ПРОГРАММА по учебному предмету « Предмет по выбору» (Чтение с листа)
рабочая программа по учебному предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_s_lista_rabochaya_programma.docx | 28.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Радищевская детская школа искусств»
ПРОГРАММА
по учебному предмету « Предмет по выбору» (Чтение с листа) для обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу в области музыкального искусства « Музыкальный инструмент. Баян»
Структура программы:
1.Пояснительная записка ( цель, задачи, сроки обучения)
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
2. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
III.Формы и методы контроля, система оценок
Контроль успеваемости учащихся
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
V. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет художественно - эстетическую направленность и
направлена на формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков игры на
фортепиано. Обучение по данной программе способствует творческому,
интеллектуальному, художественно-эстетическому развитию личности, создаёт условия
для самореализации развития мотивации к познанию и творчеству.
Программа учебного предмета «Чтение с листа» является частью дополнительной
общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Гитара»,
составлена в соответствии с :
- ч.21 ст.83 Федерального закона №273 - ФЗ от 29.12.2013 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013г.
Общеразвивающая программа "Чтение с листа" реализуется в ДШИ с целью
привлечения к музыкальному искусству наибольшего количества детей, в том числе не
имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных
программ.
Срок освоения программы "Чтение с листа" для детей поступивших в
образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте 6 лет 6 месяцев до 9 лет составляет 3
года.
Режим аудиторских занятий: для учащихся 1 классов 1 раз в неделю по 40 минут;
Форма проведения учебных занятий - индивидуальная.
Цель: развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития
образовательных запросов и потребностей детей.
Задачи:
Образовательные:
Обучить чтению нотной грамоты;
Обучить основам музыкальной грамоты.
Развивающие:
Развить основные музыкальные способности;
Развить мышление, воображение, восприятие;
Коррекция психофизического и умственного развития детей.
Воспитательные:
Воспитать интерес к инструменту гитара;
Воспитать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность;
Профилактика асоциального поведения детей и подростков.
Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств» от 19.11.2013г. отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического
обозначения. Хорошо читает тот, кто умеет правильно воссоздать звуковую форму
не только знакомого, но и любого незнакомого слова.
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом
его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
• практический (работа на инструменте, упражнения);
• аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Чтение с листа»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету "Чтение с листа" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров. Необходимо наличие библиотеки и фонотеки.
I. Содержание учебного предмета
Учебно – тематический план
1 | Вид учебного занятия | Общий объем нагрузки | Общий объем нагрузки | ||
1 | Теоретический ( урок – беседа) | Максимальная учебная нагрузка | 10 | ||
Аудиторная нагрузка | 5 | ||||
Самостоятельная | 5 | ||||
2 | Комбинированный | Максимальная учебная нагрузка | 10 | ||
( работа над произведениями) | Аудиторная нагрузка | 5 | |||
Самостоятельная | 5 | ||||
3 | Урок консультация, урок практика | Максимальная учебная нагрузка | 24 | ||
Аудиторная нагрузка | 12 | ||||
Самостоятельная | 12 | ||||
4 | Контрольный урок | Максимальная учебная нагрузка | 30 | ||
Аудиторная нагрузка | 15 | ||||
Самостоятельная | 15 | ||||
итого | Максимальная учебная нагрузка | 64 | |||
Аудиторная нагрузка | 32 | ||||
Самостоятельная | 32 | ||||
Теоретический материал (5 часов)
1. Знакомство с инструментом – 1 ч.
2. Вовлечение ребёнка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных способностей. – 1 ч.
3. Игры для организации пианистических движений – 1 ч.
4. Ознакомление учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано.- 1 ч.
5. Развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения – 2 ч.
Работа над произведениями: (12 ч.)
1. Беседы о композиторах и произведениях, история появления инструмента – 4 ч.
2. Освоение приёмов игры на фортепиано – как двигательных, так и приёмов звукоизвлечения. – 5ч.
3. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок. – 3ч.
Чтение с листа (15 ч.)
1. Освоение нотной грамоты – 5 ч.
2. Простейшие упражнения в чтении с листа – 10 ч.
II. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы "Чтение с листа" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания музыкальной терминологии начального этапа обучения;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения начального этапа обучения;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
- первичных навыков в области теоретического разбора музыкальных произведений начального этапа обучения;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- первичные знания в области музыкальных построений (мотив, фраза, предложение,
период);
- первичные навыки восприятия элементов музыкального языка;
- первичные навыки записи музыкального текста.
Результаты освоения программы "Чтение с листа" должны отражать:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству;
- навыки по воспитанию слухового контроля;
- наличие творческой инициативы;
- наличие музыкальной памяти;
III.Формы и методы контроля, система оценок
Освоением обучающими программы "Чтение с листа" в I классе, разработанной на основании рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013г.
завершаются контрольным уроком который проводится в конце мая.
Критерии оценок:
Система оценок – по пятибалльной системе
Балл Техника чтения Соответствие стиля Целостность исполнения
5 Умение свободно Понимание стиля Навык свободного чтения
ориентироваться на произведения с листа свободных стилей
клавиатуре; не глядя на Артистичность, умение держаться на сцене
руки, быстро выбрать
наиболее удобную
аппликатуру, ровный
ритм.
4 Ритмические отклонения Понимание музыкальной мысли
Неточное воспроизведения мысли и характера
стиля и формы произведения
3 Неровная замедленная Непонимание смысла Отсутствие отношения к
техника исполняемого исполняемому произведению
произведения
2 Учащийся не владеет Полное отсутствие
ритмическими навыками стилистических
особенностей
-
Контроль успеваемости учащихся:
Текущий – уроки
Промежуточный – четвертные оценки, технический зачёт, итоговые оценки
Итоговый контроль – контрольный урок
Результатом освоения программы «Чтение с листа» является приобретение учащимися
следующих знаний, умений и навыков:
Знание репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров ( произведения малой формы, этюды)
Знание художественно – исполнительских возможностей гитары.
Знание профессиональной терминологии
Наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений
разных жанров и форм.
Навыки по воспитанию слухового контроля, умение управлять процессом исполнения
музыкального произведения
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
Для реализации данного курса необходимо иметь:
Наглядные пособия: фортепиано; компьютер, нотно-методическая литература.
V. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Русские народные песни;
1. "Ходит зайка по саду"
2. "Гуси, гуси"
3. Василёк
4. Петушок
5. Не летай, соловей
Примерный перечень произведений для контрольного урока:
1. Украинская народная песня «Птичка»
2. Украинская народная песня «Казачок»
3. Н. Римский – Корсаков «Здравствуй гостья зима»
4. А. Руббах «Воробей»
5. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон»
6. Л.Шитте «Этюд» C dur
7. К. Черни «Этюд» C dur
8. М. Иорданский «Песенка про Чибис»
9. И. Кригер «Менуэт»
10. А. Николаев «Этюд» C dur
11. М. Барток "Пьеса"
12. А. Руббах «Воробей»
13. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон»
14. Л. Шитте «Этюд» C dur
15. К. Черни «Этюд» C dur
16. М. Иорданский «Песенка про Чибис»
17. И. Кригер «Менуэт»
18. А. Николаев «Этюд» C dur
Список рекомендуемой методической литературы.
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1998.
2. Брянская, Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы
обучения пианиста / Ф. Брянская. – Москва : Классика XXI, 2005.
3. Бондарев А.А. Образовательная программа Начальное обучение в классе
фортепиано. – М., 2008.
4. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей"
5. Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997.
6. Игры для организации пианистических движений. И. Э. Сафарова - Екатеринбург
1994 г.
7. Школа игры на фортепиано./ Под редакцией А.Николаева. – М.: Музыка, 1980.
8. Милич Б. Маленькому пианисту. 1 и 2 выпуск. – Киев: Музична Украина, 1987
Фонды оценочных средств к промежуточной аттестации
I. Паспорт комплекта оценочных средств к промежуточной аттестации
Фонды оценочных средств разработаны с учётом:
- Рекомендации по организаций образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013г.
- рабочей программы учебного предмета «Чтение с листа» в области музыкального
искусства
- положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации учащихся, осваивающих дополнительные
предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального
искусства, утверждённые приказом МБОУ ДО
- Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам
предпрофессиональной программы и ее учебному плану. Фонды оценочных средств
призваны обеспечивать оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений,
навыков. С целью обеспечения подготовки обучающихся к промежуточной
(экзаменационной) аттестации путем проведения консультаций по соответствующим
учебным предметам, рекомендуется в учебном году использовать резервное время после
окончания учебных занятий.
Инструментальное исполнительство.
Учебный предмет «Чтение с листа»
1.1 Академический концерт – исполнение произведения с листа на выбор преподавателя
Класс 1 полугодие Требования Предмет оценивания Методы оценивания
1 класс Декабрь Освоение приёмов игры
Оценка по 5-ти бальной системе
Требования 1 пьеса
Примерные программы:
1.2 Контрольный урок – Демонстрация навыков чтения с листа
Класс 2 полугодие Требования Предмет оценивания Методы оценивания
1 класс Апрель Освоение приёмов игры на
Оценка по 5-ти бальной системе
Требования: - 1 пьеса на выбор
Примерные программы:
1. Украинская народная песня «Птичка»
2. Украинская народная песня «Казачок»
3. Н. Римский – Корсаков «Здравствуй гостья зима»
4. А. Руббах «Воробей»
5. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон»
6. Л.Шитте «Этюд» C dur
7. К. Черни «Этюд» C dur
8. М. Иорданский «Песенка про Чибис»
9. И. Кригер «Менуэт»
10. А. Николаев «Этюд» C dur
11. М. Барток "Пьеса"
12. А. Руббах «Воробей»
13. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон»
14. Л. Шитте «Этюд» C dur
15. К. Черни «Этюд» C dur
16. М. Иорданский «Песенка про Чибис»
17. И. Кригер «Менуэт»
18. А. Николаев «Этюд» C dur