Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир гитары»

Программа общеразвивающая " Удивительный мир гитары"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gitara_obshchaya.docx67.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования                            « Радищевская детская школа искусств» 

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол  № __ от _____2018г.

УТВЕРЖДАЮ:

_______________

Директор  

Приказ  № _____ от _______2018г.

                                                                                                   

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Удивительный мир гитары»

Художественной направленности

Срок реализации 3 года

возраст учащихся 7 -15 лет

                                                          Составитель: С. В. Букина – преподаватель высшей категории ДШИ

                                                                   

2018 г.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Основные характеристики программы:

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Гитара» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного образования.

Программа составлена с учетом:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008)
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
  • Устав МБУДО

 1.2.Актуальность программы

              Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Формирование навыков игры на 6 –и струнной гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» шестиструнной гитары, – банджо, бас-гитара, различные старинные струнные инструменты.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.

                         Отличительные особенности программы

    Программа разработана на основе Программы Министерства Культуры Российской Федерации Российского Научно-Исследовательского Института Культурного и Природного наследия имени Д.С.Лихачева Института Развития Образования В Сфере Культуры И Искусства, разработчик преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных В.В.Домогацкий по учебному предмету – Музыкальный инструмент (гитара) 2013 г. Программа расширена для техники игры на электрогитаре, и дополнена групповыми занятиями.

                            Педагогическая целесообразность

Возможность общего разностороннего развития личности учащегося, воспитание в нем таких качеств, как пунктуальность и усидчивость в процессе освоения курса.

Обучение игре на гитаре, умению аккомпанировать своему пению позволяет привлечь к занятиям музыкой детей разного возраста, так как гитара является «культовым» инструментом в молодёжной среде и подросток, умеющий играть на гитаре, поющий

под гитару всегда пользуется уважением сверстников.  

          Актуальность данной программы в её социализации, т. е адаптации к местным условиям, учитывая ряд веских причин:

- возрастающая нагрузка в общеобразовательной школе;

-интересы детей в других сферах деятельности;

-наличие отвлекающих факторов( интернет и др);

-ослабленное здоровье детей( дефект речи, нарушение осанки,  заболевание органов дыхания, гиперактивность);

-отсутствие конкурсного отбора при поступлении в ДШИ;

-приём детей с недостаточной мотивацией к обучению;

- ориентированность родителей обучать детей « для себя», не предполагает дальнейшее профессиональное обучение,  адаптировать  обучение к возможностям и желанием ребенка.

               Программа имеет  художественную направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует  устойчивый интерес  к творческой деятельности.

               Цель программы – художественное развитие личности на основе формирования первоначальных знаний о музыкальном искусстве, художественного вкуса; развитие творческих способностей и индивидуальности учащихся  средствами музыкального исполнительства на баяне.

                                               Задачи программы:

- развить мотивацию  личности к познанию и творчеству;

-развить навыки восприятия  искусства;

-формировать у детей и подростков интерес к музыкальному искусству;

- обучить первоначальным навыкам инструментального исполнительства на баяне;

- обеспечить комфортную среду для обучения, гарантирующую ребенку ситуацию эмоционального благополучия, психического здоровья и успеха.

           Срок реализации ДООП « Музыкальный инструмент. Гитара» для детей, поступающих в школу в возрасте 7(8) – 15 лет составляет 3 года. Срок реализации программы может быть увеличен на один год.

                                                    Методы обучения.

            Для достижения поставленных целей и решения  задач предмета используются  следующие методы обучения:

- словесный( рассказ, объяснение, беседа);

-наглядный(показ, наблюдение, демонстрация);

-практический(освоение приемов игры на инструменте);

-эмоциональный( подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

          Материально – технические условия реализации  программы обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ДООП. Материально – техническая база  соответствует  санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

           Для реализации программы необходим минимально необходимый перечень, учебных аудиторий, специализированных кабинетов, а также включает в себя: концертный зал с аппаратурой, библиотеку, учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, музыкальными инструментами. Учебные аудитории для  индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв. м, для реализации учебного предмета « ансамбль»  не менее 12 кв.м, оснащены фортепиано, наглядными пособиями, учебной мебелью, звукотехническим оборудованием. Учебные кабинеты имеют з звукоизоляцию.

             Реализация программы обеспечивается  доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и фоно записей.

           Реализация ДООП  обеспечивается  педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 30 % в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.

Планируемые результаты освоения обучающимися ДООП « Удивительный мир гитары»

           Результатом освоения ДООП  является приобретение  учащимися следующих знаний, умений, навыков в предметных областях:

 В  области музыкального исполнительства:

- навыки исполнения музыкальных произведений( сольное и ансамблевое исполнительство);

-умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умение  самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

-знание основ музыкальной грамоты;

-знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

-знание наиболее известной музыкальной терминологии;

-навыки публичных выступлений;

- навыки общения со зрительской аудиторией в условиях музыкально – просветительской деятельности.

В области учебного предмета по выбору :

- знание музыкальной грамоты;

-знание основных этапов жизни и деятельности великих классиков, композиторов;

- первичные знание  в области строения классических форм;

- умение использовать знания при выступлениях и исполнительстве;

-умение осмысливать музыкальные произведения, путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыки восприятия элементов музыкального языка;

- навыки анализа музыкального произведения.

                                     3.  Учебный план

Наименование предметной области

Годы обучения, количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и итоговая аттестация   ( классы)

Количество учебных недель

Всего часов за период обучения

1

2

3

4

1

Учебные предметы исполнительской подготовки

3

3

3

3

1.1

Музыкальный инструмент

2

2

2

2

1,2,3,4

34

272

1.2

Ансамбль

1

1

1

1

2,3,4

34

136

2

Учебный предмет по выбору

1

1

1

1

-

34

136

2.1

( чтение с листа , музыкальный инструмент, мир музыки)

1

1

1

1

-

34

136        

всего

4

4

4

4

670

Примечание к учебному плану

  1. Разработан на основе Примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для ДШИ ( новая редакция) от 02. 06. 2005 г № 1814-18-07; на основе рекомендаций по организации методической и образовательной деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусства- письмо  Министерства культуры РФ от 21. 11.2013 г№ 191-01-39/06-ГИ.
  2. Утверждается на заседании педагогического совета ДШИ .
  3. В учебном плане предусмотрены индивидуальные и групповые занятия. Индивидуальные: музыкальный инструмент, учебный предмет по выбору, в отдельных случаях ансамбль, чтение нот с листа. Групповое занятие – ансамбль, мир музыки( от 2- х и более человек)
  4. Предмет по выбору:  может быть либо другой музыкальный инструмент, либо чтение с листа, мир музыки.  По желанию родителей может быть увеличено количество часов по  из вышеперечисленных учебных предметов,  но не выходя из временных рамок учебных часов.
  5.  Учебный план отражает  структуру ДООП определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету.

          Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы по реализации программы. Обоснованием учебной нагрузки  являются Рекомендации по организации образовательной и методической  деятельности при  реализации общеобразовательных программ в области искусства. Занятия подразделяются на аудиторные и внеаудиторные, т. е  (самостоятельную  работу).

         Объем аудиторной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана не превышает 4 часов в неделю( без учета времени, предусмотренного учебным планом на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участие детей в культурно – массовых мероприятиях) ДШИ.

         Форма проведения аудиторных занятий – урок продолжительностью 40 минут.

                      4. График образовательного процесса.

       При реализации ДООП в ДШИ  продолжительность учебного года с 1 по 3(4) классы  составляет 34 недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы  в объеме не более 4 недель. Летние каникулы устанавливаются  в объеме 13 недель. Осенние, весенние, зимние каникулы и их сроки устанавливаются  в сроки, которые устанавливают  при реализации основных  образовательных программ начального общего и основного общего образования.

      Учебный год для педагогических работников составляет 41 неделя, из которых 34 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели для аттестации учащихся, в остальное время  деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно – просветительскую работу.

                                     5.  Программы учебных предметов.

Перечень программ  учебных предметов ДООП « Музыкальный инструмент. Гитара», срок реализации 3 (4) года :

  1. Музыкальный инструмент . Гитара.
  2. Ансамбль
  3. Предмет по выбору(Музыкальный инструмент, чтение с листа, мир музыки)

           Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

          Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений в объеме, соответствующем требованиям программы . Основной учебной литературой по учебным предметам обеспечивается каждый обучающийся. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

        Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками.

Образовательный уровень преподавателей:имеют высшее образование -  1 преподаватель

Квалификационный уровень преподавателей:имеют высшую квалификационную категорию – 1 преподаватель;

                Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в ОУ Дополнительного профессионального образования, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу.

                 В ДШИ создаются условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий.  

                             Материально-технические условия реализации программы.

                В МБУ ДО ДШИ проводятся систематические мероприятия по приведению материально-технической базы ДШИ в соответствие санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В ДШИ соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

              Для реализации программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • концертный зал с фортепиано, пультами и звукотехническим оборудованием;
  • библиотеку;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
  • Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются гитарами.

               Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «ансамбль», - не менее 12 кв.м.

              Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов: «мир мухыки»,  оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

              В ДШИ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Система и критерии оценок  промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения образовательной программы  обучающимися.

         Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.  Разнообразные формы контроля  успеваемости учащихся  позволяют объективно  оценить успешность и качество образовательного процесса.

       Основными видами  контроля успеваемости по предмету « Музыкальный инструмент» являются:текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

        В качестве средств текущего контроля успеваемости ДШИ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

          Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.

          Так, для учащихся первого класса в конце учебного года проводится академический концерт, где они исполняют 2 разнохарактерных произведения.

           Для учащихся 2 класса: в ноябре, марте  проводится академический концерт, где они исполняют 1 пьесу; в мае проводится переводной экзамен, где они исполняют 2 пьесы.

          Для учащихся 3 класса в декабре проводится прослушивание, а в мае проводится выпускной экзамен, где они исполняют выпускную программу  и исполняют 3 пьесы( этюд, 2 разнохарактерные пьесы).

         По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.

        По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Итоговая аттестация проводится  по предметам:

1) Музыкальный инструмент – в форме академического концерта;

       По итогам аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

         В МБУ ДО ДШИ разработаны критерии оценок итоговой, промежуточной аттестаций и текущего контроля успеваемости обучающихся.

Музыкальный инструмент

          Специфика работы преподавателя - инструменталиста - индивидуальные занятия с ребенком. В школе обучаются дети с разными музыкальными и психофизическими возможностями, поэтому метод работы педагога - дифференцированный подход к воспитанию ученика.

          Индивидуальные планы, включающие в себя произведения различных стилей, форм и жанров, учитывают данные ребенка и перспективу развития. В силу объективных причин, продвижение ученика одного и того же класса может быть различным, поэтому, выступление ребенка на зачете, экзамене оценивается по дифференцированной системе.

        Особое внимание уделяется учащимся 1-2 классов, в которых закладываются основы культуры звука, техники, музыкально-образного мышления; умение работать, контролировать и слушать себя.

Оценка 5 («отлично)

-грамотно выученный текст

-эмоциональность

-заинтересованность и активное участие в концертах класса, музыкальных вечерах

Оценка 4 («хорошо»)

-грамотно выученный текст

-наличие основных навыков, ровное легато, четкая артикуляция, мягкие окончания фраз, владение динамикой, понимание характера музыкального произведения

-возможны умеренные темпы

Оценка 3 («удовлетворительно»)

-слабое владение нотным текстом и игровыми навыками

-непонимание смысла произведения

-отсутствие отношения к исполняемому произведению.

В оценке часто используются плюсы и минусы, отражающие тенденцию к улучшению или ухудшению уровня исполнения.

Ансамбль, Предмет по выбору, чтение с листа, музыкальный инструмент, мир музыки:

 Оценка «5» (отлично)

           Продемонстрирована согласованность работы всех групп, выступление яркое, текст партитуры исполнен точно, есть звуковой баланс и взаимопонимание участников коллектива и его руководителя

Оценка «4» (хорошо)

                Хорошее исполнение с ясным художественно-музыкальным намерением, не все технически проработано, есть определенное количество погрешностей. Есть предположение, что репетиционный период был недостаточно основательным.

Оценка «3» (удовлетворительно)

               Слабое, невыразительное выступление, технически вялое. Есть серьезные погрешности в тексте отдельных партий, звуковой баланс не соблюден, есть расхождения в темпах между отдельными партиями.

В четвертной оценке учитывается качество домашней работы, заинтересованность и активное участие в концертной работе школы.

Программа творческой, культурно-просветительской и методической деятельности МБУ ДО ДШИ

               Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям.

        1.1 С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ сотрудничает со всеми учреждениями культуры района, а также проводит свою культурно – просветительскую работу( концерты, выставки, беседы, игровые программы). Созданы учебные творческие коллективы:

 1. Ансамбли гитаристов

2. Инструментальные ансамбли различных составов.

        Деятельность коллективов  осуществляется в рамках как учебного, так и внеучебного времени.

        1.2 Профессиональная направленность образования в МБУ ДО ДШИ предполагает организацию творческой деятельности путём проведение конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений. МБУ ДО ДШИ реализует на протяжении нескольких лет творческие проекты:

  • Зональный конкурс « В ритме танца»

          2.1 Методическая программа МБУ ДО ДШИ направлена на непрерывность профессионального развития педагогических работников. В рамках методической программы работники ДШИ в пределах имеющихся финансовых  возможностей осваивают дополнительные профессиональные ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.          

        Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации ОП:

        • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

        • освоение новой системы требований к структуре дополнительной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

        • овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ОП.

        2.2 Одним из условий готовности образовательного учреждения к реализации ОП является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации ФГТ.

         В МБУ ДО ДШИ работают Методические объединения преподавателей отделения «Народных инструментов», «Фортепиано и народное пение», « Хореография и художественное творчество». В рамках методических секций проводятся методические семинары, открытые уроки, мастер–классы, планирование и анализ реализации образовательной программы.  Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу:

  • разрабатывают учебные программы по преподаваемым ими предметам в рамках образовательной программы
  •  учебно-методическое обеспечение;
  • обобщают собственный педагогический опыт, используя образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в области музыкального искусства и современном уровне его развития.

        2.3 В МБУ ДО ДШИ обеспечены условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий.

С целью организации методической работы проводятся следующие мероприятия:

  •  Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ОП.
  •  Семинары по основным проблемам различных специализаций ДШИ.
  • Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, открытых» уроков, внеурочных занятий.

            Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.

Планируемые результаты

По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки.  Учащийся:

  • знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
  • умеет правильно держать инструмент;
  • соблюдает постановку исполнительского аппарата;
  • владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
  • ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения баррэ (A, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);
  • знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;
  • умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);
  • играет небольшие пьесы в 1-й позиции.

По окончании второго обучения учащийся:

  • играет пьесы, различные по стилю, жанру;
  • применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;
  • знаком с позиционной игрой;
  • владеет приемом баррэ;
  • знает основные музыкальные термины;
  • знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;
  • аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-ый год обучения

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Постановка исполнительского аппарата. Освоение приемов тирандо и апояндо, Up-Down (игра медиатором на электрогитаре). Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера.

8

2

6

Входной контроль

2.

Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am, Dm, E. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов.

6

2

4

Прослушивание

3.

Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Игра Ля-минорного квадрата. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Бардовская песня.

12

2

10

Прослушивание

4.

Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа.  Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Игра ми, ре минорного квадрата. Power-аккорды. Бардовская песня

12

2

10

Прослушивание

Итого

38

8

30

1-ый год обучения групповые занятия

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие техника безопасности

2

2

2.

Занятия по теории музыки Метр, ритм, длительности нот, размер, знакомство с нотами

2

2

Входной контроль

3.

Игра в ансамбле. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

40

6

34

Прослушивание

4.

История стилей

28

4

24

Прослушивание,Викторина

5.

Промежуточная аттестация

4

4

Открытое занятие

Итого

76

14

72

2-3( 4) ый год обучения

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные. Восходящее и нисходящее легато. Упражнения и этюды.  Ознакомление с приемами баррэ, Palm Mute. Произведения современных композиторов и обработки народных песен. Си минорный квадрат. Бардовская песня.

8

2

6

Входной контроль

2.

Развитие техники баррэ. Упражнения и этюды.   Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок русских народных песен. Бардовская песня.

6

2

4

Прослушивание

3.

Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные.  Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники).

Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле.

12

2

10

Прослушивание

4.

Музыка из кинофильмов, произведения старинных и современных композиторов. Владение навыками аккомпанемента. Изучение различных приемов аккомпанемента.

12

2

10

Прослушивание

Итого

38

8

30

2-3 (4) -ый год обучения групповые занятия

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие техника безопасности

2

2

2.

История стилей (фламенко, jazz, блюз, цыганский jazz, рок, fusion)

2

2

Входной контроль

3.

Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле.

68

4

64

Прослушивание

5.

Промежуточная аттестация

4

4

Открытое занятие

Итого

76

8

68

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Тема 1.3. Основные понятия курса.

Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.

В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.

Рекомендуемые упражнения и этюды

  1. Упражнения на всех струнах
  2. Упражнения на басах.
  3. Упражнение на прием арпеджио.
  4. М. Каркасси. Упражнения и прелюды

Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности

Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am   и т.д.

Примерные исполнительские программы

1 вариант

М. Каркасси «Вальс G-dur»

Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку»

С. Марышев «Молитва»

2 вариант

М. Каркасси «Прелюд D-dur»

Рус. нар. песня «Частушка» в обр В. Калинина

Н. Паганини «Испанский вальс»

3 вариант

М. Каркасси «Вальс D-dur

Сибирская плясовая «Подгорная» в обр. В. Калинина

В. Калинин «Маленький испанец»

4 вариант

Польский нар. танец «Мазурка»

Рус нар. песня «На горе-то калина» в обр. В. Калинина

Ф. Джулиани «Аллегро»

Второй год обучения

В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.  

Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.

Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

3(4) – й год обучения

Рекомендуемые простые последовательности в мажоре

С-F-G7 -C     D-G-A7-D      G-C-D7-G       E-A-H7-E    A-D-E7 -A

 F-C -G7-C   G-D-A7-D     C-G-D7-G    A-E-H7 -E      D-A-E7-A

Рекомендуемые простые последовательности в миноре

Am -Dm-E7–Am    Em-Am-H7-Em    Dm-Gm-A7-Dm   Bm-Em-#F7-Hm

 Dm-Am-E7-Am    Am-Em-H7 -Em    Gm-Dm-A7-Dm   Em-Hm-#F7-Hm

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Ф. Таррега «Этюд»

«Полька» обр. О. Зубченко

В. Калинин «Резвый ослик»

2 вариант

М. Каркасси «Каприччио»

А. Иванов-Крамской «Прелюдия»

Е. Поплянова «Песенка старого дилижанса»

3 вариант

А.Василенко «Summer Wander»

Л. Бонфа «Ласковый Дождь»

А. Виницкий «Маленький ковбой»

4 вариант

А. Василенко «Yesterday’s blues»

Б. Карлтон «Джа-Да»

О. Зубченко «Прелюд мимолетность»

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

 Используемая литература:

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2010
  2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2013
  3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 2013
  4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2010
  5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2011
  6. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2015
  7. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2011
  8. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2010
  9. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2015
  10. Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста. С.Попов – – M.: «Guitar College» 2015
  11. Blues Machine. А. Василенко – M.: «Guitar College» 2015
  12. Thrash & Speed Metal / Сост.: «Guitar College» – M.: «Guitar College» 2014
  13. John Petrucci Rock Discipline – «WB music» 2012