Методическое сообщение на тему: Развитие музыкальных способностей в группе РЭР

Мережко Елена Владимировна

Развитие музыкальных способностей это сложный и длительный процесс. Методы работы на  уроках в группе РЭР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_r_gruppe_rer.docx20.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Городовиковская детская школа искусств»

Городовиковского районного муниципального образования

Республики Калмыкия

Методическое сообщение

на тему:

«Развитие музыкальных способностей в группе раннего эстетического развития».

Выполнила Мережко Е.В.

Преподаватель теоретических дисциплин

Г. Городовиковск

2019г.

     Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры.

    Развитие музыкальных способностей является сложным и длительным процессом. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн – в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон – в 5 лет. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что называется зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и не приводит к формированию новых умений и навыков. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.

   На начальном этапе обучения следует опираться на знания ребёнка об окружающем мире. Сказка. Мир фантазии, природа, животные - это та образная сфера. которая является естественной средой развития детей на этого возраста.

  Артикуляционные и дикционные упражнения, упражнения на правильное дыхание присутствуют на каждом уроке. Координационные упражнения, упражнения, развивающие мелкую моторику рук, используются и на занятиях ритмикой и на занятиях по рисованию, и на занятиях развития музыкальных способностей.

     Максимальное включение в занятий двигательных упражнений. Двигательные упражнения являются вспомогательным средством для выработки правильной артикуляции, устранения метроритмических трудностей и т.д.

   На первых занятиях у ребёнка вырабатывается умение слушать, различать музыкальные и немузыкальные звуки. Затем различать звуки по высоте, определять окраску звучания. Одновременно проходит работа над временными характеристиками звука – короткий, длинный, качественными определениями – острый, колючий. Мягкий, плавный. Высота звука связывается с пространственно-образными понятиями: большой, толстый предмет – значит звук низкий, грубый, маленький предмет – звук высокий, тонкий.

   Ребёнок этого возраста уже хорошо знает, извлекаемые разными животными, поэтому в определении качества звука можно опереться на прослушивание звуков окружающего мира (как «говорят» животные, как поют птицы, как гудит паровоз, как тикают маленькие часы и как звонят большие и т.д.)

     В этом возрасте ребёнок начинает знакомиться с буквами, поэтому хорошим помощником в выработке начальных навыков  играет работа над правильной артикуляцией гласных и согласных звуков. Ребёнок, проговаривая гласные звуки друг за другом, уже почти пропевает их, неосознанно возникает тенденция плавных переходов, экономного расходования дыхания, так важных при пении.

  Овладение приёмами интонирования может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное интонирование – это способ, опирающийся на комплексные упражнения, направленные на сознательное овладение ребёнком  собственного голосового аппарата, на умение управлять им. Непроизвольное интонирование – это интуитивное подстраивание, приспособление голосового аппарата ребёнка к звукам. В качестве практического материала к овладению произвольным интонированием можно предложить к групповому пропеванию детьми песен, остинатообразные мотивы в удобной тесситуре (например: «На зелёном лугу», В.Калинников «Киска» и т.д.).

   Непроизвольное интонирование связывается обычно с попыткой пения песенок довольно широкого диапазона, интересных по мелодике и содержанию, где ребёнок интуитивно подражает. Подстраивает звучание своего голоса к голосу педагога, или какого либо музыкального инструмента.

   В последующем обучении хороший результат дают приёмы относительной         методики с использованием ручных знаков и постепенным введением  ступеней лада и интонирование.

 Образная память в этом возрасте развита белее всего, а следовательно музыкальная ступень, подкреплённая своим зрительным символом, будет воспринята осознанно и займёт своё определённое место в сложном процессе внутреннего восприятия лада.

    Таким образом, ладовая ступень воспринимается как триединство – звук (слышу), символ (вижу), ручной знак (показываю).  Система ступенек – символов позволяет в «донотный» период заниматься элементами музыкальной грамоты, творческими видами работ, включать элементы игры в трудный процесс ладоинтонирования.

   При работе над метроритмом нужно опираться на образы внешнего мира, на зрительные впечатления, прибегая к самым различным сравнениям. Звуки, как капли дождя, как иголки у ежа (острые, колючие), собака лает – звуки короткие, кошка мяукает – звуки длинные и т.д.

   Особую роль в восприятии соотношения длительностей играют двигательные упражнения. Восьмые, четверти, паузы сопровождаются определёнными движениями рук (педагог сам может выбрать какими), причём следует обращать внимание не только на соответствие движения во времени, но и на качественное исполнение: восьмые сопровождаются энергичным движением, четверти – более мягким, плавным.

    Слуховые и двигательные упражнения, дающие ощущение упорядоченности пульсации музыкальной ткани, могут быть включены как один из приёмов метроритмического развития.

  Для развития тембрового слуха педагог может придумать массу игровых ситуаций, которые делают урок ярким и доступным. Это могут быть игры – викторины, игры-соревнования, и коллективное музицирование.

   При слушании музыки лучше всего воспринимались произведения в оркестровом звучании, как наиболее ярком и красочном. У детей преобладает образное восприятие музыки, поэтому прослушивание программных произведений лежит в основе воспринимаемого музыкального материала.

  Подбор произведений по слушанию музыки связывается по тематике с уроками развитии речи, изо, ритмики.

  Дети 3-4 лет способны воспринимать предложенные произведения с максимальным вниманием сначала 1-2, 3-5 минут, дети 5 лет – сначала 2 минуты. Затем 5-7 минут, следовательно основным жанром музыкальных произведений, предложенных педагогом, может быть жанр миниатюры или сюиты.

    Можно использовать такую форму работы как маленький концерт, который могут дать дети более старшего возраста.

    На первом этапе можно использовать такие произведения как : Сен-Санс «Карнавал животных», оркестровые отрывки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»: «Полёт шмеля», «Три чуда».

  В разделе, изучающем такие элементы музыкального языка, как мажор и минор, динамика и темп звучания, возможно прослушивание миниатюр Чайковского (пьесы из «Детского альбома»). При изучении тем связанных с временами года, подбираются произведения, раскрывающие явления природы в конкретных образах (Шуман «Дед Мороз», Прокофьев «Дождь и радуга»). Параллельно с программной музыкой может развиваться и линия восприятия жанровых миниатюр ( песня, танец, марш). Прослушивание жанровых миниатюр может сопровождаться двигательной импровизацией (при прослушивании колыбельной укачиваем куклу), инсценировкой (народная песенка «На зелёном лугу»). Крупное произведение можно слушать частями, каждый раз напоминая музыку предыдущего урока.

  Музыкальное развитие ребёнка является частью общего психофизического развития. Музыкальный образный мир особенно влияет на восприятие, воображение. При построении урока нужно руководствоваться принципом чередования одних игровых заданий с другими.

    Результат таких интенсивных занятий наступает очень быстро, соприкосновение с миром прекрасного уже в таком раннем возрасте обогатит  духовный мир ребёнка, позволит ему раскрыться как личности.

Литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.
  2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности //Музыкальный руководитель.- 2009.- №5.
  4.  Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985. – Т 1.
  5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. − М.Просвещение, 1983.