Образ героев в русской музыке

Мякота Анна Викторовна

Произведения русских композиторов и художников, отразившие образы богатырей и героев в своих произведениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_geroev.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ма: «ГЕРОИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

 

Тип урока: комбинированный

Вид: интегрированный (изобразительное искусство, литература, история, музыка).

Цель: познакомить с новым понятие «кантата», с творчеством С.С.Прокофьева.

Задачи:

Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;

Обучающие: формировать знания о новой музыкальной форме – «кантата», закрепить трехчастную форму, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор;

Воспитательные: на основе музыкального восприятия воспитывать любовь к музыке, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.

 

Оборудование: презентация «Александр Невский», таблицы «Средства выразительности», фрагмент х/ф «Александр Невский», картина «Ледовое побоище».

Музыкальный материал: колокольный звон, хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная».

 

Ход урока:

 

I.     Организационный момент.

Музыкальное приветствие

Уч. Добрый день!

Дети. Добрый день!

Уч. Встретились мы снова.

Дети. Встретились мы снова.

Уч. Слушать музыку и петь вы всегда готовы?

Дети. Слушать музыку и петь вы всегда готовы.

II.     Развитие темы.

Перед детьми экран, демонстрируются слайды. Слайд 1 (включить музыку)

На фоне звучания колокольного звона – декламация:

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…

К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

 

Уч.  Ребята, вы раньше слышали колокольный звон? (ответы)

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали  его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них – славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский.   Слайд 2  (портрет Александра Невского художника П. Корина )

-  Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)

Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

Слайд 3 Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.

Слайд4  А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».

- Посмотрите на картину художника, изобразившего фрагмент этой битвы.

(небольшой рассказ о битве)

(фрагмент х/ф «Александр Невский» «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности»Кирилла и Мефодия         

Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».

 Слайд 5  В 1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Слайд 6

 Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский». Слайд 7

   Новое слово «кантата».             

     Кант – хвалебная песнь.

Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. (запись в тетради)

Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!»

(перед прослушиванием прочитать текст песни, слушание)

- В начале хора, что вы услышали? (звон колокола)

- Как этот звон называется?  (набат)

- Какая песня по характеру?  (мужественная, сильная и т.д.)

- Везде ли одинаково звучит музыка?  (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)

- От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)

Проиграть первую часть.

- Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призывные, требовательные)

Пропеть с детьми.

Проиграть вторую часть. Пропеть.

Давайте отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера.

(Карточки у всех детей.  На доске выполняет ученик с крупными знаками.)

Мелодия    -               

Лад         -          Мажор

Регистр          -  Средний, низкий

Звуковедение - Четкое

Темп               -   Умеренный

Динамика       -   Громко

- Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и  «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

 

Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»                 

- Что общего у этих песен?  (интонации призыва, патриотизм)

- Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у  людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести.

Слайд 8 Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.

            За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых. Слайд 9

            А в прошлом 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список  великих людей России.

            Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время  военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые  песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.

 

III.             Исполнение русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».

1. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?                                поют девочки

 


 

Наши деды – славные победы,

Вот где наши деды!                                 поют мальчики

                                                  

2. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сестры?                        

Наши сестры – пики сабли востры,

Вот где наши сестры!

3. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваша слава?

Наша слава – русская держава,

Вот где наша слава!                        

(работа над песней)

IV. Итог урока.

С каким героем вы познакомились на уроке?

Какой композитор посвятил  этому герою свое произведение?

Какое произведение мы слушали?

Анализ работы  учащихся на уроке.