Педагогический опыт на тему: " Развитие музыкальных способностей в группе РЭР"

Мережко Елена Владимировна

Организация педагогического опыта, формы работы в группе РЭР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobobshchyonnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx421.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Городовиковская детская школа искусств»

Городовиковского районного муниципального образования

Республики Калмыкия

САМООБОБЩЁННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ РЭР»

                                                           Мережко Е.В.

Преподаватель теоретических дисциплин

Г. Городовиковск

2019г.

Введение: «Развитие музыкальных способностей  учащихся  группе РЭР»

Актуальность опыта в том, что развитие музыкальных способностей  имеет  огромное воздействие на общее развитие учащихся: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума, а так же это активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественно творчества, миром прекрасного. Поэтому необходимо  организовать процесс развития музыкальных способностей так, чтобы,  вызвать у детей такое чувство, когда  музыкальные занятия для них являются интересным и увлекательным путешествием в мир новых знаний, приключений, новых эмоций и переживаний.  

Основная часть: Я занимаюсь с  группой Раннего эстетического развития 10 лет, по   программе  со сроком реализации 2 года  (приложение №4). В моей практике сформировалась  система  работы с детьми. Главное  в ней это то,  что во время  занятий  дети  приходят к тем или иным выводам не только с помощью педагога, но и  сами,  играя, или путешествуя в мир сказки, так близкой для данного периода развития детей 4- 6 лет. В своей практике я применяю  систему  работы по программе   И.Е. Домогацкой,  которая рассчитана на  детей с разными музыкальными способностями. Она способствует развитию музыкальных способностей,  гармоничной и  творческой личности ребёнка средствами музыкального искусства. Данная программа имеет положительные результаты и  отзывы преподавателей об эффективности и результативности методики. Она  несёт содержательное  методическое обеспечение, которое охватывает все сферы  музыкальной деятельности учащегося и педагога. Новизна  моего опыта  заключается в адаптации методических рекомендаций  И.Е.Домогацкой  по развитию музыкальных способностей  и применение их на практике. На занятиях я сталкивалась с такими проблемами у детей, как не умение правильно петь, охарактеризовать музыку, правильно выполнять ритмические упражнения. Проанализировав полученные результаты, я пришла к выводу, что у 16% - 25% учащихся, поступивших в группу РЭР, низкий уровень   развития музыкальных способностей (приложение № 8).  Поэтому для дальнейшего успешного обучения детей в ДШИ  необходимо развивать музыкальные способности. Изучив педагогический опыт таких педагогов как В.А. Деркунской, Н.А. Ветлугиной, И.Е. Домогацкой, О.П. Радыновой, я провела анализ их работ, который подтвердил актуальность выбранной мной темы.

При разработке календарно – тематического планирования занятий была поставлена  задача, целенаправленно развивать музыкальные способности, учащихся, формировать потребность в творчестве и общении с искусством.

 Организация педагогического опыта включает в себя:  

  • Создание условий для эффективного развития музыкальных способностей в процессе музыкальных занятий;
  • Использование разнообразных вариантов методов и форм работы на уроках;
  • Развитие у детей интереса к обучению через игру, сказку, путешествие.

Реализация опыта:

  • В учёте индивидуальных, возрастных особенностей учащихся;
  • В поэтапном освоении элементов музыкального материала;
  • В подготовке необходимого интереса;
  • В регулярном использовании новых музыкальных приёмов.

Мною создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития музыкальных способностей учащихся.  Это подбор дополнительного теоретического материала (создание методических пособий (приложение №10) расширение полученных знаний; активизация образного мышления, направленность приемов, форм и методов организации учебного занятия  на активизацию познавательной и практической деятельности учащихся; организация работы над ритмическими особенностями произведений и чувством ритма; итог работы - концертные выступления (показ изученного материала, произведений) Домашнее задание  основано на:  разучивание новых песен, выполнение упражнений на дыхание и звукообразование, выполнение творческих проектов на теоретический материал. Мною используются  следующие методы  работы на уроке:  наглядный, практический  (игровой), словесный, поисковый (приложение 1.)

Формы работы: (приложение №3) 1.Дыхательная гимнастика. 2.Звукообразование. 3.Работа над дикцией и артикуляцией. 4. Чувство ритма.  5.Слуховой анализ.

Дыхательная гимнастика включает упражнения по развитию речевого дыхания учащихся. Это упражнения с использованием различных игровых материалов:  «Нюхаем цветочек», «Дуем на одуванчик», «Обними себя»   «Насос»  «Маятник головой» вдох на разный счёт (приложение № 9).

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. По мере овладения упражнениями добавляются новые. Дыхательная гимнастика полезна не только детям, но и взрослым. Поэтому я провела открытое занятие для родителей с показом дыхательных упражнений по Стрельниковой. Пение распевок на одном, двух, трёх звуках, пение звукоряда,  восходящих и нисходящих попевок.  Работа над дикцией включает проговаривание скороговорок, дразнилок (приложение №9). Артикуляционные и дикционные упражнения, упражнения на правильное дыхание присутствуют на каждом уроке. Повторение ритмического рисунка исполненного педагогом, повтор ритма прослушанного произведения, ритмическая импровизация  и движения под музыку, восприятие и воспроизведение акцентированных и неакцентированных звуков, которые находятся в основе музыкального метра.  Анализ на слух звуков (1.2.3.), элементов музыкального языка, характера звучания произведений, знакомство с классической музыкой композиторов, музыкальные викторины (приложение №2).

На первых занятиях у учащихся вырабатывается умение слушать, различать  звуки.  Формирование ладового чувства детей их звуковысотных представлений является важнейшей задачей начального этапа обучения.  Восприятие и усвоение элементов лада, и само ладовое чувство эффективнее всего развиваются через формирование вокально-интонационных навыков (приложение № 5). Чтобы достичь прочности усвоения интонационных упражнений,  я использую разные формы  работы: пение хором, группами, индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевание вслух и про себя.  Важную роль при пении играет   работа над правильной артикуляцией гласных и согласных звуков. Овладение приёмов  интонирования, различных упражнений по звукообразованию направленные на сознательное овладение учеником  собственного голосового аппарата (приложение № 2).  Пение, один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку - главную составляющую музыкального развития. В последующем обучении хороший результат дают приёмы относительной методики с использованием ручных знаков и постепенным введением  ступеней лада и интонирование. Очень важно с первых шагов заинтересовать детей, не перегрузить их информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, загадки, ребуса. Это может быть игра «музыкальный молоточек», «музыкальный коврик» и т.д.,  а также конкурс на лучшее исполнение упражнений. Особую роль в восприятии соотношения длительностей играют двигательные упражнения. Слуховые и двигательные упражнения, дающие ощущение упорядоченности пульсации музыкальной ткани, могут быть включены как один из приёмов метроритмического развития. Можно использовать  игры – викторины, игры-соревнования, и коллективное музицирование.  При слушании музыки лучше всего воспринимаются произведения в оркестровом звучании, как наиболее ярком и красочном. У детей преобладает образное восприятие музыки, и поэтому я использую видео, презентации, картинки (приложение № 6 и № 7)

Заключение. Чтобы выявить уровень развития музыкальных способностей в процессе обучения  детей  и определить  дальнейшее направление работы   я провожу диагностику музыкального развития  учащихся (приложение №8)   Результатами  работы на занятиях являются: повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;  эмоционального состояния каждого ребенка; умение различать характер музыкального произведения, быть  любознательными, творчески настроенными. Учащиеся  приобретают навыки: певческой установки, правильного дыхания; звукообразования и звуковедения; чувства ритма; чистого интонирования. Трудность состоит в том, что некоторые дети осваивают материал с большим трудом, но это не значит, что у них нет музыкальных способностей, просто для их развития потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков. Используемые мной виды работы с детьми  помогут сделать музыкальные занятия более интересными всем, кто занимается с группой РЭР. Данный опыт может быть применён в практике преподавателей ДШИ, ДМШ, на уроках музыки и музыкальных занятиях  в дополнительных и общеобразовательных  учреждениях.

 Список литературы:

1.Гуманнт М. «Музыкальное развитие детей», в 2 ч. М,- изд. Центр Владос. 1997 г.

2 Домогацкая  И.Е.  «Первые уроки музыки».- М, 2011г.

3 Домогацкая. И.Е. «Программа по предмету развития музыкальных способностей

детей 3-5 лет».- М, 2004г

4 Емельянов В.  «Развитие голоса» Координация и тренинг - С.-Петербург. 2000г

5 Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославль, Академия развития, 1997г.

Приложение 1

                       

Развитие музыкальных способностей

                                                       Приложение №2

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Учебный предмет «Развитие музыкальных способностей»

№ п/п

Наименование

изучаемого репертуара

Кол-во часов

 Дата

Примечание

1.

Разнообразный мир звуков. Низкие звуки.

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

1ч.

И.Домогацкая. Первые уроки музыки 2003г.

2.

Звучащий мир. Высокие звуки.

Окружающий мир и музыка. Закрепление.

1ч.

3.

Закрепление темы высокие и низкие звуки.

1ч.

4.

 Высота звука.

Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. утро.

1ч.

5.

Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток: день.

Понятие – тембр.

2ч.

Л.Н.Алексеева Игровое сольфеджио для малышей 2004г.

6.

Закрепление материала.

1ч.

7.

Понятие динамика. Громко – тихо.

Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток: вечер.

2ч.

8.

Закрепление темы.

Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток: ночь.

1ч.

9.

Понятие коротких и длинных звуков.

Животные в музыке

2ч.

10.

Музыкальное время – ритм.

 Птицы в музыке.

2ч.

Ю.Фролова Сольфеджио Подготовительный класс 2010г.

11.

Понятие о темпе.

 Рыбы в музыке.

2ч.

12.

Закрепление.

2ч.

13.

                                 (2 четверть)

Звук – солнышко и звук – лошадка.

Возраст человека в музыке

1ч.

И.Домогацкая. Первые уроки музыки 2003г.

14.

Закрепление материала.

1ч.

15.

Понятие – песня.

 Настроение человека в музыке

1ч.

А.Кудряшов. Озорные нотки, 2004г.

16.

Пение песен с изученными звуками.

1ч.

Музыкальная палитра №3, 2008г.

17.

Понятие мажор и минор. Настроение и характер человека в музыке

2ч.

18.

Характер музыкальных произведений.

1ч.

19.

Закрепление.

Возраст, настроение и характер человека в музыке

1ч.

20.

Звук – домик.

Фантастические персонажи в музыке

1ч.

И.Домогацкая. Первые уроки музыки 2003г.

21.

Закрепление.

1ч.

22.

Пауза или как остановить музыку.

Сказочные персонажи в музыке.

2ч.

23.

Закрепление изученного материала.

1ч.

24.

Пение песен. Повторение изученного материала.

1ч.

Итого часов:

32

Календарный план составлен в соответствии с Программой по предмету «Развитие музыкальных способностей» для ДМШ. Сост. Мережко Е.В. 2008г.  на основе программы И.Е.Домогацкой.

                                                                                                                Приложение №3

                                                        Звукообразование.

Формы работы.

  1. Пение песен  выразительно, не форсируя звук под аккомпанемент педагога.
  2. Пение песен хором, по одному, «цепочкой».
  3. Пение песен с выделением  метрических долей, с тактированием. Игра «Мышка». Перед началом дирижирования руки ставят на локтях на столе кисти внизу. На счёт «раз» руки падают на 5 пальчиков на стол (форма домика) – «поймали мышку», на счёт «два» - первый пальчик остаётся на столе, а 4 прижимаются вверх «выпускаем мышку из домика». Отталкиваются от стола с ударами пальцев, руки поднимаются вверх в исходную позицию.
  4. Сольфеджирование упражнений по нотной записи, начиная с песен на одном звуке и затем постепенно усложняя.
  5. Интонирование звукорядов пройденных гамм.
  6. Пение гаммы с пропуском звуков, по одному. «цепочкой», на две команды. (игра «В прятки»).
  7. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней в игровой форме (2 команды, одни поют только устойчивые ступени, другие неустойчивые).
  8. Интонирование ладовых оборотов: движение по устойчивым звукам, .
  9. Допевание до тоники (игра «Послание от Бабы-Яги»). Звучит музыка из детского альбома П.Чайковского «Баба Яга». Педагог читает загадку от кого послание, предлагает расшифровать. После проигрывания анализируют: какое настроение? Куда пошла мелодия вверх или вниз, где остановилась? Пробудить у ребёнка потребность записать послание, спеть и  ещё дать ответ, допеть и дописать до тоники.

                                                                                                                 Приложение 4.

Урок

«Развитие певческих навыков, дыхания и чувства ритма».

( Полный конспект урока https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2018/03/02/metodicheskaya-razrabotka-uroka-v-gruppe-rannego)

Описание  урока.

Тема  урока «Развитие певческих навыков, дыхания и чувства ритма»

Краткая аннотация:

Данный   урок  предназначен для группы Раннего Эстетического Развития. Он направлен на развитие музыкальных способностей: певческих навыков, дыхания и чувства ритма. В нём я предлагаю пути решения поставленных задач через путешествие в мир сказки.  Использование  игровых форм работы помогает лучшему  усвоению  нового материала  и не вызывает отторжения изученного на данном этапе развития ребёнка. Постепенно, через эмоциональную сферу  он становится, вовлечён в процесс обучения новым навыкам.

На уроке используются вокальные упражнения,  упражнения на дыхание, песни, изученные на предыдущих уроках, ритмические упражнения, для развития чувства ритма, музыкальные  разминки как здоровьесберегающие технологии. Для образного восприятия одного из героев сказки  и развития интереса к классической музыке я  использовала отрывок мультфильма М.Мусоргский «Картинки с выставки».  

Полное описание урока:

Цель урока: Сформировать у  учеников основные певческие навыки: певческую установку, дыхание, точное интонирование, а так же развивать чувство ритма использую для работы детское воображение.

Задачи:

Обучающая.

  1. Дать понятие певческой установки – положение корпуса перед началом пения.
  2. Освоить различные приёмы звуковедения через игровые методы работы.

      3. Сформировать исполнительские навыки, путём вокальных упражнений,

      4. Совершенствовать вокальные музыкальные способности,

Развивающая:

 5.Способствовать развитию певческих навыков, чувства ритма.

Пробуждать детей к творческим проявлениям при пении,

       6.Добиваться ощущения характера, способности погружаться в содержание исполняемого произведения.

Воспитательная:

7.Воспитывать интерес к данному виду работы на уроке, путешествуя в мир сказки.

8. Совершенствовать эмоциональную сферу, художественный и музыкальный  вкусы.

     9.Воспитать чувство коллективизма, исполнительского мастерства,

Методы:

  1. наглядный
  2. практический
  3. словесный

Тип занятия: комбинированный урок.

Вид занятия: урок путешествие.

Приобретаемые навыки детей:

Учащиеся  приобретают навыки

  • Певческой установки;
  • Правильного дыхания;
  • Звукообразования и звуковедения;
  • Чувства ритма;
  • Чистого интонирования.

     Особенности роли преподавателя дополнительного образования.

Преподаватель детской школы искусств,  в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей, а также помогает развить музыкальные способности ребёнка Он должен  хорошо владеть знаниями в предметной области и психологией данного периода развития ребёнка.    

    Технологические особенности:

Оборудование учебного кабинета: фортепиано, стулья, столы.

Наличие:

 Учебного материала;

Портретов композиторов;

 Учебно-дидактического  иллюстративного материала;

 Аудио-теле-видео – CD, DVD – аппаратуры, компьютера,

Организация работы на занятии:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Сообщение темы урока и цели.
  2. Введение в тему. Основные задачи, заинтересовать учащихся.
  3. Изучение нового материала посредством введения в сказку.
  4. Рефлексия.  
  5. Итог урока   Обобщение, выводы.
  6. Домашнее задание

Материалы к уроку: аудиозаписи, портреты композиторов, иллюстрации к сказкам, презентация.

                                              Ход урока: (https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2018/03/02/metodicheskaya-razrabotka-uroka-v-gruppe-rannego

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие:

     Здра-вствуй-те!

Сегодня я расскажу вам сказку. Мы с вами познакомимся с главными героями и отправимся в путешествие, станем участниками этой  сказки.

Скажите ребята, каких сказочных героев вы знаете? (Баба Яга, Колобок, Кот в сапогах, Снегурочка, Золушка и т.д.)

Чтобы попасть в нашу сказку нам нужно правильно сесть. Послушайте стихотворение:

Сидит дед,

 Ему сто лет,

 А мы детки маленькие,

 У нас спинки пряменькие.

                                 

 Сидит Баба Яга,

 Очень страшная она.

 Быть такими не хотим,

 Очень ровно мы сидим.

Садится прямо, ноги поставим ровно.

Мы отправляемся с вами в сказку…

Жила была девочка Юля, она очень любила играть. Вот однажды утром, когда  только взошло солнышко, девочка встала, умылась, оделась и выбежала на лужайку. Там цвели  красивые цветы: ромашки, васильки, розы.

Давайте все вместе понюхаем эти цветы.

Упражнение «Нюхаем цветочек», (вдох через нос выдох через рот) Короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный выдох со счётом: раз – два – три – четыре – пять… При каждом повторении упражнения выдох удлиняется, благодаря увеличению ряда цифр и постепенному замедлению темпа.

Вдруг на цветочек прилетела пчёлка. Давайте мы с ней поиграем. Игра «Пчёлка». Полный вдох  и на выдохе жужжим как пчёлки.  Руки подняты  вверх, как только они закрылись в кулачок,  пчёлка должна «залететь» в домик, т.е. замолчать

Затем Юля принялась играть. Она взяла шарик и стала его надувать, ей было очень весело.

( Выполняем  упражнение «Шарик» на одном звуке поём «У-О-А» усиливая звучность, рукой показываем, как раздувается шарик).

Надула девочка шарик и побежала с ним гулять по тропинке.

Поём распевку:

 Бежала, она бежала и не заметила, как очутилась в лесу. Вокруг были высокие деревья и  девочка  поняла, что заблудилась.

(музыкальная пауза разминка.)

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

(Здоровьесберегающие    технологии    http://www.ug.ru/method_article/370 )

Ребята, а вы хотите помочь девочке вернуться домой. (Да).

Тогда давайте все вместе позовём Юлю? Выполняется распевка на дыхании:

          Ю – ли –я

https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2018/03/02/metodicheskaya-razrabotka-uroka-v-gruppe-rannego

Рефлексия: Посредством сказки мы познакомились с некоторыми упражнениями, которые помогают нам овладеть певческим дыханием без звука и со звуком. Работа над правильным звукообразованием строилась на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Были использованы следующие игры:

  • ропевание гласных –У-О-А.
  • пение распевок по трезвучию.
  • пение полутонов.

Итог урока.

  На данном уроке мы работали над певческой установкой, дыханием, точным интонированием, а так же развивали чувство ритма.

 Для правильного формирования гласных были использованы песенки –попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков.

 Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада, в чем нам очень помогала сочинённая сказка.

   Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».

 Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство ритма у детей. Эта работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности.

Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука.

Распевки на интонирование, дикцию, дыхание закладывают основы правильного звукообразования.

    Распевки на естественное расширение диапазона способствуют дальнейшему вокальному развитию.

Музыкальные игры способствуют познанию музыкальных истин через игровые технологии.

Домашнее задание: 

Нарисовать наиболее понравившегося персонажа  сказки.

                                                                                                Приложение №5.

Диагностика учащихся группы РЭР 2017-2018 учебный год.

Разделы

Кол-во детей

возраст

 На начало обучения

На конец года

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Интонация

12

4-6 лет

4ч.

33

50

16

50

50

-

-

Дикция и артикуляция

2ч.

16

75

8

58

33

8

Чувство ритма

4ч.

33

50

16

63

25

8

Слуховой анализ

25

50

25

41

58

-

-

                                                                               

Диагностика музыкальных способностей учащихся.

 Приложение №9

Игровые формы работы на уроках:

Упражнения на дыхание:

 Упражнение: «Обними себя»   (на вдох обнимаем себя, на выдох  руки в стороны)

Упражнение  «Насос»  (сделать поклон и одновременно шумный вдох, поднялись  вверх - выдох).

 Упражнение «Маятник головой». Опустить голову вниз – резкий короткий вдох. Поднимаем голову вверх - тоже вдох. Вниз, вверх, вдох с «пола», вдох «с потолка».

Упражнение «Нюхаем цветочек», (вдох через нос выдох через рот) Короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный выдох со счётом: раз - два - три - четыре - пять... При каждом повторении упражнения выдох удлиняется, благодаря увеличению рядя цифр и постепенному замедлению темпа.

Игра «Пчёлка». Полный вдох  и на выдохе жужжим как пчёлки.  Руки подняты  вверх, как только они закрылись в кулачок значит пчёлка должна «залететь» в домик, т.е.замолчать.

Упражнение «Вдох – выдох»: Делаем вдох, затем  короткие активные выдохи. При этом должно быть ощущение как будто вы выталкиваете воздух животом.

Дикция и артикуляционная гимнастика и упражнения:

Упражнение «Шарик» Надули шарик и лопнули шарик (надуваем щёки и выпускаем воздух)

Упражнение: «Обиженное лицо» - губки вниз, а затем улыбаемся, показывая зубки. Всё это чередуем.

Упражнение  «Часики». Язычок водим в открытом рту влево и вправо (выполняем несколько раз).

Упражнение «Рыбка» – вытянули щёчки.  Но. рыбка ничего не ответила и уплыла Упражнение  «лошадка». Скачет  лошадка. Цокает копытцем (цок-цок-цок).

Упражнение  «Улыбка». Чтобы были видны верхние передние и нижние зубы. Удерживать пять – десять  секунд.

Упражнение «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд, удерживать их в таком положении пять- десять секунд.

Можно пропеть звук «у».

Упражнение «Чупа-чупс». Рот закрыт, язык  поочерёдно упирается, то  в правую, то в левую щёки. Оставаясь в каждом положении три- пять секунд.

Упражнение  «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык отвести как можно дальше к мягкому нёбу. Затем двигаем его вперёд к передним верхним зубам. Повторяем упражнение несколько раз.

Упражнение «Грибок» Улыбнуться, поднять язык к нёбу, чтобы подъязычная связка натянулась. Удерживать в таком положении язык в течении двух, трёх секунд.

Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, широко открыть рот и пощёлкать кончиком языка.

Для улучшения дикции необходимо проговаривать различные скороговорки, которые произносятся чётко и внятно.

Например: «Из под топота копыт, пыль по полю летит».

Упражнения для звукообразования:

Упражнение Сейчас все вместе изобразим пение птиц голосом:  (кукушка «ку-ку», воробей «чив-чив», ворона «ка-а-а-р»,  дятел «тук-тук»). Это упражнение развивает у детей речевой регистр.

Упражнение: Пение вверх и вниз на трёх звуках. МИ-И-Я-А-МИ (до-ре-ми-ре-до)

Упражнение на одном звуке закрытым ртом, затем на трёх.(до-ре-ми-ре-до) Это приём способствует нахождению близкой вокальной позиции, ощутить звук в верхнем резонаторе(Зубы разомкнуты, губы сомкнуты, во рту как будто яблоко)

Упражнение «Пяльце» или «Голосянка». Тянем звук и показываем его движение в верх. Взяли пяльце, вышиваем длинные лучики солнышка.

Следующее упражнение препятствует мышечным зажимам и форсировки звука:  У_У_У, А_А_А, О_О_О. (на нотке соль)  

 Упражнение, которое способствует   формированию правильного положения гортани при пении. «О-хо-хо, о-хо-хо, о-  хо, хо, хо, хо .хо, хо»

(соль, ля, соль, соль, ля, соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре, до)

Упражнение Пение закрытым ртом, а затем  пропеваем гласные. При пении представляем,  как будто мы бросаем шарик вверх. (На одном звуке А-О-У, постепенно поднимаясь вверх по полутонам)

Изображение 045Изображение 045

    Закрытым ртом…..        

         А – О -У

 Упражнение  «клубочек» Мотаем клубочек  и поём: Ми - и – и – и – я. (до ре ми ре до, поднимаясь вверх по полутонам.)

Изображение 048Изображение 048

               Ми -       и -             и  -         и  -           я

 Упражнение Поём распевку на гласные А.О.У,  а рукой показываем движение ниточки  вверх. Движение мелодии вверх и вниз по полутонам

                    А-  а-   а-   а-     а

                    О-  о-   о-   о-   о

                    У-  у-   у-    у-   у

Упражнение Представим, что в руках у нас иголочки, и мы с вами вышиваем. Поём резко, отрывисто, как будто иголочкой колем  звуки лё-лё-лё лё.лё.лё.лё.лё,  В музыке такое пение называется стаккато, т.е. отрывисто. Движение по полутонам вверх и вниз.

           Лё– лё- лё      лё-лё-лё-лё-лё

 Упражнение «Шагаем по лесенке». Поём   закрытым ртом, затем на  «А» вверх и вниз. (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). Пение  по полутонам.

Изображение 046

   Закрытым ртом   -

              А       -     А     -       А   -    А    -      А       -     А     -      А     -    А  

Изображение 046

   Закрытым ртом   -      

         А      -   А       -      А      -     А       -    А    -       А       -      А       -    А

Упражнение «Яблоко» Кусаем большое яблоко, широко раскрываем рот. Проговариваем  быстро слоги:  «ля-  ля-  ля».

Упражнение «Медведь» Рычим   «ры-р-р-р-р-р-р-р-р».   (до ре ми фа соль фа ми ре до). Движение вверх по полутонам.

ИзображениеИзображение 

             Ры –  р -   р   -р    -р     -р    - р    - р   -  р

Упражнение «Самолёт»: на одном звуке  поём  «ту-у-у-у-у» .

Весело поём вниз по полутонам   (Соль фа ми ре до).

        Ту- у- у- у- у

Упражнения на освоение теоретического материала:

 Музыкальная гимнастика. До, Ре, Ми. Фа, Соль, Ля, Си,  До. (Движения  ног с носочки на пяточки, затем  ударяем руками  ноги,  колени, голени,  поясок,  плечи,  тянем за ушки  вверх  и руками выстроить домик – крышу, а затем двигаемся назад.)

 Можно использовать пение с движением руки.  Подключение движения руки, показывающей направление движения мелодии и протяженность звука, хорошо помогает в развитии певческой координации, а так же использование ручных знаков.

 Пение гаммы До мажор ручными знаками.

 Пение распевки «Здравствуйте!»(соль-ми-до)

I ступень - кулачок смотрит вниз,

 II ступень - все пальцы смотрят вверх,

 III ступень - ладонь – вниз,

 IV ступень - указательный палец – вниз,

 V ступень - ладонь – к себе,

 VI ступень - все пальцы смотрят вниз, кисть похожа на колокольчик,

 VII ступень - указательный палец - вверх.

Сказка  «День рождения   Мишки»

( устойчивые  и неустойчивые звуки)

 В ЛАДном Домике жил Мишка. На свой день рождения он пригласил всех своих друзей. Одна из первых пришла Лягушка. Она решила помочь хозяину подготовиться к встрече гостей. И закипела работа. ЛЯгушка быстро убралась в доме, Мишка принёс из погреба разные вкусные вещи: для лисички – рыбку, для воробышки – пшено, для белки – орешки, для ёжика – грибы. Для зайки большая желтая РЕпка была принесена в ДОм (РЕ в ДО). ФАртук надел МИшка (ФА в МИ) и занялся украшением стола. Было всё готово к приёму гостей. ЛЯгушка поставила СОЛЬ на середину стола (ЛЯ в СОЛЬ) и послышался стук в дверь. На пороге появились нарядные улыбающиеся гости, в руках у которых были подарки для именинника, а лисичка внесла в ДОм огромный букет СИрени (СИ в ДО) и началось веселье

Ритмические упражнения:

 Ритмическое  «эхо». Ритм это чередование длинных и коротких звуков.

 Слушаем ритмы и повторяем все вместе (приложение).

 1.   Изображение 043  Это четверти, мы хлопаем длинными хлопками.

  1.    Изображение 043  Это восьмые, мы хлопаем быстрее.

А теперь мы должны простучать следующие ритмы:

  1. Изображение 043 

Изображение 044

Играем на шумовых инструментах  ритмическое упражнение.

Ребятам нужно разделиться на две группы. Одна группа стучит и поёт на одном звуке верхний ритм, а другая нижний.

Изображение