Статья "Эффект Моцарта"

Буркова Екатерина Вячеславовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавлик»

 

 

 

 

 

«Эффект Моцарта»

 

 

 

 

 

Составитель: музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

 

Буркова Екатерина Вячеславовна

 

 

 

 

 

Реутов, 2018

Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья у детей. А музыка воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывая реакции, связанные с изменениями кровообращения, дыхания. Доказано, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку и во время работы, и во время отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в восприятии и развитии ребенка и особенно у детей, имеющих нарушение в развитии речи.

А поставленные цели и задачи диктуют необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий. Наш детский сад работает по комплексной программе «От рождения до школы» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, которые дополняются программами, в соответствии с коррекционной направленностью групп. Работая над общими задачами по музыкальному воспитанию, я одновременно работаю и над решением коррекционных задач. Одним из направлений коррекционной работы в нашем детском саду является обучение и воспитание детей с нарушением речи.

Такие дети имеют определенные особенности развития:

  • Кроме собственного речевого нарушения у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, координации движений, музыкальной);
  • Нарушены психические процессы и свойства, проявляющиеся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушены процессы возбуждения и торможения;
  • Личные качества развиты недостаточно (низкая самооценка, взаимоотношения с детьми затруднены);
  • Между музыкой и речью очень много общего.

 

Музыкальные звуки так же, как и речь воспринимаются слухом и, поэтому музыка имеет с речью сходную интонационную природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effekt_motsarta.docx26.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавлик»

«Эффект Моцарта»

Составитель: музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Буркова Екатерина Вячеславовна

Реутов, 2018

Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья у детей. А музыка воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывая реакции, связанные с изменениями кровообращения, дыхания. Доказано, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку и во время работы, и во время отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в восприятии и развитии ребенка и особенно у детей, имеющих нарушение в развитии речи.

А поставленные цели и задачи диктуют необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий. Наш детский сад работает по комплексной программе «От рождения до школы» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, которые дополняются программами, в соответствии с коррекционной направленностью групп. Работая над общими задачами по музыкальному воспитанию, я одновременно работаю и над решением коррекционных задач. Одним из направлений коррекционной работы в нашем детском саду является обучение и воспитание детей с нарушением речи.

Такие дети имеют определенные особенности развития:

  • Кроме собственного речевого нарушения у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, координации движений, музыкальной);
  • Нарушены психические процессы и свойства, проявляющиеся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушены процессы возбуждения и торможения;
  • Личные качества развиты недостаточно (низкая самооценка, взаимоотношения с детьми затруднены);
  • Между музыкой и речью очень много общего.

Музыкальные звуки так же, как и речь воспринимаются слухом и, поэтому музыка имеет с речью сходную интонационную природу.

Цель: Изучить влияние музыки Моцарта на здоровье и развитие интеллекта ребенка, его речевых навыков, фонематического слуха и памяти, просодического восприятия и слуха.

Задачи:

1. Подобрать и изучить литературу о влиянии музыки на человека, экспериментах, проводимых учеными в этом направлении.

2.Разобраться в механизме воздействия музыки В.А. Моцарта на человека.

3.Попытаться раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма от прослушивания классической и современной музыки.

4. Изучить влияние музыки Моцарта на детей групп коррекционной направленности

О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже давно. Беременным даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш хорошо развивался и смог раскрыть свои таланты. А с 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.

 Активизация коры головного мозга

 Первые опыты в этом направлении были проведены на крысах. Два месяца их “заставляли” по 12 часов в сутки слушать одно и то же – сонату до-мажор Моцарта. В результате крысы “поумнели” и стали пробегать лабиринт на 27% быстрее и делали значительно меньшее ошибок (на 37%), чем обычные крысы.

Что касается людей, то здесь ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Т.е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но ТОЛЬКО прослушивание музыки Моцарта активизировало практически ВСЮ кору. Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться.

Научные теории

Эффект Моцарта - воздействие на мозг. Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука.

Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху.

Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 — 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.

Музыка, повышающая интеллект

 Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста.

Были отобраны 3 контрольные группы:

1 – сидели в полной тишине;

2 – слушали аудиокнигу;

3 – слушали сонаты  Моцарта.

Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги

1 – на 14%;

2 – на 11%;

3 – на 62%.

Впечатляющие результаты, не правда ли?!

Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Эффект Моцарта для детей. Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.

У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние. Отсюда вывод — надо постоянно поддерживать молодость.

Невиданный пример

 Не могла пройти мимо такого поразительного примера торжества воздействия музыки Моцарта. Прежде всего, высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. И наш пример об этом.

Жерар Депардье - эффект Моцарта. Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы все его знаем.

Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером. Потом он скажет: «До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».

СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ МОЦАРТА НА ДЕТЕЙ

Моцарт — «самый подходящий» композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. Возможно, то, что Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все «почитатели» его творчества — в т. ч. и самые маленькие слушатели.


Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи — т.н. синапсы — уже сформировались. На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями («цепями»), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности.

Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами. Ученые попросили маленьких детей — воспитанников одного из детских дошкольных учреждений г. Москвы — во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ

СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ МОЦАРТА


Ученые США и Болгарии независимо друг от друга выяснили, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень.

 Сразу после предания широкой огласке результатов этих научных исследований СD-диски с его музыкальными творениями стали лидерами продаж во многих странах.

Стандартные «IQ-тесты» фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания именно музыки Моцарта. Исследования американских ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ («коэффициент интеллекта») людей в среднем на 8–10 единиц.

Как доказали европейские ученые, музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит). Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность).

 Музыка Моцарта как никакая другая оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта способны купировать эпилептические припадки.

По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта — исчезнут многие проблемы с пищеварением.

Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки. Во-первых, высокочастотные гармонизированные звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и мышления.

МУЗЫКА ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ

В последние годы мне повезло участвовать в исследовательском проекте организации, устраивающей активные музыкальные кружки для дошкольников Великобритании. Занятия этого типа получают всё большее распространение во всём мире. На них не ставится задача научить детей играть на определённом инструменте или владеть голосом, хотя они часто включают в себя пение. Музыкальные действия и игры проводятся в основном для удовольствия, без цели улучшить исполнение.

Музыка не считается необходимым компонентом в развитии познавательных, социальных и двигательных навыков и умений. Во многих странах на ранних этапах жизни ребёнка музыка используется вовсе не так широко, как в западном обществе, и этот факт, по-видимому, не вредит развитию детей. Вероятно, самая важная функция музыки в подобных дошкольных объединениях — содействие: музыка создаёт условия, в которых правила взаимодействия в обществе подаются просто и увлекательно.

Лорел Трейнор и её коллеги были в числе первых учёных, систематически анализирующих воздействие активных дошкольных кружков музыки. В первом исследовании они распределили шестимесячных младенцев: одних — в активный музыкальный кружок, других — в пассивный, где дети только слушали музыку и иногда играли. Гипотеза заключалась в том, что в активных музыкальных кружках больше социального взаимодействия и участия в музицировании и что эти два фактора полезны для развития.

После полугода занятий замерили чувствительность малышей к музыкальной структуре и выразительности. У крох из активного кружка проявились более высокие уровни чувствительности к высоте и ритмической структуре, чем у пассивной группы, хотя в реакциях на музыкальную выразительность между этими детскими «командами» не было различий. Затем исследователи рассмотрели развитие мозга с помощью ЭЭГ. Также учёные обратили внимание на социальное развитие малышей, используя «Анкету поведения детей». В целом, по-видимому, более активные занятия музыкой содействовали развитию многих познавательных и поведенческих особенностей, которые, возможно, были связаны с характером занятий. Но интересно, что в активной группе улучшились не все реакции на музыкальную выразительность.

Взаимодействие с музыкой в детстве происходит непрерывно, через ряд этапов: от пассивного слушания к активному участию, от неформальных игр и пения к формальным урокам музыки и обучению. Все эти контакты влияют на развитие мозга и поведения, только по-разному и в разной степени.

Прослушивание музыкальных произведений — важная часть детства, и не потому, что это делает нас умнее, помогает лучше читать или ускоряет социализацию, а потому что мы знакомимся с самой музыкой.

В раннем детстве мы не понимаем, в чём суть музыки, как не понимаем и свой родной язык. Нужно не один год контактировать с этими присущими только человеку звуками и их структурой, чтобы научиться понимать их и откликаться.

Заключение

 Надеюсь, что у вас появилось желание слушать Моцарта. В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта (чтобы снизить количество аварий). У нас же на улицах вы не услышите классическую музыку. Да у нас даже трудно найти радиостанцию с нормальной музыкой. Но что вам мешает делать себе хотя бы непродолжительные сеансы музыкотерапии из удивительной музыки Моцарта.