Музыкально-компьютерные технологии как творческий инструмент современного музыкального образования

Гирич Денис Александрович

Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии, обладающие широким спектром возможностей. Сейчас непросто представить свою жизнь без этих технологий – они прочно вошли в нее. Компьютер становится незаменимым инструментом в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального редактора, музыкального оформителя и все шире применяется в преподавательской деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУДО г. Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №1 имени
Николая Андреевича Римского-Корсакова»

             Отдел  народных инструментов (аккордеон, баян)

         

         Методическая разработка:

Музыкально-компьютерные технологии как творческий инструмент современного музыкального образования.

                                                                                                 подготовил:

                                                                                              Преподаватель СМШ №1

                                                                                              Гирич Д. А.

                                                           

                                                           

г. Севастополь 2019 г.

Музыкально-компьютерные технологии как творческий инструмент современного музыкального образования

Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии, обладающие широким спектром возможностей. Сейчас непросто представить свою жизнь без этих технологий – они прочно вошли в нее. Компьютер становится незаменимым инструментом в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального редактора, музыкального оформителя и все шире применяется в преподавательской деятельности.

В общеобразовательных школах давно в обиход вошли компьютерные технологии. Практически на всех уроках используются презентации как дополнительный материал или как объяснение новой темы. Широко применяется компьютерное тестирование, компьютерное репетиторство.

Ведь, ни для кого ни секрет, что в последние годы Детские школы искусств и Музыкальные школы испытывают дефицит желающих обучаться музыке. Отчасти данная ситуация продиктована существующими, может даже, устаревшими учебными программами. Что касается старшего поколения педагогов, то многие из них часто работают "по старинке", оставаясь в рамках устаревших академических догм. Не секрет, что многие дети, окончив музыкальную школу, долгие годы не подходят к инструменту, как будто и не учились игре на нем. На наш взгляд, это худшее, что могла сделать с ребенком музыкальная школа. Очевидно, что виноваты в этом педагоги, которые не сумели прочувствовать индивидуальность ребенка, его личные потребности. А может, виноваты рамки программ, которым слепо следуют некоторые преподаватели, вынуждая учеников играть не то, что хочется, а то, что надо, или то, что еще тяжело для ребенка. Между тем современные требования к программам школ искусств дают много вариантов обучения для детей с разными способностями и потребностями.

В настоящее время на всех образовательных уровнях происходит обновление учебных планов, программ. Резко изменившиеся условия жизни диктуют новые требования к воспитанию, методикам, к процессу и результатам обучения.

Как следствие возникает необходимость в соответствующей времени и учебным запросам методической и учебной литературе, новых формах обучения.

Задачи, поставленные перед музыкальной педагогикой, требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе, призывают более широко применять активные формы и методы обучения, технические средства, повышать эффективность и качество музыкального образования.

Развитие творческих способностей – одна из основных задач музыкальной школы: это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта; стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века является внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс образования.

Но использование современных МКТ в музыкальном образовании (но не творчестве) носит пока проблемный характер. Данный процесс характеризуется множеством противоречий, основными из которых являются:

 - разрыв между концептуальными инновациями в сфере общей педагогики, ориентированной на широкое использование новых информационных образовательных технологий, и традиционной музыкальной педагогикой;

 - разрыв между возможностями музыкально-компьютерных технологий и их реальной востребованностью в системе музыкального образования (как общего, так и профессионального);

 - традиционная ориентация на узко-профессиональное назначение учителя музыки, с одной стороны, и демократизация учебно-воспитательного процесса в целом, интеграция различный областей знаний – с другой;

 - рассогласование между программами, учебными планами музыкальных школ, музыкальных вузов и разработками творческих лабораторий и др.

Отсутствие научно обоснованного методического и психологического анализа имеющегося опыта использования и перспектив развития МКТ в общем и профессиональном музыкальном образовании требует разработки соответствующих методов и форм обучения. Поэтому поиск продуктивных образовательных систем, учитывающих возможности МКТ, является перспективным и обоснованным.

Музыкально-компьютерные технологии – новый взгляд на классическое музыкальное образование. Это перспективное, современное и востребованное направление. Постепенно традиционное музыкальное образование переходит на новый уровень – информационное музыкальное образование.

ВУЗы открывают направления и факультеты, связанные с музыкально-компьютерными технологиями. Однако специалисты-преподаватели озабочены отсутствием вертикали образования в данном направлении: школа – училище – ВУЗ. На такие факультеты подчас поступают абитуриенты, не обладающие базовыми знаниями акустики, звукорежиссуры, теории музыки. Можно ли представить студента первого курса фортепианного отделения консерватории, не играющего на инструменте?”

В свете этой проблемы внедрение музыкально-компьютерных технологий в процесс образования, изучение специализированных компьютерных программ в музыкальных школах как первой ступени в освоении будущей профессии своевременно и актуально.

При грамотном подходе компьютер возможно использовать в школе как фонотеку (хранение гигантского объёма информации и молниеносный поиск), информационный центр, студию звукозаписи (возможности для записи собственного пения и игры на инструменте), издательскую систему (набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, дополнять иллюстрациями, текстом, комментариями, украшать рисунками и другими элементами графического дизайна).

При разучивании произведений на уроках в ДМШ фонограммы или так называемые “минусовки” намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу способствует лучшему освоению материала, позволяет ученикам выявлять и развивать свои творческие способности: дети создают компьютерные нотные тетради, сочиняют мелодии, пишут ноты, строят музыкальные графики, используют игры, караоке, различные музыкальные упражнения. Применение информационных технологий повышает активность, насыщенность и результативность урока. Например, если на электронном фортепиано или на синтезаторе включить функцию аранжировщик в виде ударной установки и начать воспроизводить определенный ритмический запрограммированный рисунок – это может стать актуальной заменой банальному инструменту метроному. Играть учебный материал, такой как этюды К. Черни становится более интересным и менее механическим. Преимущество ударной ритмической структуры перед метрономом не соизмеримо. Метроном можно выставить только одной метрической длительности четвертная, восьмая и так далее, что приводит при долгом прослушивании к монотонности и утомляемости слуха. В ритмической структуре ударной установке можно услышать несколько длительностей одновременно, что дает возможность учащемуся более четко контролировать процесс игры на инструменте, и расширяет его музыкально ритмический диапозон.  Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Это также источник библиографических и энциклопедических сведений. Компьютерные программы применимы в композиторской деятельности, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, аранжировке, импровизации, наборе и редактировании нотного текста.

Компьютер воспринимается как новый современный инструмент музыканта, основная задача которого – раскрытие творческого потенциала, ориентация на современные педагогические технологии.

В детских музыкальных школах и школах искусств новые технологии применяются в основном на теоретических предметах, таких как сольфеджио, музыкальная литература или иных предметах. На уроках по специальности компьютерные технологии в большинстве не используются и этому есть немало причин. Одна из них касается материальных затрат – нужен компьютер с необходимыми программами, а также подключенная миди-клавиатура или синтезатор. Другая причина состоит в том, что педагог сам не хочет или не умеет общаться с новыми технологиями или не считает это продуктивным.

Компьютер, как и синтезатор – умный и музыкальный помощник, который может значительно облегчить труд преподавателя, увлечь учащегося и дать новые возможности для развития как преподавателя, так и ученика. Важно знать, что именно можно использовать, ведь сам по себе компьютер ничего не предоставит.

Занятия в классе по специальности начинаются с донотного периода, где большое значение уделяется дидактическому материалу. Это всевозможные иллюстрации к регистрам с музыкальными примерами (например, высокий регистр – птички, зайчики, а низкий – медведь, слон), к музыкальным интонациям или попевкам (например, ”Та-та, два кота” – иллюстрация котов), к музыкальным образам (например, образы Зайчика, Лисы), к длительностям и т.д. Все эти иллюстрации обеспечивают наиболее комфортные условия для восприятия материала. Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала. Большинство иллюстраций   можно найти на просторах Интернета или отсканировать нужные изображения и выстроив их в нужной последовательности, создать из них презентацию в таких программах, как Power Point, Pinnacle и т.д.

Преимущества музыкальных занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе Power Point:

- использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;

- дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;

- гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.

 Кроме этого, на занятиях в начальный период обучения можно использовать в качестве дополнительного материала компьютерные уроки с определенными темами – такими, как Звукоряд, Длительности, Гамма и т.д. (данные уроки можно найти в таких программах как, например, “Музыкальный класс”).

Использование презентаций в перечисленных программах открывает перед преподавателем широкие возможности в более ярком, образном раскрытии изучаемого материала. Все эти программы позволяют включать в себя текст о произведении или авторе, также в них можно вставить нотные фрагменты, музыкальные фрагменты и даже видеофрагменты. Это могут быть слайды об определенном произведении (например, Менуэт – кто его придумал, как его танцевали, что носили, представление об эпохе и вставки музыкальных фрагментов), о музыкальном стиле или направлении. Довольно часто учащиеся играют произведения, имея слабое представление об эпохе, в которую оно было создано и об его авторе. В этом также могут помочь данные программы – нужно составить подборки по заданному материалу и потом ими пользоваться.

Если нет возможности и времени составлять самому такие файлы, то можно воспользоваться всевозможными музыкальными энциклопедиями, в которых рассказывается о композиторах, стилях и жанрах музыки. Очень интересна “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. А также программа  “Шедевры музыки”. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Не менее интересна программа “Музыкальный класс”, где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для учащихся младших классов.

Какой ребенок не любит игры? Дети готовы весь урок сидеть и работать в музыкальных играх “Крестики-нолики” и “Музыкальные кубики”, где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков.

Проектирование занятий с использованием мультимедийных технологий это совсем новое направление в деятельности педагога и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. Занятия, проведенные в школах с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям. При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается роль педагога, которого не может заменить ни один компьютер.

Игра под фонограмму. Начальный период является самым важным в процессе обучения, так как в нем закладываются основные навыки не только игры на инструменте, но и навыки импровизации, сочинительства и творческого отношения к музыке. Но здесь следует учитывать тот факт, что на начальном этапе работы над произведением, ученик сможет играть только в медленном темпе. Существует два варианта решения этой проблемы. Первое и самое практичное -  это использование синтезатора с функцией аранжировщика. В синтезаторе мы можем изменять темп, при этом будет сохранятся хорошее качество транслируемого звука. Преподаватель  легко может создать простую фонограмму, используя базовые теоретические знания по сольфеджио и элементарные навыки владения фортепиано.  Второй вариант – это найти фонограмму в файлах «миди» на просторах интернета и поместить в программу или секвенсор, который будет воспроизводить уже виртуальными инструментами произведение, при этом качество звука при смене темпа не ухудшается. Ансамблевое исполнительство также можно разнообразить с помощью компьютера и синтезатора. Каждый ребенок хочет играть не просто с одним инструментом – будь то гитара, фортепиано или скрипка, но и с целым оркестром. В Интернете есть множество популярных, детских, эстрадных и других песен, которые знакомы ребенку. Находим эти произведения в файлах с расширением midi, в программах по типу Cubase, Logic заглушаем мелодию и ребенок играет свою партию вместе с сопровождением оркестра. Так же ребенок может пробовать играть и другие партии, так как расширение midi позволяет распечатать ноты непосредственно любой партии в партитуре.

Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид музицирования вовлекает ученика в активную форму работы. Ведь исполняя самые простые мелодии, ребенок приобщается к творческому процессу.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха. На начальном этапе работы возможно исполнение партии аккомпанемента педагогом.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.

А также является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением гитары, домры, балалайки под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно.

Существует ряд программ, где учащийся самостоятельно может  создать элементарную фонограмму: выбрать стиль произведения и написать простейшие аккорды из курса по сольфеджио, тем самым закрепляя теоретический материал на практике.

Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.

Такой вид работы, как игра под фонограмму, расширяет творческие возможности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Вывод.

Использование информационных технологий в образовательном процессе предоставляет преподавателю большие возможности при проведении урока, делает занятие более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Обучающие музыкальные программы могут найти применение на всех уровнях системы музыкального образования. Они успешно применяются в профессиональном музыкальном образовании при обучении и повышении квалификации; их использование обеспечивает естественность процесса обучения, позволяет сократить его срок. Мульимедиа не исключает традиционных форм обучения, основанных на непосредственном творческом общении, но создает новые позитивные факторы в обучении, в частности значительное увеличение доли и эффективности самостоятельной работы учащихся. Возможен постепенный переход от сложившегося типа обучения в почти обязательной трехступенной системе школа -  училище -  вуз к различным альтернативным системам.  Это позволит преодолеть предметно-информационное дублирование, оптимизировать методики преподавания, повысить интерес к обучению и усвоению учебного материала учащихся, сократить сроки обучения.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

  1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. №9. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-kak-novaya-obrazovatelnaya-tvorcheskaya-sreda (дата обращения: 15.06.2013).
  2. Королев А.А. Музыкальный компьютер. – СПб.: Композитор, 2006.
  3. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук (13.00.02) / Красильников Игорь Михайлович; Москва, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-elektronnoe-muzykalnoe-tvorchestvo-v-sisteme-hudozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.06.2013).
  4. Петелин Ю.В. Обучение музыкальным компьютерным технологиям. Часть 2. Глядя из Интернета. [Электронный ресурс]. URL:
  5. Польгуева Н. Музыкальные компьютерные программы. Экспериментальная программа предмета для учащихся старших классов детских музыкальных школ и школ искусств. – СПб: Союз художников, 2012.
  6. Пучков С., Светлов М. Музыкальные компьютерные технологии. Современный инструментарий творчества. / С.-Петербургск. гум. ун.-т профсоюзов. – СПб.: СПбГУП, 2005.
  7. Сраджев В. Музыкальная педагогика на современном этапе. // Музыка и электроника. – 2013. – № 2. – С. 18–19.
  8. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007.
  9. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007.