Работа с детьми на начальном этапе обучения в классе гитары

рекомендации по работе с детьми  в классе гитары( основные приемы игры, посадка, положение рук)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_2.docx35.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Работа с детьми  на начальном этапе обучения в классе гитары.

                              ( Методические рекомендации)

    Для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения  игре на гитаре. Особенно важна начальная ступень обучения, когда закладывается фундамент для дальнейшего профессионального роста исполнителя.

    Обучение игре на гитаре следует начинать с 6 – 7 лет. Это наиболее благоприятный возраст для формирования двигательных и слуховых навыков, закрепления основных приёмов звукоизвлечения, для развития образного мышления.  Вот что говорит известный  английский гитарист Д. Дюарт « Способности могут быть воспитаны в той, или иной степени, которая зависит от возраста, характера и индивидуальности, но дети имеют большие потенциальные возможности для развития, особенно физического, и чем раньше они начнут заниматься, тем лучше будут результаты в исполнительстве».

   При наборе детей  в класс по обучению игре на гитаре большинство преподавателей отдают предпочтение подростковому  возрасту, т. к в работе с младшими могут возникнуть определённые трудности. Преподавателю следует подойти к работе  творчески, чтобы поддержать постоянный интерес ребёнка к занятиям, уметь сконцентрировать его внимание на достижение определённой цели. Не следует сразу давать ученику большой объем информации, лучше постепенно  формировать и закреплять каждый навык в игре.  Важно также помнить  основные дидактические принципы доступности и последовательности в процессе обучения.

     Основная задача данной методической работы- формирование и закрепление приёмов звукоизвлечения  на гитаре на начальном этапе обучения  при правильной посадке и постановке рук.

    Упражнения, данные в работе, следует ввести  в ежедневную разминку ученика. Выполнять их нужно сначала в медленном темпе, добиваясь свободы и уверенности в движении каждого пальца. Исполняя упражнения, ученик не связан с нотным текстом, что помогает ему следить за   правильностью движений и контролировать качество звука.

     Чтобы ученик не потерял интерес к занятиям, вносите игровые моменты, придумывайте вместе с ним интересные названия упражнений.  Если  что – то не получается , то замените более лёгким или отложите выполнение упражнения до того момента, когда у ребенка окрепнет рука. Предлагайте детям упражнения с нагрузкой то на левую, то на правую руку, чередуйте их с пьесами и песнями, знакомыми с ним.

     От внутренней  скованности  или чрезмерного усердия у детей иногда появляются нежелательные привычки: сопение, закусывание губ, высказывания вслух и т. д.  Необходимо сразу обратить их внимание на это, чтобы некрасивые привычки не укрепились. Следите, чтобы не было перегрузок, старайтесь раскрепостить ученика, добиться, чтобы его игровые движения стали естественными.

                                    Знакомство с инструментом.

   Первый урок в школе искусств является в жизни ребёнка большим событием. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в музыке. От того, насколько успешной будет встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям, поэтому первые  уроки надо построить так, чтобы дети получили много впечатлений, положительных эмоций. Пусть ребенок освоится в новой для него обстановке, постарайтесь его расположить к себе. Обязательно поиграйте с ним, предложите спеть знакомую песенку и аккомпанировать её. Это поможет установить контакт с ним, создать творческую атмосферу. Подготовьте ребят к тому,  что музыкальные занятия это не только  удовольствие, но и каждодневный кропотливый труд.

     Потом можно побеседовать с учеником о том, что привело его в класс гитары, что он знает об инструменте. Рассмотрите инструмент, разберите  название его деталей. Обратите внимание на то, что постоянная игра на инструменте улучшает его звучание. Расскажите,  как нужно хранить гитару. На первом году обучения  инструмент должен настраивать преподаватель сам . Первым домашним заданием может  быть  рисунок гитары с названием  инструмента.  

        Особенности элементов детской посадки и постановки рук.

   Существует общепринятая посадка, которая определилась в результате многолетнего педагогического опыта как наиболее рациональная  для начального периода обучения. Но работа с 6- 7 летними имеет некоторые возможности.

   Посадка на стул ближе к раю. Для большей устойчивости инструмента необходимо пользоваться  подставками для обеих ног.  Левая нога всей ступнёй ставится на скамейку, достаточно высокую 20 – 25 см. Поскольку правая нога  либо не достаёт пола и теряет опору, либо свисает и недостаточно поддерживает корпус гитары, следует пользоваться ещё одной подставкой, но несколько ниже 12- 15 см. Можно пользоваться стулом с укороченными ножками (как в классе баяна).

    С первых уроков обратите внимание на разницу посадки мальчиков и девочек.  Размеры инструмента должны соответствовать росту ребёнка.

     Далее сконцентрировать внимание на постановку пальцев правой руки и приёмам звукоизвлечения.  Основным способом  звукоизвлечения  является смешанный: сочетание игры подушечкой и ногтём. Но на начальном этапе работы с детьми рекомендуется пользоваться безногтевым  способом, при котором скольжение по стуне производится  подушечкой пальца. Этот способ  применяется при отсутствии ногтей или их ломкости, особенно у детей,  но при систематических занятиях ногти быстро крепнут.

    Основным способом звукоизвлечения является тирандо и апояндо.

  Апояндо(удар). Этот прием заключается в скольжении пальца с опрой или остановкой на следующей струне. При апояндо нужно следить, чтобы  палец сохранял округлость, поскольку выпрямляется только кончик пальца, при этом сохраняется перпендикулярное положение пальца к струне. При использовании этого приёма амплитуда движения пальцев увеличивается, поэтому необходима длительная тренировка, чтобы выдерживать темп игры.  Звук, получаемый при апояндо( ударе) – глубокий, объёмный, сильный и определенный. Применяется апояндо в мелодической линии, в педальном басу( особенно на первой доли такта), в гаммообразных пассажах.

   Тирандо( щипок). Приём заключается  в оттягивании струны дугообразно  изогнутым пальцем. Если продолжить движение пальца, то он коснётся ладони. Остановки на струне он не имеет. Характер звука, извлечённого щипком – лёгкий, суховатый, но этот приём обеспечивает пальцам беглость.  Применяется тирандо при исполнении двойных нот, арпеджио, аккордов, при проведении подголосков и в аккомпанементе.

    Используя оба приёма звукоизвлечения, можно получить различную тембровую и динамическую окраску. Удар и щипок разнообразят средства музыкальной выразительности, ими следует владеть в равной мере и осваивать с первых шагов.

                                        Правая рука гитариста.

   Рисунок для ребёнка  понятнее, чем устное объяснение, поэтому в начале занятия нужно обвести руку ребёнка, затем написать название пальцев, т. е: большой( p), указательный (i)? Средний(m),  безымянный( а),мизинец( е).  

                      Первые упражнения для пальцев правой руки.

   Изучив теоретические положения о постановке правой руки и основных приёмах звукоизвлечения , можно приступить к игре на инструменте.  Левая рука при этом покоится на пятке грифа. Начинайте упражнения на открытых струнах, пока без нотного текста. Поясните отсчёт струн от первой до шестой (от тонкой к басовой). Затем преподаватель извлекает  звук на каждой струне, обращая внимание ученика на силу звука и ритм. Это создаёт в восприятии ребёнка определенную звуковую модель, на которую он будет ориентироваться при исполнении самостоятельных упражнений. На следующем этапе ученик старается сам воспроизвести услышанное.

   Ученик всегда должен понимать задание. Имея конкретное представление о том, что от него требуется, он может воспроизвести на инструменте нужный звук не только по высоте, но и по качеству. Ведь главная цель наших упражнений- звук гибкий, чистый, глубокий, равномерный по силе и длительности.

    Пояснить ученику важность чередования пальцев, сравнивая это движение с ходьбой( ведь мы не можем пойти  два раза с одной ноги). Чередование пальце i – m, m- a важно при игре упражнения по всем струнам. Он будет с удовольствием шагать по струнам, меняя пальцы и выдерживая чёткий ритм. Это упражнение можно назвать « Марш солдатиков». При игре необходимо  отрабатывать чередование  различных пар пальцев, чтобы развивать их подвижность и силу. Нужны также упражнения, в которых используются попеременно приемы апояндо и тирандо. Необходимо  добиваться спокойного и уверенного движения пальцев.

    Довольно распространённой ошибкой  является: ученик, как правило, сначала ставит палец на струну, а затем извлекает звук. Это следует делать без фиксации пальца на струне, а начинать движение пальца  из положения над струной. В этом случае следует избегать другой ошибки: ученик делает слишком большой замах на струну. Амплитуду движения надо сократить до положения нескольких миллиметров над струной, избегая при этом « разбрасывания» пальцев.

    Если при игре кисть  всё же будет « прыгать», оставьте на басу временно большой палец как дополнительную опору, извлекайте звук апояндо, но не пережимая струну.

   Чтобы интерес учащихся к упражнениям не угас, предложите ему самому сделать несколько  вариантов смены струн и пальцев. После закрепления навыка попарного чередования приступайте к упражнениям на басовых струнах для большого пальца.

   Большой палец всегда находится впереди  других пальцев. Ребёнку можно сказать, что он командир, никогда не прячется за спины « солдатиков». Двигается большой палец от второй фаланги без прогиба сустава пальца. Удар по струне производится левой стороной подушечки пальца и ногтя. Длина ногтей – индивидуальна.

   Освоив  элементарные движения пальцев правой руки, приступайте к постановке  левой руки.

                                            Левая рука гитариста

    В основе игровых движений на гитаре лежат естественные повседневные рук и пальцев (хватательные). Предложим ученику взять со стола карандаш в левую руку и рассмотреть положение пальцев. С одной стороны карандаши располагаются 1,2,3,4 пальцы, они собраны вместе и округлены. С другой стороны, в противодействии к ним, - большой палец, он касается  карандаша мягкостью подушечки, фаланги при этом не прогибаются. В таком же естественном положении пальцы должны  оставаться на грифе. Затем ученик берёт инструмент и устанавливается на нём 1,2,3,4  пальцы на одной из струн, а большой палец помещает под грифом. Лучше это сделать в 5 позиции, где наиболее удобное и естественное положение  левой руки.       Ученик несколько раз поднимает и опускает над струной пальцы, чтобы наметить общее движение. Затем обхватывает  пальцами гриф так, как перед этим карандаш. Левая рука не поддерживает гриф, но её необходимо преодолевать силу собственной тяжести, она как бы свободно зависает на пальцах, сжимавших гриф.

Первые упражнения  для пальцев левой руки.

     Игра на гитаре требует определённых мышечных усилий. Начальные движения пальце сводятся вначале только к незначительному подъёму и постановки их на струну, затем к поочередному прижатию струн без звука для того, чтобы наметить нужные движения. Выполняя упражнения для левой руки, следите за силой нажима на струну: слабое прижатие даёт  призвук, чрезмерное ведет к быстрому утомлению и скованности пальцев.

    Очень важно закрепить позицию, в которой каждому пальцу соответствует свой лад( каждый палец имеет свой «домик»), при этом они строго следуют друг за другом. Позиция, т. е расстояние между 1 и 4 пальцем охватывает два тона.  Номер позиции определяется по номеру лада, на котором прижимает струну указательный палец и обозначается римской цифрой.

   Если размеры инструмента  не соответствуют росту ученика, то слишком большое расстояние между ладами будет препятствием для правильной постановки левой руки, он будет уставать. Поэтому необходимы гитары с уменьшенным грифом. Начинать игру левой руки следует с 5 позиции как наиболее удобной.

   Например, играем упражнение « лесенка» движение мелодии вверх, вниз, каждый палец при этом имеет свою ступеньку. Это упражнение закрепляет  позиционность левой руки. Это упражнение следует играть с 1 по 6 струну с возвращением на 1 струну.

    Следующий пример, движение пальцев левой руки  объединяются попарно(1-2, 2-3,3-4). То же в обратном порядке. Наибольшие трудности  возникают, когда ученик прижимает струну 3 и 4 пальцами. Здесь отрабатывается навык  плавного переноса силы нажима с одного пальца на другой.

                                             Музыкальная грамота

     Изучение нот следует начинать  с обозначения открытых струн. Предварительно поясните, что звуки записываются  нотными знаками в скрипичном ключе: чем выше звук, тем  выше он находится на нотном стане.  Необходимо помнить, что гитара звучит октавой ниже написанного. Потренировавшись  в написании нот, сыграйте их на открытых струнах: возьмите  звук на любой из струн, а ученику предложите написать его, затем вы напишите ноту, а ученик исполнит её на инструменте.

    Знакомство нот начинать лучше с четвертной и восьмой, затем с половинной и целой.  Это связано с акустическими свойствами гитары, с быстро гаснущим звуком. Кроме того, в пьесах для начинающих редко встречаются крупные длительности.

    Следующий этап изучения нот на каждой  из струн в пределах первой позиции.

      Выучите ноты на первой струне: их название, написание, расположение на грифе. Обратите внимание на изменение высоты звуков. Пропойте их, одновременно  исполняя на инструменте. Песню сначала проиграть  преподавателю, затем пропеть с учеником, возьмите его за руки и тактируйте. Обратите внимание, что первая доля в такте тяжелее. Разберите внимательно текст, найдите, где мелодия повторяется.  Только после тщательного разбора текста приступайте к  игре на инструменте. При точной звуковой  модели ребёнку будет легче воспроизвести мелодию, приходится следить за чередованием пальцев правой руки, точным попаданием на лад пальцев левой руки, а также за качеством звука. Соединяйте звуки постепенно, по тактам, многократно повторяя.

   Подберите эту песню на 2 струне с соответствующей аппликатурой,  а затем  предложите подобрать мелодию на любой струне и от любого лада. Это задание дети выполняют с удовольствием и непроизвольно осваивают игру в позициях.

   Очень интересны детям  мелодии с текстом. Слова  придают  музыке конкретную образность , а ритм стихи позволяет услышать сильную и слабую доли и правильно распределять силу давления на струну. Пение помогает плавному воспроизведению и соединению звуков, довольно трудно осваиваемым на первом этапе обучения.

                                         

                                     Знакомство с гаммами

      Многие педагоги считают, что на первом уроке сразу нужно давать гамму или звукоряд для  изучения расположения  нот на грифе. Но исполнение гаммы требует  определенных двигательных навыков чередования пальцев обеих рук, знаний приемов звукоизвлечения.  Для младших детей это просто непосильно, да и старшие ребята довольно долго путают пальцы , ноты и струны.. Кроме того, упускается  такой важный момент в игре, как качество звука. Чтение нот на гитаре, а главное координация последовательности: нота – лад- палец-звук, вызывает определенные трудности  и требуют времени для выработки автоматизма.

    Чтобы помочь ученику читать ноты, можно сделать наглядное пособие. На альбомном листе крупно нарисовать ноты, обозначающие  открытые струны и ноты гаммы до мажор и ноты звукоряда. Надписать название нот, а также струну и лад, которые они обозначают. Часто обращаясь к этой схеме, дети постепенно запоминают расположение нот на грифе. Старайтесь не перегружать нотный текст цифрами, приучайте ученика определять нужную  аппликатуру, исходя из позиционной игры. В работе  над   гаммами отрабатывайте технические и  двигательные навыки. Необходимо  добиваться крепкого и ровного звучания каждой ноты, несмотря на различие в силе и ловкости пальцев. Следите за тем, чтобы ученик во время игры не подменял  слабые пальцы на сильные, чередовал пальцы при переходе с одной струны на другую, особенно в нисходящем движении. По мере ознакомления с нотами и игрой из каждой из струн объединяйте звукоряд  по частям в гамму.

                                                  Двойные ноты.

       Одноголосное изложение текста не характерно для гитары, поэтому постепенно включайте в планы урока упражнения  с элементами двухголосия. Двойные ноты , т. е мелодия с басом исполняется с применением  двойного тирандо( щипка). Большой палец находится впереди других пальцев. Помните, что пальцы идут противоходом, а само движение напоминает закручивание. Дети его назвали образно « вертушка».

   Можно дать  также второй вариант исполнения двойных нот с применением двойного апояндо (удара). Движение пальце в основном такое же( различие лишь в том, что оба они останавливаются на соседних струнах). Прием двойного удара более  сложен, следите за тем, чтобы не прогибались суставы, а главное оба звука  извлекались одновременно.

                                           Приемы игры на гитаре

      Приемы игры на гитаре очень разнообразны. В этом заключается сложность  освоения инструмента. Стоит ученику несколько уроков исполнять мелодии приемом апояндо (удар), как ему уже сложно будет перейти  на тирандо  (щипок); извлекая звуки на одной струне в одноголосии, ученик испытывает трудности при использовании многоголосия - настолько быстро закладывается автоматизм движений. Поэтому необходимо сразу отрабатывать все элементы  движения пальцев, использовать различные приемы игры, чередуя нагрузки на правую и левую руку. Постепенно нужно усложнять задания.

    Аккорд – одновременное звучание 3 и более звуков. При игре аккордами на гитаре используется тоже движение пальцев, что и  при исполнении двойных нот, только количество при этом звуков увеличивается.  Следите, чтобы при исполнении аккорда струны захватывались одновременно, чтобы не было кистевого движения.

                                                     Арпеджио

      Стоит ученику несколько уроков исполнять мелодии приемом апояндо (удар), как ему уже сложно будет перейти  на тирандо (щипок); извлекая звуки на одной струне в одноголосии, ученик испытывает трудности при использовании многоголосия - настолько быстро закладывается автоматизм движений. Поэтому необходимо сразу отрабатывать все элементы  движения пальцев, использовать различные приемы игры, чередуя нагрузки на правую и левую руку. Постепенно нужно усложнять задания.

    В основе этого приема  лежат движения,  характерные для игры. Струны захватывают таким образом, чтобы звуки возникли поочередно, при этом у гитары особенно ярко проявляется оркестровое звучание. Длительности нот в арпеджио очень относительны, исполняется ритмический рисунок,  а звук длится до самозатухания. Прием очень эффективный и часто употребляемый.

     В арпеджио чередуются  4 пальца правой руки. Указательный, средний и безымянный пальцы располагаются на первых трёх струнах. Необходимо привыкнуть к новому положению, когда и пальцы правой руки имеют свои «домики». Басы как опора звучания арпеджио извлекаются ударом большого пальца( апояндо), последующие пальцы защипывают струны( тирандо). Если необходимо выделить  один из звуков в арпеджио, это достигается  апояндо    (ударом).

    С первых уроков, ещё на открытых струнах, необходимо заложить все возможные варианты движений в арпеджио: а) неполное восходящее ( или прямое) движение; б) неполное нисходящее( или обратное); в) полное прямое; г) полное обратное; д) ломаное.

   Помните, что пальцы не расставляются  на струнах заранее, а опускаются поочередно и возвращаются  в исходное положение. Если « подпрыгивает» кисть, то большой палец можно оставить после удара на басу.

   В арпеджио звуки аккорда берутся  последовательно, но сразу взять аккорд левой рукой трудно, необходимы упражнения, тренирующие навык прижатия нескольких струн.

                                                          Легато

     Прием игры легато подключает  к участию  в звукоизвлечении  пальцы левой руки; при этом первый звук исполняется пальцами правой руки, а последующий – пальцами левой. Обозначается легато лигой между нотами. Следите, чтобы не нарушался  ритм и ровность звучания.

                                                        Флажолет

   Прием заключается в лёгком прикосновении пальца левой руки к струне над порожком. В результате возникает звук свистящего, прозрачного тембра. Большой палец  при исполнении  флажолетов никогда не выносится. Остальные пальцы располагаются  соответственно позиции, любой из них может извлечь флажолет.

                                                       Глиссандо.

    Приём заключается в быстром скольжении пальцев левой руки по грифу, причём между двумя основными указанными нотами при скольжении должны прозвучать все ноты хроматической гаммы. Этот эффект достигается плотным прижатием сруны при стремительном движении пальца.  Если в обозначении приёма есть чёрточка и лига, то извлекается при этом только первый звук только правой рукой. А если ноты соединены только чёрточкой, то и второй звук исполняется.

                                                        Тремоло.

   Тремоло – эффективный приём игры на гитаре. Он заключается в быстром многократном повторении одного звука. При  исполнении  приёма чередуются безымянный, средний и указательные пальцы на одной струне. Привить практические навыки этого приёма необходимо с детских лет, чтобы добиться чёткости в движении пальцев правой руки и равномерной силы при защипывании струны.

.                                                          Барре

   Основная нагрузка при исполнении   барре падает на левую руку. Одновременно прижимаются указательным пальцем от 2 до 6 струн. Палец при этом должен быть абсолютно прямым, вытянутым вдоль порожка, он и сам является как бы передвижным порожком. Часто не звучат струны, попавшие в сгибы суставов  пальца. В этом случае надо наклонить палец в сторону и вытянуть кончик пальца.

   Приём барре физиически труден. Начинать его надо с 3- х струн, а затем уже увеличивая их количество. Если зажатие одним указательным пальцем не получается, наложите сверху и средний палец, но оба они должны быть прямыми и вытянутыми вдоль порожка. По мере укрепления мышц  указательного пальца реже используйте  средний и наконец, уберите совсем.

                                                   Игра в ансамбле.

   Эта форма урока  интересна и нужна. Гитара инструмент многоголосный и по технике звукоизвлечения довольно сложный. В дуэте ученик может играть самые простые партии, в то время, как дополнение второй партии педагог дополняет произведение, расширяя диапазон гитары. Совместная игра  повышает интерес ребенка к занятиям, вносит творческий элемент. Дуэтом можно играть любое  несложное многоголосное  произведение.  Можно меняться с учеником партиями. Полезно даже подбирать по слуху знакомые мелодии.