Особенности работы концертмейстера

Исангужина Альбина Мидхатовна

Концертмейстер – пианист, помогающий музыкантам инструменталистам, вокалистам, танцорам, изучать партии и играющий партию сопровождения на репетициях и концертах. Деятельность аккомпаниатора-пианиста обычно означает лишь работу на концертах, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_kontsertmeystera.docx34.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы концертмейстера.

Понятия «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не идентичны, хотя на практике и в литературе ими часто пользуются как синонимами. Музыканта, играющего партию сопровождения солисту, называют аккомпаниатором (от "akkompagner" - сопровождать). Мелодия сопровождается ритмом и гармонией, подразумевая ритмическую и гармоническую поддержку. Таким образом, понятно, что огромная нагрузка опускается на плечи аккомпаниатора, главной целью которой является достижение художественного объединения всех компонентов исполняемого сочинения.

Концертмейстер – пианист, помогающий музыкантам инструменталистам, вокалистам, танцорам, изучать партии и играющий партию сопровождения на репетициях и концертах. Деятельность аккомпаниатора-пианиста обычно означает лишь работу на концертах, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее. Разучивание с солистами их партий, управление качеством их исполнения, знание их исполнительской специфически, особенности разных инструментов, причины появления исполнительских трудностей, а также умение подсказать необходимый путь к исправлению тех или иных недостатков.

Исходя из этого, становится понятным, что трудно отделить творческие, педагогические и психологические функции деятельности концертмейстера друг от друга, так как они объединяются в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Чтобы быть хорошим концертмейстером, пианист должен обладать специфическими качествами и навыками. В первую очередь, он должен хорошо владеть роялем – и в техническом, и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, также как и не всякий пианист достигнет выдающихся успехов в аккомпанементе. Не усвоив законы отношений ансамбля, не развив в себе отзывчивость к партнеру, он не сможет почувствовать неразрывность взаимодействия между партиями аккомпанемента и солиста.

Музыкальная одаренность, музыкальный слух, воображение, способность охватить образную сущность и форму сочинения, виртуозность и артистизм – вот какими качествами и навыками должен обладать хороший концертмейстер, чтобы воплотить, идею автора, в концертном исполнении вдохновлено. Концертмейстерство – успешный пример универсальной комбинации в рамках профессии, элементов умения и мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога.

Е. М. Шендерович отмечал, что «…в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. Отделить одно от другого и понять, что превалирует в экстремальных или конкурсных ситуациях, трудно». Для успешного осуществления многофункциональной деятельности концертмейстер должен владеть необходимым комплексом знаний, умений и навыков.

Концертмейстер должен знать не только основные принципы ансамблевой техники, но также технические и тембровые возможности инструмента солиста, учебный и концертный репертуар с его стилистическими особенностями, методами работы на репетициях, совместной работы над музыкальным произведением.

Концертмейстер должен обладать способностями, позволяющими применять теоретические знания при исполнительском анализе партии солиста и партии фортепиано в произведении. Определять художественные и технические особенности сопровождения, рассматривать свою партию как часть единого музыкального образа, создавать художественную трактовку фортепианной партии, показывать различный подход к исполнению фортепианных и оркестровых аккомпанементов.

В концертмейстерской практике необходимо не только владение множеством пианистических средств (палитры звучности и артикуляции, высокое мастерство техники, искусство педализации и т. д.) и умение подбирать исполнительское решение, а также, способность анализировать исполнение партий солиста и фортепиано, в едином времени и согласии. Управлять звучанием ансамбля и исправлять исполнительские действия, исходя от исполнительского состояния солиста. Способность к искусству антиципации от лат. Anticipatio — предвосхищение - еще одна из граней деятельности концертмейстера, которой он должен обладать, для раскрытия, эмоционального, выразительного, образного и смыслового единства с солистом, в исполнении музыкального произведения.

Значимым качеством концертмейстера является навык профессионального общения. Способность сопереживать (от греческого Empatheia — сочувствие, сопереживание) солисту, умение войти в эмоциональный контакт с солистом и оказать психологическую поддержку, приспособиться к различным условиям репетиций и концерта. В репетиционном процессе и концертном выступлении, проявлять артистизм, исполнительскую волю, создавая и управляя эмоциональным состоянием.

Рассмотрим специфические особенности работы концертмейстера в зависимости от класса, в котором он работает.

Исполнение на фортепиано характерного звучания струнно-смычковых инструментов, считается отличительной особенностью работы в классе струнно-смычковых инструментов. Чтобы достичь мягкости в исполняемых гармонических и мелодических оборотах, нужно стараться касаться клавиатуры без жесткости кисти и пальцев, как бы «поглаживая» клавиши, добиваться смягчения атаки звука. Надо заметить, что не всегда найденный прием становится универсальным. Репертуар юных скрипачей и виолончелистов разнообразен, он состоит не только из пьес, этюдов, но и концертов, при исполнении которых нужно добиваться «оркестровки рояля», так пианист выступает при исполнении произведений крупной формы в роли оркестра.

Концертмейстер в классе струнно-смычковых инструментов должен обладать знанием симфонического оркестра, тембров, входящих в него инструментов, умением передать их разнообразную звуковую палитру на фортепиано – в этом заключается еще одна особенность его работы. Концертмейстер должен представлять легкое стаккато флейты, мягкое обволакивающее звучание валторн, гнусавость английского рожка, яркость и праздничность труб, ворчание контрабасов, раскаты литавр, для того чтобы передать звуки оркестра яркими красками.

Целиком и полностью зависит от концертмейстера характер оркестровых вступлений (интродукций), проигрышей и заключений. Точная установка темпа, характера и тонуса в котором будет играть произведение ученик, показывает профессиональность концертмейстера. Звучность, глубину и объемность придает партия левой руки, особенно в подходах к кульминациям, кульминационным tutti. Способности и задачи концертмейстера могут быть различными, в зависимости от степени подготовленности учащегося к каждому уроку.

Несколько слов о штрихах. Самуил Евгеньевич Фейнберг писал: «…Штрихи смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением, спадом и сменой звучащих образов». Из этого следует выделить, что под штрихами, скрипачи понимают не только ведение смычка вверх или вниз, но и широкий круг самых разнообразных приемов звукоизвлечения.

Скрипичное legato артикуляционно однозначно и реализуется всегда одним игровым приемом, в то время как non legato представлено большим количеством артикуляционных градаций и, соответственно, штриховых вариантов. Особое мастерство концертмейстера состоит в выборе соответствующего штриха, приближенного к штриху исполнителя.

Спецификой работы в классе духовых инструментов является репертуар, изучаемый учащимися духового отделения, он отличается по содержанию. Основной объем занимают произведения эстрадного и джазового направления. А эта музыка сложнейших ритмических сочетаний.

Обучающиеся и преподаватели духового отделения принимают активное участие в многочисленных концертных мероприятиях. Наверное, по этой причине концертмейстер постоянно находится в состоянии концертной готовности. Пианист в ансамбле духовых инструментов – равноправный участник всего музыкального действия. За время работы с духовыми ансамблями, сложились определенные принципы работы, выработался особый стиль аккомпанирования. Навыки музицирования, транспонирования и подбора по слуху особенно важны в классе духовых инструментов, кроме того пианист должен владеть виртуозной фортепианной техникой, так как фортепианные соло в произведениях виртуозны.

Основное качество – умение «держать» темп и метроритм. Жить живым ритмом произведения исключительно важно, так как ритм в джазовой музыке является мощным средством музыкальной выразительности. Звукоизвлечение, в игре с духовыми инструментами чаще всего представляет собой пальцевую атаку, а также максимальную весовую игру от плеча.

Работая в классе духовых инструментов, концертмейстеру особенно важно учитывать моменты взятия дыхания, жесты дирижера, и постоянно воспитывать коллективное музыкальное мышление. От концертмейстера требуется свободное ориентирование в ансамбле, оркестре, быстрое заучивание всего произведения и в деталях. Необходимый набор знаний и умений для успешной деятельности концертмейстера духовых инструментов – способы записи сокращений и повторений, цифры, вступления инструментов, отсчет пауз. Подводя итог, концертмейстер должен понимать роль своей партии в ансамбле, ярко играть, не противореча участникам ансамбля, быть как ведомым, так и ведущим, удерживать баланс звучности и по вертикали и по горизонтали.

Работа на уроках хореографии является очень ответственной, так как концертмейстеров хореографии, призванных участвовать в репетиционной работе и выступлениях с детским коллективом, а также взаимодействии с педагогом-хореографом, не обучают практически ни в одном учебном заведении. Поэтому, специфические навыки и умения, необходимые концертмейстеру хореографии, пианисту приходиться постигать из собственной практической деятельности.

Работа концертмейстера хореографии состоит из двух частей: овладение музыкальным материалом, необходимого для обучения той или иной хореографической дисциплины и ее особенностей.

В первую очередь, концертмейстеру хореографии нужно владеть французскими, хореографическими терминами, чтобы понимать о каком танцевальном упражнении идет речь и верно подбирать музыкальное сопровождение.

Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, в основе которых приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Соответственно, сопровождение к ним должно быть плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4).

Battements tendus (Battements tendus jetes) –это упражнения на резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Музыкальное сопровождение к вattements tendus должно быть четким.( 2/4, 4/4.)

Во-вторых, нужно четко представлять себе структуру упражнения, верно расставить акценты в музыкальном сопровождении, а также помогать, динамическими оттенками, движениям.

Третьей особенностью работы концертмейстера в классе хореографии является, умение грамотно оформить, в музыкальном отношении, уроки танцев в любом танцевальном жанре, на любом этапе обучения. Необходимо, чтобы музыка нравилась ребятам, была настроена «в унисон» с их вкусами.

Четвертой особенностью пианиста считается работа в ансамбле с танцевальным коллективом. Концертмейстер помогает глубже вникнуть в эмоциональную структуру танца, способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества. Необходимо играть произведения разных стилей и направлений, чтобы слуховой багаж детей был более полным и разносторонним. ( В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского)

Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание.

Музыкально-ритмические, движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала.

Музыкально-ритмическая деятельность, дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер.

Элементы музыкальной грамоты, которые на начальном этапе усваиваются в игровой форме: характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный); понятие темпа; жанр музыки (марш, песня, танец); динамические оттенки (тихо, громко); метроритм; паузы; сильные и слабые доли; музыкальные регистры; понятие музыкального предложения.

Концертмейстер помогает создавать художественный образ. Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.

Концертмейстер помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа. Слушая музыку, ребенок может рассказать, какие ассоциации она вызывает, какой образ. Еще сложнее – показать этот художественный образ в движении, имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но уже и музыкальные.

Танец – создание художественного образа под музыку. И роль концертмейстера в этом процессе специфична, многогранна и очевидна.

При работе в вокальном классе, концертмейстер должен обладать исполнительским мастерством, знать основы педагогики, психологии и физиологии, иметь необходимые знания в вопросах эстетики, широкий кругозор в сфере художественной культуры и других искусств.

Аккомпанируя голосу, концертмейстер осуществляет функцию ансамблиста. В вокальной работе выделяют два вида деятельности: сольную и ансамблевую. В работе концертмейстера в ансамбле с вокалистами есть свои особенности. Если при взаимодействии концертмейстера и хормейстера, в вокально-хоровой работе, существует такая особенность, как понимание концертмейстером дирижёрских жестов, то в работе с вокалистами рука дирижёра отсутствует. Это вносит определенные трудности в общении с певцом. Аккомпаниатор должен, в этом случае, сам предвосхищать намерения певца. Дирижёр в хоре, несет ответственность за качество звука, участвуя в его рождении, работая с певцом, концертмейстер должен интуитивно чувствовать, когда должен возникнуть звук и когда солист возьмёт дыхание.

Слушание партнера, умение играть в ансамбле, творчески сопереживать – это необходимые навыки при совместном исполнении, которые являются важной частью профессионального мастерства пианиста.

Звук, рождённый голосом, прямо противоположен звуку фортепианному, так как может развиваться в динамике, а фортепианный обречён на угасание, это несоответствие можно назвать проблемным моментом в ансамблевом звучании. Поэтому звуковой баланс в таком ансамбле имеет особое значение. Концертмейстер должен учитывать также, что он находится за спиной вокалиста, для определения необходимого соотношения звука. Вокалист и аккомпаниатор должны стать единым музыкальным организмом, где роль сопровождения далеко не второстепенная.

Для успешной организации учебного процесса концертмейстер с педагогом должны изучить индивидуальные особенности вокального аппарата ученика, его недостатки и достоинства особенности развития голоса учащихся. На первых этапах обучения пению, важная роль отводится распевкам.

В выборе учебной программы, участвует и концертмейстер. При выборе репертуара, учитываются многие критерии: диапазон голоса, задачи, которые педагог ставит перед учеником, интересы самого ученика, его индивидуальные качества и т.п. Концертмейстеру приходится в это время проигрывать большое количество музыкальных произведений различной сложности, поэтому ему необходимо уметь хорошо читать с листа, мастерски владеть инструментом. На уроках вокала нужно обладать коммуникативными навыками, для взаимосвязи всех участников образовательного процесса: концертмейстера – педагога – ученика.

Точное прочтение нотного и словесного текстов, безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам, внимание к точному выполнению ритма, логической акцентировке, интонационной чистоте – таковы основные задачи концертмейстера. Это открывает перед аккомпаниатором возможности совместно с солистами участвовать в воплощении творческого замысла композитора, правдиво и выразительно передавать слушателям образ произведения.

Концертмейстер начинает знакомство с пением с теоретических понятий. Выразительная, точная ритмически, игра поможет ребёнку воспринять форму, размер и лад на эмоциональном уровне. Музыкально неграмотный певец, который неспособен понять и изучить музыку, проанализировать содержание, форму, определить характер произведения – не сможет самостоятельно работать, и всегда будет зависеть от педагога или концертмейстера.

На ответственных выступлениях могут возникнуть следующие проблемы: дети могут забыть слова, сфальшивить интонацию, неточно воспроизвести ритмический рисунок, не выдержать метроритмические рамки, аккомпаниатора должен тут же «подхватить» ученика, если он перескочил на другой эпизод; заполнить паузу в момент забывания слов; помочь продолжить и закончить произведение; вернуть уверенность в себе. Быстрая реакция – важное качество профессиональной деятельности концертмейстера. Хороший педагог-концертмейстер должен помогать ребенку, избавиться от излишнего волнения перед концертом, а во время выступления увлечь солиста в художественное содержание произведения, подводя к предчувствию динамических красок, штрихов

Таким образом, специфика работы концертмейстера в школе искусств зависит от класса, в котором он работает, ему приходится сотрудничать с представителями разных музыкальных и художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом.

Как известно, концертмейстер должен слышать произведение объемно – и по вертикали, и по горизонтали. Поэтому часто выступает принцип самоограничения, когда приходится уйти на второй план ради выявления главного, основного, во имя целого, для этого необходим опыт и мастерство, знание стилей разных композиторов, понимание формы исполняемого произведения.

Концертмейстер должен приспосабливаться к творческой манере разных преподавателей, в классах которых он работает. Его профессионализм повышает многообразие требований.

Перечислим, какие знания и навыки необходимы концертмейстеру для профессиональной деятельности в центре искусств: умение читать с листа фортепианную партию любой сложности; владение навыками игры в ансамбле; умение транспонировать в пределах кварты нотный текст; умение играть клавиры (концертов, опер, кантат); умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры; знание основных дирижерских жестов и приемов; знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; знание основ хореографии сценического движения; умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации; знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы; концертмейстер должен накопить большой музыкальный репертуар; концертмейстер должен получать удовольствие от игры «второго» плана, быть одним из участников музыкального действия;

Подводя итог, можно сказать, что аккомпаниатор это универсальный музыкант, который готов ко всему. Исполнительский труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство. Концертмейстерство – путь к совершенствованию художественной индивидуальности пианиста и для многих, является творческой потребностью.

А.М. Исангужина

Список используемой литературы:

  1. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. – Л.:Музыка, 1988.-С.38.
  2. Островская Е. А. Психологический основы деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-aspekty-deyatelnosti-kontsertmeistera-v-muzykalno-obrazovatelnoi-sfere-ins
  3. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. С.91