Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир гитары»
Программа общеразвивающая " Удивительный мир гитары"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gitara_obshchaya.docx | 67.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Радищевская детская школа искусств»
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № __ от _____2018г. | УТВЕРЖДАЮ: _______________ Директор Приказ № _____ от _______2018г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Удивительный мир гитары»
Художественной направленности
Срок реализации 3 года
возраст учащихся 7 -15 лет
Составитель: С. В. Букина – преподаватель высшей категории ДШИ
2018 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Гитара» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного образования.
Программа составлена с учетом:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
- Устав МБУДО
1.2.Актуальность программы
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на 6 –и струнной гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» шестиструнной гитары, – банджо, бас-гитара, различные старинные струнные инструменты.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.
Отличительные особенности программы
Программа разработана на основе Программы Министерства Культуры Российской Федерации Российского Научно-Исследовательского Института Культурного и Природного наследия имени Д.С.Лихачева Института Развития Образования В Сфере Культуры И Искусства, разработчик преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных В.В.Домогацкий по учебному предмету – Музыкальный инструмент (гитара) 2013 г. Программа расширена для техники игры на электрогитаре, и дополнена групповыми занятиями.
Педагогическая целесообразность
Возможность общего разностороннего развития личности учащегося, воспитание в нем таких качеств, как пунктуальность и усидчивость в процессе освоения курса.
Обучение игре на гитаре, умению аккомпанировать своему пению позволяет привлечь к занятиям музыкой детей разного возраста, так как гитара является «культовым» инструментом в молодёжной среде и подросток, умеющий играть на гитаре, поющий
под гитару всегда пользуется уважением сверстников.
Актуальность данной программы в её социализации, т. е адаптации к местным условиям, учитывая ряд веских причин:
- возрастающая нагрузка в общеобразовательной школе;
-интересы детей в других сферах деятельности;
-наличие отвлекающих факторов( интернет и др);
-ослабленное здоровье детей( дефект речи, нарушение осанки, заболевание органов дыхания, гиперактивность);
-отсутствие конкурсного отбора при поступлении в ДШИ;
-приём детей с недостаточной мотивацией к обучению;
- ориентированность родителей обучать детей « для себя», не предполагает дальнейшее профессиональное обучение, адаптировать обучение к возможностям и желанием ребенка.
Программа имеет художественную направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Цель программы – художественное развитие личности на основе формирования первоначальных знаний о музыкальном искусстве, художественного вкуса; развитие творческих способностей и индивидуальности учащихся средствами музыкального исполнительства на баяне.
Задачи программы:
- развить мотивацию личности к познанию и творчеству;
-развить навыки восприятия искусства;
-формировать у детей и подростков интерес к музыкальному искусству;
- обучить первоначальным навыкам инструментального исполнительства на баяне;
- обеспечить комфортную среду для обучения, гарантирующую ребенку ситуацию эмоционального благополучия, психического здоровья и успеха.
Срок реализации ДООП « Музыкальный инструмент. Гитара» для детей, поступающих в школу в возрасте 7(8) – 15 лет составляет 3 года. Срок реализации программы может быть увеличен на один год.
Методы обучения.
Для достижения поставленных целей и решения задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный( рассказ, объяснение, беседа);
-наглядный(показ, наблюдение, демонстрация);
-практический(освоение приемов игры на инструменте);
-эмоциональный( подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Материально – технические условия реализации программы обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ДООП. Материально – техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы необходим минимально необходимый перечень, учебных аудиторий, специализированных кабинетов, а также включает в себя: концертный зал с аппаратурой, библиотеку, учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, музыкальными инструментами. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв. м, для реализации учебного предмета « ансамбль» не менее 12 кв.м, оснащены фортепиано, наглядными пособиями, учебной мебелью, звукотехническим оборудованием. Учебные кабинеты имеют з звукоизоляцию.
Реализация программы обеспечивается доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и фоно записей.
Реализация ДООП обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 30 % в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.
Планируемые результаты освоения обучающимися ДООП « Удивительный мир гитары»
Результатом освоения ДООП является приобретение учащимися следующих знаний, умений, навыков в предметных областях:
В области музыкального исполнительства:
- навыки исполнения музыкальных произведений( сольное и ансамблевое исполнительство);
-умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
-знание основ музыкальной грамоты;
-знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
-знание наиболее известной музыкальной терминологии;
-навыки публичных выступлений;
- навыки общения со зрительской аудиторией в условиях музыкально – просветительской деятельности.
В области учебного предмета по выбору :
- знание музыкальной грамоты;
-знание основных этапов жизни и деятельности великих классиков, композиторов;
- первичные знание в области строения классических форм;
- умение использовать знания при выступлениях и исполнительстве;
-умение осмысливать музыкальные произведения, путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыки восприятия элементов музыкального языка;
- навыки анализа музыкального произведения.
3. Учебный план
№ | Наименование предметной области | Годы обучения, количество аудиторных часов в неделю | Промежуточная и итоговая аттестация ( классы) | Количество учебных недель | Всего часов за период обучения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
1 | Учебные предметы исполнительской подготовки | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
1.1 | Музыкальный инструмент | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,2,3,4 | 34 | 272 |
1.2 | Ансамбль | 1 | 1 | 1 | 1 | 2,3,4 | 34 | 136 |
2 | Учебный предмет по выбору | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 34 | 136 |
2.1 | ( чтение с листа , музыкальный инструмент, мир музыки) | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 34 | 136 |
всего | 4 | 4 | 4 | 4 | 670 |
Примечание к учебному плану
- Разработан на основе Примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для ДШИ ( новая редакция) от 02. 06. 2005 г № 1814-18-07; на основе рекомендаций по организации методической и образовательной деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусства- письмо Министерства культуры РФ от 21. 11.2013 г№ 191-01-39/06-ГИ.
- Утверждается на заседании педагогического совета ДШИ .
- В учебном плане предусмотрены индивидуальные и групповые занятия. Индивидуальные: музыкальный инструмент, учебный предмет по выбору, в отдельных случаях ансамбль, чтение нот с листа. Групповое занятие – ансамбль, мир музыки( от 2- х и более человек)
- Предмет по выбору: может быть либо другой музыкальный инструмент, либо чтение с листа, мир музыки. По желанию родителей может быть увеличено количество часов по из вышеперечисленных учебных предметов, но не выходя из временных рамок учебных часов.
- Учебный план отражает структуру ДООП определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы по реализации программы. Обоснованием учебной нагрузки являются Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусства. Занятия подразделяются на аудиторные и внеаудиторные, т. е (самостоятельную работу).
Объем аудиторной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана не превышает 4 часов в неделю( без учета времени, предусмотренного учебным планом на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участие детей в культурно – массовых мероприятиях) ДШИ.
Форма проведения аудиторных занятий – урок продолжительностью 40 минут.
4. График образовательного процесса.
При реализации ДООП в ДШИ продолжительность учебного года с 1 по 3(4) классы составляет 34 недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не более 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, весенние, зимние каникулы и их сроки устанавливаются в сроки, которые устанавливают при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Учебный год для педагогических работников составляет 41 неделя, из которых 34 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели для аттестации учащихся, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно – просветительскую работу.
5. Программы учебных предметов.
Перечень программ учебных предметов ДООП « Музыкальный инструмент. Гитара», срок реализации 3 (4) года :
- Музыкальный инструмент . Гитара.
- Ансамбль
- Предмет по выбору(Музыкальный инструмент, чтение с листа, мир музыки)
Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений в объеме, соответствующем требованиям программы . Основной учебной литературой по учебным предметам обеспечивается каждый обучающийся. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками.
Образовательный уровень преподавателей:имеют высшее образование - 1 преподаватель
Квалификационный уровень преподавателей:имеют высшую квалификационную категорию – 1 преподаватель;
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в ОУ Дополнительного профессионального образования, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу.
В ДШИ создаются условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий.
Материально-технические условия реализации программы.
В МБУ ДО ДШИ проводятся систематические мероприятия по приведению материально-технической базы ДШИ в соответствие санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В ДШИ соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- концертный зал с фортепиано, пультами и звукотехническим оборудованием;
- библиотеку;
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
- Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются гитарами.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «ансамбль», - не менее 12 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов: «мир мухыки», оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
В ДШИ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения образовательной программы обучающимися.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету « Музыкальный инструмент» являются:текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ДШИ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
Так, для учащихся первого класса в конце учебного года проводится академический концерт, где они исполняют 2 разнохарактерных произведения.
Для учащихся 2 класса: в ноябре, марте проводится академический концерт, где они исполняют 1 пьесу; в мае проводится переводной экзамен, где они исполняют 2 пьесы.
Для учащихся 3 класса в декабре проводится прослушивание, а в мае проводится выпускной экзамен, где они исполняют выпускную программу и исполняют 3 пьесы( этюд, 2 разнохарактерные пьесы).
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Итоговая аттестация проводится по предметам:
1) Музыкальный инструмент – в форме академического концерта;
По итогам аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
В МБУ ДО ДШИ разработаны критерии оценок итоговой, промежуточной аттестаций и текущего контроля успеваемости обучающихся.
Музыкальный инструмент
Специфика работы преподавателя - инструменталиста - индивидуальные занятия с ребенком. В школе обучаются дети с разными музыкальными и психофизическими возможностями, поэтому метод работы педагога - дифференцированный подход к воспитанию ученика.
Индивидуальные планы, включающие в себя произведения различных стилей, форм и жанров, учитывают данные ребенка и перспективу развития. В силу объективных причин, продвижение ученика одного и того же класса может быть различным, поэтому, выступление ребенка на зачете, экзамене оценивается по дифференцированной системе.
Особое внимание уделяется учащимся 1-2 классов, в которых закладываются основы культуры звука, техники, музыкально-образного мышления; умение работать, контролировать и слушать себя.
Оценка 5 («отлично)
-грамотно выученный текст
-эмоциональность
-заинтересованность и активное участие в концертах класса, музыкальных вечерах
Оценка 4 («хорошо»)
-грамотно выученный текст
-наличие основных навыков, ровное легато, четкая артикуляция, мягкие окончания фраз, владение динамикой, понимание характера музыкального произведения
-возможны умеренные темпы
Оценка 3 («удовлетворительно»)
-слабое владение нотным текстом и игровыми навыками
-непонимание смысла произведения
-отсутствие отношения к исполняемому произведению.
В оценке часто используются плюсы и минусы, отражающие тенденцию к улучшению или ухудшению уровня исполнения.
Ансамбль, Предмет по выбору, чтение с листа, музыкальный инструмент, мир музыки:
Оценка «5» (отлично)
Продемонстрирована согласованность работы всех групп, выступление яркое, текст партитуры исполнен точно, есть звуковой баланс и взаимопонимание участников коллектива и его руководителя
Оценка «4» (хорошо)
Хорошее исполнение с ясным художественно-музыкальным намерением, не все технически проработано, есть определенное количество погрешностей. Есть предположение, что репетиционный период был недостаточно основательным.
Оценка «3» (удовлетворительно)
Слабое, невыразительное выступление, технически вялое. Есть серьезные погрешности в тексте отдельных партий, звуковой баланс не соблюден, есть расхождения в темпах между отдельными партиями.
В четвертной оценке учитывается качество домашней работы, заинтересованность и активное участие в концертной работе школы.
Программа творческой, культурно-просветительской и методической деятельности МБУ ДО ДШИ
Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям.
1.1 С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ сотрудничает со всеми учреждениями культуры района, а также проводит свою культурно – просветительскую работу( концерты, выставки, беседы, игровые программы). Созданы учебные творческие коллективы:
1. Ансамбли гитаристов
2. Инструментальные ансамбли различных составов.
Деятельность коллективов осуществляется в рамках как учебного, так и внеучебного времени.
1.2 Профессиональная направленность образования в МБУ ДО ДШИ предполагает организацию творческой деятельности путём проведение конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений. МБУ ДО ДШИ реализует на протяжении нескольких лет творческие проекты:
- Зональный конкурс « В ритме танца»
2.1 Методическая программа МБУ ДО ДШИ направлена на непрерывность профессионального развития педагогических работников. В рамках методической программы работники ДШИ в пределах имеющихся финансовых возможностей осваивают дополнительные профессиональные ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации ОП:
• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
• освоение новой системы требований к структуре дополнительной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
• овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ОП.
2.2 Одним из условий готовности образовательного учреждения к реализации ОП является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации ФГТ.
В МБУ ДО ДШИ работают Методические объединения преподавателей отделения «Народных инструментов», «Фортепиано и народное пение», « Хореография и художественное творчество». В рамках методических секций проводятся методические семинары, открытые уроки, мастер–классы, планирование и анализ реализации образовательной программы. Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу:
- разрабатывают учебные программы по преподаваемым ими предметам в рамках образовательной программы
- учебно-методическое обеспечение;
- обобщают собственный педагогический опыт, используя образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в области музыкального искусства и современном уровне его развития.
2.3 В МБУ ДО ДШИ обеспечены условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий.
С целью организации методической работы проводятся следующие мероприятия:
- Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ОП.
- Семинары по основным проблемам различных специализаций ДШИ.
- Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, открытых» уроков, внеурочных занятий.
Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.
Планируемые результаты
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся:
- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения баррэ (A, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);
- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;
- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции.
По окончании второго обучения учащийся:
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;
- знаком с позиционной игрой;
- владеет приемом баррэ;
- знает основные музыкальные термины;
- знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;
- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля |
1. | Постановка исполнительского аппарата. Освоение приемов тирандо и апояндо, Up-Down (игра медиатором на электрогитаре). Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера. | 8 | 2 | 6 | Входной контроль |
2. | Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am, Dm, E. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов. | 6 | 2 | 4 | Прослушивание |
3. | Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Игра Ля-минорного квадрата. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Бардовская песня. | 12 | 2 | 10 | Прослушивание |
4. | Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Игра ми, ре минорного квадрата. Power-аккорды. Бардовская песня | 12 | 2 | 10 | Прослушивание |
Итого | 38 | 8 | 30 |
1-ый год обучения групповые занятия
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля |
1. | Вводное занятие техника безопасности | 2 | 2 | ||
2. | Занятия по теории музыки Метр, ритм, длительности нот, размер, знакомство с нотами | 2 | 2 | Входной контроль | |
3. | Игра в ансамбле. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. | 40 | 6 | 34 | Прослушивание |
4. | История стилей | 28 | 4 | 24 | Прослушивание,Викторина |
5. | Промежуточная аттестация | 4 | 4 | Открытое занятие | |
Итого | 76 | 14 | 72 |
2-3( 4) ый год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля |
1. | Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные. Восходящее и нисходящее легато. Упражнения и этюды. Ознакомление с приемами баррэ, Palm Mute. Произведения современных композиторов и обработки народных песен. Си минорный квадрат. Бардовская песня. | 8 | 2 | 6 | Входной контроль |
2. | Развитие техники баррэ. Упражнения и этюды. Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок русских народных песен. Бардовская песня. | 6 | 2 | 4 | Прослушивание |
3. | Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные. Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники). Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле. | 12 | 2 | 10 | Прослушивание |
4. | Музыка из кинофильмов, произведения старинных и современных композиторов. Владение навыками аккомпанемента. Изучение различных приемов аккомпанемента. | 12 | 2 | 10 | Прослушивание |
Итого | 38 | 8 | 30 |
2-3 (4) -ый год обучения групповые занятия
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля |
1. | Вводное занятие техника безопасности | 2 | 2 | ||
2. | История стилей (фламенко, jazz, блюз, цыганский jazz, рок, fusion) | 2 | 2 | Входной контроль | |
3. | Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле. | 68 | 4 | 64 | Прослушивание |
5. | Промежуточная аттестация | 4 | 4 | Открытое занятие | |
Итого | 76 | 8 | 68 |
2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Тема 1.3. Основные понятия курса.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.
Рекомендуемые упражнения и этюды
- Упражнения на всех струнах
- Упражнения на басах.
- Упражнение на прием арпеджио.
- М. Каркасси. Упражнения и прелюды
Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности
Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am и т.д.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
М. Каркасси «Вальс G-dur»
Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку»
С. Марышев «Молитва»
2 вариант
М. Каркасси «Прелюд D-dur»
Рус. нар. песня «Частушка» в обр В. Калинина
Н. Паганини «Испанский вальс»
3 вариант
М. Каркасси «Вальс D-dur
Сибирская плясовая «Подгорная» в обр. В. Калинина
В. Калинин «Маленький испанец»
4 вариант
Польский нар. танец «Мазурка»
Рус нар. песня «На горе-то калина» в обр. В. Калинина
Ф. Джулиани «Аллегро»
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
3(4) – й год обучения
Рекомендуемые простые последовательности в мажоре
С-F-G7 -C D-G-A7-D G-C-D7-G E-A-H7-E A-D-E7 -A
F-C -G7-C G-D-A7-D C-G-D7-G A-E-H7 -E D-A-E7-A
Рекомендуемые простые последовательности в миноре
Am -Dm-E7–Am Em-Am-H7-Em Dm-Gm-A7-Dm Bm-Em-#F7-Hm
Dm-Am-E7-Am Am-Em-H7 -Em Gm-Dm-A7-Dm Em-Hm-#F7-Hm
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Ф. Таррега «Этюд»
«Полька» обр. О. Зубченко
В. Калинин «Резвый ослик»
2 вариант
М. Каркасси «Каприччио»
А. Иванов-Крамской «Прелюдия»
Е. Поплянова «Песенка старого дилижанса»
3 вариант
А.Василенко «Summer Wander»
Л. Бонфа «Ласковый Дождь»
А. Виницкий «Маленький ковбой»
4 вариант
А. Василенко «Yesterday’s blues»
Б. Карлтон «Джа-Да»
О. Зубченко «Прелюд мимолетность»
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Используемая литература:
- Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2010
- Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2013
- Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 2013
- Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2010
- Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2011
- Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2015
- Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2011
- Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2010
- Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2015
- Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста. С.Попов – – M.: «Guitar College» 2015
- Blues Machine. А. Василенко – M.: «Guitar College» 2015
- Thrash & Speed Metal / Сост.: «Guitar College» – M.: «Guitar College» 2014
- John Petrucci Rock Discipline – «WB music» 2012