Сценарий музыкальной гостиной "Музыка русских композиторов XIX века"

Останина Валентина Аркадьевна

Сценарий Музыкальной гостиной предназначен для детей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinaya.docx31.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий Музыкальной гостиной «Музыка русских композиторов XIX века»

Слайд № 1

  • Дорогие друзья! Сегодня у нас музыкальна встреча, посвященная музыке русских композиторов. Рассказывать о композиторах и исполнять музыку будут учащиеся нашей школы, мои ученики вокальных и фортепианных объединений.

Слайд № 2 Глинка Михаил Иванович (1803 – 1858)

  • Глинка «Камаринская» (аудиозапись)
  • Звучит музыка Михаила Ивановича Глинки. Глинку можно сравнить с Пушкиным. По выражению Стасова «Оба (Пушкин и Глинка)  создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

Глинка первым из русских композиторов стал писать музыку для симфонического оркестра. Вы только что слышали, как по-новому зазвучал плясовой наигрыш «Камаринская». Также Глинка стал создателем первой русской оперы «Жизнь за царя». А его опера «Руслан и Людмила» и сейчас является украшением любого театра, Мариинского тоже. Сам Глинка любил петь, даже учился пению в Италии, и написал много романсов. Сейчас вы услышите один из самых мелодичных романсов, похожий на русскую народную песню.

  1. Ты, соловушка, умолкни. Исполняют Хямяляйнен Александр и Бек Никита.

Слайд № 3

Слайд № 4. Алябьев Александр Александрович (1787 – 1851)

  • Алябьев «Соловей» (аудиозапись)
  • Этот романс стал настолько популярным, что многими воспринимался как народная песня.  Известны слова П. Чайковского о романсе «Соловей»: «Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу. Я не могу без слез слышать „Соловья“ Алябьева!» Александр Алябьев был военным человеком, даже участвовал в войне 1812 года в знаменитом отряде поэта Дениса Давыдова, удостоен наград за смелость и отвагу. А его романсы, написанные на стихи лучших поэтов его времени,  наполнены печалью, нежностью. Сейчас вы услышите романс  Александра Алябьева на стихи его друга Александра Пушкина.
  1. Зимняя дорога. Исполняет хор 3 Б класса.

Слайд № 5

Слайд № 6. Гурилёв Александр Львович (1803 – 1858)

  • Раскинулось море широко (аудиозапись)
  • Вы слышите русскую народную песню « Раскинулось море широко». А эта песня – изменённый романс Александра  Львовича  Гурилёва. Романс Гурилева «После битвы» так любили на флоте, что он стал народной песней, которая помогала воевать морякам и в 19 веке в Крымскую войну и в 20 веке в Великую  Отечественную  войну.

Александр Гурилев родился в семье крепостного крестьянина графа Орлова. Отец научил его играть на скрипке и он играл в крепостном оркестре. Только в 28 лет он получил вольную, поселился в Москве и начал писать романсы. В его романсах чувствуется влияние русской народной песни.

  1. А.Гурилев «Сарафанчик». Стихи Н.Грекова.  Исполняет Заботина Виктория

Слайд № 7

Слайд № 8.  Чайковский Пётр Ильич (1840 -1893)

  • П.Чайковский Анданте из балета «Лебединое озеро» (аудиозапись)

  • Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие. 
    Д. Шостакович

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».  В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, смысл его жизни. 

Чайковский родился в семье горного инженера. С раннего детства он проявил острую восприимчивость к музыке, довольно регулярно занимался на фортепиано, которым хорошо владел ко времени окончания Училища правоведения в Петербурге.

Уже служа в департаменте министерства юстиции, он поступил в только что открывшуюся  Петербургскую консерваторию. Затем оставил службу, полностью решив посвятить себя музыке.

Повседневный и вдохновенный труд над созданием многочисленных музыкальных произведений составили содержание и смысл всей жизни великого художника.

Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры -опера, балет и симфония , романс и фортепианная миниатюра. Во всех  жанрах всегда слышна главная интонация музыки Чайковского — певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства и находящая столь же непосредственный отклик у слушателя.

  1. П.И.Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро». Исполняет Башарова Елизавета.

Слайд 9

Есть у Чайковского сборник пьес для фортепиано «Детский альбом».  Сейчас прозвучит пьеса в переложении для голоса.

  1. П.И. Чайковский. Старинная французская песенка. Исполняет ансамбль девочек 3 классов.

Слайд 10

Слайд № 11. Григ Эдвард

  • Э.Григ «Утро» (аудиозапись)
  • Эдвард Григ – норвежский композитор. Но Чайковский восхищался музыкой Грига и когда они встретились, сразу подружились. Затем Григ писал Чайковскому:   «... как я горжусь, что заслужил Вашу дружбу!» - «... мы должны повидаться, - где бы то ни было: в России, в Норвегии или еще где-нибудь! Родственные души ведь не растут на деревьях!»

Чайковский неизменно восхищался поэтичностью музыки Грига, свежестью и самобытностью его стиля, а главное чистым, бескорыстным  служением своему народу, созданием национальной народной музыки, к чему стремился и  Чайковский.

     Оба композитора находили наслаждение, воспевая  природу родного края, народные песни,  старинный быт, простые и искренние человеческие чувства.

  1. Э.Григ. Поэтическая картинка. Исполняет Казакова Анна

Слайд 12

  1. Э.Григ. Вальс. Исполняет Хямяляйнен Александр

Слайд 13

Слайд № 14. Море

  • Н.А.Римский-Корсаков «Море» из оперы «Садко» (аудиозапись)

Слайд №15 Римский-Корсаков Николай Андреевич

  • Прозвучала музыка ещё одного  современника Чайковского русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Их нельзя было назвать друзьями, скорее соперниками, но не враждовавшими, а помогавшими друг другу. Чайковский был первым музыкантом Москвы, а Римский-Корсаков - первым музыкантом Петербурга. И сейчас Московская консерватория носит имя Чайковского, а Петербургская – Римского-Корсакова.

Чайковский называет свои произведения «музыкальной исповедью души. А Н. А. Римский-Корсаков прославился как композитор-сказочник. Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями, скромным изяществом и задушевностью. Очень интересовала его история Руси. Мир фантастический и реальный переплетаются в опере-былине «Садко»,  в поэтичной весенней сказке «Снегурочка», в сказке «Кащей бессмертный».

 Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это  не удивительно:  с самого раннего детства Ники (так звали его родные) был покорен морем, поэтому  учился в Морском корпусе и став морским  офицером,  три года провел в плавании. Навсегда впитал в себя его красоту морских пейзажей. Море оживает в опере «Садко» », в волшебной «Сказке о царе Салтане».

Вся музыка Римского-Корсакова  живописна,  особенно ярко  звучат три чуда в «Сказке о царе Салтане» » по поэме Пушкина.  Одно из них вы сейчас услышите.

Ель растёт перед дворцом.

А под ней хрустальный дом;

Белка в нём живёт ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра – чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

  1.  «Белка»  из оперы «Сказка о царе Салтане». Исполняет хор 2-ых классов.

Слайд № 16

Слайд № 17. Калинников Виктор Сергеевич( 1870 – 1927)

  • Современник Чайковского – Виктор Калинников преподавал в Хоровой академии, затем в Московской консерватории. Его хоровые сочинения подкупают своей простотой, красотой и образностью, кантиленой звучания (напевностью).
  1. В.Калинников. Солнышко. Слова народные.

Слайд № 18

Слайд № 19. Кюи Цезарь (1835 – 1918)

  • Цезарь Кюи был военным инженером, генералом, крупнейшим  ученым. Он преподавал, написал много трудов по военному делу, о боевых укреплениях.  По его учебникам учились многие офицеры русской армии. Но Кюи с детства был увлечён музыкой, с 14 лет начал сочинять. Уже взрослым человеком, продолжая военную службу, он поступил в «Новую русскую музыкальную школу». Так назвали своё объединение Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин и Балакирев. Этих музыкантов ещё называли «Могучей кучкой». Цезарь Кюи вспоминал: «Так как негде тогда было учиться (консерватории не существовало), то началось наше самообразование». Композиторы изучали фольклор, творчество знаменитых музыкантов и, изучая  музыкальное искусство,  создавали новые произведения. Оперы Цезаря Кюи были поставлены в Мариинском театре, а также в Париже и Бельгии.

Цезарь Кюи создавал не только оперы, но и камерные произведения —вокальные квартеты, произведения для хора, музыку для детских опер: «Снежный богатырь», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», романсы на стихи Александра Пушкина и Аполлона Майкова. Цезарь Кюи был в музыке романтиком с удивительной культурой чувства и поэтикой, тончайшим лириком. Сейчас вы услышите самый поэтичный романс, написанный Кюи на стихи Пушкина. А Пушкин свои вдохновенные строки посвятил скульптуре «Девушка с кувшином»,  которая уже более 200 лет украшает Екатерининский парк Царского села (сейчас г.Пушкина).

  1. Ц.Кюи.  Царскосельская статуя. Исполняет ансамбль 4-ых классов

Слайд № 20

В наше время композиторы учатся, слушая музыку великих русских композиторов  и являются продолжателями их традиций. Также воспевают красоту природы, передают чувства человека. Сейчас вы услышите музыку нашего современника Владимира Коровицына.

  1.  В.Коровицын «Первая проталинка». Исполняет  Ахрамеева Елизавета

Слайд №21

Хачатурян Арам Ильич

Слайд № 22

И в заключение концерта прозвучит музыка армянского композитора, который учился в Московской консерватории у великого русского композитора Глиэра и сам воспитал замечательных учеников – Ростислава Бойко, Микаэла Таривердиева, Марка Минкова…И самое главное, что есть в музыке русских композиторов и их продолжателей – её напевность, мелодичность. И наше последнее произведение так и называется «Мелодия»

  1. А.Хачатурян. Мелодия. Исполняет ансамбль девочек 3 классов.

Слайд № 23

Ребята, присаживайтесь на свои места и обратите внимание на портрет. Вы

узнаёте этого человека? Да, это портрет Николая Андреевича Римского-

Корсакова. Этот человек создал в своей жизни много красивых музыкальных

произведений. Как можно назвать одним словом человека, который пишет

музыку? (ответы детей). Да, абсолютно верно. Композитор. А как

называется человек, который пишет стихи? (ответы детей). Молодцы, уже

запомнили. Да, поэт. Каких поэтов вы знаете? (ответы детей). Хорошо. А

кто знает, кто написал «Сказку о царе Салтане»? Да, это замечательный

русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.  

Когда-то эта сказка так понравилась Н.Римскому-Корсакову, что композитор 

создал целую оперу, которую так и назвал: «Сказка о царе Салтане». 

Основная часть урока (25 мин): 

Слайд № 2 

Н.А.Римский-Корсаков прославился как композитор-сказочник. Народные

былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей

поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и

записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями,

скромным изяществом и задушевностью. Мир фантастический и реальный

переплетаются и в поэтической весенней сказке «Снегурочка», и в

волшебной «Сказке о царе Салтане». Сказки привлекают и нас народными

мелодиями, образами и сюжетами. Скорее всего, в этом и заключается секрет

их вечной жизни. 

Ребята, присаживайтесь на свои места и обратите внимание на портрет. Вы

узнаёте этого человека? Да, это портрет Николая Андреевича Римского-

Корсакова. Этот человек создал в своей жизни много красивых музыкальных

произведений. Как можно назвать одним словом человека, который пишет

музыку? (ответы детей). Да, абсолютно верно. Композитор. А как

называется человек, который пишет стихи? (ответы детей). Молодцы, уже

запомнили. Да, поэт. Каких поэтов вы знаете? (ответы детей). Хорошо. А

кто знает, кто написал «Сказку о царе Салтане»? Да, это замечательный

русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.  

Когда-то эта сказка так понравилась Н.Римскому-Корсакову, что композитор 

создал целую оперу, которую так и назвал: «Сказка о царе Салтане». 

Основная часть урока (25 мин): 

Слайд № 2 

Н.А.Римский-Корсаков прославился как композитор-сказочник. Народные

былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей

поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и

записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями,

скромным изяществом и задушевностью. Мир фантастический и реальный

переплетаются и в поэтической весенней сказке «Снегурочка», и в

волшебной «Сказке о царе Салтане». Сказки привлекают и нас народными

мелодиями, образами и сюжетами. Скорее всего, в этом и заключается секрет

их вечной жизни.