Открытый урок по сольному пению в младших классах преподавателя вокально - хорового отделения МАУ ДО "Лихославльская детская школа искусств" Ващенко Е.В.

Открытый урок по сольному пению в младших классахпреподавателя вокально - хорового отделения МАУ ДО "Лихославльская детская школа искусств".Тема урока:"Работа над дикцией и фразировкой в произведениях русских и зарубежных композиторов в младших классах по сольному пению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_vashchenko_e.v._otkrytyy_urok.docx91.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Лихославльская детская школа искусств»

Открытый урок по сольному пению в младших классах

 преподавателя вокально – хорового отделения

МАУ ДО «ЛДШИ»

Ващенко Е.В.

Тема урока: «Работа над дикцией и фразировкой в произведениях русских и зарубежных композиторов в младших классах сольного пения»

г.Лихославль

2019г.

Цель урока:

Исполнение произведений: Шуберт «К весне», Чайковский «Детская песенка» с грамотной фразировкой, хорошей  дикцией в характере.

Задача урока:

 В произведении Шуберта «К весне» добиваться подвижного дикционно активного звука на певческой опоре.

В произведении П. Чайковского «Детская песенка» добиться певучего, с грамотной фразировкой и ясной артикуляции вокального звука.

Ход урока:

Упражнения на певческое дыхание:

1.Языком проводим от корней зубов по твёрдому нёбу к мягкому (это наш купол). Вдох – нюхаем цветок» - плечи, грудь спокойные. Диафрагма – раскрывается. Выдох длинный: «сдуваем шарик» на звук «ш» «рёбра» медленно опадают операемся на низ живота. Дыхание нижерёберное, диафрагмальное.

2.Вдох короткий. Выдох прерывистый, фыркающий ёжик «ф», работаем животиком.

3.Задуваем свечу. Активно выталкиваем воздух животиком «уф» имитируем задувание свечи.

4.Вибрация губ. «Заводим мотоцикл». Пропускаем струю воздуха через расслабленные губы, поступенное движение вверх и вниз в диапазоне квинты.

Вокально – интонационные упражнения:

  1. Поступенное  движение с V на I ступени слоги  мо – ма – мэ – ми – му легато, и о – а – э – и – у на стаккато. Упражнение исполняется в диапазоне «си малой октавы – фа 2»

                               

2)  Движение по трезвучию вниз на легато слог: «до – о – о»                                  

3) Движение по трезвучию вверх и вниз с закрытым ртом  и на гласный «у» на легато и стаккато  

4) Поступенное движение с V на I ступень на слоги «дари – да» в подвижном темпе. 

5) Упражнение на одном звуке в подвижном темпе: «бра – брэ – бри – бро – бру»

Работа над произведениями

Ф.Шуберт «К весне» Перевод М.Комарицкого

     Вспоминаем строение произведения: форма – куплетная, тональность – ля мажор, размер 6/8 (двухдольный). Разбираем строение 1 куплета. Первые две фразы повторные, во второй фразе модуляция в ми мажор.

Характер звука сочетание певучести  с подвижностью. Начало затакт секстовый – хорошее легато с опорой на сильную долю. Длинная фраза общее нисходящая направленность исполняется на хорошей певческой опоре подвижно – певучим звуком. В конце  распевы « с цветами к нам сойди» – распевы исполняющиеся в конце фразы не должны быть смазаны, поэтому отрабатываем их отдельно на слоги: «ле» «да» штрих стаккато, затем со словами, маркатируя  каждый звук распева. При переходе на легато мысленно представляем, как мы пели на стаккато. Окончание фраз должно быть допето на дыхании, а не брошено. Обращаем внимание на окончание второй фразы, где происходит модуляция в ми мажор. В конце фразы на слове «разбуди» длинный со скачком на сексту распев. Выучить интонационно точное исполнение мотива на слог «да» с остановками  на отдельных звуках, фиксируем остановкой интонацию сексты, то же самое делаем и с текстом. Сложность в том, что этот распев приходится на окончании  фразы и должен быть исполнен на хорошей певческой опоре. Далее следуют две небольшие повторные фразы: «пройди зелёным лугом травою шелестя» основаны на распевах. С начало прорабатываем их штрихом стакатто на слоги, затем со словами. Особую сложность в куплете представляют две последние фразы: «чудесное дитя» начало фраз  слог  «чу» распевается на  четыре шестнадцатых. Прорабатываем слог «чу»  отдельно с остановкой на каждый шестнадцатой разным штрихом. В конечном варианте  делаем мысленную опору на первую шестнадцатую. В последней фразе интонация восходящего квартсекстаккарда прорабатывается отдельно, всё движение направлено к V ступени, которая звучит ярко и уверенно. Последняя фраза исполняется ярким светлым звуком. После разбора по фразам, первый куплет произведения исполняем целиком. На следующих уроках разбираем второй куплет произведения.

Работа над произведением

муз. П.Чайковского сл.К.Аксакова

«Детская песенка»

  Вспоминаем строение произведения. Тональность ля минор, размер 2/4.Форма трехчастная репризная с кодой.

I часть. Обращаем внимание на то, что продолжительные музыкальные  фразы должны исполняться певучим звуком. Исполняем фразы на слог «ле», окончания фраз на хорошем певческом дыхании. Пение произведения с текстом вызывают определенные трудности. Так как содержат слова неудобные для исполнения: «из крыльев комаришки сделал  две себе манишки; что из грецкого ореха сделал стул, чтоб слушать эхо»  в подвижно темпе. Проговариваем текст отдельно на разной динамике звука, обращаем внимание на четкость произношения текста на пиано. При  исполнении фраз со словами следим, чтобы текст не нарушал кантильного звучания музыки.

II часть. Исполняется в параллельном мажоре более ярким светлым звуком. Фраза начинается с высокого звука (ми второй октавы) подается с хорошей опорой на дыхание с более яркой динамикой. При ведении фразы «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал» интонационно выделяем последний мотив фразы. При работе с текстом заранее выясняем значение таких слов, как например:  «манишка», «фаэтон», «холстина».

     Реприза исполняется на пиано с ясной артикуляцией текста в сочетании с певучестью звука. Текст  предварительно проработать отдельно на разной динамике звука.

    Заключительная кода. Текст: «что наткать себе холстины пауку из паутины…» фразы звучит на звуке «ми». Необходимо выполнить динамическое крещендо и диминуэндо с ясной артикуляцией текста, сохранив целостность фраз. Проработав произведение  по частям, исполняем его целиком.

    Итог урока. Исполнения произведений в характере с грамотной фразировкой и хорошей дикцией.