимущества. Во-первых, занятия в ансамбле являются продолжением работы в основном классе и помогают решать с учеником одни и те же задачи учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам. Во-вторых, благодаря урокам ансамбля происходит регулярное общение  учащихся и преподавателя. В-третьих, систематическая работа преподавателя с учениками своего класса в ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать в школе сплоченный музыкальный коллектив со своими исполнительскими традициями. В-четвертых, такой детский музыкальный коллектив более мобилен в концертной и творческой деятельности класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения разной степени сложности и разнообразные по содержанию.

      Занятиям ансамблем следует уделить особое внимание с первого года обучения. В музыкальном коллективе у детей быстрее развивается мышление и воображение, формируется находчивость и сообразительность. Более слабый ученик подтягивается, более сильный - облагораживает игру в ансамбле. В ансамбле учеников класса одного преподавателя совершенствуются навыки, полученные на уроках по инструменту и музицированию.

  1. Задачи преподавателя на уроках ансамбля

     Преподаватель, ведущий класс ансамбля, должен, прежде всего, понимать детскую психологию, учитывать возрастные особенности младших и старших учащихся, воспитывать чувство товарищества, уважения друг к другу, сознательную творческую дисциплину с самого раннего возраста.                 Преподаватель должен уметь просто, доступно и конкретно объяснять свои требования. На занятиях должны присутствовать и образные сравнения, и юмор, и поощрительное слово, и требовательность.

     Преподавателю необходимо разрабатывать план учебного процесса, выстраивая задания от простых к сложным. На занятиях необходимо распределять время на закрепление старого репертуара, разбор нового и чтение с листа.

     В работе с ансамблем лучше использовать аналитический, развивающий метод обучения, а не традиционный – «делай, как сказано». В творческом поиске оттенков звука и качества штрихов, темпов пьес и самостоятельном решении этих и других задач, каждый ученик проявляет себя активнее и не скучает на занятиях.  Главная задача преподавателя и в основном классе, и в классе ансамбля - заинтересовать детей занятиями на инструменте.

  1. Методические рекомендации

     Методические рекомендации для преподавателей  можно сформулировать следующим образом:

- Подбор учеников – партнёров. Они должны быть схожими по уровню подготовки и подходить друг к другу в психологическом аспекте.

- Преподаватель должен следовать принципам последовательности, постоянности, доступности и наглядности в освоении материала;

Весь процесс обучения проходит с учётом индивидуальных особенностей ученика. Необходимым условием для успешного обучения является формирование правильной посадки за фортепиано, распределение педали между партнёрами.

Предметом постоянного контроля должна являться работа над синхронностью в исполнении партнёров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, штрихами, умением вместе начать и закончить фразу.

Необходимо вместе с учениками анализировать форму произведения, его смысловой и художественный образ.

Техническая сторона учеников должна быть на одном уровне.

В чём психологическое отличие ансамблевого выступления от выступления сольного?  Когда ученик играет один, ему, как правило, сопутствует чувство страха, неуверенность, боязнь ошибиться. Когда же он выступает в ансамбле, он не один, у него появляется больше творческой смелости, артистизма.

Педагогическая практика показала, что именно ансамблем дети любого возраста занимаются с большим удовольствием.

В совместной деятельности реализуется потребность детей в общении, что, по мнению психологов, является основной, базовой потребностью.

Занимаясь в ансамбле, дети учатся понимать партнёра, прислушиваться к нему,  воспитываются такие качества, как взаимопонимание и ответственность. Надо организовывать обучение детей таким образом, чтобы заниматься ансамблевым музицированием систематически, начиная с первых шагов обучения в музыкальной школе, что обеспечит преемственность в приобретении ансамблевых умений и навыков.

Для достижения задач предмета используются следующие методы обучения:

 - словесный (объяснение, беседа, рассказ);

 - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы);

 - практический (освоение приёмов игры);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

  1. На уроке ансамбля необходимо придерживаться плана работы:

1. Знакомство с новым произведением, выбранным для изучения. Прослушивание его в записи или в исполнении преподавателей.

2. Изучение партий участниками ансамбля: определение характера музыки,  местонахождения кульминации, составление динамического плана, ритмическая точность, ощущение пульса. Работа над педализацией.  

3. Знакомство с партией партнера: умение слышать звучание темы, подголосков, сопровождения, умение слышать музыку, исполняемую своим партнером и ансамблем в целом.

4. Совместное исполнение: выстраивается звуковой баланс. Оговаривается рабочий темп, в котором ансамбль успевает выполнить необходимые цезуры, паузы, кульминации, смысловые акценты. Ведётся работа над навыком слышания партии партнера.

5. Репетиции на сцене:  приспосабливание к инструментам концертного зала, поиск звукового баланса. Оговаривание возможных срывов.

6. Концерт: выявление музыкальной гибкости и свободы исполнения, сценической выдержки, проверка и оценка приобретенных навыков.

V. Иллюстрации учащихся

  1. Сегодня мы с учениками моего класса предоставим вашему вниманию пьесу С. Слонимского «Полька» из музыки к комедии Гоголя «Ревизор». С. Слонимскому удалось в своих произведениях создать собственный индивидуальный, содержательный и яркий мир детской музыки. На сегодняшний день он автор множества разнообразных пьес, объединенных в 5 сборниках «От 5 до 50». К пьесам интересно обращаться и пятилетним, и зрелым мастерам. Нередко для усиления выразительности композитор применяет такие привлекательные приемы игры, как игра на струнах, исполнение локтями, кулаком, ладонью. Еще большую изобретательность в поисках звуковых выразительных средств проявляет автор в «Польке». На струны рояля композитор предлагает положить листки бумаги, а поверх них гребенки. Таким образом, звучание рояля приобретает свойство «игрушечного» пианино похожее на звенящую музыку из музыкальной шкатулки или фисгармонии. Выступает фортепианный ансамбль: Солодовникова Ольга 4 класс и Хозяшева Ульяна 5 класс.
  2. Музыка и слова Анастасии Чешегоровой «Мама» из репертуара группы «Индиго». . Анастасия - автор методики раннего интеллектуального и творческого развития детей с использованием музыкальных компонентов.Творческий талант Анастасии Чешегоровой, развивающие музыкальные способности у детей, сделали Анастасию и студию «Индиго» известными за короткий период времени. Анастасия пишет музыку и слова к своим песням, снимает клипы.
    Известность Анастасии Чешегоровой принес её клип на песню «Мама». Исполнит ее Цветова Тамара 2 класс, аккомпанемент Солодовникова 4 класс, Шляпников Илья 4 класс.