Конспект урока "Звучит нестареющий Моцарт"

Урок музыки с театрализацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ В 4 «Б» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ЗВУЧИТ НЕСТАРЕЩИЙ МОЦАРТ».

Подготовил учитель музыки МБОУ СОШ №10 Чепухин Сергей Альбертович.

Цель: Раскрыть образный и содержательный смысл творчества Моцарта и влияния его музыки на людей.

Задачи: 1. Выделить основные особенности музыки Моцарта.

                2. Расширение кругозора  при знакомстве с творчеством Моцарта

                3. Развить интерес к музыке Моцарта и театральному искусству.

Материально-техническое обеспечение:

 - персональный компьютер

 - аудиозаписи: «Симфония №40», «Симфония №6», «Маленькая ночная серенада», «Концерт №3 для скрипки с оркестром», «Концерт №4 для клавесина с оркестром», «Лакримоза»

 - синтезатор

 - мультимедиа проектор

 - презентация по теме урока

Ход урока:

Вступительное слово

Звучит музыка В.А. Моцарта «Симфония№40».

Чудная, божественная музыка. Это творение великого Моцарта. «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе. Его музыка продолжает радовать нас и сегодня, спустя почти три века со дня его рождения. Давайте вспомним, ребята, в каком году родился Моцарт? 1756

Именно в том году начинается замечательная и очень интересная жизнь композитора. Зачитайте тему нашего урока.«звучит нестареющий Моцарт»

Эти слова станут сегодня не только темой, но и главным вопросом нашего урока, почему он нестареющий, ведь в следующем году великому композитору исполнится 260 лет. Сегодня я предлагаю Вам не просто окунуться в мир музыки Моцарта, но и увидеть несколько сцен из жизни композитора. А помогут мне в этом настоящие актеры.

 Итак, добро пожаловать на театральное представление «Амадеус». Сцена первая – ТАЙНА ЗАПЕЧНОГО СВЕРЧКА!

ДЕТСТВО

Маленький Моцарт  «спит» в центре, звучит «СИМФОНИЯ №6»,

Выход ангела.

Ангел: Я представлю тебя, ночного,

Над листами с рисунком нот.

Амадеус — любимый Богом*,

Эти звуки — Его оплот.

Он коснулся тебя перстами

И воспел Сам Себя тобой.

Эта музыка — небесами

Наполняется, как водой.

И становится в ту минуту

Душным воздух, и боль в груди —

Ты подвластен святому чуду!

Ты обязан его нести!

Ты звучишь и ты слышишь — будто

Тебе ведом весь белый свет.

Звук рождается — ниоткуда,

Чтобы жить ещё сотни лет.

В тот вечерний час в доме Моцартов было тихо. Закутавшись в папин сюртук, Вольфганг дремал в кресле.

И вдруг! Что бы это могло быть?! Такой долгий и странный звук…

«Наверно, это хрупкий луч луны замёрз и сломался, стукнув в окно…» — подумал Вольфганг.

Малыш встал, чтобы посмотреть, и тут… Да это же сам — запечный Сверчок со своей волшебной скрипочкой!

Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:

5 слайд

— Добрый вечер, маленький сударь!

— Добрый вечер, — удивился Моцарт.

МОЦАРТ «МАЛЕНЬКАЯ НОЧНАЯ СЕРЕНАДА»

— Какая прелесть! Никто в Зальцбурге не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!

— А что же вам мешает, маленький сударь? — спросил Сверчок. — По-моему, у вас есть и слух, и сердце.

— Но я ещё маленький! — рассердившись, сказал Моцарт и с досадой топнул ножкой.

— Стыдитесь, я же меньше вас! Мне всего годик, а вам — четыре! И уж давно пора стать настоящим маэстрино!

— Вы правы, — смутился Моцарт. — Но ноты. Ах, эти ноты! Я всегда их забываю!

И здесь говорящий Сверчок улыбнулся и сказал:

— Затем-то я и пришёл! Сейчас я сыграю одну волшебную мелодию. Запомните её, и тогда вы будете помнить и все остальные! Слушайте!..

Скрипичный концерт №3

— Прощайте, маэстрино. Надеюсь, со временем, когда вы станете знаменитым музыкантом, вы вспомните обо мне! — сказал Сверчок и, откланявшись, удалился…

Сверчок и задумавшийся Моцарт уодят.

У: Как известно, взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего Сверчка. Однако почтенные современники его решили не писать об этом. Да ведь и в самом деле, кто, кроме детей и чудаков, поверит в маленького запечного музыканта и его волшебную скрипку?!Однажды в году, как раз в тот день и час, о котором писал Леопольд Моцарт, вспоминая первое произведение, разученный сыном, в Австрии вновь звучит удивительная музыка.

И согласитесь эта музыка действительно удивительная, не так ли? Только что мы с вами услышали «Маленькою ночную серенаду» и часть «Скрипичного концерта №3» которые Моцарт написал будучи еще совсем юным. Какой инструмент является солирующим в данных произведениях? Скрипка

Именно скрипка стала одним из первых освоенных Моцартом инструментов. Но особое влечение Моцарт испытывал к клавесину. Наблюдая за тем, как его отец, Леопольд Моцарт занимался со старшей сестрой, он тут же подходил и повторял все услышанное сходу. Говорит ли это о гениальности композитора? А что еще говорит о его гениальности? Молодцы! Ну а теперь, нам пора двигаться дальше!

40 симфония

 Прислушайтесь: она звучит везде!

Слепой прозреет и глухой услышит,

Когда всей грудью музыка задышит

И вынесет бескрылого к звезде;

Когда вдруг всхлипнет и забьёт ключом,

Снег превратит в танцующее пламя,

Разбитыми заплачет хрусталями,

Созвучий острым полоснёт лучом:

По деревянным креслам пробежит –

И почки вмиг проклюнутся из кресел,

А горизонт пусть весел, пусть невесел –

Заглянет в очи и заворожит.

Имя Моцарта известно не только благодаря его восхитительной музыке, но и благодаря другим деятелям искусства, которым его имя показалось не безразличным. Огромное множество рассказов, фильмов, картин посвящено Моцарту, и сегодня мне бы хотелось познакомить Вас с одним из рассказов о нем.

Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. Много писал о природе, о животных, но главный предмет его творчества – человек. Героев Паустовского отличает нравственная чистота и скромность. Вашему вниманию представляется инсценировка рассказа «Старый повар», в котором герой нашего урока играет ключевую роль. Итак, сцена вторая, «ТВОРЕНИЯ ТВОИ, ДУШИ УСПОКОЕНИЕ».

МЕЛОДИЯ ГЛЮКА

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пес. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Все убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

— Наша улица такая пустынная... — прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец, ей показалось, что вдоль ограды идет и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:

— Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это все равно. Пойдемте.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от Бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик и притянул незнакомца за руку поближе к себе. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — ее звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства, и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я ее научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал.

— Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам, как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно сударь. Не сердитесь на меня за эти глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте, — сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

ЗВУЧИТ 4 КОНЦЕРТ ДЛЯ КЛАВЕСИНА

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к звучанию струн.

Незнакомец играл, глядя в черное окно.

— А теперь, — спросил он, вы видите что-нибудь?

— Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь изчерной сделалась синей, а потом голубой, и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается все выше, все синей, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

— Я вижу все это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.

— Открой окно, Мария, — попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

— Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать... Ваше имя.

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мертв. Заря разгоралась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

Паустовский называет Моцарта великим композитором. В чём его величие?

-Он написал музыку, которая делает людей счастливыми. Старик умер спокойно: с души снят мучивший его грех, он знает, что о дочери есть кому позаботиться. Музыка утешила его, принесла облегчение.

Почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?

-Не всё и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит на душе. И тогда на помощь приходит музыка. Моцарт служит искусству, которое утверждает добро.

Как вы думаете, Моцарт импровизировал  или играл одно из своих написанных произведений?Или\или

Я согласен со всеми. Только что мы услышали «Концерт №4 для клавесина с оркестром», и кто знает, может быть Моцарт играл его, почувствовав, что именно эта музыка сможет помочь старику, а возможно он просто импровизировал, и впоследствии эта музыка превратилось в целое сочинение.

Как описанный из жизни Моцарта эпизод характеризует музыканта?

-Добрый, благородный, проявляет милосердие к старому, умирающему человеку.

Молодцы! Ну а теперь нам с Вами предстоит увидеть последнюю, финальную сцену, которой я дал название «НАВЕКИ ТЫ В СТИХАХ И ПЕСНЯХ, АМАДЕЙ»

РЕКВИЕМ часть 1

     Я счастлив был: я наслаждался мирно

     Своим трудом, успехом, славой; также

     Трудами и успехами друзей,

     Товарищей моих в искусстве дивном.

     Нет! никогда я зависти не знал,

     О, никогда! -- ниже, когда Пиччини

     Пленить умел слух диких парижан,

     Ниже, когда услышал в первый раз

     Я Ифигенииначальны звуки.

     Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

     Когда-нибудь завистником презренным,

     Змеей, людьми растоптанною, вживе

     Песок и пыль грызущею бессильно?

     Никто!.. А ныне -- сам скажу -- я ныне

     Завистник. Я завидую; глубоко,

     Мучительно завидую. -- О небо!

     Где ж правота, когда священный дар,

     Когда бессмертный гений -- не в награду

     Любви горящей, самоотверженья,

     Трудов, усердия, молений послан --

     А озаряет голову безумца,

     Гуляки праздного? О Моцарт, Моцарт!

Этим монологом начинается трагедия А.  С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Как вы считаете, кому принадлежат эти слова?

- Сальери!

И каков же он, Сальери? И в чем его теория?

- Образ Сальери- это глубокий обобщающий образ целеустремленного деятеля- творца, уверенного в том, что к практике следует идти от предварительно усвоенной теории: сначала теория, наука, трудолюбивое и аскетическое изучение которой сопровождается отказом от свободного творчества, а затем уже создание творчества  по заранее усвоенным законам.

Но ведь Моцарт тоже творец! Подойдет ли ему это описание?

- Нет. Моцарт был свободной творческой личностью, не подчиняясь в основном творческим законам.

Сейчас Вашему вниманию я предлагаю видеофрагмент этой трагедии.

ВИДЕОФРАГМЕНТ (до ухода скрипача)

Что чувствует Сальери, видя как Моцарт «пренебрежительно» относится к своему же искусству?

Гнев, обиду, раздражение.

Какая мысль закралась в голову к Сальери в конце видео?

Убить Моцарта.

В эти дни Моцарт работал над сочинением который ему заказал «Черный человек». Это был «Реквием». Давайте послушаем одну часть из реквиема, которая носит название «Лакримоза», что переводится как «плач» или «слезная песнь».

ЛАКРИМОЗА

Как звучит музыка? Для какого случая писалась эта музыка?

НА ФОНЕ «ЛАКРИМОЗЫ»

Ты заснешь

     Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,

     И я не гений? Гений и злодейство

     Две вещи несовместные. Неправда:

     А Бонаротти? или это сказка

     Тупой бессмысленной толпы -- и не был

     Убийцею создатель Ватикана?

Моцарт так и не успел закончить свой Реквием. 5 декабря 1791 года от лихорадки Моцарт умирает. Полемика вокруг обстоятельств смерти Моцарта не утихает и по сей день, несмотря на то, что со дня смерти композитора прошло более 220 лет. С его смертью связано огромное количество версий и легенд, среди которых особенно большое распространение, благодаря «маленькой трагедии» А. С. Пушкина, которую мы только что видели на экране,  получила легенда об отравлении Моцарта известнейшим в то время композитором Антонио Сальери. Но это всего лишь миф.

Итак, закончен наш спектакль, осталось лишь ответить на вопрос, почему же он, великий Моцарт, нестареющий?

Ответы.

В качестве рефлексии можно использовать аплодисменты (если урок понравился, то дети бурно будут аплодировать).