Методическая разработка "Разработка практических рекомендаций по повышению эффективности развития метроритма на начальном этапе процесса обучения гитариста"

Романенко Ольга Геннадьевна

Разработка содержит практические рекомендации для педагогов по гитаре по развитию метроритма на начальном процессе обучения в классе гитары

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

преподавателей по классу гитары МБУДО "Гатчинская детская музыкальная школа им. М.М. Ипполитова-Иванова"

Романенко Ольги Геннадьевны

и Мещерякова Анатолия Александровича

"Разработка практических рекомендаций по повышению  эффективности развития метроритма на начальном этапе процесса обучения гитариста"

Нами  выявлены наиболее эффективные способы развития метроритма на начальном этапе обучения гитариста, которые включают в себя как авторские наработки, так и обобщение изученных материалов и адаптация их применительно к игре на классической гитаре. Работу над метроритмом можно разделить на отработку навыков без инструмента и на инструменте. Работа может проводиться с одним учеником, а также с группой (что развивает у учащихся чувство ансамбля).

В доинструментальный (подготовительный) период работу над метроритмом следует проводить через привычные и знакомые для учащегося действия, через разговорные фразы, чтение стихов, ходьбу, танцевальные движения. Важно развить в ученике ощущение внутренней свободы и творческое начало. Научить его самостоятельно создавать и анализировать ритмические рисунки, различать двудольную и трёхдольную пульсацию, иметь представление о ритмическом развитии, синкопах, акцентах- для этого совсем необязательно, чтобы он знал всю терминологию, гораздо важнее практическое понимание и увлечение процессом, который плавно и постепенно переходит в следующий этап- этап освоения инструмента.

На начальном этапе освоения инструмента, наряду с работой над посадкой и постановкой рук необходимо развивать у учащегося ощущение метроритма. Поскольку гитара- это многоголосный инструмент, то должную роль надо отдать развитию полиритмии. У гитариста в отличие от других инструменталистов за ритм отвечает правая рука, поэтому следует уделить правой руке особое внимание, играя упражнение на открытых струнах. Для развития необходимо я ритмического контроля на простых упражнениях и этюдах, с постепенным развитием. Развитие может заключаться как в добавлении дополнительных голосов, так и в усложнении ритма мелодии.

 

МЕТР. РАЗНОВИДНОСТИ МЕТРА.

Отрезок времени между метрическими акцентами делится на равные части, называемые метрическими долями. Смена сильных(имеющих акцент) и слабых (не имеющих акцента) метрических долей образует две основные разновидности метра: двухдольный и трёхдольный:

  1. двухдольный метр, в котором за сильной долей следует слабая доля;
  2. трёхдольный метр, в котором за сильной долей следуют две слабые доли

Двухдольный метр графически изображается чёрточкой и дугой: −̶  ∩

Трёхдольный - чёрточкой и двумя дугами:  ̶̶̶ ̶  ∩  ∩

Чёрточка является условным обозначением сильной доли, а дуга-слабой. Двухдольный метр соответствует двухдольной стопе стиха, а трёхдольный-трёхдольной стопе. Стопа – повторяющееся сочетание сильных и слабых времён в стихотворном метре. Как известно, двухдольные и трёхдольные стопы отличаются в стихосложении расположением акцентов. Двухдольная стопа с акцентом на первом слоге называется хореем. Например: Бу-ря/мгло-ю/не-бо/кро-ет/ (вертикальными чёрточками отделяются стопы). Двухдольная стопа с акцентом на втором слоге называется ямбом. Например:

И в лет-ний сад гу-лять во-дил.

Трехдольная стопа с акцентом на первом слоге-дактиль. Например:

Вы-ры-та зас-ту-пом я-ма глу-бо-кая. Трёхдольная стопа с акцентом на втором (среднем) слоге – амфибрахий. Например: гля-жу, как без-ум-ный на чёр-ну-ю шаль.Трёхдольная стопа с акцентом на третьем (последнем) слоге – анапест. Например: не ска-жу ни-ко-му, от-че-го я груст-на.

Учащийся должен иметь представление о таких понятиях как метр и ритм, понимать их взаимосвязь и роль в музыке, уметь проанализировать с ритмической точки зрения каждый голос и всё произведение в целом, дать свою оценку упражнению, пьесе или этюду, понимать какую роль играет каждый голос и какой смысл предаёт тот или иной ритмический рисунок. Следует также не забывать про ритмические упражнения без инструмента или с использованием инструмента в качестве перкуссии. Очень важно развивать ощущение взаимодействия и связи метра и ритма, полиритмию, переменный метр. Это могут быть как отдельные упражнения, так и программные произведения, которые учащийся исполняет без инструмента, отбивая метр ногой, а руками (пальцами) простукивая ритм. Педагогу следует включать в программу для ученика пьесы с использованием различного метра, а также разными  ритмическими рисунками, требующими от учащегося хорошей координации.

В своей работе мы подробно остановимся на способах развития метроритма в подготовительный доинструментальный период обучения. Ниже приведены и рассмотрены наиболее эффективные способы развития метроритма:

  1. шаги, движения и перкуссия тела
  2. шумовые музыкальные инструменты
  3. перкуссионные возможности гитары
  4. ритмический анализ музыки
  5. декламационный метод

ШАГИ, ДВИЖЕНИЯ И ПЕРКУССИЯ ТЕЛА  

Лучше всего ощущение музыкального метра познаётся через шаги, так как процесс ходьбы является вполне естественным для каждого и не требует каких-либо чрезмерных усилий. В сворю очередь, когда мы ходим, выполняя ритмические упражнения, то ощущаем не цикличность ритмического рисунка, а его развитие, движение, он оживает, увлекая нас за собой.

Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей)

можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребёнок делает вовремя игры.

Перкуссия тела. Тело - это самый древний инструмент, который есть у человека, научившись виртуозно управлять которым, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений. Цели:

  1. получение яркого и нового опыта успешной творческой деятельности, открытие и пробуждение внутренних творческих сил;
  2. осознание собственных возможностей - вербальных и невербальных средств самовыражения, собственного тела и голоса;
  3. увеличение выразительности поведенческих проявлений (развитие гибкости, спонтанности, импровизации, более полное выражение себя, в том числе при взаимодействии с окружающими).

Хлопки, шлепки, притопы и щелчки  пальцами - это элементарные звуко-двигательные выразительные средства. Они широко используются в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа и получили общее название "звучащих жестов".

Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как эти "инструменты" всегда под рукой. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных попевок и мелодий, составлять из них ритмо - двигательные партитуры. Именно в звучащих жестах полезно прорабатывать различные ритмические фигуры прежде, чем переносить их исполнение на инструмент.

При систематических упражнениях в этом направлении, становится возможно исполнение весьма прихотливых комбинаций и ритмов с использованием только возможностей человеческого тела.

Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки, требует некоторой сноровки и для их разучивания может понадобиться некоторое количество упражнений. Удар в ладоши должен быть упругим, дыхание при этом - спокойным и размеренным. Вначале хлопки лучше проводить стоя; руки перед хлопком должны быть свободными, а сам удар - лёгким и мягким.  Хлопки могут быть разными: 1) хлопок горстью -ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое  пространство и звук получается глухим; 2) хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью - каждый раз звук будет разным. Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перебрать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и впоследствии будет хорошей основой для развития музыкальности.

На хлопках можно познакомить детей с различными видами акцентов, оттенками динамической градации - прежде всего перехода от piano к forte и наоборот. Piano важнее, чем forte, так как тихие хлопки приучают прислушиваться друг к другу и одновременно чутко различать тонкости звуковых красок. Однако, тихие хлопки не должны приводить к ритмическим неточностям. Энергия, прежде всего ритмическая, должна присутствовать и при самом нежном звукоизвлечении.

Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бёдрам у колен.  Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус тем не менее должен оставаться свободным и вместе с тем как бы "готовым к прыжку". В ритмических партитурах для звуковых жестов могут встречаться самые разные комбинации шлепков.

Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперёд. Для некоторых детей будут полезны предварительные упражнения: сгибание и выпрямление колен (полуприседание) при сомкнутых ногах; момент выпрямления акцентируется. Исходное положение для самого притопа: голень отведена под углом слегка назад, колено к колену, оба колена слегка согнуты. В момент удара оба колена выпрямлены. Нотация: штиль вверх -правая нога, штиль вниз - левая нога.

Наряду с притопами всей ногой можно проводить и другие упражнения: удары носком (пятка остаётся на полу) или пяткой (носок остаётся на полу). Прекрасным образцом того, насколько интересным и завораживающим может быть ритм, исполненный только "ногами", служит  испанское фламенко, ирландский стэп. Подобные варианты ритмических притопов существуют и в русском, татарском фольклоре, танцевальных традициях других народов России.

Звучащие жесты можно делать стоя и сидя, а чтобы внести разнообразие- стоя на коленях или сидя на полу. В положении "сидя" дополнительные звуковые краски можно извлечь из табуреток с плоским деревянным сидением. Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом, причём начинать надо с наиболее лёгкого - с сочетания шлепков и хлопков. Постепенно можно задействовать всё большее количество разных "инструментов", ставя всё более сложные как ритмические так и координационные задачи.

В отечественной практике наряду с классическим "орфовским" набором, педагоги используют также удары ладонями по плечам, по груди; скольжение ладонью по ладони или по верхней части груди; различные производные варианты звучащих жестов, требующих взаимодействия детей в паре.

Методическим вариантом идеи звучащих жестов является фиксация  (на начальном этапе) смены длительностей в мелодии. Например: все четверти - шлепки по бёдрам, восьмые - хлопки в ладоши и т.д.

Другой вариант смыслового развития этого приёма - фиксация метрической организации мелодии. Тогда трёхдольные песни реализуются в трёх плоскостях, например: звуки на 1-ой доле - притопы, на 2-ой- хлопки в ладоши, на 3-ей -щелчками пальцами; четырёхдольные - в 4-ёх плоскостях и т.д.

ШУМОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Игра на шумовых музыкальных инструментах сольно и в составе ансамблей является важным аспектов при развитии метроритма. позволяет начинающему музыканту выразить себя уже с помощью инструмента, в рамках сольной и ансамблевой игры развить в себе необходимые в дальнейшем метроритмические и другие важные исполнительские качества: чувство темпа, метроритмическую свободу, чувство динамики и тембра и многое другое.

Для первых опытов музицирования важно непосредственное участие педагога в составе ансамбля, а также в последствии для изучения новых метроритмических рисунков. Все примеры должны быть показаны через интересные образы.

В качестве эталонов ритмического рисунка в музыкально-педагогической практике могут выступать как самые простые ритмические структуры, основанные на равенстве длительностей, так и более сложные, включающие в себя комбинации из неравномерных длительностей. В качестве простейших эталонов музыкального метра в работе с детьми целесообразно использовать двух-, трёх-, и четырёхдольные   метры; в качестве эталонов темпа могут послужить три основные его разновидности: медленны, средний (умеренный) и быстрый (в дальнейшем число темповых градаций, усваемыех учащимися, будет, естественно увеличиваться).

ПЕРКУССИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГИТАРЫ.В современных произведениях, написанных для гитары, всё чаще употребляются перкуссионные приёмы, позволяющие имитировать звучание ударных инструментов. Многие из этих приёмов берут своё начало в таких  стилях как джаз, фламенко. С развитием гитарной музыки происходит и развитие этих приёмов и их адаптация к разным стилям музыки. Использование перкуссионных приёмов расширяет возможности гитары и является важным техническим приёмом и средством выразительности.  На начальном этапе упражнения сводятся к тому , что гитара воспринимается как ударный ритмический инструмент. Учащийся уже знакомиться и привыкает непосредственно к своему инструменту через ритм, параллельно можно уделить внимание правильной посадке. Нами выделено два основных направления, характерных для этого способа:

  1. дека гитары -перкуссия
  2. игра по приглушённым струнам

Дека и обечайка гитары очень отзывчивы даже к несильным ударами обладает многообразием тембров, что позволяет воспринимать её как ударный инструмент. Особую роль следует уделить правой руке, так как именно она чаще всего будет отвечать за метроритмическую часть в произведениях. Надо дать  ученику возможность самостоятельно исследовать тембры инструмента. Начать следует с простых рисунков, где все пальцы одновременно ударяют о деку, затем постепенно можно усложнить, развивая необходимую координацию, добавляя динамическое и темповое разнообразие. Работа может проходить в ансамбле, в дуэте с более опытным учеником или педагогом и включать в себя:

  1. повторение заданных ритмических рисунков;
  2. сочинение собственных ритмических рисунков;
  3. ритмическая импровизация на заданный метр;
  4. умение держать метрический пульс;
  5. выполнение упражнений в различных темпах и с использованием динамики.

В зависимости от способностей ученика можно также использовать более сложные ритмические фигуры: синкопированные, переменный метр, упражнения со сменой темпа. Задача заключается в том, чтобы постепенно подготовить учащегося к занятиям на инструменте и развить в нём необходимые метроритмические навыки, творческое начало и внутреннюю свободу, познакомить с перкуссионными возможностями гитары. Очень важно, чтобы ученик  воспринимал ритм как неотъемлемую часть музыки и проявлял необходимый интерес к учебному процессу.

РИТМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МУЗЫКИ

Ритмический анализ музыки - это способ развития метроритма, который осуществляется посредством слушания и анализа  музыкальных произведений.

Цели: привить ученику музыкальный вкус и развить метроритмические способности, развить чувство ритма непосредственно через мелодию. Мелодия в музыке не может существовать без ритма, ритм придаёт мелодии особый смысл; порой некоторые мелодии мы запоминаем в первую очередь с ритмической точки зрения и наоборот, некоторые ритмы нам становятся более понятны, если мы отрабатываем их, не отделяя от мелодии.

Работа включает в себя:

  1. слушание разнохарактерной музыки;
  2. исполнение мелодии (пение и ритм);
  3. запись мелодии;
  4. оценка музыки учащимися;
  5. запоминание услышанных ритмических рисунков.

В процессе слушания разнохарактерной музыки ученику предлагается послушать несколько коротких фрагментов произведений с различным метром и ритмом. Например, вальс и марш. Далее предлагается пропеть мелодию, помогая хлопками и ногой. При этом ученик должен ощущать свободу исполнения. Затем ученик записывает мелодию символами, изначально предложенными педагогом, главным образом записывается ритмическая структура (метр-шаги, мелодия-хлопки). Данный навык развивает память, а также аналитическую составляющую ученика.

Оценка музыки учащимся развивает личностные качества ученика, давая почувствовать ученику свою роль в творческом процессе и необходимую важность и значимость себя как музыканта. Педагог предлагает ученику дать свою оценку услышанному:

  1. учащийся определяет двухдольную или трёхдольную пульсацию;
  2. быстрый или медленный темп;
  3. какие ассоциации и эмоции у него вызывает ритм  каждого произведения;
  4. краткая оценка каждого произведения.

Желательно анализировать не только записи, но и исполнять произведения вживую. Произведения могут исполняться педагогом, старшими учениками или учащимися на других инструментах.

ДЕКЛАМАЦИОННЫЙ МЕТОД

Становление музыки и поэзии происходило параллельно, в процессе эволюции они формировались и развивались вместе. В более поздние периоды развития цивилизации происходило разделение этих двух составляющих - музыки и поэзии, однако общность их начала породила общие закономерности в развитии, привело к формированию тождественно равных понятий.

Декламационный метод в настоящее время очень активно используется в работе над метроритмом. Этот способ работы по развитию метроритма ученика сложился в практике педагога Перфильевой Ирины Дмитриевны и оказался весьма результативным. Он заключается в том, что педагог по мере необходимости включает в работу стихотворные тексты, что позволяет усилить воздействие на ученика при параллельном включении слуха, речи и движения (приложение 5.1).Чёткость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что даёт возможность быстро использовать ритм, добиться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства.

Сочетание методов.

Очень важно добиваться плавного и органичного сочетания всех выше указанных методов, только в этом случае методика будет иметь необходимую эффективность. Например сочетание шагов с декламационным методом. Ученик шагая, проговаривает стихотворение, добиваясь чёткого произношения и равномерного шага в разных темпах. Или например сочетания анализа музыки и декламационного метода. Ученик после прослушивания фрагмента определяет какое стихотворение подходит под ритм мелодии, далее пробует прочитать (или пропеть) в сопровождении музыкального произведения. Здесь следует добиваться свободы и ритмического сочетания голоса и мелодии. Можно попробовать сочетание игры на шумовых инструментах и анализа музыки. Ученик под музыку импровизирует на ударных инструментах или после короткого музыкального фрагмента воспроизводит на ударном инструменте собственный ритм, который родился у него после прослушивания.

Все эти упражнения подразумевают свободу движений и внутреннюю свободу учащегося, умение балансировать между различными способами сочетать их. Следует отвести ученику роль полноправного участника процесса, придать процессу элемент игры, проявить индивидуальный подход, учитывать личностные, психологические и другие особенности каждого ученика, создать максимально комфортные условия для творчества.

Каждый способ развития метроритма дополняет другой, что помогает расширить ритмические возможности ученика. Педагог показывает ученику различные пути и приводит его по ним к необходимой цели, в процессе работы отмечая и анализируя особенности того или иного пути развития. Учащийся открывает в себе новые грани в виду разнообразия учебного процесса и сам начинает стремиться к познанию - это и является одной из главных педагогических целей.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе, стоит отметить, что для эффективного развития необходим комплексный подход, представляющий из себя совокупность способов, направленных на воспитание метроритма.

Педагог должен уметь владеть различными средствами для достижения цели в каждом конкретном случае, а также создавать свои методы, отвечающие необходимым требованиям. Вся работа с учеником должна проводиться в позитивном русле, ведь внутренняя свобода и отсутствие скованности и зажатости являются необходимым условием для достижения благоприятного взаимодействия, что в свою очередь упростит и приблизит достижение конечной цели, которой является развитие временной упорядоченности.

Предложенные нами способы развития метроритма являются результатом совокупности изучения гитарных пособий, пособий посвящённых ритму и собственных наработок, успешно применяемых мной в своей педагогической деятельности. Очень важно начинать воспитание чувства ритма ещё на начальной стадии процесса обучения, наиболее эффективными способами  развития метроритма являются:

  1. шаги, движения,  перкуссия тела, привычные действия, танец (приложение 6 и приложение 6.1)
  2. игра на шумовых инструментах
  3. декламация, разговорная речь, пение (приложение 2, 2.1)
  4. слушание и анализ музыкальных произведений (приложение 7)
  5. игра ритмических упражнений на инструменте (приложение 8, 8.1).

На начальном этапе освоения инструмента, наряду с работой над посадкой и постановкой рук, звукоизвлечением необходимо развивать у учащегося правильное ощущение метроритма. Поскольку гитара многоголосный инструмент, то должную роль надо отдать развитию полиритмии.  У гитариста в отличии от других инструменталистов за ритм отвечает правая рука, поэтому следует уделить правой руке особое внимание, играя упражнения и этюды на открытых струнах. Для развития необходимо двигаться от простого к сложному, развивать ощущения ритмического контроля на простых упражнениях и этюдах, с постепенным развитием.

Педагог должен развивать у ученика ощущение связи ритма и метра, ритма и мелодии, а также объяснять и показать значение ритма в музыке.

Знакомство и освоение инструмента будет гораздо эффективнее, если у учащегося есть необходимый ритмический фундамент, который закладывается и постепенно укрепляется выполнением необходимых упражнений. Это позволит в дальнейшем уделить больше внимания другим исполнительским задачам без ущерба ритму, разовьёт у учащегося чувство внутренней, ритмической свободы и упорядоченности, которая придаст необходимую стабильность при игре. У учащегося сформируется правильное восприятие ритма - не как замкнутого цикличного движения, а как поступательно развивающегося движения, как живого организма , неотделимого от музыки в частности и от искусства в целом.

Результаты нашей методической разработки могут в дальнейшем быть использованы как теоретический материал для создания методического пособия, а также применены педагогами в своей практической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Берак О. Школа ритма.  – М: Москва, 2003. – 203 с.

2. Бергер Н.А. Сначала ритм. –СПб: Композитор,2014. -130 с.

3. Виницкий А.А.  Детский джазовый альбом.– М: издательство, 2001. – 78 с.

4. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М: Классика-XXI, 2002. – 118 с.

5. Косовский В. М. Азбука ритма. – СПб: Voso, 2003. – 96 с.

6. Костюничева Н. Проблемы метроритмического воспитания и пути их решения. – Осинники:издательство,2008. – 156 с.

7. Клезович О. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи у детей. – Минск: издательство, 2005. – 153 с.

8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1985. – 254 с.

9. Попов С. Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста. – М: Guitarcollege, 2003. – 167 с.

Интернет-ресурсы:

10. Википедия. [Электронный ресурс]. URL:http://www.Wikipedia.ru/org/wiki/. Дата обращения: 2.12.2016 год

11. Перкуссия. [Электронный ресурс]. URL: http://meta-music.ru/method/zvuchashchie-zhesty-body-percussion. Дата обращения: 3.11.2016 год

 12. Ударные инструменты.[Электронный ресурс].URL: http://arborcg/org/product/drums?chapter=6399472. Дата обращения: 22.11.2016 год