Рабочая программа «Раннее эстетическое развитие» для детей 5 – 6 лет

Леонова Светлана Алексеевна

Рабочая программа «Раннее эстетическое развитие» для детей 5 – 6 лет

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования «Поворинская школа искусств» 

                               

Одобрено на заседании                                                 «Утверждаю»

фортепианной секции                                  Директор Козырева О.А.

         

    29 августа 2014г.                                          29 августа 2014г.

__  (дата утверждения)                                                (дата утверждения )                                                              

Рабочая программа  учебной дисциплины

«Раннее эстетическое развитие»

для детей 5 – 6 лет

Срок реализации 1 год

 

Составитель: учитель первой  квалификационной категории

МКОУ ДОД "Поворинской ДШИ"

Леонова Светлана Алексеевна 

2014/2015 учебный год

                                              Пояснительная записка

Цель учебной дисциплины:

Раннее эстетическое развитие  в детской школе искусств, входит в комплекс дисциплин музыкально - теоретического цикла. Этот учебный предмет всецело направлен на овладение музыкально - ритмической культуры и подготовку детей к основному обучению в ДМШ.

Данная рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций и программных требований для преподавателей подготовительных групп  ДШИ и ДМШ:  «Сольфеджио. Ритмика» (Москва,1988);  примерной программы ДШИ и ДМШ  по дисциплине «Раннего эстетического развития» И.В. Заводиной (Москва,2005); учебно-методического издания «Ритмика в детской музыкальной школе»   Г.С. Франио (Москва, 1997), а также многолетнего личного преподавательского опыта составителя программы Леоновой С.А.

Данная учебная дисциплина должна способствовать воспитанию  у детей основ интонационных навыков, чувства метра и ритма, закреплению теоретических понятий через движения, раскрытию общей музыкальности, формированию устойчивого интереса к музыкальному обучению в целом, нравственно-эстетическому воспитанию, приобщению к мировой музыкальной культуре.

Задачи учебной дисциплины:

  1. музыкально-эстетическое воспитание детей;
  2. развитие интонационных навыков, музыкального слуха и музыкального кругозора;
  3. помочь в освоении метроритмической структуры музыки;
  4. развивать у детей восприятие характера музыки, музыкально - выразительные представления и творческую активность; умение передавать музыку через движение и контролировать свои мышечные ощущения;  элементов музыкальной грамоты;
  5. познакомить детей с основными (базовыми) теоретическими понятиями в увлекательной форме;
  6. формировать яркие, определенные ритмические образы, образные ассоциации;
  7. работать над развитием двигательного аппарата у детей, двигательной чувствительности;

Основной способ решения этих задач – создание таких условий на занятиях по «Раннему эстетическому развитию», чтобы дети как можно чаще слышали образцы высокохудожественной музыки, воспринимали её через разнообразные движения.

Условия реализации программы:

  1. Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, каждое занятие по 45 минут.
  2. Количество учащихся в группах  -  8 - 12 человек.
  3. Одежда детей на занятиях должна быть удобной, не стесняющей движений и не вызывающей перегрева;  обувь - мягкой и устойчивой (чешки или мягкие тапочки).
  4. Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом  помещении.
  5. Часть помещения имеет ковровое покрытие.
  6. Стулья  ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей.
  7. Для занятий необходимы:  мячи средней величины,  простейшие ударные инструменты (бубны и т. п.), ленточки или платочки, крупные карточки с изображением длительностей и ритмических групп, а также другой наглядный материал.

 

Особенности работы с детьми 5 - 6 летнего возраста:

  1. Продолжительность каждой формы работы - не более 2-3 минут.
  2. Урок вмещает 20-30 музыкальных фрагментов.
  3. Каждый музыкальный фрагмент повторяется только с изменением  заданий 3-7 раз.
  4. Последовательность музыкального материала подбирается контрастно  по темпу, характеру, движениям.

 

Основные виды движений, используемые на уроках:

  1. ходьба: энергичный шаг, спокойный шаг, марш, ходьба на пятках и носках, топающий шаг, мелкие и широкие шаги, пружинящий шаг, высокий шаг;
  2. бег: легкий,  бег с высоким подъемом ног;
  3. подскоки: легкие и энергичные;
  4. прыжки: на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге, на месте, с продвижением,
  5. движения рук;
  6. дирижирование;
  7. бросание и ловля мяча: удары мяча об пол, броски вверх, передача мяча.
  8. приседания или полуприседания;
  9. кружение;
  10. остановки;
  11. повороты;
  12. сгибание и разгибание корпуса;
  13. поднятие и опускание плеч.

Чем разнообразнее движения используются на ритмике, тем больше развивается координация и восприимчивость у детей к музыке.

Прогнозируемые результаты:

1.На занятиях  «Раннего эстетического развития»  у детей развиваются память и внимание, интонационные и творческие навыки.

    2.Учащиеся постепенно осваивают начало и окончание музыкальных фраз и предложений через четкие, конкретные движения, осваивают свободный переход от одного движения к другому.

3.Важным результатом занятий «Раннего эстетического развития»  является детская раскрепощенность, так как  именно она  лежит в основе полноценного развития творческой личности.

4.Постепенно у детей появляется уверенность в своих силах, проявляется находчивость, воспитываются активность, инициатива.

Таким образом, в тесной связи со всей учебно - воспитательной работой ДШИ  занятия «Раннего эстетического развития»  направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.

  

  Средства обучения:

  1. Печатные пособия:

 демонстрационный материал: музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошкольных учреждений и ДШИ, авторский материал.

2.Информационно - коммуникационные средства:

 CD и аудио записи;

             3.  Технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр.

             4.  Учебно - практическое оборудование:

 музыкальные инструменты;

 аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

 

Содержание программы:

п/п

Содержание уроков ( темы)

1 четверть

1.

Марш. Движение по   кругу . Шаг-бег

2.

Временное понятие звука. Марш, перестройка в две шеренги. Бег. Музыкально-двигательные игры

   3.

Образные упражнения «Мышка и часы», «Птица кар», «Муравьи». Марш-бег

4.

Коллективное музицирование:р.н.п.2Как у наших у ворот», «Ах вы сени».

5.

Контрольный урок

2 четверть

1.

Марш. Перестройка в две, три шеренги.

Музыкально-двигательные игры «Жираф», «День и ночь», «Зайчики».

Упражнения на координацию, свободу шеи и плечевого пояса. Перестройка в два круга

2.

Упражнения на развитие ритмической памяти. Пальчиковые игры. Игры «Репка», «Медвежата», «Тетера», «Обезьянки». Речевые игры. Понятие сильной доли. Упражнения с мячом.

3.

Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.

4.

Коллективное музицирование:р.н.п. « Как под горкой»

5.

Контрольный урок

3 четверть

1.

Знакомство с хороводным, приставным шагом, шагом «на каблук». Упражнения на координацию

   2.

Закрепление право-лево. Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо

3.

Образные упражнения «Зонтик», «Барашек», «Сова». Марш-бег

    4.

Понятие «темп». Игры и упражнения. Танцы- полька, вальс (танцевальные импровизации)

   5.

Коллективное музицирование:р.н.п. « Во саду ли в огороде»

6.

Контрольный урок

4 четверть

1

Тактирование       . Осознанное восприятие длительностей. Танцевальные движения: «пружинка», приставной шаг, шаг польки, «ковырялочка», кружение парами. Упражнения на развитие координации и ритмической памяти. Пальчиковые и речевые игры. Сюжетные импровизации

2.

Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо

3.

Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.яблочко.

4.

Коллективное музицирование – повторение всех песен

Всего 36

 

Литература:

1. И.Бырченко. С песенкой по лесенке.-М.: «Советский композитор»,1996г.

1. И. Москальнова, М. Рейниш. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. - М.:  «Музыка», 1997.

2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М.: «Просвещение», 1991.

3. Г.С. Франио.  Ритмика в детской музыкальной школе. - М.: «Пресс-соло»,1997.

4. Сольфеджио. Ритмика.  Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при детских музыкальных школах, музыкальных отделений школ искусств. – М.: «Музыка», 1988г.

5. М. Домогацкая, JL Чустова.  Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, - М., 1998г.

6. Сольфеджио.  Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – М.,2012.

7. В. Яновская. Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ.  - М. : «Музыка», 1979.

8. З.К. Шушкина. Ритмика.  Учебное пособие для вокальных отделений музыкальных училищ. - М.: «Музыка», 1967.

9. Н.А. Батчаева. Ритмика. Статья в интернете. 2002.

10.  Г. Франио.  Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: «Советский композитор», 1989.

11. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике для 2-го класса музыкальной школы. – М.: «Музыка»,  2005.