Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Музыкальный инструмент. Баян»

общая программа по музыкальному инструменту Баян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_bayan.docx45.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Радищевская детская школа искусств»

            Дополнительная общеразвивающая образовательная программа    

                                   «Музыкальный инструмент. Баян»

Направленность – дополнительная

Вид – общеразвивающая

Возраст детей – 7-14 лет

Срок обучения – 3(4) года

Содержание.

I.  Пояснительная записка.

- Аналитическое обоснование образовательной программы

- Цели и задачи программы

- Срок реализации образовательной программы

- Описание  учебно-методических,  кадровых, материально-технических  условий реализации программы

II. Перечень рабочих программ для освоения обучающимися программы «Музыкальный инструмент .Баян»

III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы  «Музыкальный инструмент. Баян»

IV. Учебный план.

V. График образовательного процесса

VI. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Музыкальный инструмент. Баян».

VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности МБУ

                                                               I. Пояснительная записка

  1. Аналитическое обоснование образовательной программы

         Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент. Баян»( короткое название « Баян») разработана  с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом             Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Аналогом общеразвивающих программ в области искусств являются разработанные Министерством культуры СССР в 80-е годы XX века для детских школ искусств учебные планы общего художественного образования детей.  Программа  призвана способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию. Содержание общеразвивающей программы «Баян» обеспечивает развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.     Реализация общеразвивающих программ в области искусств способствует формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства, воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности. При реализации общеразвивающей программы МБУ ДО             ДШИ  устанавливает самостоятельно:

  • планируемые результаты освоения образовательной программы;
  •  график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
  •  содержание и форму итоговой аттестации;
  •  систему и критерии оценок.

2. Цели и задачи программы:

                                      Целями образовательной программы являются:

  • содействие воспитанию разносторонней и эстетически развитой личности, вовлечённой в широкий культурный контекст и активно участвующей в социокультурных процессах,
  • обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося,
  • овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на баяне,
  •  формирование практических умений и навыков игры на баяне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

                                            Задачи образовательной программы:

• осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности;

• обеспечение условий для выполнения задачи вхождения ребенка в мир музыкального искусства как важного компонента культуры, освоение мировых музыкальных ценностей;

• обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного музыкального, художественного образования;

• использование вариативных подходов к организации образовательного процесса в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого обучающегося;

• создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса с целью реализации его склонностей, интересов, потребностей;

• адаптация современных методик, технологий и программ к условиям детской школы искусств, использование учебников и пособий нового поколения, разработка авторских методик, технологий и программ музыкального, художественного образования в условиях детской школы искусств.

                                                              Методы обучения.

        Для достижения поставленных целей и решения  задач предмета используются  следующие методы обучения:

- словесный( рассказ, объяснение, беседа);

-наглядный(показ, наблюдение, демонстрация);

-практический(освоение приемов игры на инструменте)

                                         3. Сроки освоения образовательной программы «Баян»

       С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающей программы составляет 3 (4) года  для детей в возрасте от 7 до 14 лет включительно.

       При приеме на обучение по ДООП  в   ДШИ  допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.  Освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной программы  завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДШИ.

        По окончании освоения программы  выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.

4. Описание  учебно-методических,  кадровых, материально-технических  условий реализации программы

        4.1. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

          Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений в объеме, соответствующем требованиям программы . Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Историко-теоретическая подготовка» обеспечивается каждый обучающийся. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

        4.2. Реализация программы «Баян» обеспечивается педагогическими работниками.

    Образовательный уровень преподавателей: имеют высшее образование -  1 преподаватель

Квалификационный уровень преподавателей: имеют высшую квалификационную категорию – 1 преподаватель;

     Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в ОУ Дополнительного профессионального образования, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу.

       Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых  33-34 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

        В ДШИ создаются условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий.  

        4.3. Материально-технические условия реализации программы .

        В МБУ ДО ДШИ проводятся систематические мероприятия по приведению материально-технической базы ДШИ в соответствие санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В ДШИ соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

           Для реализации программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • концертный зал с фортепиано, пультами и звукотехническим оборудованием;
  • библиотеку;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
  • Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета , оснащаются баянами.

      Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «ансамбль», - не менее 12 кв.м.

      Учебные аудитории, предназначенные для реализации других учебных предметов оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

     В ДШИ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

           II. Перечень рабочих программ для освоения обучающимися программы

  1. Рабочая дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент. Баян» по учебному предмету: « Баян».
  2. Рабочая дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент. Баян» по учебному предмету: «Ансамбль».
  3. Рабочая дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент. Баян» по учебному предмету: «Предмет по выбору(чтение с листа, музыкальный инструмент, мир музыки)».

 III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы  «Музыкальный инструмент. Баян».

         Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • навыков публичных выступлений;
  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

    По учебному предмету по выбору( чтение с листа, музыкальный инструмент, мир музыки):

  • первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;  
  • знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);  
  • знаний основ музыкальной грамоты;  
  • знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
  • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

               Баян

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • знание художественно-исполнительских возможностей баян;
  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы.

             ансамбль:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Предмет по выбору( чтение с листа, мир музыки):

  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств
  • наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм.

                                                           IV. Учебный план.

             Учебный план ОП «Музыкальный инструмент. Баян» составлен МБУ ДО ДШИ  на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Рабочие учебные планы МБУ ДО ДШИ сгруппированы по следующим предметным областям:

  • учебные предметы исполнительской и художественно-творческой подготовки;
  • учебные предметы по выбору, формируемые с участием родителей (законных представителей) обучающихся.

                                                    Распределение по годам обучения

Срок обучения – 3(4)  года.

п.п

Наименование

предмета

Количество учебных часов  в неделю

Экзамены проводятся в классах

Годы обучения

1

2

3

4

1

Предметы исполнительской подготовки

3

3

3

3

1.1.

 Баян, аккордеон

2

2

2

2

3,4

  1. 2

ансамбль

1

1

1

1

3

2

Предмет по выбору( чтение с листа, музыкальный инструмент, мир музыки)

1

1

1

1

3

Всего:

4

4

4

4

   Примечание к учебному плану

  1. Разработан на основе Примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для ДШИ ( новая редакция) от 02. 06. 2005 г № 1814-18-07; на основе рекомендаций по организации методической и образовательной деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусства- письмо  Министерства культуры РФ от 21. 11.2013 г№ 191-01-39/06-ГИ.
  2. Утверждается на заседании педагогического совета ДШИ .
  3. В учебном плане предусмотрены индивидуальные и групповые занятия. Индивидуальные: музыкальный инструмент, учебный предмет по выбору, в отдельных случаях ансамбль, чтение с листа. Групповые занятия: мир музыки,  ансамбль.
  4. Количественный состав групп  по ансамблю от 2-х.
  5. Предмет по выбору:  может быть либо другой инструмент, либо увеличение по часам по какому – либо из перечисленных предметов, но не выходя из временных рамок учебных часов.

          Выпускники 3 класса считаются окончившими полный курс   образовательного учреждения. В 4 класс принимаются все желающие,  чтобы продолжить обучение по вышеназванной программе, или с целью перехода на обучение по предпрофессиональной программе

Основной формой занятий по предметам является урок, продолжительностью 40 минут.

 По учебному предмету «ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

По желанию родителей, часы могут быть увеличены по каким – то  вышеперечисленным предметам(например, количество часов по учебному предмету- ансамбль- 2 часа), но общая  предельная нагрузка должна остаться не  более 4 часов в неделю.

                                                    IV. График учебного процесса.

    Продолжительность учебного года с первого по четвертый классы составляет 39 недель.      Продолжительность учебных занятий составляет 34 недель.

      С первого по четвертый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Для учащихся 1 класса устанавливаются дополнительные каникулы  в объеме 1 недели.( февраль). Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

     Учебные предметы учебного плана проводятся в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 3 до 6 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 3 человек).

        Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

        Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. (См. рабочие программы по учебным предметам).

        Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры, участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности МБУ ДО ДШИ.

        Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

            V. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Музыкальный инструмент. Баян».

          Оценка качества реализации программы  включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

          В качестве средств текущего контроля успеваемости ДШИ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

          Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.              Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.

            Так, для учащихся первого класса в конце учебного года проводится академический концерт, где они исполняют 2 разнохарактерных произведения.

          Для учащихся 2 класса: в ноябре, марте  проводится академический концерт, где они исполняют 1 пьесу; в мае проводится переводной экзамен, где они исполняют 2 пьесы.

          Для учащихся 3 класса в декабре проводится прослушивание, а в мае проводится выпускной экзамен, где они исполняют выпускную программу  и исполняют 3 пьесы( этюд, 2 разнохарактерные пьесы).

          По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.

           По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

            Итоговая аттестация проводится  по предметам:

1) Музыкальный инструмент – в форме академического концерта;

2) ансамбль( мир музыки, музыкальный предмет, чтение нот с листа) – в форме тестирования или исполнения произведения на академическом концерте.

          По итогам аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

В МБУ ДО ДШИ разработаны критерии оценок итоговой, промежуточной аттестаций и текущего контроля успеваемости обучающихся.

Баян

            Специфика работы преподавателя - инструменталиста - индивидуальные занятия с ребенком. В школе обучаются дети с разными музыкальными и психофизическими возможностями, поэтому метод работы педагога - дифференцированный подход к воспитанию ученика.

        Индивидуальные планы, включающие в себя произведения различных стилей, форм и жанров, учитывают данные ребенка и перспективу развития. В силу объективных причин, продвижение ученика одного и того же класса может быть различным, поэтому, выступление ребенка на зачете, экзамене оценивается по дифференцированной системе.

          Особое внимание уделяется учащимся 1-2 классов, в которых закладываются основы культуры звука, техники, музыкально-образного мышления; умение работать, контролировать и слушать себя.

Оценка 5 («отлично)

-грамотно выученный текст

-эмоциональность

-заинтересованность и активное участие в концертах класса, музыкальных вечерах

Оценка 4 («хорошо»)

-грамотно выученный текст

-наличие основных навыков, ровное легато, четкая артикуляция, мягкие окончания фраз, владение динамикой, понимание характера музыкального произведения

-возможны умеренные темпы

Оценка 3 («удовлетворительно»)

-слабое владение нотным текстом и игровыми навыками

-непонимание смысла произведения

-отсутствие отношения к исполняемому произведению.

          В оценке часто используются плюсы и минусы, отражающие тенденцию к улучшению или ухудшению уровня исполнения.

        Ансамбль, Предмет по выбору( чтение с листа, мир музыки) выставляются только годовые оценки без предварительной промежуточной аттестации.  

 Оценка «5» (отлично)

          Продемонстрирована согласованность работы всех групп, выступление яркое, текст партитуры исполнен точно, есть звуковой баланс и взаимопонимание участников коллектива и его руководителя

Оценка «4» (хорошо)

        Хорошее исполнение с ясным художественно-музыкальным намерением, не все технически проработано, есть определенное количество погрешностей. Есть предположение, что репетиционный период был недостаточно основательным.

Оценка «3» (удовлетворительно)

          Слабое, невыразительное выступление, технически вялое. Есть серьезные погрешности в тексте отдельных партий, звуковой баланс не соблюден, есть расхождения в темпах между отдельными партиями.

          В четвертной оценке учитывается качество домашней работы, заинтересованность и активное участие в концертной работе школы.

VI. Программа творческой, культурно-просветительской и методической деятельности МБУ ДО ДШИ

        Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям.

        1.1 С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ сотрудничает со всеми учреждениями культуры района, а также проводит свою культурно – просветительскую работу( концерты, выставки, беседы, игровые программы). Созданы учебные творческие коллективы:

 1. Ансамбли баянистов

2. Инструментальные ансамбли различных составов.

 Деятельность коллективов  осуществляется в рамках как учебного, так и внеучебного времени.

        1.2 Профессиональная направленность образования в МБУ ДО ДШИ предполагает организацию творческой деятельности путём проведение конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений. МБУ ДО ДШИ реализует на протяжении нескольких лет творческие проекты:

  • Зональный конкурс « В ритме танца»

          2.1 Методическая программа МБУ ДО ДШИ направлена на непрерывность профессионального развития педагогических работников. В рамках методической программы работники ДШИ в пределах имеющихся финансовых  возможностей осваивают дополнительные профессиональные ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.          

        Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации ОП:

        • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

        • освоение новой системы требований к структуре дополнительной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

        • овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ОП.

        2.2 Одним из условий готовности образовательного учреждения к реализации ОП  является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации ФГТ.

            В МБУ ДО ДШИ работают Методические объединения преподавателей отделения «Народных инструментов», «Фортепиано и народное пение», « Хореография и художественное творчество». В рамках методических секций проводятся методические семинары, открытые уроки, мастер–классы, планирование и анализ реализации образовательной программы.  Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу:

  • разрабатывают учебные программы по преподаваемым ими предметам в рамках образовательной программы «Музыкальный инструмент. Баян»
  •  учебно-методическое обеспечение;
  • обобщают собственный педагогический опыт, используя образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в области музыкального искусства и современном уровне его развития.

        2.3 В МБУ ДО ДШИ обеспечены условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий.

          С целью организации методической работы проводятся следующие мероприятия:

  •  Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ОП «Музыкальный инструмент. Баян».
  •  Семинары по основным проблемам различных специализаций ДШИ.
  • Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, открытых» уроков, внеурочных занятий.

           Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.