Рабочая программа «Раннее эстетическое развитие» для детей 5 – 6 лет
Рабочая программа «Раннее эстетическое развитие» для детей 5 – 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа «Раннее эстетическое развитие» для детей 5 – 6 лет | 189.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Поворинская школа искусств»
Одобрено на заседании «Утверждаю» фортепианной секции Директор Козырева О.А.
29 августа 2014г. 29 августа 2014г. __ (дата утверждения) (дата утверждения ) |
Рабочая программа учебной дисциплины
«Раннее эстетическое развитие»
для детей 5 – 6 лет
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель первой квалификационной категории
МКОУ ДОД "Поворинской ДШИ"
Леонова Светлана Алексеевна
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Цель учебной дисциплины:
Раннее эстетическое развитие в детской школе искусств, входит в комплекс дисциплин музыкально - теоретического цикла. Этот учебный предмет всецело направлен на овладение музыкально - ритмической культуры и подготовку детей к основному обучению в ДМШ.
Данная рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций и программных требований для преподавателей подготовительных групп ДШИ и ДМШ: «Сольфеджио. Ритмика» (Москва,1988); примерной программы ДШИ и ДМШ по дисциплине «Раннего эстетического развития» И.В. Заводиной (Москва,2005); учебно-методического издания «Ритмика в детской музыкальной школе» Г.С. Франио (Москва, 1997), а также многолетнего личного преподавательского опыта составителя программы Леоновой С.А.
Данная учебная дисциплина должна способствовать воспитанию у детей основ интонационных навыков, чувства метра и ритма, закреплению теоретических понятий через движения, раскрытию общей музыкальности, формированию устойчивого интереса к музыкальному обучению в целом, нравственно-эстетическому воспитанию, приобщению к мировой музыкальной культуре.
Задачи учебной дисциплины:
- музыкально-эстетическое воспитание детей;
- развитие интонационных навыков, музыкального слуха и музыкального кругозора;
- помочь в освоении метроритмической структуры музыки;
- развивать у детей восприятие характера музыки, музыкально - выразительные представления и творческую активность; умение передавать музыку через движение и контролировать свои мышечные ощущения; элементов музыкальной грамоты;
- познакомить детей с основными (базовыми) теоретическими понятиями в увлекательной форме;
- формировать яркие, определенные ритмические образы, образные ассоциации;
- работать над развитием двигательного аппарата у детей, двигательной чувствительности;
Основной способ решения этих задач – создание таких условий на занятиях по «Раннему эстетическому развитию», чтобы дети как можно чаще слышали образцы высокохудожественной музыки, воспринимали её через разнообразные движения.
Условия реализации программы:
- Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, каждое занятие по 45 минут.
- Количество учащихся в группах - 8 - 12 человек.
- Одежда детей на занятиях должна быть удобной, не стесняющей движений и не вызывающей перегрева; обувь - мягкой и устойчивой (чешки или мягкие тапочки).
- Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении.
- Часть помещения имеет ковровое покрытие.
- Стулья ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей.
- Для занятий необходимы: мячи средней величины, простейшие ударные инструменты (бубны и т. п.), ленточки или платочки, крупные карточки с изображением длительностей и ритмических групп, а также другой наглядный материал.
Особенности работы с детьми 5 - 6 летнего возраста:
- Продолжительность каждой формы работы - не более 2-3 минут.
- Урок вмещает 20-30 музыкальных фрагментов.
- Каждый музыкальный фрагмент повторяется только с изменением заданий 3-7 раз.
- Последовательность музыкального материала подбирается контрастно по темпу, характеру, движениям.
Основные виды движений, используемые на уроках:
- ходьба: энергичный шаг, спокойный шаг, марш, ходьба на пятках и носках, топающий шаг, мелкие и широкие шаги, пружинящий шаг, высокий шаг;
- бег: легкий, бег с высоким подъемом ног;
- подскоки: легкие и энергичные;
- прыжки: на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге, на месте, с продвижением,
- движения рук;
- дирижирование;
- бросание и ловля мяча: удары мяча об пол, броски вверх, передача мяча.
- приседания или полуприседания;
- кружение;
- остановки;
- повороты;
- сгибание и разгибание корпуса;
- поднятие и опускание плеч.
Чем разнообразнее движения используются на ритмике, тем больше развивается координация и восприимчивость у детей к музыке.
Прогнозируемые результаты:
1.На занятиях «Раннего эстетического развития» у детей развиваются память и внимание, интонационные и творческие навыки.
2.Учащиеся постепенно осваивают начало и окончание музыкальных фраз и предложений через четкие, конкретные движения, осваивают свободный переход от одного движения к другому.
3.Важным результатом занятий «Раннего эстетического развития» является детская раскрепощенность, так как именно она лежит в основе полноценного развития творческой личности.
4.Постепенно у детей появляется уверенность в своих силах, проявляется находчивость, воспитываются активность, инициатива.
Таким образом, в тесной связи со всей учебно - воспитательной работой ДШИ занятия «Раннего эстетического развития» направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.
Средства обучения:
- Печатные пособия:
❖ демонстрационный материал: музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошкольных учреждений и ДШИ, авторский материал.
2.Информационно - коммуникационные средства:
❖ CD и аудио записи;
3. Технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр.
4. Учебно - практическое оборудование:
❖ музыкальные инструменты;
❖ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Содержание программы:
№ п/п | Содержание уроков ( темы) |
1 четверть | |
1. | Марш. Движение по кругу . Шаг-бег |
2. | Временное понятие звука. Марш, перестройка в две шеренги. Бег. Музыкально-двигательные игры |
3. | Образные упражнения «Мышка и часы», «Птица кар», «Муравьи». Марш-бег |
4. | Коллективное музицирование:р.н.п.2Как у наших у ворот», «Ах вы сени». |
5. | Контрольный урок |
2 четверть | |
1. | Марш. Перестройка в две, три шеренги. Музыкально-двигательные игры «Жираф», «День и ночь», «Зайчики». Упражнения на координацию, свободу шеи и плечевого пояса. Перестройка в два круга |
2. | Упражнения на развитие ритмической памяти. Пальчиковые игры. Игры «Репка», «Медвежата», «Тетера», «Обезьянки». Речевые игры. Понятие сильной доли. Упражнения с мячом. |
3. | Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка. |
4. | Коллективное музицирование:р.н.п. « Как под горкой» |
5. | Контрольный урок |
3 четверть | |
1. | Знакомство с хороводным, приставным шагом, шагом «на каблук». Упражнения на координацию |
2. | Закрепление право-лево. Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо |
3. | Образные упражнения «Зонтик», «Барашек», «Сова». Марш-бег |
4. | Понятие «темп». Игры и упражнения. Танцы- полька, вальс (танцевальные импровизации) |
5. | Коллективное музицирование:р.н.п. « Во саду ли в огороде» |
6. | Контрольный урок |
4 четверть | |
1 | Тактирование . Осознанное восприятие длительностей. Танцевальные движения: «пружинка», приставной шаг, шаг польки, «ковырялочка», кружение парами. Упражнения на развитие координации и ритмической памяти. Пальчиковые и речевые игры. Сюжетные импровизации |
2. | Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо |
3. | Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.яблочко. |
4. | Коллективное музицирование – повторение всех песен |
Всего 36 |
Литература:
1. И.Бырченко. С песенкой по лесенке.-М.: «Советский композитор»,1996г.
1. И. Москальнова, М. Рейниш. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. - М.: «Музыка», 1997.
2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М.: «Просвещение», 1991.
3. Г.С. Франио. Ритмика в детской музыкальной школе. - М.: «Пресс-соло»,1997.
4. Сольфеджио. Ритмика. Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при детских музыкальных школах, музыкальных отделений школ искусств. – М.: «Музыка», 1988г.
5. М. Домогацкая, JL Чустова. Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, - М., 1998г.
6. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – М.,2012.
7. В. Яновская. Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ. - М. : «Музыка», 1979.
8. З.К. Шушкина. Ритмика. Учебное пособие для вокальных отделений музыкальных училищ. - М.: «Музыка», 1967.
9. Н.А. Батчаева. Ритмика. Статья в интернете. 2002.
10. Г. Франио. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: «Советский композитор», 1989.
11. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике для 2-го класса музыкальной школы. – М.: «Музыка», 2005.