Олимпиада по музыке

Задания для олимпиады по музыке при проведении школьного этапа Всеросийской олимпиады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_iskusstvu-muzyka.doc416 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Задание 1. Русские народные песни.

Народная песня является источником вдохновения для многих композиторов. Композиторы используют песни в своих произведениях, делают их вокальные и инструментальные обработки.  Так поступал и Анатолий Константинович Лядов (1855-1914), неоднократно обращавшийся в своем творчестве к русской песне. Одно из самых известных его сочинений  «Восемь русских народных песен для оркестра».

Мы предлагаем вам послушать пять песен из этого цикла и выполнить задание:

  1. Определите песенные жанры.  
  2. Прочитайте слова песен. Это те самые песни (за исключением колыбельной), на основе которых  Анатолий Константинович писал свои симфонические обработки. Какие тексты, на ваш взгляд, подходят к узнанным вами песенным жанрам?

Вопросы

  1.         Музыкальный вопрос 1
  2.         Музыкальный вопрос 2
  3.         Музыкальный вопрос 3
  4.         Музыкальный вопрос 4
  5.         Музыкальный вопрос 5

Ответы

        А) Колядка

        Б) Протяжная

        В) Шуточная

        Г) Колыбельная

        Д) Хороводная

1

Коляда-маледа!                                Пошто пришла

             Накануне Рождества?

             «Косы просить».

            Нашто косы просить?-

            «Траву косить».

            Нашто траву косить?

            «Коров кормить».

            Нашто коров кормить?

            «Молоко доить».

(Нижегородская губерния)

В сборнике: Лядов А.

Песни русского народа

в обработке для голоса и фортепиано,

№74. М., 1959

2

       

Как за речкой, братцы, за рекою

Ваня траву косит. Й-да, ой-и-ой,

            Ой да, как Ванюша травушку он косит,

            Маша во… воду носит.

            Как Ванюшка травушку он косит,

            Маша воду носит. Й-да, ой-и-ой,

            Ой да, она носит, воды не наносит,

            Сама Бо… Бога просит.

            Она носит, воды не наносит,

            Сама Бо… Бога просит. Й-да, ой-и-ой,

            Ой да, создай, Боже, да сильного дождю

            Со осенней сторонки.

(Рязанская губерния)

В сборнике: Лядов А.

Песни русского народа

в обработке для голоса и фортепиано,

№110. М., 1959

3

Во лузях, да во лузях,

Во зелёны-их лузях, во лузях,

            Выросла, да выросла,

            Выросла трава шелковая.

            Расцвели, да расцвели,

            Расцвели цветы лазоревые.

            Ту траву, да ту траву,

            Уж ту траву я выкошу косой.

            Выкошу, да выкошу,

            Уж я выкошу, высушу её.

            Той травой, да той травой,

            Уж я той травой выкормлю коня.

(Рязанская губерния)

В сборнике: Лядов А.

Русские народные песни.

Обработка для хора

без сопровождения. М., 1955

4

Я с комариком,

Я с комариком, ах,

             С комариком плясала,

             С комариком плясала.

             Мне комар ножку,

             Мне комар ножку, ах,

             Комар ножку отдавил,

             Комар ножку отдавил.

             Все суставчики,

             Все суставчики, ах,

             Все суставчики повредил,

             Все суставчики повредил.

(Пензенская губерния)

В сборнике: Лядов А.

Песни русского народа

в обработке

для голоса и фортепиано,

№114. М., 1959

5

           

         Котинька-коток,                             Я тебе, коту,

         Котя, серенький хвосток,              За работу заплачу:

                      Приди, котик, ночевать,                Беленький платочек

                      Моего дитя качать.                            На шею навяжу,        

                                                                               Бай, бай, бай!                                                            

В сборнике: Лядов А. Детские песни. М., 1988

Задание 2. Тембры голосов.

В предыдущем задании мы немного говорили с вами о «голосах» музыкальных инструментов – тембрах.  Своими неповторимыми красками обладает и самый удивительный музыкальный «инструмент»  – человеческий голос.  Каждый голос по-своему неповторим. Даже не видя человека, вы можете узнать его, если он произнесет всего лишь несколько слов, например, позовет вас из соседней комнаты.

Вам предстоит определить, какие женские или мужские голоса – высокие, средние или низкие – звучат в наших музыкальных вопросах (меццо-сопрано и контральто, низкие женские голоса, мы разделять в задании не стали).  Прослушайте музыкальные фрагменты.

Вопросы

  1.      Музыкальный вопрос 1
  2.      Музыкальный вопрос 2
  3.      Музыкальный вопрос 3
  4.      Музыкальный вопрос 4
  5.      Музыкальный вопрос 5
  6.      
  7.  
  8.  
  9.  
  10.    

Ответы

     

     А) Сопрано

     Б) Меццо-сопрано (Контральто)

     В) Тенор

     Г) Баритон

     Д) Бас

Задание 3. В мире оперы.

– Продолжим наш урок, – строго сказала Мальвина. – Проведем работу над ошибками.

Буратино тоскливо посмотрел на часы, мерно тикающие над классной доской, и понял, что деваться ему некуда.

– Над ошибками, так над ошибками, – пробурчал он. – А в чем, собственно, заключаются мои ошибки? Запятые не поставил или в словах буквы не те написал?

– Нет, дорогой наш Буратино. Ты допустил другие ошибки – смысловые. Ты всё перепутал и использовал не те слова, которые нужно было использовать. Давай вспомним, какое задание было вам дано.

Буратино, насупившись, угрюмо молчал.

– Нам нужно было рассказать о том, как мы посетили оперный театр, – застенчиво подсказал Пьеро. – О, это было так замечательно! Я сейчас разрыдаюсь от счастья, от одних только воспоминаний!

– Не будем понапрасну лить слезы, – улыбнулась Мальвина. – Я помню, в каком вы все были восторге и Буратино – тоже.  Я попросила вас написать небольшой рассказ о ваших театральных впечатлениях.

– Мы же написали! – хором воскликнули Буратино, Пьеро, Арлекин и Артемон.

– Ну да, а что вы написали?! Вот сейчас я зачитаю небольшие фрагменты из ваших сочинений, а вы внимательно послушайте.

– Хорошо! – согласились все.

– Итак, начнем!

  1. «Мы недолго думали, на какой спектакль нам стоит пойти, ведь о репертуаре театра мы узнали

из речитатива».

  1. «Когда мы подошли к билетной кассе, то выяснилось, что все билеты были проданы, – в зале был

анонс».

  1. «Перед походом в театр я очень волновался, что ничего не пойму, ведь мне рассказали, что антракт, или литературный текст той оперы, которую мы идем слушать, написан на итальянском языке. Но я напрасно волновался: музыка мне всё сама рассказала, и всё было очень понятно».

  1. «Наконец из оркестровой ямы (так называется специальное место в музыкальном театре, где располагается оркестр) полились звуки музыки. Это началась ария. Композиторы, создавая музыку арии, часто используют в ней темы оперы. Говорят еще, что ария – своеобразное краткое содержание оперы».

  1. «Главная  героиня оперы спела первую увертюру. Мы послушали этот вокальный монолог, и нам стало понятно, какой у этой героини характер и какие чувства она переживает».  

  1. «Главный герой запел – и пение его сначала даже не совсем было похоже на пение, это было

что-то среднее между разговорной речью и пением. Очень напоминает то, как Пьеро декламирует, выразительно читает стихи.  Я вспомнил: Мальвина говорила нам, что это – либретто».

  1. «А еще мне очень понравилось, что между действиями (или актами) оперы был перерыв, – его называют аншлаг. Папа Карло водил нас в театральный буфет, и мы ели там вкусные пирожные. Правда, Папа Карло сказал, что еще в опере аншлагами называют короткие оркестровые вступления к действиям».
  2. «Теперь я точно никогда не перепутаю оперу с балетом. Между прочим, могу похвастаться (хотя Папа Карло говорит, что хвастаться – нехорошо): я даже знаю, что означают эти слова в переводе на русский язык. Вот, например, в переводе с итальянского языка слово балет означает «дело, труд, сочинение»».

  1. «Иногда музыкальные номера в опере исполняют сразу несколько человек. Герои поют дуэтами, трио, квартетами, квинтетами. Там еще есть много всяких слов, но я их позабыл. Знаю только, что такие составы исполнителей называют хорами».

  1. «А потом на сцену вышло много-много народа, и они все запели.  Почему-то мне это напомнило,  как  во время показа спортивных соревнований голоса в телевизоре рассказывают о том, что происходит. Мальвина говорила, что это они комментируют события. Вот эти люди – ансамбль – делали почти то же самое, только все вместе»…

Мальвина подняла голову, услышав странный шум.

– Что с тобой, Арлекин?

Арлекин ничего не смог ответить: он задорно смеялся.

– Я не вижу тут ничего смешного, – продолжила Мальвина. Ошибаться может каждый. Главное – уметь исправлять свои ошибки. И тут вам наверняка помогут ребята, выполняющие задания Турнира по музыке. Многие из них бывали в оперном театре. А те, кто никогда там не был, обязательно побывают! И эти знания, несомненно, им пригодятся.

Дорогие ребята, прочитайте еще раз те предложения, в которых были допущены ошибки. Найдите подходящие по смыслу слова среди вариантов ответов.

Ответы

А) Анонс

Б) Хор

В) Речитатив

Г) Аншлаг

Д) Либретто

Е) Увертюра

Ж) Ансамбль

З) Антракт

И) Опера

К) Ария

О каких музыкальных инструментах рассказывает в своих стихах детский поэт Римма Алдонина?  Найдите музыкальный фрагмент со звучанием тембра этого инструмента. Впишите его название.

  1. У (…) музыка полна

Какою-то чудесинкой,

Как будто вдаль зовет она

Красивой, нежной песенкой.

А родилась она, ребята,

Еще давным-давно когда-то,

Наверно, в древние века,

От дудочки из тростника.

  1. Огромные трубы,

Блестящие трубы.

В оркестре они

Называются (…).

И, кажется,

Нет тяжелее работы,

Чем выдуть из них

Очень низкие ноты.

  1. (…) вы, конечно, видали:

Клавиши, крышка, педали…

В оркестре, (…), как известно,

На сцене задвинут вдаль.

Но в концерте (…)  с оркестром Становится главным (…).

Его выдвигают вперед,

Он всех за собою ведет!

  1. Кто сказал, что (…) –

Это просто «бум!»,

Тот, конечно, ничего

В этом ни бум-бум.

(…) – он знает счет,

Ритм он музыке дает,

Очень важный инструмент,

А не просто шум.

И литавры, как ни странно,

Это тоже (…),

Только с круглым твердым дном,

Издают особый гром.

  1. (…) – иностранка,

По рожденью – итальянка.

Щиплют струны этой гостьи

Медиатором из кости.

  1. Я смотрела зачарованно,

Как (…) нарисована.

Через сколько закорюк

У нее проходит звук!

  1. (…) певучим

С их звуками плавными

Часто доверены

Партии главные.

Смотрите, как дружно

Взлетают смычки,

И звуки летят,

И нежны, и легки.

А как изысканно красивы

В фигуре (…)  и в смычке

Все повороты, все извивы,

Здесь тайна в каждом завитке!

Ее фигуру и детали

Веками мастера искали!

В смычке натянут конский волос,

И, вероятно, оттого,

Неповторим у (…) голос,

Ни с чем не спутаешь его.

  1. Простенькая штучка,

Это – флейта Пана,

Маленькая внучка

Крупного (…).

Нет, скорее флейта Пана –

Пра-пра-бабушка (…)!

Пра-пра-внук её – (…),

Настоящий великан!

Стоит блестящая стена,

Огромнейшего роста,

Нам сотней труб гудит она,

От тоненьких до толстых…

Про наши радости и муки

Поют торжественные звуки.

  1. Здесь кроме флейт

Для нас с тобою

Поют кларнеты и гобои,

Рожки и дудочки,

А вот –

Льёт звуки мягкие (…).

  1. Смешная (…)

Из шкуры овцы,

Торчат во все стороны

Трубки-концы.

Когда-то в далёкие лета

Шотландцы придумали это.

В России в давние года

Была известна как дуда.