Методическая разработка на тему: "Голосовые средства, с помощью которых достигаются цели"

Каяниди Лилия Данииловна

Освоение искусства эстрадного вокала в первую очередь начинается с  освоения музыкального языка, то есть со стилистики. Певец  должен овладеть техническими навыками и приемами. Развитие голоса и знакомство со стилистикой, чаще всего решаются параллельно.

Развитие вокально-певческих навыков исполнителя любого направления предполагает:

1. Работу над постановкой голоса;

2. Освоение специфических способов и приемов, использующихся  в данной стилистике.

Под постановкой голоса понимается процесс развития певческого голоса и выработки в них качеств, необходимых  для дальнейшей профессиональной работы в каком-либо жанре вокального искусства. В процессе работы над постановкой голоса мы должны учитывать и развивать те механизмы формирования голоса певца, которые  в дальнейшем позволят ему петь высоко, сильно, долго, каждый день, и без вреда. «Вокальные навыки - это комплекс певческих рефлексов, выработанных  в систематических  занятиях- многократных  повторениях, разделённых во времени» 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учреждение, подведомственное департаменту культуры ГБУДО г.Москвы

ДШИ им А.С. Даргомыжского

Методическая разработка

«Голосовые средства, с помощью которых достигаются цели»

Подготовила:

преподаватель по эстрадному вокалу

Каяниди Лилия Данииловна  

2017 г.

Москва

Методическая разработка

«Голосовые средства, с помощью которых достигаются цели»

Освоение искусства эстрадного вокала в первую очередь начинается с  освоения музыкального языка, то есть со стилистики. Певец  должен овладеть техническими навыками и приемами. Развитие голоса и знакомство со стилистикой, чаще всего решаются параллельно.

Развитие вокально-певческих навыков исполнителя любого направления предполагает:

1. Работу над постановкой голоса;

2. Освоение специфических способов и приемов, использующихся  в данной стилистике.

Под постановкой голоса понимается процесс развития певческого голоса и выработки в них качеств, необходимых  для дальнейшей профессиональной работы в каком-либо жанре вокального искусства. В процессе работы над постановкой голоса мы должны учитывать и развивать те механизмы формирования голоса певца, которые  в дальнейшем позволят ему петь высоко, сильно, долго, каждый день, и без вреда. «Вокальные навыки - это комплекс певческих рефлексов, выработанных  в систематических  занятиях- многократных  повторениях, разделённых во времени» (О. Далецкий). В процессе занятия вокалом голосовой аппарат должен становиться выносливее и здоровее.Певец должен справляться с вокально-техническими трудностями, если занятия пения эффективны, жалобы наразличного рода состояния дискомфорта  не возникают. Вокалист любого жанра должен управлять своим голосом. В первую очередь необходимо освоить базовые приемы по управлению певческим дыханием и дыхательной опорой, ведь без них невозможно точно интонировать и корректно исполнять штрихи и фразировку. Необходимо научиться «ловкости» в использовании резонаторов, без нее не добиться выразительности пения и тембральной  ровности  диапазона. Важна и скоординированная работа  артикуляционного аппарата. Особое внимание  следует обратить на свободное и непринужденное положение гортани.

В процессе постоянных упражнений для пения, приобретается навыки свободного вокального звукоизвлечения, раскрывается тембр голоса и появляется  его индивидуальность.

На начальном этапе обучения вокальному искусству важно все, что касается  развития вокальной техники. Любое обучение всегда должно происходить под наблюдением и контролем педагога, иначе вы можете повредить голос. Нужно учитывать, что процесс обучения вокала требует от вас  терпения, времени, физических и эмоциональных затрат. Профессиональный  певец должен звучать беспроблемно долгое время, поэтому певческий аппарат нужно тренировать не только на уроке, но и дома, выполняя все наставления педагога.

Каждый педагог вокала начинает свой урок с распевки.  Распевка – это упражнение, предназначенное для выполнения нескольких задач: 1. Это может быть разогрев всех мышц голосового аппарата; 2. Обработка техники голосообразования; 3. Голосоведения; 4. Речевые упражнения и т.д. Распеваться необходимо ежедневно не меньше 30 минут, до состояния прогретого, теплого  горла, с достигнутым нужным диапазоном. Для этого нужно брать упражнения, которые хорошо настраивают голосовую функцию. Любую распевку нужно петь живо, выразительно, с чувством, как если бы вы пели произведение на концерте.

Схема преподавания  педагога Каяниди Л.Д .

1 этап. Педагог – ученик. 

Специальные  теоретические занятия + специальный психологический подход к личности учащихся + специальные упражнения технические и вокальные, впоследствии  чего быстро доходит до глубинных вокальных  возможностей человека. В упражнениях используется минимум голоса, каждый ученик для педагога это индивидуальность, личность со своей энергетикой, человеческими качествами. В моей методике все упражнения построены на работе дыхательного аппарата, все четко, требовательно отрабатывается, а правильное дыхание предохраняет от срывов в связках. Положительная сторона методики-все учащиеся поют индивидуально,эмоционально, полным голосом.

2 этап. Работа над шлифованием нюансов.

 Учащийся начинает петь осознано, выбирая в каком стиле ему лучше петь, знает основы профессионализма.

Теоретические сведения и вокальные - тренировочные упражнения можно компоновать в следующем порядке:

1. Теоретические сведения о певческом дыхании + разминка, упражнения для верной настройки голоса.

2. Теоретические сведения о манерах пения +  разминка, упражнения для правильного  певческого дыхания, обработка техники голосообразования и голосоведения.

3. Певческие регистры. Связки + разминка, упражнения для правильного дыхания, овладение филирования звука.

4. Диафрагмальное дыхание. Атака звука + разминка, упражнения на дыхательную технику, скачки, интервалы, в том числе октавные.

5. Резонаторы + разминка, упражнения на дыхательную технику, работа над интонацией.

6. Артикуляция + разминка, речевые  упражнения, выработка (расширение ) диапазона.

7. Энергетика + разминка, речевые упражнения, техника беглости.

Приступая к работе над профессиональной постановкой звука, необходимо опираться на природу формирования певческого голоса. Показателем естественной природы голоса служит речевой (грудной) регистр, который используется в выразительной речи. Начальный звук работы - примарный речевой тон, наиболее часто повторяющийся в спокойной речи и при односложных ответах. Примарный речевой и весь грудной регистр, как утверждают многие известные вокалисты, почти никогда не выстраиваются резонансно от природы даже у вокально одаренных людей. Однако вокальная работа над его постановкой ведущими вокалистами мира рассматривается как фундамент певческого голоса, считаясь основой  саморегуляции вокальной техники на всем диапазоне певческого голоса, формирования всех профессиональных и исполнительских возможностей певца. Формирование резонансного голосообразования грудного регистра наиболее эффективно осуществляется на основе метода пространственного и артикулярно - китсевого  моделирования, сочетающего природосообразную двигательную организацию работы голосового аппарата и всего тела. Поэтому наряду с обработкой элементов и механизмов резонансного голосообразования важно использовать и движения тела, моделирующие пространственные ощущения  звукоформирования.

С первого урока вокала, педагог закладывает те основы музыкальной культуры на которых строиться все дальнейшее воспитание и образование: формируется положительное, заинтересованное отношение  детей к музыке, воспитывается любовь к ней, музыкальный вкус, приобретаются навыки слухового внимания, умение слушать музыку. Элементарно разбирать и оценивать услышанное. Начиная работу по вокалу, многие дети не могут  правильно интонировать,  причины неправильного пения, весьма различны: иногда это дефекты слуха или голосового аппарата, иногда недостаточность музыкального опыта учащихся, слабое развитие музыкального слуха, отсутствие  элементарных певческих навыков. В процессе обучения эти недостатки постепенно исчезают, кроме отдельных случаев требующих медицинского вмешательства. Большое значение для правильного пения имеет развитие музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, слухового внимания и слухового контроля. Красивое и выразительное пение дается не сразу.  Чтобы раскрепостить ученика эмоционально, мы совместно с учеником выясняем, откуда появляется музыкальный звук, и какие органы  принимают участие в извлечении певческого звука, в дальнейшем мы останавливаемся на дыхательном аппарате певца. Дыхание бывает 2-х видов. Неправильное - ключичное и смешанное. Правильное – нижнерёберно - диафрагмальное.

Диафрагмальное дыхание дает:

  1. Является предохранителем от срывов  связок.
  2. Пение на диафрагмальном дыхании позволяет сохранить на длительное время силу и чистоту звука, не дает быстрого утомления и расстройства голосового аппарата.

Как ставить и заниматься диафрагмальным  дыханием с начинающими.

Вокальная стойка или поза - та, при которой брюшные мышцы натянуты, грудная клетка с плечами находится в свободном развернутом, расправленном состоянии, позвоночник прямой, опора на обе ноги. Голову нельзя запрокидывать, и  вытягивать вперед. Качественное пение –это пение на устойчивой певческой опоре. Вдох должен быть бесшумным, в темпе и ритме исполняемого упражнения. Выдох должен быть ровным, почти не ощущаемым.

Необходимо  научиться управлять потоком  выдыхаемого воздуха. Это означает рассчитывать требуемое количество дыхания на определенную фразу. По сути, вдох – это ваша готовность к пению.

У каждого вида пения существуют  определенные приемы исполнения.

Эстрадно-джазовое пение - это «маска».

Для того чтобы её сделать, нужно:

1. Нижняя челюсть свободна, не зажата, верхняя губа медленно поднимается, работают мышцы носа. Как можно сильнее напрягаем мышцы лица. Фиксируем, стараемся как можно дольше задержаться в этом положении, затем медленно расслабляемся. Упражнение  повторить 3 раза.

2. Следующее  упражнение - открываем рот максимально широко, но  «маска» остается. Повторить 3 раза.

3. Максимально открыт рот, делаем вдох диафрагмой  «хрю» - медленно всасываем воздух, надувая живот, затем выдох.

Три упражнения на дыхание

1. Вдох, задержка дыхания, давим на солнечное сплетение, выдох.

2. Вдох, переводим воздух под  диафрагму и толчки животом, выдох.

3. Упражнение линейка

РАЗМИНКА

Необходимо расслабить:

  1. Плечевой пояс (встряхивание плечами)
  2. Шейный отдел (наклоны, повороты и другие движения головой)
  3. Нижнюю челюсть (движения вниз, вверх, влево, вправо, вперед, назад.
  4. Губы и область вокруг них, движения губами, нижнюю губу выворачиваем с обнажением десен. Также выполнять движения закрывающие нижние зубы нижней губой внутрь рта).

Вообще любые разминочные упражнения, в том числе и разминающие  мышцы лица в данном случае хороши, так как  певец должен уметь ощущать свободу этих мышц и резонирование  лица во время пения.

  1. Все мышцы живота (отпустить их)    

Упражнение «МАШИНКА»

МАНЕРЫ ПЕНИЯ

Существует 3 манеры пения.

1. Академическая манера.

а. Дыхание диафрагмальное

б. Связки в свободном режиме.

в. Зевок глубокий.

г. Рот крытый.

2. Народная манера.

а. Дыхание диафрагмальное.

б. Связки «прижатый режим»

в. Рот распяленный.

г. Зевок близкий.

3.Эстрадно-джазовая манера.

а. Дыхание диафрагмальное.

б. Связки в усредненном режиме.

в. Зевок плавающий скользящий.

г. Рот «маска»

РЕГИСТРЫ

Женские, имеют 3 регистра: грудной, медиум (микст), головной. В академической манере базовый регистр головной, рабочий - медиум, грудной. В народной манере  базовый  регистр грудной и свободное исполнение любого регистра.  В  эстрадно-джазовой манере- базовый гипертрофированный грудной, рабочий микст  и головной.

Мужские,  имеют 2 регистра: грудной и фальцет.

Академическая манера, народная манера, эстрадно-джазовая манера: базовый регистр  у мужских голосов грудной и фальцет.

ВИДЫ ГОЛОСОВ

Ученику нужно рассказать о голосах, какие бывают связки. Существуют различные виды голосов как мужских, так и женских.  

Мужские голоса – это: БАС - ПРАФУНДО – низкий мужской голос, диапазон октава. Просто БАС, БАС-БАРИТОН, диапазон смешанный, БАРИТОН бывает драматический и лирический. ТЕНОР драматический и лирический, КОНТРТЕНОР.

Женские голоса – КОНТРАЛЬТО, АЛЬТ, МЕЦЦО – СОПРАНО драматическое и лирическое, СОПРАНО драматическое и лирическое, КОЛОРАТУРНОЕ  СОПРАНО.

Детские голоса – ДИСКОНТЫ, девочки и мальчики.

СВЯЗКИ 

Связки бывают:

1. Длинные и толстые, низкие голоса для всех.

2. Короткие и тонкие, высокие голоса.

3. Средние – для средних голосов. Бывают исключения, длинные тонкие, короткие толстые. Диапазон не соответствует слуховому восприятию.

В связи сексуальной революцией  в музыке появилось направления «рок», «металл»,   появился опертый фальцет - это фальцет  поставленный на диафрагмальное дыхание, результат профессионального роста эстрадных певцов : «Пинкфлоид», «Меркури». Просто ФАЛЬЦЕТ – мужской регистр, беден тембрально, не поддается увиличению, усилению и улучшению.

ДИАФРАГМАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

Все дети рождаются со способностью визжать, смеяться, плакать, кричать, кривляться. В процессе взросления эти голосовые проявления постепенно куда-то исчезают, ребенок  становится более стеснительным, а его ГОЛОС превращается в голос. Наша задача вспомнить врожденные механизмы функционирования своего голоса. Существуют различные упражнения, дающие возможность ощутить работу диафрагмы – главной мышцы, отвечающей за дыхание в пении. Эти упражнения необходимы с точки зрения ознакомления с работой дыхательного аппарата и приведения его в некоторый тонус. Надо пояснить и продемонстрировать ученику. Что вдох осуществляется в живот и подреберье, тем самым приподняв и чуть развернув грудь. Чтобы активизировать ощущения ученика и научить его дышать животом,  можно воспользоваться способом «испуга». При испуге мы иногда тихо вскрикиваем, резко вдыхая воздух в живот. Для малышей я показываю упражнение  - «как дышит рыбка жабрами». Эти движения являются наиболее точными для понимания работы диафрагмы и мышц живота  при вдохе. Во-первых, воздух сразу поступает в живот, а во-вторых, при быстром прохождении не охлаждает слизистую оболочку и связки. При пении необходимо полное доверие к собственному животу, к брюшным мышцам живота. Именно доверие. Только при условии расслабленности верхней и нижней частей живота диафрагма начинает работать в верном режиме и практически любой звук, извлекаемый учащимся, становится комфортным,  а значит верным. Вдох должен быть бесшумным,   в темпе и ритме исполняемого упражнения или произведения ( на затакт к ритмической доле). Выдох должен быть  ровным, почти не ощущаемым. Необходимо научиться управлять потоком выдыхаемого воздуха.  Это обозначает рассчитывать требуемое количество дыхания  на определенную фразу, так как весь взятый воздух  надо потратить на пение, или говоря другими словами, не перебирать количество воздуха,беря воздуха не более чем требуется. «Нужно обращать в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха» (Э. Карузо). При этом излишек дыхания (если есть) в конце фразы следует выдохнуть. По сути, вдох - это ваша готовность к пению.

Так же при обучении необходимо обязательно следить за выдохом, так как:

1. Мышечные зажатия живота и гортани ведут к запиранию дыхания, как такового. Это в свою очередь приводит к напряжениям голосового аппарата в целом и неозвученности  резонаторов, так как нет проходимости спокойного воздушного потока;

2. И наоборот, если при пении нет постоянно выходящего равномерного воздушного потока, мышцы реагируют на это зажатием;

3) Неконтролированный выдох приводит также неозвученности  резонаторов, так как воздушный поток со слишком большой скоростью в единицу времени проходит через резонаторные полости. Если же при условии расслабленности мышц живота начинающий  певец следит за выдохом, то диафрагма начинает работать в необходимом  для пения режиме. Спокойный выдох воздуха приближает к свободному, комфортному, насыщенному тембром пению.

В первых двух случаях звук будет форсированным и в начале обучения рекомендуется придыхательная атака. В  третьем случае при бесконтрольной утечке дыхания необходима более твердая  атака. Безусловно, что в общем случае на первом этапе обучения из трех видов атак звука: твёрдой, мягкой и придыхательной, наиболее предпочтительна мягкая. По мере развития вокальной техники необходимо учиться петь  любым видом атаки звука. «Атака» -  это бросок, удар. АТАКОЙ  называется способ начинания звука, точнее - момент, характер и степень сближения голосовых связок в начале тона. При твердой атаке, голосовая щель плотно замыкается перед началом звука и затем прорывается с силой напором выдыхаемого воздуха. В начале звука при этом слышится нечто вроде «К».  Твердая атака, как постоянная манера начинать звук, свойственна высокой опоре звука, когда  гортань  фиксирована  выше ее лежащей мускулатурой, и достигает максимального напряжения у певцов, сильно опускающих нижнюю челюсть. Резкость, с которой начинается при твердой атаке звук, остается слышной на всем протяжении начатой таким  способом ноты. Придыхательную атаку в сущности нельзя даже считать атакой. Такой способ начинать пение тона сопряжен, как известно, со значительной утечкой воздуха и потому, как постоянная манера, не рекомендуется. Мягкая атака состоит в сближении, но не плотном смыкании голосовых связок, и не перед началом, а в самый момент начала звука. Мягкая атака,  как преобладающая манера начинать звук, свойственна низкой опоре звука и при доведенной до совершенства опоре дыхания вполне достаточна как для слабо, так и для твердо начинаемых тонов. Эта атака, равно как и твердая, несопряжена с утечкой воздуха. Но она состоит не в разрывании плотно сомкнутых голосовых связок напором воздушного столба, а в захлопывании их над пришедшим в движение воздушным столбом. При наличии низкой опоры звука и при хорошо выдерживаемой опоре дыхания мягкая атака происходит сама собой, и голос при этом сохраняет максимальную свободу и мягкость при всех динамических изменениях звука. В эстрадно- джазовой манере используют смешанную технику. Значение атаки усугубляется тем, что от нее зависит и ею предопределяется характер звука на всем его дальнейшем протяжении, а равно степень утомления и скорость изнашивания голосовых связок в профессиональной работе певца. Поэтому, решая вопрос о том, какую атаку избрать как постоянную или преобладающую, следует отдать преимущество той, которая меньше раздражает, не причиняет ушибов голосовым связкам, и не увлекаться особенно «блестящими» звуками, понимая,  что дело, главным образом, не в блеске и не в силе звука, а в его широте, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности и что эти качества голос приобретает и сохраняет не при твердой, а при мягкой атаке, как постоянной манере начинать звук. В особых случаях, например, когда требуется выразить пением гнев, отчаяние, страсть, острое страдание или испуг, - является использования твердой атаки. Для выражения бессилия, трусости, изнеможения и т. п.может пригодиться и придыхательная атака.

РЕЗОНАТОРЫ

Резонанс - это звуковая волна. Акустика связана с эффектом резонанса. Резонанс украшает звук. В различных помещениях звук звучит  не одинаково.

Эффект «ЭХО» - ущелье, ограниченное пространство.

«ХОЛЛ» - замкнутое пространство. Большое, мало заставлено, свободное помещение, голос  летит как рикошет.  В эстрадном жанре используется электронная аппаратура, где есть «ЭХО», и «ХОЛЛ» и много других эффектов.

Вибрация связок и усиление первичного звука с помощью резонанса - два фактора, определяющие возникновение певческого голоса. Голос любого исполнителя  характеризуется  индивидуальным тембром. Неповторимость тембра зависит от резонанса, возникающего при прохождении звука через голосовой аппарат. Естественный резонанс – это результат точного, комфортного прохождения звука через резонаторные полости.

Существует 2 вида резонаторов:

  1. Грудной (нижний)
  2. Головной (верхний).

Нижний резонатор –  бронхи, диафрагмальная полость.

Верхний резонатор – 2 фронтальных пазухи, 2 гайморовы пазухи.  У головного резонатора полость маленькая. В любом пении используются в равной степени головной и грудной резонаторы. Научно доказано, что головной резонатор отвечает за верхние обертоны, грудной резонатор – за низкие обертоны.

Головной резонатор отвечает за интонацию, за светлое звучание, за полётность звука.

Грудной резонатор отвечает за мощный наполненный звук, за тембр голоса за сердечность, теплоту, то есть, происходит смешение (диффузия) головного резонатора, реального воздуха, чувства, информация – это является грузом на нашу энергетику. Только при условии постоянного единого смешанного резонанса звук сбалансирован по качеству и тембр исполнителя звучит естественно и комфортно. При пропевании начальных упражнений ученику нельзя стараться придавать своему голосу дополнительный объем и красоты, ибо это может существенно помешать процессу пения и приводить к ненужным напряжениям голосового аппарата. Если же тембральные ощущения сформированы и голос звучит ровно во всем диапазоне без потери качества, то постепенно можно попробовать увеличить силу звука голоса.

Существует 2 вида людей:

1-е,  которые говорят в низком регистре и 2-е в высоком регистре (свистуны). Свистунам нужно разрабатывать грудной регистр,  эти люди часто завышают обертона. Те, у которых грудной голос, нужно развивать головной резонатор,им свойственно занижать, к них больше грудных обертонов. В современной аппаратуре используется ЭКВОЛАЙЗЕР –это высокостоящая аппаратура, которая умеет выстраивать резонанс, т.е. обертона. Благодаря этой аппаратуре ,мы можем выстраивать (верха, середину, низы).

АРТИКУЛЯЦИЯ

Артикуляция с латыни - членораздельно разговаривать – способ исполнения последовательного ряда звуков на инструменте или в пении. Основные виды артикуляции – легато, стаккато, портаменто, глиссандо.

Перед тем как петь, надо научиться  хорошо говорить. «Хорошо сказанное слово – уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь» (К. С. Станиславский). Лучше всего начинать  со  скороговорок. Проговаривать в медленном темпе, четко произнося каждое слово, до тех пор пока вы не добьетесь уверенного, непрерывного внятного произношения без запинок. В слове может быть одно ударение: как в речи такт и в пении. Нахождение ГЛАВНЫХ СЛОВ является важной задачей в работе над текстом. Смысл предложения зависит от слова которое вы выделяете. Смысл фразы меняет перенос логического ударения на то или иное слово. Фраза не должна быть перегружена количеством главных слов. Логические паузы – остановка речи, часто совпадают со знаками препинания, группируют слова по смыслу. Скороговорки требуется многочисленно повторять, до ощущения комфорта. Единым звуковым потоком должно стать произнесение слов и предложений. Фразы не должны начинаться с лишних призвуков. Чем отчетливее произносятся согласные, тем яснее и ярче звучат гласные. Все слова необходимо произносить близко, «впереди», в передней части рта, чувствовать их на губах. Рекомендуется фразы – скороговорки произносить поначалу одними гласными:

У воды удавы.

[ у-а-ы-у-а-ы ]

Правила для согласных:

Свистящие и шипящие согласные (с, ч, ш, щ) следует произносить коротко, чтобы не прерывалась вокальная линия. Сонорные и звонкие согласные интонируются на высотеследующей за ними гласной. Правило переноса согласных на следующий слог: если слог в слове заканчивается на согласную букву, следует эту согласную отнести к следующему слогу. Перенос необходим для непрерывности звукового потока. Например:

В сугробе Егорка барахтался.

[фсу – Гро – бе–е - го-Рка- ба- ра – Хта - Лся ]

Правила для согласных:

Если слово закончилось на гласную, а следующее слово начинается с гласной, нужно их разделить твердой атакой. Например:

Как хороша она.

[ ка-кха –ра – ша-‘ а- на ]

Конечно проблема дикции, проблема слова в  любой манере пения является одной из наиболее важных  и острых. Исполнитель, а  тем  более начинающий, должен контролировать звук собственного голоса, в смысле работы резонаторов,  но и следить за артикуляцией,за читаемостью текста, который он поет.

Несколько речевых упражнений я приведу в пример:

Бык, бык, тупогуб.  Тупогубенький бычок, у быка бела губа  была тупа.

Проворонила ворона вороненка.

Сиреневенькаязубовыковыривательница.

На дворе трава, на траве двора, не руби дрова на траве двора! И т. д.

ЭНЕРГЕТИКА

Энергетика «солнечного сплетения» - главная чакра общения с социумом. Энергетика должна нести свет, жизненную энергию, заряжать положительными эмоциями. Энергетика бывает разной, сильная энергетика не всегда воспринимается, нужно научиться  управлять своей энергетикой, и  уметь преподносить себя так, чтобы люди наполнились светом, добротой. Взамен идет ответная реакция, душа поет от того, что ты заставил человека раскрыть свою душу, и пробудить в ней  что – то духовное.

Существует незримая колонна, по которой я работаю – это  я  считаю связующие грани профессии эстрадного певца. Каждый человек может работать и развивать свои способности по этой колонне:  -  человеческий талант (душа), голос,  музыкальные способности, умение учиться, вокальные способности, работоспособность, артистизм, музыкальный  вкус, имидж, внешние данные, физическая гигиена, профессионализм , и конечно  борьба со своими несовершенствами

ВЫВОД.

При настройке голосового аппарата  основным условием верного, удобного профессионального эстрадного пения является душевный комфорт, который возникает в процессе овладения исполнителем основными навыками пения, основанными на точных рекомендациях по удобству дыхания, расслабленности голосового аппарата, ощущения  естественного резонанса и артикуляции, оказывающими воздействие на эстрадного певца.

Список использованной литературы

  1. М.  Румер «Методические указания к учебникам пения» Изд. Музыка. Москва 1968
  2. А. Карягина «Джазовый вокал» Изд. Планета музыки. Санкт- Петербург. 2008
  3. А.  1961
  4. Ю. Барсов  «Вокально – исполнительские и педагогические принципы М.И.  Глинки» Изд. Музыка. Ленинград 1968
  5. П. Виардо «Упражнения для женского голоса» Изд. Планета музыки. Санкт- Петербург – Москва – Краснодар 2013
  6. О. Сафронова «Распевки» Изд. Планета музыки. Санкт- Петербург- Москва –Краснодар
  7. А. Демченко «Вехи вокала» Москва 2004
  8. Т. Вендрова «Пусть музыка звучит» Изд. Просвещение. Москва. 1990
  9. В. Лужный  «Методика преподавания музыки в 1 классе» Изд. Музична Украина. 1984
  10. Д. Лоншан « Азбука дыхания» Изд. Мир книги. Москва.2008
  11. О. Клипп «Постановка голоса эстрадного певца» Москва 2003

.