Методическое сообщение на тему: РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Мережко Елена Владимировна

Формы и методы работы над развитием гр\аронического слуха учащихся музыкальной школы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Городовиковская детская школа искусств»

Городовиковского районного муниципального образования

Республики Калмыкия

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

 на тему:

«Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио в младших классах»

Выполнила Мережко Е.В.

Преподаватель теоретических дисциплин

Г. Городовиковск

2019г.

Урок сольфеджио занимает важное место в комплексе предметов, преподаваемых в музыкальной школе. На этом уроке применяется множество различных форм работы по развитию музыкальных способностей у детей. Это вокально-интонационная работа, развитие метро-ритма, сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, теоретические сведения, развитие творческих навыков.

Каждая из этих форм обучения развивает определенные качества музыкального слуха, но в совокупности они выполняют единую цель-воспитание чуткого и мыслящего музыканта.

 Часто изучение теоретического материала, выполнение практических работ, сольфеджирование одноголосных номеров и пение интервалов отодвигает на второй план развитие гармонического слуха у учащихся, что в свою очередь отрицательно сказывается на общем процессе обучения.

  Слуховой аппарат, как и всякий человеческий орган способен развиваться в том случае, если его систематически подвергать активной тренировке. Успешней всего музыкальный слух развивается при помощи пения, поэтому с первых уроков необходимо добиваться чистоты интонирования исполнения упражнений.

     На первом этапе обучения предмету сольфеджио очень важно вызвать у детей интерес к этому предмет, чем в значительной степени облегчится воспитание их внимания и сосредоточенности во время занятий.

   Развитие музыкального слуха у детей на уроках сольфеджио важная задача, но не единственная. На уроках сольфеджио ученик должен развиваться многосторонне. Он должен научиться: слушать, слышать, думать, запоминать, анализировать свои впечатления передать их.

        Начиная с первых же уроков в 1 классе и до конца учебного года необходимо развивать у учащихся ясное представление о движении мелодии вверх и вниз, о её постепенном и скачкообразном движении.

Необходимо эту работу проводить и на уроках по специальности, обращая внимание учащихся во время игры на движение мелодии вверх, когда рука движется вверх и наоборот. Это быстрее помогает ученику правильно ассоциировать движения мелодии с движением руки.

       Полезно также проделывать такое упражнение: пропевая гамму в медленном темпе вверх и вниз. Одновременно производить запись нот. Этот способ хорош тем, что не только движение руки будет совпадать с направлением мелодии, но это единство действия закрепиться ещё и зрительным впечатлением.

      В дальнейшем такие же упражнения можно будет проделывать с записью не сложных мелодий.

       При пении мажорных гамм. А затем минорных, для выработки чистоты интонирования и осмысленного пения, следует обратить внимание на расположение в них полутонов и объяснить, что нижний звук полутона нужно петь с напряжением к повышению. Обратить внимание на сильное тяготение 7 ступени к тонике. При изучении устойчивых и неустойчивых ступеней гаммы и их взаимосвязи, очень полезно пропевать неустойчивые ступени с разрешением в устойчивые, а затем петь их в разбивку.

      Пропевание устойчивых ступеней в разбивку должно основываться на звуках тонического трезвучия. Пропевание тех или иных ступеней вразбивку должно быть осознанным, следовательно, прежде чем спеть ту или иную ступень, нужно её услышать в уме, а затем уже петь вслух.

       Такие ладовые упражнения очень развивают внутренний слух, вырабатывают внимание  и являются ключом для чтения с листа и правильной записи диктанта. Кроме того, они ускоряют развитие координации слуха с голосом.

       При обучении сольфеджирования с листа учеников 1-го и 2-го классов необходимо сделать предварительный разбор сольфеджируемой мелодии: разобрать её мелодический и ритмический рисунок, скачки в мелодии и их направление, пропеть ступени, между которыми образовались скачки, чтобы ученики при сольфеджировании мелодии заранее знали какие именно трудности и в каких местах мелодии их ожидают.

   Необходимо детям такого метода сольфеджирования придерживаться и при домашнем сольфеджировании.

      Позволить себе проиграть мелодию на инструменте можно только тогда. Когда она пропета учеником раза 3-4 и понята им. И чтобы убедиться в правильности её интонирования и исправить ошибки в интонировании.

      Такой метод сольфеджирования мелодии с листа развивает в учениках умение анализировать мелодию, которую они должны воспроизвести голосом и устраняет причины пения наобум. Кроме осознанного ладового представления нот мелодии как определённых ступеней данной тональности и умения быстрого воспроизведения их звуковысотности, необходимо воспитать в учениках умение видеть и охватывать мысленно весь мотив, т.е. научить его видеть и слышать мелодию в перспективе, что даёт ученику возможность не просто воспроизводить голосом записанные на нотной бумаге знаки, но и петь её выразительно, осмысливая её художественную ценность.

      Наряду с развитием мелодического слуха, необходимо вырабатывать у учеников и хороший гармонический слух. Начиная со звучания 1- 2  звуков, взятых в гармонической форме и постепенно увеличивая количество звуков и созвучий.

  1.  Брать на инструменте 1-2 звука, далее и больше, дав задание определять количество звуков одновременно.
  2.   Не только отвечать, сколько звуков звучит, но и пропевать их, начиная с нижнего.
  3.  Преподаватель играет подряд 2-3 различных созвучий, а ученики, восстанавливая в памяти их звучания, должны определить из скольких звуков состояло каждое из этих созвучий.

    При определении на слух разного рода созвучий необходимо дать понятие ученикам о характере звучания этих созвучий.

   Для этого, прежде всего, следует разделить их на диссонирующие и консонирующие и обратить внимание детей на качественную сторону звучания того или иного созвучия.

 Для развития внимания гармонического слуха и памяти интересно проделать и такие упражнения:

  1. проиграв несколько созвучий дать задание ученикам определить место звучания какого-либо интервала или аккорда
  2. один ученик тянет какой-нибудь звук, а другой должен  к этому звуку найти и пропеть терцию или квинту, или какой – либо другой интервал.

Такие упражнения особенно хорошо вырабатывают представление о характере звучания того или иного созвучия. А также в значительной степени способствует развитию внутреннего слуха мелодического и гармонического.

      Внутренний слух – это способность слышать мелодию, аккорд или интервал в уме, без помощи внешних звучаний, т.е. без пропевания вслух и без проигрывания на инструменте.

       После пропевания гаммы До мажор вслух всей группой можно:

1- пропевать её цепочкой по одной – две или три ноты. Такое пение заставит всех учеников всё время петь гамму в уме вместе с другими пока не дойдёт его очередь спеть вслух.

2- Можно пропевать гамму с пропущенными нотами, а также выученную мелодию.  Чрезвычайно активизирует внутренний слух пение мелодии «цепочкой» по одному такту, и не только слух, но и внимание.

      Пение мелодии по фразам одну вслух, а другую в уме или в виде переклички между двумя группами.

    Более сложные упражнения:

  1. пение незнакомой мелодии про себя, а потом вслух.
  2. Поётся мелодия, а затем из пропетых мелодий проигрываются отдельные такты или мотивы. Ученики должны найти проигранный такт, пропеть ноты и продолжить мелодию.
  3. Петь незнакомую мелодию про себя, а затем записать её в другой тональности.

    Очень активным средством развития музыкальной памяти, внутреннего слуха, внимания, ладового ощущения является мелодический диктант.

    Но прежде чем приступить к записи мелодических диктантов необходимо, чтобы у ученика накопился некоторый опыт звуковысотных ладовых и ритмических представлений:

1- понимание направления мелодии, которое бы ассоциировалось с движением нот на нотном стане,

2- умение отличить поступенное движение звуков от скачкообразного, умение воспроизвести мелодию голосом на память,

3 – проанализировать в ней движение звуков и услышать её в уме,

4- умение отличить сильные доли от слабых и при помощи их чередования определить размер такта,

5- уметь с помощью дирижирования понять длительности звуков, т.е. сколько взмахов тянется данная нота или сколько звуков приходится на один взмах и на какой счёт.

     Очень полезно для воспитания сосредоточенности внимания и ясного представления направления мелодии написать диктанты с пропущенными нотами, обозначенными условными знаками, и по мере проигрывания диктанта вписать недостающие ноты.

     При переходе к самостоятельной части диктанта лучше, прежде всего настроиться в данной тональности, т.е. пропеть гамму, в ней неустойчивые звуки с разрешением и закрепиться на устойчивых ступенях, выучить мелодию диктанта наизусть, определить размер, проанализировать движение мелодии, её ритмический рисунок, определить с какой ступени начинается.

       При записи выученной мелодии по слуху одни ученики напевают её, таким образом, при помощи звуковой передачи своим голосом они усиливают свои слуховые впечатления, которые помогают им слышать последовательное движение различных ступеней данной тональности.

   Огромную роль в развитии мелодического и гармонического слуха играет и умение подбирать по слуху выученную мелодию или знакомую песню. Такая работа очень развивает и координирует представление о расстояниях между звуками лада, а также воспитывает слуховое ощущение ступеней лада.

        Подбору мелодии по слуху можно обучать двумя методами:

1 – Подбирание мелодии от заданной ноты.

2 – Перед тем как подбирать мелодию  определить её тематику, а, следовательно, и тональность, произвести ладовую настройку, а затем, подбирая, слушать ступени.

Подготовительной формой работы по развитию гармонического слуха является достижение чистого унисона при исполнении попевок.  Учитель играет ту ноту, на высоте которой дети пропевают слова. Затем задание усложняется. Педагог гармонизует попевку.

Задача детей "удержаться" на заданном звуке.

Таким способом исполняются все попевки, заданные на дом. Интересные гармонизации попевок и прибауток представлены в сборнике "Азбука игры на фортепиано" для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ автора-составителя С.А. Барсуковой.

После того, как дети хорошо освоят длительности и ноты, можно переходить к мелодическому двухголосию. Например: учащиеся играют и поют "Андрей-воробей" в октаву, через звук, через два звука. Трудность заключается в том, чтобы добиться не только ритмического ансамбля, но и гармонического, т.е. интонировать на заданном звуке и не "перейти" на звук другого ученика. В этой форме работы следует опираться на природные данные ученика. У одних детей развит нижний диапазон у других верхний. Поэтому, чтобы ребенок справился с заданием, выбирается удобная для него тесситура. Хорошо выполненное задание стимулирует учащегося на дальнейшую работу. Дети очень любят подобные занятия, с удовольствием играют и поют. При этом нужно обязательно обговорить характер звучания. Через звук голоса звучат мягко, нежно, весело или грустно. Через два звука получается созвучие твердого, решительного характера, а в октаву голоса сливаются (дается понятие октавного унисона). Сначала дети исполняют попевку на предложенных звуках, затем самостоятельно подбирают необходимый характер звучания. После изучения тем "Знаки альтерации", "Мажор и минор", учащиеся уже не методом подбора, а теоретически, повышая или понижая звук, находят требуемое созвучие. Домашнее задание может быть следующим: к данной попевке, исполняемой на одном звуке, подобрать нижний звук, чтобы голоса звучали мажорно, минорно, решительно и т.д.

В классе дети проигрывают варианты заданий. Правильно выполненное задание записывается на доске, затем исполняется попарно на инструменте и голосом.

Такие упражнения не только развивают чувство ансамбля, но и подготавливают слух учащихся к восприятию интервалов.

В первом классе, когда ученики освоят ключ, можно использовать новую форму работы, направленную уже на познание ладовых функций. Например: дети исполняют песню под аккомпанемент педагога, а один из учеников играет бас, предложенный педагогом. (Это I, IV и V ступени). Со временем задание усложняется. Педагог записывает нужные ноты в басовом ключе, задача учеников по слуху выбрать ноты в определенном порядке. Когда дети хорошо освоят басовый ключ, можно записывать подобранный аккомпанемент и исполнять произведение следующим образом: а) учитель играет мелодию, ученик бас; б) ученик играет мелодию, другой ученик бас; в) играется только бас, дети поют песни со словами.

Процесс развития гармонического слуха будет более эффективным, если на уроках сольфеджио вышеуказанным способом исполнять произведения по специальности. Например, "Русская песня" из сборника "Обучение по Ляховицкой с первых занятий" под редакцией Егорова.

Ученик играет аккомпанемент в левой руке, мелодию исполняет голосом. На начальном этапе выбирают пьесы гомофонно-гармонического склада, с неразвитым басовым голосом.

Аналогичные пьесы из вышеуказанного сборника р.н.п "Коровушка",

И. Филипп "Колыбельная", р.н.п. "Заинька", р.н.п. "Во поле березонька стояла", А. Дюбюк "Русская песня с вариацией и т.д.

Азбука игры на фортепиано автор-составитель С.А. Барсукова.

№69 финская нар. песня "Ромашка"

№135 словенская нар. песня обр. И. Корольковой

№73 протяжная песня Ю. Абелев

№74 С. Барсуковой

№ 68 "Толстяк" нем. нар. песня

№67 мекс. нар. песня обр. И. Корольковой

Затем беруться пьесы с октавным унисоном. Например, р.н.п. "У ворот, ворот". Унисонные фрагменты из пьес "Охотничья шуточная", "Ходит ветер у ворот" и т.д. Такую форму работы по развитию гармонического слуха, полезно продолжать и в следующих классах.

Во II классе на уроках сольфеджио дети осваивают понятие канона, поэтому пьесы по специальности должны соответствовать программе по сольфеджио, а в дальнейшем и по музыкальной литературе, т.к. только при комплексном обучении можно добиться хороших результатов.

На этом этапе обучения можно предложить следующие пьесы: р.н.п. "На речушке, на Дунае", "Двое поют", А. Гольденвейзер "Маленький канон". Песни-каноны "Где ты был, мой баран (венг. н.п.)", Н. Ионеску "Дед Андрей", В. Блага "Чудак" (фр. н.п.), "Братец Яков" (лит. н.п.), "Дрозд" и д.р.

Двухголосные каноны поются со словами, так дети легче усваивают мелодии, а сольфеджирование вызывает некую абстракцию, лишенную образного содержания. Пение со словами облегчает запоминание мелодии и делает исполнение более эмоциональным, а обучение увлекательным.

Основной задачей в работе над гармоническим слухом во 2-ом классе является усвоение интервалов. Полезно использовать следующие формы работы:

1) пропевание интервалов от звука мелодически;

2)пропевание интервалов в тональности двухголосно. Последовательность из 2-3х интервалов;

3) Пение музыкальных примеров на два голоса (с эпизодическим двухголосием);

4) Пропевание в двухголосных мелодиях одного голоса с проигрыванием другого на фортепиано;

5) К выученной мелодии подписать голос на терцию или сексту ниже. Дается понятие параллельное движение голосов;

6) Подписать остинато. Сочинить мелодию на фоне остинато;

7) Слуховой анализ-неотъемлемая часть в работе над развитием гармонического слуха.

При определение интервалов на слух, вопросу "что звучит?"должен предшествовать вопрос "как звучит?". Дети должны научиться анализировать гармоническое звучание интервалов, опираясь на слуховой опыт первого класса. В первом классе учащиеся уже знакомились с мягкими, резкими, мажорными и минорными созвучиями. Теперь это содержание облекается в форму, которая обозначается понятием интервал.

После того, как дети усвоят теоретическое понятие интервала, научаться его строить, петь и определять на слух, можно переходить к более сложной ступени изучения данного интервала, - музыкальному двухголосному диктанту. Конечно же диктанты должны соответствовать изучаемой теме и, сначала, содержать эпизодическое двухголосие.

Простой формой двухголосия в диктанте является остинато. Дети легко усваивают это понятие и записать такой диктант не составляет труда.

Все гармонические интервалы, встречающиеся в диктанте, подписываются. Затем диктант исполняется разными способами, изложенными выше.

Хорошие результаты в развитии гармонического слуха дает введение понятия неустойчивости в ладу не только звуков, но и интервалов. Двухголосные упражнения должны быть основаны на знакомых с первого класса понятиях: разрешение, опевание, вводные звуки, тетрахорды. Начать необходимо с пропевания и определения на слух терций с разрешением на всех ступенях. И поэтому, для начального периода работы над двухголосными диктантом, преимущественно выбираются мелодии с параллельным движением голосов, начиная с параллельных терций.

      Все перечисленные выше формы работы по развитию гармонического слуха необходимо применять на уроках сольфеджио.

.Развитие гармонического слуха способствует развитию творческих навыков. Так как после окончания музыкальной школы забываются теоретические понятия, но навыки пения и подбора по слуху остаются на всю жизнь.

Использованная литература

  1. Барабошкина А. Сольфеджио 1кл. "Музыка" М., 1974.
  2. Барабошкина А. Сольфеджио 2кл. "Музыка" М., 1974.
  3. Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио "Музыка" М., 1993.
  4. Барсукова С. Азбука игры на фортепиано (для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ) Ростов-Д. "Феникс", 2003.
  5. Егоров П. Обучение по Ляховицкой с первых занятий "Азбука-Классика" С-П., 2002.
  6. Металлиди Ж., Перцовская А. Учебное пособие "Мы играем, сочиняем и поем" 1 кл. "Советский композитор" Л., 1989.
  7. Металлиди Ж., Перцовская А. Учебное пособие "Мы играем, сочиняем и поем" 2 кл. "Советский композитор" Л., 1997.
  8. Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты "Советский композитор" Л., 1988