Открытый урок. Тема: «Динамические оттенки. Дикция. Выразительность исполнения вокального произведения»

Каяниди Лилия Данииловна

Как известно, музыка, в том числе и пение, в современном мире – это не только предмет развлечения, но и могучее средство воспитания и самосовершенствования личности.

     Эстрадное пение – молодая отрасль в культуре, но уже занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования.

               Процесс обучения эстрадному пению является одним из составляющих в системе духовного и нравственного воспитания ребенка. Даже в период обучения ребенок имеет возможность проявить себя как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_dshi_im._a.s._dargomyzhskogo_16.05_2018g.doc146 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУДО г. Москва ДШИ им. А.С. Даргомыжского

Открытый урок

по предмету Эстрадное пение

преподаватель  Каяниди Лилия Данииловна

Тему: «Динамические оттенки. Дикция. Выразительность исполнения вокального произведения»

Москва

16.05.2018

Пояснительная записка

Как известно, музыка, в том числе и пение, в современном мире – это не только предмет развлечения, но и могучее средство воспитания и самосовершенствования личности.

     Эстрадное пение – молодая отрасль в культуре, но уже занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования.

               Процесс обучения эстрадному пению является одним из составляющих в системе духовного и нравственного воспитания ребенка. Даже в период обучения ребенок имеет возможность проявить себя как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.

     Открытый показательный урок проводится для учащихся, которые хотят заниматься эстрадным пением, развить вокальные данные и художественный вкус.

Открытое учебное занятие

Тема: «Динамические оттенки. Дикция. Выразительность исполнения вокального произведения»

Дата: 16 мая 2018 года

Время проведения: 14.00.

Продолжительность занятия: 45 мин  

 Форма занятия: индивидуальное

 Возраст учащегося: 8 лет

 Год обучения: второй

 Фамилия, имя учащегося: Канин Артемий          

План

Цель:

развитие у учащихся умение различать динамические оттенки;

обучение чистоте интонирования, четкой дикции;

развитие вокально-технических навыков и навыков выразительного пения;

воспитание общей культуры личности.

Задачи:

обучение выполнению упражнений на интонирование, дикцию;

обучение выразительному пению на примере вокального произведения;

развитие вокально-технических способностей;

воспитание музыкального вкуса.

Содержание занятия  

  1. Организация

     Постановка цели занятия: выполнение упражнений на чистоту интонации и на дикцию; выразительное исполнение песни «До чего дошел прогресс из к/ф Приключения электроника». Проверка готовности к занятию.

                                                                                                                                                       

 2. Теоретическая часть

     Динамические оттенки. Выразительность вокального произведения.

Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыка, называются динамическими оттенками (в переводе с греческого языка слово δυναμικη-динамика, т.е. сила звука). Дать понятие о силе звука на примере припева произведения «По секрету всему свету». Благодаря оттенкам музыкальная речь становится более красочной и богатой. Мы же в обычной жизни никого не говорим громко, или очень тихо. Одно и тоже слово можно сказать очень громко, умеренно громко, чуть тише или шепотом еле слышно.  

      В музыке имеются основные обозначения динамических оттенков. Громкое звучание называется форте. Обозначается знаком «F». Тихое-пиано. Обозначается знаком «P». Умеренно громко – «mf» (меццо форте). Чуть тише – меццо пиано «mp». Очень тихо-пианиссимо «pp». Внезапно громко –сфорцандо «sf».

     

       

                                                                                          

 

         Интонация в музыке-это высотная организация музыкальных звуков(тонов) в их последовательности. Интонация или интонирование в пении-это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.

         Дикция – это четкое произношение звуков. Выразительность дикции важная сторона певца, мастерства актера, выступающего. Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи-губ, языка.

         «Слушатели часто не понимают языка, на котором поют певцы на сцене, и довольствуются лишь тем, что знают в общих чертах содержание…»  Э.Карузо

             

     3. Практическая часть

     Вокальные упражнения (распевки) на дикцию, интонирование.

     Распевание следует начинать на одном звуке. Самая удобная для пения гласная «у»:Ду-ду-ду-ду-дудочка. В пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на утрированном попевании гласных. Далее от простого переходим к более сложному, наспевание в пределах квинты:

1упр: Ма, мэ, ми, мо, му;

2упр: Бра, брэ, бри, бро, бру;

3упр: За, зэ,зи,зо,зу;

4упр: Ка,кэ,ки,ко,ку.

     Проговаривание скороговорки в разных темпах:

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая.

   

    Скороговорка поётся в пределах квинта вверх и вниз:

    От топота копыт пыль по полю летит. Пыль по полю летит от топота копыт

     

     Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «Мьё», или «ху», вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, а потом без него. Распевки не следует меня очень часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, это позволяет лишний раз закрепить их.

Работа над произведением «До чего дошел прогресс»:

- работа над фразой, предложениями, динамическими оттенками;

- работа над трудными местами;

- полное исполнение произведения.

                                                                                                                                                     

  4. Работа над произведением из репертуара «До чего дошел прогресс»

    Работа над 1 и 2 куплетом песни.

1. уделить внимание опорным нотам, исполнять их с движением корпуса;

2. обратить внимание на дыхание;

3. выровнить звучание гласных;

4 обратить внимание на дикцию и интонацию;

5. работа над фразой, предложениями;

6. работа над припевом;

7. исполнение всей песни от начала до конца.

5. Подведение итогов

Краткое повторение содержания занятия (теория), оценка, анализ.                                  

Методическое обеспечение: карточка с обозначениями динамических оттенков, скороговорки, текст песни, диск с записью песни.

Оборудование: фортепиано, микрофон, музыкальный центр.

Ожидаемые результаты:

грамотное выполнение вокальных упражнений;

умение выразительно исполнить песню;

активное участие воспитанника в выполнении заданий;

проявление исполнительских качеств воспитанника.

Список литературы

  1. Волина В. Игра в рифмы. - М., 1999.
  2. Гагай В.В. Диагностика творческих способностей. - Шадринск, 1997.
  3. Королева Е. Музыка в стихах и картинках. - М., 1994.
  4. Клип О.Я. Теоретические и методические основы эстрадно - вокальной инструментальной музыки. - М., 2003.
  5. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. - М., 1994.
  6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.
  7. Плужников К. Механика пения. Принципы постановки голоса. - Изд. «Композитор Санкт-Петербург». 2004.
  8. Поляковская К.В. Эстрадно-джазовое пение. - М., 2017.
  9. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала для начинающих. - М.,2007.
  10. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. - М., 1983.
  11. Смирнова Н.И. И… оживают куклы. - М., 1982.
  12. Стрельцова Л. Литература и фантазия. - М., 1982.
  13. Театр, где играют дети./ Под ред. А.Никитиной. - М., 2001.
  14. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. - М., 1982.
  15. Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. - М., 1994.