Музыкально-слуховые способности и их развитие в процессе обучения.

Останина Валентина Аркадьевна

Статья о начальном обучении игре на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Музыкально-слуховые способности и их развитие  

                                 в процессе обучения.

В комплексном музыкально-исполнительском развитии ученика главное место принадлежит воспитанию слуховых способностей. Оно осуществляется на основе опыта слушания музыки и тщательной работы по воспитанию слуха пианиста.

        Умение слушать и слышать своё исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковую и техническую сторону игры – способность, нуждающаяся в развитии с первых же шагов обучения.

        Значительное влияние на эту способность уже с раннего детства оказывает организованное слушание музыки в совершенном исполнении с целью обогащения музыкальных впечатлений.

        Как же происходит слуховое развитие ученика в начальной стадии обучения? В связи с тем, что «детским» произведениям присущи те же выразительные закономерности, что и «взрослой» музыке, уже с первого года обучения ребёнок познаёт язык

 музыки - мелодию, полифонию, ритм, гармонию в их взаимодействии и как самостоятельные выразительные категории.

        Начальное формирование музыкального слуха и слуховых представлений осуществляется при восприятии и исполнении мелодий.

        Мелодия. Первые уроки, на которых начинается общение с инструментом, вводят ребёнка в мир мелодических образов.

Основой образного содержания мелодии является живая мелодическая интонация. Уже в самой короткой двухзвучной ритмо-интонации – музыкальном слове – ощущается её образный смысл. Эмоциональные оттенки мелодических интонаций в детских пьесах тесно связаны с величиной интервального «шага», его высотной направленностью, ритмикой и артикуляционной окраской. Большие интервалы обычно символизируют широту и полноту чувств, малые – состояние покоя, ласку.

Настройка слуха ученика на осмысленное восприятие мелодических интонаций способствует эмоционально яркому исполнению мелодии.  

При разучивании пьес из программы второго класса, особенно таких, где песенное начало менее ощутимо, для активизации слухового восприятия интонаций рекомендуются такие вспомогательные средства, как словесная подтекстовка мелодии, соответствующая её интонационному и ритмическому характеру.

При исполнении более развитых мелодических построений необходимо не только слышать слияние отдельных звуков друг с другом, но и ощущать развитие мелодии к её кульминации. Первые  трудности появляются у ученика при исполнении кантиленных пьес с протяжённо звучащими нотами в мелодии. Ученик должен научиться фиксировать момент появления долгого звука, его постепенного угасания и пластичного перехода в новый звук. Это новое качество интонационного слышания должно связываться в слуховом представлении ученика с ощущением мелодического дыхания, непосредственно воздействующего на целостность исполнения мелодии, на яркость интонирования мелодических вершин.

Выразительности исполнения мелодии во многом способствует разъяснение авторских и редакторских указаний, содержащихся в нотном тексте. Особенно следует отметить важность своевременного слухового осознания учеником артикуляционных штрихов, помогающих ему тоньше оттенить в исполнении интонационные подробности мелодии.

Полифония. Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии является одним из важнейших условий развития пианиста. Закономерности слышания и исполнения одноголосных мелодий распространяются и на мелодии в полифонической музыке.

Уже на самых лёгких пьесах первоклассник начинает постигать музыкальную ткань подголосочной, контрастной и имитационной полифонии. Переход от одноголосных мелодий к двухголосным должен осуществляться с исключительной постепенностью при достаточно прочном закреплении пройденного материала.

Первые полифонические «шаги» ученика, как правило, связаны с исполнением привычного для него песенного одноголосия с короткими подголосками. В слуховых восприятиях ребёнка появление второго голоса должно ассоциироваться с подпеванием (другим человеком) верхнего голоса.

Начальное развитие имитационного полифонического слышания осуществляется на эпизодах с каноническим изложением и строгих двухголосных канонов в октаву. Чем контрастнее ритмика и высотная направленность обоих голосов, чем ярче их мелодические кульминации, тем естественнее и легче прослушиваются учеником голоса в их одновременном изложении.

Ритм. Слуховое восприятие закономерностей ритма в музыкальном сочинении – одно из важнейших условий его полноценной исполнительской интерпретации.

Ритм как выразительное средство музыки воспринимается детьми с особой непосредственностью. Что же должно лечь в основу развития чувства музыкального ритма с первых шагов обучения ребёнка? Раскрытие образно-эмоциональной сущности ритма – вот основное направляющее начало в воспитании у детей навыков слухового восприятия ритма.

Как же формируется чувство музыкального ритма у детей?

Уже при изучении одноголосных мелодий прививаются начальные навыки ритмической точности и ритмической выразительности исполнения. Арифметическое объяснение о дроблении целой ноты не согласовывается с главной стороной познания ритмики – слышанием разных длительностей в их связи друг с другом.

Четвертная нота является для слуха не частью целой ноты, а самостоятельной метрической единицей, с которой начинается слуховое различение длительностей. Звучание длительностей во времени может ассоциироваться у ребёнка с такими наглядными временными представлениями: четверть – шаг, восьмые – лёгкий бег, половинные – остановка.

Исходя из того, что слышание четвертной ноты как основной временной единицы является наиболее естественным способом измерения длительностей, уже с начального обучения сам счёт следует вести по четвертным нотам.

В дополнение к счёту следует использовать и другие приёмы работы над ритмом, прочно закрепляющие точность пульсации четвертей. Например, педагог играет одноголосные мелодии, а ученик отмечает пульс четвертных нот; или до исполнения новой мелодии на инструменте ученик хлопками отсчитывает четвертные ноты и одновременно говорком на слоги воспроизводит полностью все длительности.

Усвоение учеником элементарных ритмических комбинаций в одноголосных мелодиях переходит далее в приобщение его к новой, более сложной области разносторонних проявлений ритма в двухплановой фактуре. Уже в мелодии и сопровождении простейших пьес гомофонно-гармонического склада обнаруживаются свои особенности выявления ритма в исполнении.

Гармония. В новом для учащегося произведении мелодия и ритм схватываются прежде всего. Труднее «прочитывается» гармония. Она не выступает столь открыто, требуя особых средств выявления своих выразительных возможностей.

Какие же стороны гармонического слуха можно развивать на материале произведений 1-2 классов?

Уже при разучивании легчайших пьес ученик начинает вслушиваться в ладовую и гармоническую окраску звучания.

Начальное музыкально-слуховое восприятие лада естественней всего осуществляется при контрастном сопоставлении мажора с параллельным минором.

Образно-психологическое восприятие современных гармоний должно явиться неотъемлемой частью развития гармонического слышания ученика, начиная с первого года обучения.

Список используемой литературы.

1.Б.Милич. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ.

   Издательство «Музична Украiна», 1977г.

2. Т.Б.Юдовина-Гальперина. За роялем без слёз, или я –      

    детский педагог. Предприятие Санкт-Петербургского Союза

    художников.1996г.

3.Как научить играть на рояле. Первые шаги. Классика-XXI.

   Москва. 2008г.

4.А.Шмидт-Шкловская. О воспитании пианистических

    навыков. Москва. Классика-XXI. 2002г.

5.А.Д.Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано.

   Издание третье, дополненное. Москва, «Музыка», 1978.