Научная статья "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроке музыки средствами ИКТ"

В статье предсталены методы и приемы активно используемые мной на уроках. Данная работа не раз становилась победителем и призером различных конференций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukh._nravstv._vosp.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках  музыки средствами ИКТ

Чепухин Сергей Альбертович,  учитель музыки

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. И именно на уроках музыки и искусства этот вопрос находит свой ответ. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: “Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…”

В контексте требований к результатам обучения нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) определена основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Существует множество видов музыкальной деятельности, которые служат средствами духовно-нравственного развития. Но сегодня мы живем в XXI веке – в эпоху информационных технологий. И формируя духовно-нравственную личность на уроках музыки можно использовать именно их. Безусловно, вокально-хоровая работа и слушание музыки являются основными видами деятельности в контексте урока. Исходя из этого можно сказать, что ИКТ служат как вспомогательное средство развития духовных и нравственных качеств школьников. Уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Поэтому главная цель музыкального образования в общеобразовательной школе — это формирование духовно-нравственной культуры и гражданской позиции молодого поколения,  через духовное освоение как основ русской национальной культуры, так и через расширение знаний культуры народов мира, и пробуждение интереса к православной культуре. 
Как педагог,  ведущий в школе и курс «Основы православной культуры» ставлю следующие задачи:

  1. Расширение спектра информационных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках музыки.
  2. Повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ.
  3. Углубление музыкознания за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной.

Считаю эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на уроке музыки будет выше, если использовать в своей педагогической стратегии все дидактические возможности ИКТ.

 Использование ИКТ на уроках музыки дает мне следующие возможности:

  • Использование аудио материалов;
  • Использование видеофильмов;
  • Использование интернет ресурсов;
  • Создание мультимедийных презентаций.

В своей работе добиваюсь следующих  результатов: высокий уровень эстетичексого воспиатния обучающихся  за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей; формирование информационной культуры.

С целью повышения уровня духовно-нравственного воспитания на своих уроках, мной была спроектирована педагогическая деятельность, включающая в себя как традиционные приемы работы, так и элементы музыкально-компьютерных технологий. Проведены уроки в 6 и 7 классах на темы «Колесо Фортуны в музыке К. Орфа»  и «Современность бардовской песни».

Они включают:

- тематические мультимедийные презентации;

- видеоряд;

- создание с помощью музыкальных редакторов музыкальных композиций, которые объединили в единое целое фрагменты урока;

- просмотр видеоклипа на музыку кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» в двух жанрах (балет и театральная постановка) с целью определения личной оценки разных трактовок музыкального произведения.

В процессе разучивания песен А. Городницкого «Снег» и Ю. Визбора «Милая моя» мы обратились к компьютерной осцилограмме мелодии песен. С  помощью зрительного восприятия учащиеся воссоздали мелодическую, ритмическую и динамическую структуру фразы песен. Использование таких программ как Guitar Pro помогают воспроизвести звучание музыкальных произведений в разных исполнениях, например, на клавесине, органе и фортепиано.

В результате проведения подобного типа уроков отмечен возросший уровень интереса, проникновения, понимания музыки подростками.

Важно помнить, что одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер. И поэтому я продолжаю ее и во внеурочной деятельности и во внеклассной работе. Встреча на уроках в параллелях пятых, шестых и седьмых классов с музыкой разных отечественных и зарубежных композиторов дала повод для совместных творческих проектов в форме компьютерной презентации. Выбрать темы работ я предложил детям самостоятельно. Ученики 5А класса выбрали тему «Пушкинская зима в музыке Г. В. Свиридова». Работая  над проектом дети разделились на группы, каждая из которых взяла на себя определенные обязанности (поиск информации в различных литературных источниках, поиск информации в сети Internet). Работа была довольно актуальной, т. к. в первом полугодии дети на уроках музыки знакомятся с темой «Связь музыки и литературы». В 5Б классе ученики решили обратиться к зарубежной музыке и выбрали тему «Мастер вальса – Ф. Шуберт». В ходе работы  дети, разделившись на пары, предлагали свои проекты. Работая в парах дети так же брали на себя определенные обязанности (первый ученик готовил доклад, второй компьютерную презентацию). Защита проекта проходила в форме конкурса, в результате которого была выбрана лучшая работа. Шестиклассники выбрали более обширную тему «Жизнь и творчество С. В. Рахманинова». Тема довольно масштабная,  поэтому каждый из учеников выбрал для себя определенный фронт работы: детство и юношество композитора, его семья (биография), ранние произведения композитора, сочинения написанные в годы обучения в консерватории (творческий путь). Изучая в 7 классе тему «В музыкальном театре. Опера» идея создания проекта тоже очень заинтересовала детей. Но в отличии от других классов ученики 7 класса решили взять разные темы, разделившись на пары. В основу проектов легли оперы различных композиторов. В ходе защиты проектов дети имели возможность «побывать» в музыкальном театре слыша и главное видя на экране  шедевры мировой оперной классики.  Задача заключалась в том, чтобы в процессе выполнения проекта у учащихся развивались не только познавательные интересы, но и общеучебные навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии и адекватной оценки выполненного проекта.

С целью обнаружения динамики развития духовно-нравственных ценностей проведена диагностика, в основу которой легла методика «Встреча с музыкой на уроке» доктора педагогических наук, профессора, директора института Художественного образования Л. В. Школяр. Анкета была дополнена вопросами, которые позволили получить дополнительные сведения о волнующих подростков направлениях современной музыкальной жизни. Получив результаты, я выяснил, что такая деятельность вызывает у подростков большой интерес и увлеченность. Но нужно заметить, что развитие чувственной и эмоциональной сферы не поддается математическим измерениям и подсчетам. Никакая анкета и диагностика не дает реальной картины развития духовно-эстетических ценностей, потому что сам процесс развития – это тайна, результат которой может проявиться через длительный промежуток времени.

Использование ИКТ довольно значимо для воспитания и развития духовных и нравственных качеств личности ребенка, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Информационные компьютерные технологии представляют много интересных возможностей для музыкального образования. Это одно из перспективных направлений духовно-нравственного воспитания. Успешное их применение видится в совершенствовании программного обеспечения, материальной базы, а так же обязательном повышении квалификации педагогических кадров. Ведь именно учитель является проводником между искусством и учениками. А урок музыки без сомнения является одним из основных предметов школьного цикла, развивающих духовно-нравственные ценности детей. И в современном образовании неоценимый вклад ИКТ в воспитание этих ценностей очевиден. Композитор и педагог И. М. Красильников пишет по этому поводу, что компьютерный класс, имеющийся сегодня в любой школе, избегая особых затрат, можно легко превратить в специализированную студию компьютерной музыки. Уроки музыки с применением компьютерных программ, по рейтингу всегда выходят на первое место среди всех остальных предметов школьного цикла.