Методическая разработка "Основные приёмы звукоизвлечения и приёмы игры на шестиструнной гитаре"
Современная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент. Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных инструментов, истоки гитары уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох.
Необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом, в том понимании, что многие музыкальные жанры (в особенности фламенко, латиноамериканская музыка, кантри, джаз), зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. Также, важным аспектом является и тот факт, что в каждом жанре, гитара приобретала характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.).
В нашей стране обучение игре на шестиструнной гитаре, в государственных учебных заведениях, осуществляется по программе, разработанной на базе методики обучения игре на классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры на педагогическом репертуаре, разработанном за время становления классической гитары как академического музыкального инструмента.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 507.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическая разработка
«ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРИЁМЫ ИГРЫ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ»
Преподавателя
Анисимовой Татьяны Петровны
г. Сафоново
2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. Приёмы звукоизвлечения на гитаре……………………………………………….4
2. Приёмы игры на гитаре…………………………………………………….………8
3. Игра в позициях……………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….…19
ВВЕДЕНИЕ
Современная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент. Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных инструментов, истоки гитары уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох.
Необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом, в том понимании, что многие музыкальные жанры (в особенности фламенко, латиноамериканская музыка, кантри, джаз), зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. Также, важным аспектом является и тот факт, что в каждом жанре, гитара приобретала характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.).
В нашей стране обучение игре на шестиструнной гитаре, в государственных учебных заведениях, осуществляется по программе, разработанной на базе методики обучения игре на классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры на педагогическом репертуаре, разработанном за время становления классической гитары как академического музыкального инструмента.
Возможности гитары очень велики, изучив этот инструмент и способы исполнения на нём, можно воспроизвести множество прекрасных страниц классической музыки.
Шестиструнная гитара – инструмент трудный в техническом отношении, поэтому ученик должен обратить самое серьёзное внимание на то, чтобы инструмент, на котором он начинает заниматься, соответствовал всем предъявленным к нему требованиям, а именно: гриф должен быть плоский, устойчивый и достаточно широкий. Струны над ладами должны находиться на таком расстоянии, чтобы их можно было легко прижимать к ладам.
При этих условиях можно более успешно добиться хорошего звучания инструмента. Если же инструмент не будет соответствовать этим элементарным требованиям, все занятия самого способного и усидчивого ученика могут привести к разочарованию.
1. Способы извлечения звуков
Одним из важнейших моментов работы в классе гитары является способ звукоизвлечения и приёмы игры. Конечно этому должна предшествовать правильная посадка, правильная постановка рук. Звук на гитаре извлекается посредством щипка, или, точнее, удара по струнам кончиками пальцев правой руки. Движение пальцев при игре вызывается сокращением мускулов. Большой палец производит щипок от себя, указательный, средний и безымянный пальцы производят щипок к себе ( мизинец в игре не участвует ).
Сила удара исходит от третьего сустава. Приготовленный для удара палец должен находиться перпендикулярно по отношению к струне. При таком положении соприкосновение придаёт большую силу удару, дела его более богатым обертонами.
Извлекать звук на струне можно от подставки и до грифа и отрезок этот разграничить нужно на три части. (Рис. 1)
Рис. 1
Чтобы инструмент звучал ровно и ярко нужно помнить следующее:
1. Удары пальцев по одной струне должны быть сосредоточены в одной точке. (Рис. 2)
Рис. 2
2. При ударе по разным струнам (когда звуки извлекаются отдельно или вместе) пальцы должны располагаться по прямой, перпендикулярной струнам. (Рис. 3, 4)
Рис. 3 Рис. 4
Если пальцы расположились в разных точках, звучание будет плохое. (Рис. 5)
Рис. 5
Чем меньше задерживаются пальцы на струнах во время удара, тем сильнее и яре звучит инструмент.
Существует два способа извлечения звуков:
1. Ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки.
2. Способ извлечения звука подушечками (мякотью пальцев правой руки).
Первый способ является наиболее употребительным и заключается в следующем: кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн и почти одновременно струна скользит под ноготь, который и заставляет струну звучать. От такого удара звук делается сильным и ярким. При игре ногтевым способом, ногти не должны быть длиннее 1,5 – 2 мм над уровнем подушечек пальцев, должны иметь полукруглую форму и концы их должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом способе извлекает звук краешком подушечки. За ногтями нужно тщательно следить, придавая им одну и ту же форму, размер, и ни в коем случае не допускать шероховатостей – всё это отражается на звуке.
Второй способ звукоизвлечения состоит в том, что кончики пальцев правой руки при игре касаются струн только подушечками пальцев, без участия ногтей. Этим способом концертанты почти не пользуются, потому что инструмент звучит гораздо тише, чем при ногтевом способе. Если извлекать звук только мякотью пальцев, то ногти разумеется должны быть коротко острижены.
При извлечении звуков надо овладеть двумя приёмами, так как на них построена вся техника правой руки: апояндо и тирандо.
Апояндо – исп. «с опорой». Апоядно иногда называют – «удар», «щипок с опорой», «скользящий удар». Удары указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть по направлению к деке, состоит из трёх моментов:
1. Подготовительный момент – палец над струной в полусогнутом положении.
2. Удар кончиком пальца по струне, причём сила удара исходит от третьего сустава пальца.
3. После удара палец останавливается на соседней струне, опираясь на неё в том же положении, как во время удара и затем снова принимает положение подготовительного момента.
Условные обозначения этого приёма «V». Так же апояндо используется большим пальцем.
Апояндо используется при исполнении мелодии, одиночных звуков, гамм, гаммаобразных пассажей. Извлечь несколько звуков одновременно этим приёмом невозможно, поэтому следует применить второй приём – тирандо.
Тирандо – удары указательного, среднего, безымянного пальцев направленные снизу вверх, то есть от деки.
Этот приём состоит из двух моментов:
1. Подготовительный момент – пальцы над струнами в полусогнутом положении, так же как в первом приёме.
2. удар по одной или нескольким струнам, сила удара исходит от третьего сустава, пальцы остаются в полусогнутом положении, после чего опять занимают подготовительный момент.
Условное обозначение этого приёма «^». Способом тирандо играют аккорды, арпеджио, аккомпанирующие звуки как аккордовые, так и одиночные. Большой палец правой руки в основном извлекает звук краешком подушечки или апояндо.
Работая с учеником над постановкой рук, посадкой и освоением теоретического материала, нужно использовать вначале приём тирандо. Несколько позже перейти на приём апояндо и владеть апояндо и тирандо в совершенстве, грамотно применять, их как уже было сказано выше.
2. Основные штрихи и приёмы игры
Легато. Легато (итал. legato «связанный») в музыке — приём игры на музыкальном инструменте, связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует. Применяется для достижения плавной и связной звучности при воспроизведении двух или более рядом стоящих звуков, певучей (кантиленой) мелодии, певучих музыкальных фраз, эпизодов или частей пьесы. Первая нота всякой слигованной группы нот получает акцент. В гитарной технике легато используется как приём, который имеет первостепенное значение. Легато показывает, что ноты играются или поются гладко и связно. То есть, в переходе от ноты к ноте не должно быть никакой промежуточной паузы.
Нисходящее легато. Если ноты над знаком лиги записаны в низходящем порядке, такое легато называют нисходящим.
В следующем примере необходимо сразу поставить два пальца левой руки на нужные струны и лады грифа, затем извлечь первый звук пальцем правой руки, а последующий – путём «сдёргивания» пальца левой руки с данной струны так, чтобы второй звук был воспроизведён чисто и в должной последовательности. Несколько проще извлекать техническим легато второй звук, когда он попадает на открытую струну (неприжатую).
Пример:
Восходящее легато. Если ноты над знаком лиги записаны в восходящем порядке, такое легато называют восходящим. Оно исполняется следующим образом: второй звук и следующие за ним извлекается за счёт отвесного «падения» нужного пальца левой руки на нужный лад.
Пример:
Смешанное легато. В музыкальных произведениях бывают моменты, где в одной музыкальной фразе встречаются все способы легато. Смешанное легато включает в себя восходящее и нисходящее легато, следующие непрерывно одно за другим.
Пример:
Исполнение легато при быстрых темпах намного облегчает технику правой руки. Чтобы добиться хорошей звучности легато при нисходящем порядке звуков, надо кисть левой руки поставить в таком положении чтобы пальцы снимались в сторону под углом 90 градусов, задевая струну снизу вверх.
Стаккато. Стаккато — отрывистое, острое исполнение звуков, как бы создавая паузу после каждой ноты, над которой оно поставлено. Стаккато обозначается точками над или под нотами.
Пример:
Чтобы исполнить стаккато на гитаре, надо извлечь звук пальцем правой руки и немедленно приложить этот палей к той струне, из которой он извлекал звук, не давая ей отзвучать. Чем быстрее приложить палец правой руки к струнам, тем отрывистее будет стаккато. Аккорды стаккато берутся по такому же принципу как и отдельные ноты. Чтобы овладеть приёмом стаккато надо начать с гамм, проигрывая их в медленном темпе, после чего перейти к упражнениям.
Скользящий удар. В технике правой руки часто встречаются такие моменты, когда один и тот же палец скользит с одной струны на другую, извлекая звуки не отрываясь от струн – такой удар называется скользящим ударом. Точнее можно сказать что это не удар, а «щипок», так как палец по струне не ударяет, а касается, отводя её в сторону параллельно грифу, тем самым давая звучать предыдущей струне.
При переходе с одной струны на другую большой палец правой руки не поднимать. Скользящий удар применяется при восходящем и нисходящем порядке звуков.
Пример:
Арпеджио. Это последовательное, поочерёдное исполнение звуков аккорда. Арпеджио в гитарной технике имеет очень большое распространение и поэтому может считаться одним из ведущих приёмов игры. Комбинации пальцев p, i, m, a в арпеджио очень разнообразны. Работу над арпеджио следует начинать с более простых фигураций в медленном темпе. Мелодический звук в арпеджио играется способом апояндо.
При исполнении арпеджио пальцы p, i, m, a извлекают звуки преимущественно способом тирандо. Когда необходимо выделить мелодию или подчеркнуть бас, пальцы a и p могут извлекать звуки способом апояндо. Перед исполнением арпеджио пальцы i, m, a одновременно с пальцем p ставятся на свои струны: i – на 3 струну, m – на 2 струну, а – на 1 струну, р – на один из басов; а после исполнения , снова одновременно оказываются на своих струнах, как бы подготавливая исполнение следующего арпеджио.
Пример:
Начиная работу над арпеджио нужно медленно, соблюдая во время исполнения правила постановки правой руки: кисть неподвижна, пальцы p и i образуют крест, плоскость ладони параллельна плоскости струн.
Арпеджиато. Это быстрое последовательное исполнение звуков аккорда. Обозначается вертикальной волнистой чертой перед аккордом. Может быть исполнено большим пальцем правой руки (скользящим ударом) от басовых струн к первым струнам. Этот приём называется «poulgar» (большой палец).
Пример:
Так же может быть исполнено одним лишь указательным пальцем правой руки с направлением движения от первых струн к басовым. Этот приём называется «index» (указательный палец). Приём может быть исполнен и четырьмя пальцами – р, i, m, а. Басовые струны очень быстро поочерёдно извлекаются пальцем «р», а 3, 2 и 1 струны точно также извлекаются соответственно пальцами i, m, а.
Баррэ. Это один из основных приёмов техники левой руки, при котором указательный палец левой руки прижимает одновременно несколько струн. Различают баррэ малое и большое. При малом баррэ палец прижимает от двух до четырёх струн, при большом пять или шесть струн. В нотах баррэ обозначается римской цифрой которая указывает лад, и квадратной скобой перед аккордом.
В работе над баррэ нужно следить, чтобы палец плотнее прижимал струны к металлическому ладу, не прогибаясь в суставах, кончик пальца не должен выходить за пределы грифа.
Во всех видах баррэ пальцы левой руки следует устанавливать на ладах так, что бы струны не попадали на изгибы фаланг.
Пример:
Тремоло. Это быстрое многократное повторение одного звука. Наиболее распространён способ извлечения четырьмя пальцами в последовательности p, a, m, i, возможны и другие варианты чередования пальцев.
Пример:
Технически исполнить этот приём довольно трудно: одна и та же нота должна одинаково ровно звучать под пальцами a,m,i. Прежде чем осваивать тремоло, надо очень хорошо проработать этюды на разные виды арпеджио, добиться быстрого и ровного звучания.
Мягкость тона и слитного звучания можно добиться, перенося кисть правой руки ближе к грифу у верхней части розетки и соприкасаясь со струнами не ногтями, а подушечками пальцев. Сила толчка струны пальцами правой руки должна быть пропорционально ровной. Недопустимо например пальцем «а» воспроизводить звук сильнее чем пальцем «i» и т.д.
В тремоло надо добиваться:
1. Чёткости в правой руки
2. Силы звучания
3. Темпа
Начинать тремоло с медленных упражнений для правой руки и обращать самое серьёзное внимание на эти три условия. По мере усвоения упражнений, нужно перейти к проработке Этюдов. Крайне полезен Этюд М. Каркасси (Приложение ). Он написан тремоло, перемежающимся с фигурацией аккордов. Этот этюд известен как один из наиболее блестящих этюдов Каркасси.
Тремолироваться могут так же и аккорды в том случае, если один и тот же аккорд повторяется несколько раз в быстром темпе. Тремолирующие аккорды имеют сходство с арпеджио, их обычно применяют в тех случаях, когда надо добиться максимального звучания.
В написании тремолирующие аккорды перечёркиваются чёрточками в зависимости от длительности.
Пример:
Флажолеты. Это звуки флейтового характера (отдельно звучащие обертоны у струнных инструментов).
Натуральные флажолеты. Они получаются от извлечения звука пальцем правой руки при одновременном лёгком прикосновении подушечки пальца левой руки к струне над металлическим ладом и быстром его снятии. Натуральные флажолеты извлекаются на V, VII, XII ладах. Реже употребляются флажолеты на IX, IV, II, III ладах.
Искусственные флажолеты. Трудны для исполнения. При извлечении искусственного флажолета палец левой руки прижимает лад, палец правой руки прикасается к струне в месте деления её на две равные части, палец правой руки извлекает звук.
Искусственные флажолеты звучат на октаву выше звуков на прижатых ладах. В нотах флажолеты обозначаются словом «фл», «Fl», с указанием струны и лада.
Вибрато. Вибрация звука в результате покачивания пальца, прижимающего струну и кисти левой руки. Вибрато придаёт звуку певучесть и эмоциональную окраску. Это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Работа над вибрато в упражнениях и гаммах делает левую руку более эластичной и сильной. Употребляется вибрато и в аккордах. Следует отрабатывать вибрато отдельно каждым пальцем левой руки, особенно внимание нужно уделить первому пальцу. В нотах вибрато указывается редко, его применение зависит от вкуса и чувства меры исполнителя.
Глиссандо. Это скользящий переход от звука к звуку. Такой приём в гитарной технике часто употребляется для выразительности звучания. Обозначается глиссандо чёрточкой, которая соединяет две ноты. При переходе с одного звука на другой пальцы левой руки не меняются, за исключением редких случаев.
Чтобы пользоваться приёмом глиссандо, надо знать три правила:
1. Когда палец левой руки скользит с одной ноты на другую, палец правой руки ударяет первую ноту и вторую. Это как правило применимо к звучанию нот в медленных темпах или длинных нотах.
Пример:
2. Если две ноты соединены лигой и глиссандо, то первая нота ударяется пальцем правой руки, а вторая получается от скольжения пальцев левой руки. Такое глиссандо применяется к более быстрому движению нот.
Пример:
3. Если форшлаг соединён с основной нотой глиссандо, то скольжение пальца левой руки должно совпадать с ударом пальца правой руки.
Пример:
Глиссандо может исполняться как при восходящем порядке нот, так и при нисходящем, при соблюдении тех же правил.
Портаменто. Приём, в котором следующий звук (или аккорд), после воспроизведения первого, должен возникнуть за счёт остановки пальцев левой руки в нужном месте (ладу). Приёмом портаменто можно воспроизводить созвучия и аккорды. Сила звука в портаменто при скольжении, в отличии от глиссандо, уменьшается.
Расгеадо. Извлечение звуков аккорда одним или несколькими пальцами с использованием при этом внешней стороны ногтя. При сильном акцентировании исполняется ударом четырёх пальцев по всем струнам, то есть от шестой струны к первой. При слабо акцентировании выполняется ударом указательного пальца правой руки по всем струнам. Применяется «расгеодо» в стиле фламенко, и в современной литературе как один из наиболее красочных гитарных штрихов.
Тамбурин. Приём, которым изображается звучание тамбурина. Он заключается в том, что большой палец правой руки ударяет по всем струнам сверху у подставки. Чтобы добиться яркого звучания, надо делать удар всей тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и быстро отнимать, давая струнам свободно звучать.
Пиццикато. Приём, имитирующий звучание смычковых инструментов, на которых играют не смычком, а щипком пальцев. На гитаре пиццикато возможно получить таким же приёмом – щипком, но с обязательным приглушением струн, которое достигается наложением на струны у подставки ребра правой ладони.
3. Игра в позициях
Позицией на гитаре называют положение кисти левой руки на грифе, при котором возможно не сдвигая её с одного участка, сыграть заданную последовательность звуков. Местоположение и номер позиции определяется 1-ым пальцем , над каким ладом он нависает или на каком ладу зажимает струны. В нотах позиции обозначают римской цифрой – I, II. III и т.д. или С3, С5, С8.
Знание позиций открывает перед исполнителем большие возможности:
1. Знание всего диапазона гитары
2. Удобство исполнения
3. Выразительность звучания
Чтобы запомнить расположение звуков в позициях, надо освоить достаточное количество упражнений, этюдов а так же гамм, расположенных в позициях. Изучая позиции, надо добиваться плавности перехода из одной позиции в другую, не допускать вынужденных пауз при переходах и рационально использовать аппликатуру правой руки.
Плавности перехода из одной позиции в другую можно добиться следующими способами:
1. Используя открытые струны. Это значит, что во время звучания открытой струны можно левую руку переставить в любую позицию.
Пример:
2. Посредством скольжения одного пальца, двух, трёх и четырёх. Этот способ заключается в том, что при переходе из позиции в позицию всех пальцев поднимать не следует, а нужно каким либо из пальцев скользить по струне до следующего лада, не прерывая мелодии. Чем больше пальцы скользят по струнам, тем легче и удобнее переход.
Пример:
В этом примере скользит четвёртый палец с одного лада на другой. Перед скольжением его нужно немного ослабить и тогда передвинуть. Таким же образом нужно выполнять и передвижение двух, трёх и четырёх пальцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Шестиструнная гитара инструмент трудный в техническом отношении. Начинать обучение нужно с овладения элементарными навыками и приёмами. Каждый новый приём и навык должен отрабатываться отдельно и потом закрепляться в упражнениях, этюдах, пьесах. В этюдах ученик изучает приёмы игры на гитаре и овладевает исполнительскими штрихами. В начальных классах это работа над освоением аккордов и несложных фигураций арпеджио, со второго класса больше внимания нужно уделять на левую руку (знакомство с баррэ, легато).
При переходе в старшие классы учащийся уже должен ознакомиться с различными приёмами игры и штрихами: глиссандо, стаккато, вибрато. В старших классах развивается техника арпеджио, легато, баррэ, включается работа над тремоло, пассажами, сложными флажолетами, специфическими приёмами игры на гитаре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.М. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре». Ростов н/Д изд-во «Феникс», 1999 г. – 152 с.
2. В.М. Колосов «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». – М.: «Крипто – логос», 1997. – 64 с.
3. П. Агафошин «Школа игры на шестиструнной гитаре» под ред. Е. Ларичева. Москва изд-во «Музыка» 1987.
4. А. Шумидуб «Школа гитариста – исполнителя». Москва 1999 г.
