Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по учебному предмету « Баян»

рабочая программа по учебному предмету " Баян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_predmet_bayan.docx66.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Радищевская детская школа искусств»

            Дополнительная общеразвивающая образовательная программа    по учебному предмету

                                                                   « Баян»

Направленность – дополнительная

Вид – общеразвивающая

Возраст детей – 7-14 лет

Срок обучения – 3(4) года

Структура программы учебного предмета

 I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Структура программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план;

- Годовые требования по классам;

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы;        

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

      Программа учебного предмета « Баян» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ,  а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на музыкальных инструментах в детских школах искусств.

         В системе музыкально-эстетического воспитания  одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструмента.  Учебный предмет "Баян" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

      Обучение игре на баяне включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

      Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения.

      Недельная нагрузка по предмету составляет 2 часа в неделю. Возраст поступающих в первый класс – с 7 до 14 лет, без предварительных прослушиваний.

      Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.

Срок реализации учебного предмета «Баян»

       При реализации программы учебного предмета  3-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по  третий  класс  обучения составляет 34 недели в год.

Объем учебного времени:  объем учебного времени на реализацию предмета   соответствует учебному плану образовательного учреждения.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й

год

2-й

год

3-й

 год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

 

Количество недель

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

(в часах)

16

18

16

18

16

18

102

Самостоятельная работа (в часах)

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

32

36

32

36

32

36

204

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. 

Цели и задачи учебного предмета «Баян»

Цели:

 обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области исполнительства

 приобщение детей к миру музыки, к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков игры на музыкальном инструменте;

 развитие природных способностей учащихся, формирование их художественного вкуса при помощи интенсивного освоения учебного материала;

 обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.

Задачи:

 развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

 развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

 освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

 овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на баяне, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;

 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

 

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 распределение учебного материала по годам обучения;

 описание дидактических единиц учебного предмета;

 требования к уровню подготовки обучающихся;

 формы и методы контроля, система оценок;

 методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

 Методы обучения

      В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

      Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 словесный (объяснение, беседа, рассказ);

 наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация баянных исполнительских приемов);

 практический (работа на инструменте, упражнения);

 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

      Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

      Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на баяне.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Баян»

      Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

      Учебные аудитории для занятий по предмету  должны быть оснащены достаточным количеством инструментов и необходимой учебной мебелью.

 II. Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

Первый год обучения

 I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во часов

1 четверть

Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами  ухода за ним.

Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Основы звукоизвлечения. Штрихи: non legato. Хроматическая гамма с 1 ряда (правой рукой).

Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль с мажорными аккордами). Игра двумя руками простых упражнений.

16

2 четверть

Штрихи  non legato, staccato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Пьесы из репертуарного плана.

16

                                                  

II  полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во часов

3 четверть

Штрихи non legato, staccato, legato. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы До,Соль, Фа мажор в одну октаву правой рукой.  Пьесы из репертуарного плана.

20

4 четверть

Гаммы До, Соль мажор  отдельно каждой рукой в одну октаву. Развитие начальных навыков  чтения  нот с листа. Пьесы из репертуарного плана.

Академический концерт.

16

 

 

 

Второй  год   обучения

  I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во часов

1 четверть

Штрихи  и мелизмы: non legato, staccato, legato.  Гамма До мажор  двумя руками в одну октаву. Фа мажор  отдельно каждой рукой. 1-2 этюда. Пьесы из репертуарного плана.

16

2 четверть

Гамма Соль мажор двумя руками в одну октаву. Чтение нот с листа. Пьесы из репертуарного плана. Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2-3 разнохарактерных произведения (одно из которых – полифонического склада)

16

II  полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во часов

3 четверть

Гамма Фа мажор двумя руками в одну октаву. Пьесы из репертуарного плана. Игра в ансамбле, в том числе  с педагогом.

20

4 четверть

Гамма ля минор натуральный и гармонический отдельно каждой рукой в одну октаву, ля минор мелодический правой рукой. Пьесы из репертуарного плана.  Академический концерт. На академическом концерте в конце года  исполняются 2-3 разнохарактерных произведения (одно из которых – обработка народной пьесы или танца)

16

Третий  год   обучения

 I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во часов

1 четверть

Гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками в две октавы. Короткие арпеджио  До мажора отдельно каждой рукой. Аккорды До мажора правой рукой. Штрихи и мелизмы: форшлаг, non legato, staccato, legato, деташе. Пьесы из репертуарного плана

16

2 четверть

Совершенствование техники в различных видах . Короткие арпеджио  Соль, Фа мажора отдельно каждой рукой. Аккорды Соль, Фа мажора правой рукой. Ля минор трех видов двумя руками в одну октаву

16

  II  полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во часов

3 четверть

 Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Ре мажор, Си бемоль мажор  двумя руками в две октавы..

20

4 четверть

Ми минор трех видов отдельно каждой рукой. Пьесы из репертуарного плана.  Академический концерт. На академическом концерте в конце года  исполняются 2-3 разнохарактерных произведения (одно из которых – обработка народной пьесы или танца)

16

 

Четвертый  год   обучения

 I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во часов

1 четверть

Пьесы из репертуарного плана. Ля мажор двумя руками в две октавы. Короткие арпеджио, аккорды Ля мажора двумя руками. Длинные арпеджио Ля мажора правой рукой. Ми минор трех видов двумя руками. Арпеджио, аккорды ми минора правой рукой. Технический зачет – Этюд, Ля мажор, ми минор – в конце четверти.

16

2 четверть

Гамма До мажор терциями.. Чтение нот с листа. Пьесы из репертуарного плана. Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2-3 разнохарактерных произведения (одно из которых – полифонического склада)

16

II  полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во часов

3 четверть

Пьесы из репертуарного плана. Гамма Ми бемоль  мажор двумя руками в две октавы. Короткие арпеджио, аккорды Ми бемоль мажора двумя руками. Длинные арпеджио правой рукой. Ре минор трех видов двумя руками. Арпеджио, аккорды Ми минора правой рукой. Технический зачет – Этюд, Ми бемоль мажор, ре минор – в конце четверти.  

20

4 четверть

Соль, Фа мажор терциями. Пьесы из репертуарного плана.  Академический концерт. На академическом концерте в конце года  исполняются 2-3 разнохарактерных произведения

16

 Пятый  год   обучения

  I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во часов

1 четверть

Гаммы  мажорные до четырех знаков при ключе. Гаммы минорные до трех знаков при ключе. Разбор пьес из репертуарного плана.

16

2 четверть

 Пьесы из репертуарного плана и экзаменационной программы. Первое прослушивание пьес из экзаменационной программы – полифония и обработка  народной мелодии или танца.

16

2 полугодие

 

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во часов

3 четверть

Подготовка к выпускному экзамену. Второе прослушивание – все пьесы экзаменационной программы.

20

 

 

4 четверть

Доработка пьес экзаменационной программы. Выпускной экзамен.

16

 

 Требования по годам обучения

      Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе программа  академического концерта может значительно отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

      В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного выступления или  исполнения на академическом концерте, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень  завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

 

Первый  класс

Основные навыки

         В течение первого года обучения учащийся должен овладеть следующими навыками: знать ноты и их расположение на клавиатуре, играть гаммы и пьесы не глядя на клавиатуру, уметь правильно и удобно сидеть за инструментом и самостоятельно контролировать свою посадку, уметь осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст, иметь представление (слуховое и мышечное) об основных способах звукоизвлечения – нон легато, легато, стаккато, освоить основные правила меховедения, уметь читать с листа легкий музыкальный текст.

В течение учебного года учащийся должен освоить 16-18 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды.

Гаммы: До, Соль, Фа мажор каждой рукой отдельно,короткие арпеджио в тональностях  До, Соль, Фа мажор правой рукой.

Примерный репертуарный список

 Этюды

Черни К.

Этюд До мажор

Беренс Г.

Этюд До мажор

Беренс Г

Этюд ля минор

Беренс Г.

Этюд Соль мажор

Этюд До мажор

Бухвостов В

Черни К.

Этюд До мажор

Накапкин В.

Этюд До мажор

Блинов Ю.

Этюд До мажор

Шитте Л.

Этюд Соль мажор

Шитте Л.

Этюд Фа мажор


 

Народные песни и танцы

Русская народная песня "Ленок"                        

Чешская народная песня "Мне моя матушка говорила"            

Русская народная песня "Лебедушка"                                          

Русская народная песня "Ты поди, моя коровушка, домой"       

Русская частушка

Русская народная песня "Не летай соловей"                                  

Украинская  народная песня "Веселые гуси"                                 

Русская народная песня "Степь да степь кругом"                         

Украинская  народная песня "По дороге жук, жук"                      

Русская народная песня "Там за речкой"                                         

Русская народная песня "Коровушка"                                            

Русская народная песня "Я на горку шла"                                      

Украинская  народная песня "Ой, Дженуся, Дженуся"                

Русская народная песня "Во поле березка стояла"                        

Чешская народная песня "Зеленая травушка"

 Пьесы

Рубах А. "Зайка"

Бухвостов В. "Маленький вальс"

 

Лондов П. "Утерянная кукла"

 

Чайкин Н. "Марш"

 

Кабалевский Д. "Труба и барабан"

 

Слонов Ю. "Веселая игра"

 

Бебер К. "Колыбельная"

 

Векерлен Ж. "Пьеса"

 

Тюрк Д. "Веселый Ваня"

 

Д. Шостакович "Марш"

Ревуцкий Л. "Казачок"

Кирейко В. "Первая песня"

Лепин А. "Буратино" из к/ф "Приключения Буратино"

Бекман Л. "Елочка"

Книппер Л. "Полюшко-поле"

Иванович И. "Дунайские волны" (отрывок)

Иванов А. "Полька"

Филиппенко А. "Мы на луг ходили"

Тиличеева Е. "Береза"                                                                       

Тазов П. "Танец"    

Примерные программы академических концертов

       Вариант I:

  1. Тюрк А. «Жалоба»;
  2. Тихончук А. «Полька»;

 Вариант II:

  1. Гайдн И. «Песенка»;
  2. Шостакович Д. «Марш».

Второй класс

Основные навыки

Закрепить и развить навыки, полученные в первом классе,                                                                    

В течение учебного года  учащийся должен пройти 14-16 музыкальных произведений: 2 этюда, 2 произведения с элементами полифонии, 10-12 пьес различного характера.

Гаммы: До, Соль, Фа мажор двумя руками, ля минор трех видов, короткие арпеджио и аккорды в тональностях До, Соль, Фа мажор и ля минор правой рукой.

Чтение нот с листа легких произведений двумя руками.

Примерный репертуарный список

Этюды

 

Ручин А. Этюд До мажор

 

Салин А. Этюд ля минор

 

Ручин А. Этюд. Мазурка. До мажор

 

 

Ручин А. Этюд Тарантелла ля минор

 

 

Шитте Л. Этюд До мажор

 

 

Шитте Л. Этюд Соль мажор

 

 

Иванов В. Этюд ми минор

 

 

Арне Е. Полифонический этюд

 

 

Ризоль П. Этюд. До мажор

 

Мушель Г. Этюд Ре мажор

 

 

Денисов А. Этюд До мажор

 

 

 

 

 

 

 

Полифонические произведения

 

Перселл Г. «Ария»

Самойлов Д. «Семь полифонических миниатюр»

 

Гольденвейзер А. «Песенка»

 

Аглинцева Е. «Русская песня»

Барток Б. «Диалог»

Гнесина Е. «Две имитации»

Тюрк Д. «Веселый Ганс»

 

Кригер И. «Менуэт»

 

Моцарт Л. «Менуэт»

 

 

Моцарт Л. «Волынка»

 

 

 

 

 

 

Народные песни и танцы

Русская народная песня "Во саду ли, в огороде" обр.Иванова Аз.

Русский народный танец "Полянка"

Украинская народная песня "Ой, лопнув обруч"

Русская народная песня "Как под яблонькой" обр.Иванова Аз.

Украинская народная песня "Нич яка мисячна"

 

Русская народная песня "Как на тоненький ледок" обр.Лондонова П.

Русская народная песня "Как со вечера дождь" обработка Горохова Ю.

Польская народная песня "Красное яблоко"

Русская народная песня  "Ай во поле липонька"

 

Украинская народная песня "Доля"

 

 

Пьесы

 

Шуберт Ф. "Лендлер"

Чайкин Н. "Танец Снегурочки"

 

Дандрие Ф. "Дудочки"

 

Иванов В. "Юмореска"

 

Тихончук А. "Полька"

 

Штейбельт Д. "Сонатина"

 

Дмитриева Н. "Сонатина"

 

Супрунов Г. "Кукольный вальс"

 

Филиппенко А. "Веселый музыкант"

 

Дмитриева Н. " До свиданья, дружок"

 

Абрамов А. . " Задушевный разговор"

 

Моцарт В. "Игра детей"

 

Моцарт В. "Немецкий танец"

 

Бетховен Л. "Крестьянский танец"

 

Бетховен Л. "Крестьянский танец"

 

Бетховен Л. "Экоссез"

 

Бетховен Л. "Немецкий танец"

 

Бетховен Л. "Контрданс"

 

 

 

 

 

 

Примерные программы академических концертов 

Вариант I:

  1. Дмитриева Н. «До свидания, дружок»;
  2. Русская народная песня «Свет- Иван, он лужочком идет» обр. Онегина А.

Вариант II:

  1. Моцарт Л. «Менуэт»;
  2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» обр. Иванова Аз.

Третий класс

Основные навыки

       Закрепить и совершенствовать навыки, полученные ранее, научить ребенка глубоко и тщательно изучать авторский текст, понимать заложенные в нем музыкальные задачи, дать учащемуся первоначальные навыки анализа изучаемых произведений, привить навыки сценической культуры.

          В течение учебного года  учащийся должен пройти 12-16 музыкальных произведений: 2-4 этюда, 2 произведения с элементами полифонии, 8-12 пьес различного характера.

Гаммы: До, Соль, Фа, Ре, Си бемоль мажор двумя руками разными штрихами; ля минор трех видов обеими руками; ми,  ре минор трех видов правой рукой. До мажор терциями правой рукой. Короткие и длинные арпеджио, аккорды в тональностях До, Соль, Фа, Ре, Си бемоль мажор и ля, ми, ре минор правой рукой.

Чтение нот с листа легких произведений двумя руками из репертуара первого класса.

Примерный репертуарный список

Этюды

Ручин А. Этюд Кадриль. До мажор.

 

Розе А.Этюд Соль мажор

 

Черни К. Этюд Фа мажор

 

Лещгорн А. Этюд Ля мажор

 

Самойленко Н. Этюд До мажор

 

Лемуан А. Этюд Соль мажор

 

Черни К. Этюд Ре мажор

 

Шитте Л. Этюд Си бемоль мажор

 

Черни К. Этюд Соль мажор

 

Лещгорн А. Этюд ре минор

 

Слонов В. Этюд До мажор

 

Кравченко И. Этюд - частушка

 

Данилов В. Два этюда

 

 

 

 

Полифонические произведения

Моцарт В. "Менуэт"

Моцарт В. «Сарабанда»

Моцарт В. «Буре»

Корелли А."Сарабанда"

Гесслер И. "Менуэт"

 

Нефе Х-Г. "Аллегретто"

Гедике А. "Сарабанда"

Гендель Г. "Чакона"

Шуман Р. «Хорал»

 

Народные песни и танцы

 

Русская народная песня "Как у наших у ворот"  Обр. Суркова А.

Русская народная песня "Ой, да ты, калинушка»» Обр.Забутова Ю.

 

Русская  народная песня "Уж как по лугу, лугу» Обр. Талакина А.

 

Кравченко И. Вариации на тему  русской народной песни "Не летай соловей"

Савелов В. "Вариации на тему русской народной песни "Ах вы, сени, мои сени"

Украинский народный танец "Казачок" Обр. Ризоля Н.

Русская народная песня "Калинка" Обр.Тышкевича Г.

 

Украинский народный танец "Увиванец" Обр. Тихомирова Р.

 

Русская народная песня "Я пойду  ли, молоденька" обр.В.Донченко   

Русская народная песня "Утушка луговая" обр.Л.Малиновского

 

Русская народная песня "Ах, ты, душечка" обр.Н.Петровой

 

Русская народная песня "Ой, по-над Волгой" обр.В.Артюгина

 

 Русская народная песня "При долинушке" обр. Г.Лещенко

 

 Украинская народная песня "Чом, чом не пришов" обр.Л.Михеевой

    

Пьесы

 

Глинка М. "Жаворонок"

 

Варламов А. "Красный сарафан"

 

Абрамов А. "Рязаночка" (кадриль)

 

Шахов Г. "В лугах"

 

Шатров И. "На сопках Манчжурии"

 

Жилинский А. "Латышская полька"

 

Чайковский П. "Романс" (отрывок)

 

Моцарт В. "Колыбельная"

 

Шуберт Ф. "Вальс"

 

Штеибельт Д. "Адажио"

 

Майкапар С. "Вальс"

 

Чимароза Д. "Сонатина"

 

Кулау Ф. Вариации на тему России"

 

Беркович И. "Сонатина"

 

Шестериков И. "Сонатина в классическом стиле"

 

 

 

 

 

 

 

Примерные программы академических концертов

 

       Вариант I:

  1. Майкапар С. «Вальс»;
  2. Русская народная песня «Я пойду ли, молоденька» обр.Донченко В.

Вариант II:

  1. Х-Г Нефе «Аллегретто»;
  2. Русская народная песня «Как у наших у ворот» обр. Ручина А.

 (Четвертый класс)- для поступающих в КПУ

Основные навыки

         Совершенствовать все виды баянной техники, рассматривая технику как средство музыкальной выразительности, дающее возможность свободнее, полнее раскрыть содержание музыкального произведения.

В течение учебного года ученик должен пройти 10-14 произведений различных жанров и форм: 2-4 этюда, 2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 5-6 пьес различного характера, из которых одно изучается самостоятельно.

Гаммы: Мажорные в тональностях до трех знаков двумя руками, минорные ля, ми, ре трех видов двумя руками. До, Соль, Фа мажор терциями.

В мажорных  гаммах арпеджио короткие, аккорды двумя руками, длинные арпеджио правой рукой. В минорных гаммах короткие арпеджио и аккорды правой рукой.

Чтение нот с листа из репертуара 2 класса.

Примерный репертуарный список

Этюды

 

Лешгорн А. Этюд Ля мажор

 

Черни К. Этюд Ре мажор

 

Мясков К. Этюд ля минор

 

Саевский В. Этюд ля минор

 

Гедике А. Песня веретена

 

Чапский С. Этюд ля минор

 

Дювернуа А. Этюд ля минор

 

Переселенцев В. Этюд ля минор

 

Черни К. Этюд Си бемоль мажор

 

Лак Т. Этюд Соль мажор

 

Савелов В. Этюд ре минор

 

Евченко Н. Два этюда

 

Конкон Ж. Этюд До мажор

 

Команджиев В. Этюд си минор

 

 

 

 

 

 

 

 

Полифонические произведения

 

Гендель Г. "Ария"

 

Циполи Д. "Пьеса"

 

Купревич В. "У Баха в Томаскирхе"

 

Моцарт В.А. "Менуэт"

 

Реихардт "Скерцо"

 

Перселл Г. "Прелюдия"

 

Бах И.С. "Жига" из сюиты №7

 

Корелли А. "Прелюдия"

 

Гендель Г. "Сарабанда"

 

 

 

 

 

 

 

Народные песни и танцы

 

Русская народная песня "Полосынька" обр. Корецкого Н.

Украинская народная песня "У сусида хата была» обр. Корецкого Н.

Украинская народная песня "Чоботи" обр. Корецкого Н.

 

Русская народная песня "Ах, ты береза" обр. Тышкевича Г.

 

Русская народная песня "Что горит, горит" обр. Ефимова М..

 

Русская народная песня "Как пойду я на быструю речку"

обр. Басурманова А.

Русская народная песня "Мужик пашенку пахал»" обр. Смеркалова Л.

Русская плясовая "Я рассею свое горе" обр. Буравлева В.

 

Русская народная песня "Блины" обр. Шустова А.

 

Татарская народная песня "Казанский напев" обр. Фаттаха А.

 

 

 

 

Пьесы

 

 Даргомыжский А. "Меланхолический вальс"

Шуман Р. "Мелодия"

 

Юцевич Ю. "Грустная песенка"

 

Чулаки М. "Веселая прогулка"

 

Россини Дж. "Хор тирольцев из оперы Вильгельм Телль"

 

Грибоедов А. "Вальс"

 

Чайковский П. "Неаполитанская песенка"

 

Клементи М. "Рондо из сонатины До мажор"

 

Огинский М. "Полонез"

 

Звонарев О. "Советник короля. Плясовая медведя. Солдат играет"

 

Блантер М. "Катюша"

 

Листов К. "В землянке"

 

Самойлов Д. Три сонатины

 

Плейель И. Сонатина Ре мажор

 

 

 

 

 

 

 

Примерные программы академических концертов

 

Вариант I:

  1. Бах И.С. «Ария»;
  2. Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку» обр. Басурманова А.

Вариант II:

  1. Плейель И. «Сонатина» ре мажор;
  2. Украинская народная песня «Чоботи» обр. Корецкого Н.

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения

программы учебного предмета «Специальность», который

предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;

 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и

навыков, позволяющих использовать многообразные возможности баяна

для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,

 знание в соответствии с программными требованиями баянного

репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров

(полифонические произведения, сонаты, пьесы, этюды,

инструментальные миниатюры);

 наличие умений по чтению с листа

 навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять

процессом исполнения музыкального произведения;

 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над

исполнительскими трудностями;

 навыки подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

     Оценка качества реализации программы "Специальность" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

      Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзамене.

      Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

      Промежуточная аттестация проводится в форме академических концертов, которые назначаются на завершающих полугодие учебные занятия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.

Так, для учащихся первого класса в конце учебного года проводится академический концерт, где они исполняют 2 разнохарактерных произведения.

Для учащихся 2 класса: в ноябре, марте  проводится академический концерт, где они исполняют 1 пьесу; в мае проводится переводной экзамен, где они исполняют 2 пьесы.

Для учащихся 3 класса в декабре проводится прослушивание, а в мае проводится выпускной экзамен, где они исполняют выпускную программу  и исполняют 3 пьесы( этюд, 2 разнохарактерные пьесы).

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.

По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

      Выпускной экзамен по баяну проводится за пределами аудиторных учебных занятий. На выпускном экзамене учащийся исполняет четыре произведения различных жанров и форм: полифоническое произведение, этюд, обработку народной песни или танца.

     Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, представляющего собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно","неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения баяном для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

2.Критерии оценок

      Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на  академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

     Критерии оценивания выступления

5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем  требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий «зачет» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

      В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

      При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

 оценка годовой работы ученика;

 оценка на академическом концерте или экзамене;

 другие выступления ученика в течение учебного года.

     Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации

      Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

      В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

      Одна из основных задач специальных классов – формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

     Следуя лучшим традициям и достижениям русской баянной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

     Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

     Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.

      В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

     Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

      Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

      Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

 самостоятельные занятия должны быть регулярными исистематическими;

 периодичность занятий - каждый день;

 количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьмипрограммы начального и основного общего образования), с опорой натсложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

      Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

      Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы_

А я играю на баяне. Сборник пьес для баяна (аккордеона). Составитель     Андрей Романов. Выпуск 1 Новосибирск, 2008

А я играю на баяне. Сборник пьес для баяна (аккордеона). Составитель     Андрей Романов. Выпуск 2 Новосибирск, 2010

А я играю на баяне. Сборник пьес для баяна (аккордеона). Составитель     Андрей Романов. Выпуск 3. Новосибирск, 2012

 Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 2001

Алексеев И.Д., Корецкий Н.И. Баян. 3 класс. Киев, 2000

Алексеев И.Д., Корецкий Н.И. Баян. 4 класс. Киев, 2000

Беляев Г. Краски музыки. Сборник пьес и песен для баяна (аккордеона). 1-3 классы ДМШ. Ростов-на-Дону, 2012

Бланк Сергей.  Двенадцать пьес и одна сюита для баяна и аккордеона. Феникс, 2010

Бойко ИЯ. Педагогический репертуар баяниста. Вьmуск 1. Ростов-на-Дону, 2000

Бредис С. Хорошее настроение. Сборник пьес для баяна 9аккордеона). 2-4 классы ДМШ

Бушуев Ф. Баян в музыкальной школе. Вьmуск 58. М., 2001

Гречухина РЯ., Лихачев М.Ю. Хрестоматия для баяна. Выпуск 1. Санкт - Петербург, 2004

Гречухина Р.Н., Лихачев М.Ю. Хрестоматия для баяна. Выпуск 2. Санкт - Петербург, 2005

Завальный В. Музыкальная мозаика. Альбом для детей и юношества для баяна М., 2002

Завальный В. Музыкальный калейдоскоп. Пьесы для баяна и аккордеона.М.,2004

Зуева Ю., Ручин А. Соловейко. Хрестоматия педагогического реп. для баяна. Новосибирск, 2002

Играем вместе. Сборник ансамблей для баяна (аккордеона).Феникс,2011

Играем с оркестром. Концертный репертуар для баяна и аккор. 1-5 классы ДМШ. Феникс, 2011

Играем с фонограммой. Пьесы для баяна и аккордеона. Сос. Бордунов В.Е. Новосибирск, 2013

Кароник В. 6+6 Пьесы для детей и юношества. Баян, аккордеон. Санкт - Петербург, 2004

Катанский В.М. За праздничным столом. Популярные песни в переложении для баяна и аккордеона. М., 2000

Корчевой А. Ступеньки к джазу. Пьесы и обработки для баяна и аккордеона. Омск, 2007

Кузовлев В. Минувших дней очарованье. Старинные русские романсы для голоса в сопровождении баяна (аккордеона). М., 2003

Куртов Г. Детские песни в сопровождении баяна. Томск, 2002

Куртов Г. Песни в сопровождении баяна. Томск, 2005

Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., 2004

Лихачев Ю. Полифонические пьесы И.С. Баха и его сыновей в переложении

 для баяна или аккордеона. Санкт - Петербург, 2000

Лихачев М. Ты и я. Переложения для дуэта баянов (аккордеонов). Выпуск 1. Санкт-Петербург, 2010

Лихачев М. Ты и я. Переложения для дуэта баянов (аккордеонов). Выпуск 2. Санкт-Петербург, 2012

 Нечипоренко А.Ф., Угринович В.В. Этюды для баяна. 2 класс. Киев, 2005

Нечипоренко А.Ф., Угринович В.В. Этюды для баяна. 3 класс. Киев, 2005

Нечипоренко А.Ф., Угринович В.В. Этюды для баяна. 5 класс. Киев, 2005

Онегин А. Школа игры на баяне. М., 2006

Павин С. Альбом начинающего баяниста. Выпуск 19. М.,2001

Плаксина А. Веселый пингвин. Сборник произведений для ансамблей баянистов и аккордеонистов. Новосибирск, 2013

Салаев А.В. Об изучении клавирных произведений И.С. Баха в классе баяна. Томск.  1999

Самойлов Д. Полифонические пьесы. 1-3 классы. М., 2000

Самойлов Д. Полифонические пьесы. 3-5 классы. М., 2001

Самойлов Д. Сонатины и вариации. 1-3 классы. М.,2000

Самойлов Д. Этюды. М., 1999

Самойлов Д.А Хрестоматия. Баян ДМШ. 3-5 классы. М. 2003

Самойлов Д.А Хрестоматия. Баян ДМШ. 5-7 классы. М. 2003

Самойлов Д.А Хрестоматия. Баян ДМШ. 1-3 классы. М. 2005

Скуматов Л. Звучала музыка с экрана. Песни из отечественных фильмов в облегченном переложении для баяна и аккордеона. Выпуск 4. Санкт - Петербург, 2004

Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. М., 2001

Шaxов Г. Чудный месяц. Песни народов мира в обработке для баяна (аккордеона). М., 1999