Доклад на тему: "Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства"

Актуальнейшей проблемой современности является сохранение и преумножение духовности русского народа.

Учитель музыки ставит перед собой единственную цель: затронуть те струны души, которые впоследствии зазвучат прекрасной музыкой и будут звучат всю жизнь – в минуты радости и печали, в минуты нравственного выбора.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

«Формирование духовной культуры школьников 

средствами музыкального искусства»

                               

                                Автор: Животова О. С.,

                    учитель музыки.

                                                               Муниципальное бюджетное

                                                               общеобразовательное учреждение

                                                          «Средняя общеобразовательная школа

                                     с углубленным изучением

                                         отдельных предметов № 7»,

                                     городской округ Кашира.

                     

План

Введение

  1. Музыкальное искусство Древней Руси.                                    
  2. Русская духовная музыка.

2.1 Профессиональная церковная музыка.

2.2 Молитва.

2.3 Колокольный звон.

2.4 Святые, в земле русской просиявшие. Стихиры, тропари.

     3.   Музыкальные картины природы.

     4.   Исторический подвиг как фактор формирования духовности.

4.1 Творческий проект «Битва хоров»

Вывод

Введение

(песня в сопровождении гитары)

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать

    Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
    Из какой-то там фантазии, которой он служил.
    А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
    А чего с ней церемониться, чего ее беречь.

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.

    Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
    Музыкант, соорудивший из души моей костер.
    А душа, уж это точно, ежели обожжена,
    Справедливей, милосерднее и праведней она.

Актуальнейшей проблемой современности является сохранение и преумножение духовности русского народа.

Учитель музыки ставит перед собой единственную цель: затронуть те струны души, которые впоследствии зазвучат прекрасной музыкой и будут звучат всю жизнь – в минуты радости и печали, в минуты нравственного выбора.

Для достижения столь высокой цели необходимо решение не менее сложных задач: научить человека слушать музыку, понимать ее, а самое главное – чувствовать. Чувствовать в музыке различные образы, картины, события – такие, как: восход солнца, птичьи трели, весеннее пробуждение природы, запах сирени, летнюю грозу, печаль и пышность осеннего увядания, бескрайность зимних просторов и звон бубенцов скачущей одиноко тройки лошадей, красоту окружающего мира; величие и героизм русского народа, силу его духа.

Программа по музыке с 1 по 8 классы, а также внеурочная деятельность разработана в соответствии с поставленной целью и задачами. Так, можно выделить следующие разделы духовно-нравственной направленности, к которым учащиеся возвращаются год из года, расширяя и углубляя свои познания:

музыкальное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Профессиональная церковная музыка. Молитва. Колокольный звон. Святые, в земле русской просиявшие. Стихиры, тропари. Музыкальные картины природы. Исторический подвиг как фактор формирования духовности. Творческий проект «Битва хоров».

  1. Музыкальное искусство Древней Руси.                                    

Музыка всегда сопровождала человека на пути его формирования и становления, и Древняя Русь не исключение. Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.

Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полку Игореве» – знаменитый Баян.

После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже         Морского царя. В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги. 

Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси. В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.

Изучая народную музыку древней Руси, мы обращаемся к образам Баяна, Садко через прослушивание оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. Глинки. В концерте № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковский использовал в главной теме 1-й части напев, который он сам записал у лирников – украинских слепых певцов, аккомпанирующих себе на древнем инструменте – лире.

  1. Русская духовная музыка

2.1 Профессиональная церковная музыка.

Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства – Киевской Руси (IX–XIII века). После Крещения Руси (988 год) и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни – духовная музыка.

В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.

 В         17 веке на смену знаменному распеву приходит партесное пение и со         временем         хор         становится         смешанным.

2.2 Молитва

Ярким примером профессионализма в сфере духовной музыки является духовный концерт М. С. Березовского «Не отвержи мене во время старости» (17 в.), написанный на слова 70-го псалма Давида из Ветхого Завета. Основа духовного концерта – молитва, обращение к Богу: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня….Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! Поспеши на помощь мне»

Молитва, обращение к Господу Богу, звучит и в предсмертной арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки:

«В         тот         горький         час 
В         тот         страшный         час 
Господь, меня ты укрепи, ты укрепи»

«Утренняя молитва» - одна из пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского.

«Молитва» - одна из частей симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина, смысловая кульминация всего произведения – торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора. Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.

2.3 Колокольный звон

Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивились чуду русских колоколов, искренне считая, что ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие!

Колокольный звон стал неотъемлемой частью творчества многих русских композиторов:

«Светлый праздник» - сюита для двух фортепиано С. Рахманинова.

Великий колокольный звон в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского.

«Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского.

Набат, звучащий перед призывом «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева.

Колокольный звон в финале оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

2.4 Святые, в земле русской просиявшие. Стихиры, тропари.

Во время изучения жизни и подвигов святых княгини Ольги, князя Владимира, Кирилла и Мефодия, Ильи Муромца, князя Александра Невского, Сергия Радонежского и других, учащиеся приобщаются к истории, культуре и религии своей Родины, постигают суть духовного подвига. Также знакомятся со стихирами и тропарями в честь русских святых.

3. Музыкальные картины природы.

Развитие у школьников правильного взгляда на окружающий мир, умения любоваться красотой природы также является важнейшей составляющей в формировании духовности. Обращаться вовне на уроках музыки мы можем через произведения П. Чайковского. Цикл «Времена года»; М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»; Н. Римского-Корсакова «Океан-море синее». Вступление к опере «Садко»; М. Глинки «Венецианская ночь»; С. Рахманинова «Сирень», «Островок», «Здесь хорошо»; Г. Свиридова «Весна и осень», «Пастораль»; и др.

4. Исторический подвиг как фактор формирования духовности.

Обращение к историческим событиям, к героическим страницам истории русского народа играет важную роль в формировании духовности подрастающего поколения.  Можно это делать и на уроках музыки. Так, важнейшими музыкальными произведениями, несущими историческую ценность являются:

виватные канты, опера «Иван Сусанин» М. Глинки, опера «Князь Игорь» А. Бородина, кантата «Александр Невский» С. Прокофьева, «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича и др.

4.1 Творческий проект «Битва хоров».

Подвиг народа во время Великой Отечественной войны – тема творческого проекта «Битва хоров», в котором принимают участие учащиеся 1-8 классов. Проводится данное мероприятие накануне Великой Победы. Каждый класс выбирает песню на военную тематику, разучивает ее и исполняет на сцене единым хоровым коллективом. При исполнении приветствуется инсценировка и креативный подход.

Вывод:

        таким образом мы можем сделать вывод, что средствами музыкального искусства возможно создание благоприятной среды для формирования духовной культуры школьников.