ПРОГРАММА по учебному предмету « Предмет по выбору» (Чтение с листа)

рабочая программа по учебному предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_s_lista_rabochaya_programma.docx28.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Радищевская детская школа искусств»

                                             ПРОГРАММА

по учебному предмету « Предмет по выбору» (Чтение с листа) для обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу в области музыкального искусства « Музыкальный инструмент. Баян»

Структура программы:

1.Пояснительная записка ( цель, задачи, сроки обучения)

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

2. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

III.Формы и методы контроля, система оценок

Контроль успеваемости учащихся

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

V. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

                                              Пояснительная записка

 Настоящая программа имеет художественно - эстетическую направленность и

направлена на формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков игры на

фортепиано. Обучение по данной программе способствует творческому,

интеллектуальному, художественно-эстетическому развитию личности, создаёт условия

для самореализации развития мотивации к познанию и творчеству.

Программа учебного предмета «Чтение с листа» является частью дополнительной

общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Гитара»,

составлена в соответствии с :

- ч.21 ст.83 Федерального закона №273 - ФЗ от 29.12.2013 «Об образовании в

Российской Федерации»;

- «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности

при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013г.

Общеразвивающая программа "Чтение с листа" реализуется в ДШИ с целью

привлечения к музыкальному  искусству наибольшего количества детей, в том числе не

имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных

программ.

Срок освоения программы "Чтение с листа" для детей поступивших в

образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте 6 лет 6 месяцев до 9 лет составляет 3

года.

Режим аудиторских занятий: для учащихся 1 классов 1 раз в неделю по 40 минут;

Форма проведения учебных занятий - индивидуальная.

Цель: развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития

образовательных запросов и потребностей детей.

Задачи:

Образовательные:

Обучить чтению нотной грамоты;

Обучить основам музыкальной грамоты.

Развивающие:

 Развить основные музыкальные способности;

Развить мышление, воображение, восприятие;

 Коррекция психофизического и умственного развития детей.

Воспитательные:

Воспитать интерес к инструменту гитара;

Воспитать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность;

Профилактика асоциального поведения детей и подростков.

Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и  чтение с листа»

Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации

образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих

программ в области искусств» от 19.11.2013г. отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

      Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического

обозначения. Хорошо читает тот, кто умеет правильно воссоздать звуковую форму

не только знакомого, но и любого незнакомого слова.

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом

его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

• практический (работа на инструменте, упражнения);

• аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Чтение с листа»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету "Чтение с листа" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров. Необходимо наличие библиотеки и фонотеки.

I. Содержание учебного предмета

Учебно – тематический план

 

1

Вид учебного занятия

Общий объем нагрузки

Общий объем нагрузки

1

Теоретический ( урок – беседа)

Максимальная учебная нагрузка

10

Аудиторная нагрузка

5

Самостоятельная

5

2

Комбинированный

Максимальная учебная нагрузка

10

( работа над произведениями)

Аудиторная нагрузка

5

Самостоятельная

5

3

Урок консультация, урок практика

Максимальная учебная нагрузка

24

Аудиторная нагрузка

12

Самостоятельная

12

4

Контрольный урок

Максимальная учебная нагрузка

30

Аудиторная нагрузка

15

Самостоятельная

15

итого

Максимальная учебная нагрузка

64

Аудиторная нагрузка

32

Самостоятельная

32

 Теоретический материал (5 часов)

1. Знакомство с инструментом – 1 ч.

2. Вовлечение ребёнка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных способностей. – 1 ч.

3. Игры для организации пианистических движений – 1 ч.

4. Ознакомление учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано.- 1 ч.

5. Развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения – 2 ч.

Работа над произведениями: (12 ч.)

1. Беседы о композиторах и произведениях, история появления инструмента – 4 ч.

2. Освоение приёмов игры на фортепиано – как двигательных, так и приёмов звукоизвлечения. – 5ч.

3. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок. – 3ч.

Чтение с листа (15 ч.)

1. Освоение нотной грамоты – 5 ч.

2. Простейшие упражнения в чтении с листа – 10 ч.

II. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы "Чтение с листа" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

- знания музыкальной терминологии начального этапа обучения;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения начального этапа обучения;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения;

- первичных навыков в области теоретического разбора музыкальных произведений начального этапа обучения;

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- первичные знания в области музыкальных построений (мотив, фраза, предложение,

период);

- первичные навыки восприятия элементов музыкального языка;

- первичные навыки записи музыкального текста.

Результаты освоения программы "Чтение с листа" должны отражать:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству;

- навыки по воспитанию слухового контроля;

- наличие творческой инициативы;

- наличие музыкальной памяти;

III.Формы и методы контроля, система оценок

Освоением обучающими программы "Чтение с листа" в I классе, разработанной на основании рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности

при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013г.

завершаются контрольным уроком который проводится в конце мая.

Критерии оценок:

Система оценок – по пятибалльной системе

Балл     Техника чтения      Соответствие стиля         Целостность исполнения

5          Умение свободно     Понимание стиля          Навык свободного чтения

           ориентироваться на    произведения               с листа  свободных стилей

         клавиатуре; не глядя на                                Артистичность, умение держаться на сцене

         руки, быстро выбрать

         наиболее удобную

        аппликатуру, ровный

         ритм.

4     Ритмические отклонения        Понимание музыкальной мысли

      Неточное   воспроизведения      мысли и характера

      стиля и формы                              произведения

       

3    Неровная замедленная      Непонимание смысла         Отсутствие отношения к

     техника                                 исполняемого                        исполняемому произведению

                                                    произведения

 

2     Учащийся не владеет            Полное отсутствие

    ритмическими навыками          стилистических

                                                           особенностей

-

Контроль успеваемости учащихся:

Текущий – уроки

Промежуточный – четвертные оценки, технический зачёт, итоговые оценки

Итоговый контроль – контрольный урок

Результатом освоения программы «Чтение с листа» является приобретение учащимися

следующих знаний, умений и навыков:

Знание  репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров ( произведения малой формы, этюды)

Знание художественно – исполнительских возможностей гитары.

Знание профессиональной терминологии

Наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений

разных жанров и форм.

Навыки по воспитанию слухового контроля, умение управлять процессом исполнения

музыкального произведения

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

 Для реализации данного курса необходимо иметь:

Наглядные пособия: фортепиано; компьютер,  нотно-методическая литература.

V. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Русские народные песни;

1. "Ходит зайка по саду"

2. "Гуси, гуси"

3. Василёк

4. Петушок

5. Не летай, соловей

 Примерный перечень произведений для контрольного урока:

1. Украинская народная песня «Птичка»

2. Украинская народная песня «Казачок»

3. Н. Римский – Корсаков «Здравствуй гостья зима»

4. А. Руббах «Воробей»

5. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон»

6. Л.Шитте «Этюд» C dur

7. К. Черни «Этюд» C dur

8. М. Иорданский «Песенка про Чибис»

9. И. Кригер «Менуэт»

10. А. Николаев «Этюд» C dur

11. М. Барток "Пьеса"

12. А. Руббах «Воробей»

13. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон»

14. Л. Шитте «Этюд» C dur

15. К. Черни «Этюд» C dur

16. М. Иорданский «Песенка про Чибис»

17. И. Кригер «Менуэт»

18. А. Николаев «Этюд» C dur

Список рекомендуемой методической литературы.

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1998.

2. Брянская, Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы

обучения пианиста / Ф. Брянская. – Москва : Классика XXI, 2005.

3. Бондарев А.А. Образовательная программа Начальное обучение в классе

фортепиано. – М., 2008.

4. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей"

5. Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997.

6. Игры для организации пианистических движений. И. Э. Сафарова - Екатеринбург

1994 г.

7. Школа игры на фортепиано./ Под редакцией А.Николаева. – М.: Музыка, 1980.

8. Милич Б. Маленькому пианисту. 1 и 2 выпуск. – Киев: Музична Украина, 1987

Фонды оценочных средств к промежуточной аттестации

I. Паспорт комплекта оценочных средств к промежуточной аттестации

Фонды оценочных средств разработаны с учётом:

- Рекомендации по организаций образовательной и методической деятельности при

реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013г.

- рабочей программы учебного предмета «Чтение с листа» в области музыкального

искусства

- положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации учащихся, осваивающих дополнительные

предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального

искусства, утверждённые приказом МБОУ ДО

- Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам

предпрофессиональной программы и ее учебному плану. Фонды оценочных средств

призваны обеспечивать оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений,

навыков. С целью обеспечения подготовки обучающихся к промежуточной

(экзаменационной) аттестации путем проведения консультаций по соответствующим

учебным предметам, рекомендуется в учебном году использовать резервное время после

окончания учебных занятий.

Инструментальное исполнительство.

Учебный предмет «Чтение с листа»

1.1 Академический концерт – исполнение произведения с листа на выбор преподавателя

Класс 1 полугодие     Требования        Предмет оценивания        Методы оценивания

1 класс Декабрь      Освоение приёмов игры

Оценка по 5-ти бальной системе

Требования               1 пьеса

Примерные программы:

1.2 Контрольный урок – Демонстрация навыков чтения с листа

Класс 2 полугодие      Требования       Предмет оценивания                 Методы оценивания

1 класс Апрель          Освоение приёмов игры на

Оценка по 5-ти бальной системе

Требования: - 1 пьеса на выбор

Примерные программы:

1. Украинская народная песня «Птичка»

2. Украинская народная песня «Казачок»

3. Н. Римский – Корсаков «Здравствуй гостья зима»

4. А. Руббах «Воробей»

5. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон»

6. Л.Шитте «Этюд» C dur

7. К. Черни «Этюд» C dur

8. М. Иорданский «Песенка про Чибис»

9. И. Кригер «Менуэт»

10. А. Николаев «Этюд» C dur

11. М. Барток "Пьеса"

12. А. Руббах «Воробей»

13. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон»

14. Л. Шитте «Этюд» C dur

15. К. Черни «Этюд» C dur

16. М. Иорданский «Песенка про Чибис»

17. И. Кригер «Менуэт»

18. А. Николаев «Этюд» C dur