Тема: "Развитие музыкальной памяти на уроках специальности". 2016

Парицкая Анастасия Викторовна

1. Приобщение к классической музыке;

2.Формирование навыков чтения с листа произведения уровня сложности, соответствующего года обучения.

3.Применение на практике приемов развития музыкальной памяти

Развивающие:

1. Формирование логического мышления в работе с карточками;

2.Умение применять на практике полученных теоретических знаний.

3. Показать методы эффективного запоминания.

Воспитательные:

1. Развитие эстетического вкуса.

Здоровьесберегающие:

1. Правильная организация урока, чередование видов деятельности.

Реализуемые педагогические технологии:

1. Развивающего обучения;

2. Художественные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oturytyy_urok_2016.docx20.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН" СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Методическая разработка открытого урока по гитаре.

Тема: "Развитие музыкальной памяти на уроках специальности".

Преподаватель первой квалификационной категории : Парицкая Анастасия Викторовна

2016г.

Пояснительная записка

Память является одним из важнейших факторов развития музыканта.  Особенно велико ее значение для музыкантов-исполнителей, которым приходится выучивать и играть на память множество произведений. Поэтому достаточно важным является развитие музыкальной памяти, ведь хорошая музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение даже спустя длительный срок после выучивания.

Память музыканта представляет собой способность к запоминанию, сохранению и последующему воспроизведению музыкального материала. Вне музыкальной памяти исполнительство не может эффективно развиваться и совершенствоваться, так как игра на память (наизусть) всегда более совершенная, чем по нотам.

Музыкальная память в какой то степени является способностью врожденной. Тем не менее, она, как и любая другая способность поддается развитию.

Существует несколько видов муз.памяти - Двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая и логическая. В зависимости от  индивидуальных способностей, каждый музыкант опирается на более удобный для него вид памяти.

Содержание в искусстве всегда обличено в художественную форму. Умея анализировать не только содержание, но и форму произведений совершенно необходимо каждому обучающемуся музыке. Это является  условием прочного осмысленного запоминания музыки.

Долговременная память музыканта - это его репертуар. Каждый музыкант, будь то ребенок или взрослый должен постоянно пополнять и совершенствовать свой репертуарный список. Что это дает?

1. Нет пределов совершенству! Чем опытнее становится музыкант, тем увереннее и ярче звучат когда то выученные произведения.

2. Некоторые ведущие педагоги считают, что развивать технику следует на музыкально интересном материале. В каждом выученном произведение  есть материал для развития техники.

3. Это конечно же концертное исполнение. В любой момент учащийся может в короткий срок подготовить концертный номер.

В конце дневника каждого учащегося написан репертуарный список . Это произведения наиболее яркие и интересные из тех, что мы играли на протяжении обучения в школе. Дети их повторяют дома, и я примерно раз в неделю спрашиваю любое на свой выбор.

На этом уроке мы будем работать над логической и двигательной музыкальной памятью. И я покажу несколько способов их развития.

Разработка урока.

Дата: 23 марта 2016 г.

Продолжительность: 40 мин.

Ф.И.О. уч-ся: Галанова Александра , 11 лет, 2 класс.

Тема: "Развитие музыкальной памяти на уроках специальности".

Цель

1.Изучить и рассказать об основных приемах развития музыкальной памяти.

2. показать методы эффективного запоминания.

Задачи :

Обучающие:

1. Приобщение к классической музыке;

2.Формирование навыков чтения с листа произведения уровня сложности, соответствующего года обучения.

3.Применение на практике приемов развития музыкальной памяти

Развивающие:

1. Формирование логического мышления в работе с карточками;

2.Умение применять на практике полученных теоретических знаний.

3. Показать методы эффективного запоминания.

Воспитательные:

1. Развитие эстетического вкуса.

Здоровьесберегающие:

1. Правильная организация урока, чередование видов деятельности.

Реализуемые педагогические технологии:

1. Развивающего обучения;

2. Художественные.

Тип урока : Комбинированный.

Форма: Индивидуальная.

Оборудование:

Гитара

Ноты

Дидактический материал: мелодические карточки.

План занятия

1. Организационный момент, сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

2. Основная часть:

Разбор музыкального произведения, и подготовка его  к разучиванию на память.

2.1.Поготовка игрового аппарата. Играем гаммы До-мажор дуолями и триолями.

2.2.Разбор темы с вариациями Р.н.п."Придолинушке стояла" .

Существует так называемый "закон края": лучше запоминается что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы его края) и хуже запоминается середина ряда. Поэтому самую сложную работу над новым произведением мы проведем в начале урока, и в конце просто закрепим.

Играя произведение самостоятельно, без предварительного проигрывания преподавателем, задача ученика услышать и понять мелодию. Для этого надо сыграть правильные ноты, и правильный ритмический рисунок.

1. определим тональность (Ля-минор)

2. Размер - 2/4

3. Прежде чем учить произведение, надо знать какая музыка там написана, мелодия. Для этого сыграем верхний голос – тему(не спеша.со счетом вслух).

 Играем полностью произведение с басами и средним  голосом в медленном темпе, со счетом вслух, выделяя первую долю.

Работая над этим произведением, мы воспользуемся логической и двигательной музыкальной памятью.

Строение вариации такое - чередуются аккорды, разложенные на арпеджио с гаммообразными движениями от разных нот. Выучить их будет не сложно, достаточно запомнить последовательность аккордов, и от какого звука начинается гаммообразное движение. Пассажи заучиваем многократным повторением, т.е. используя двигательную память. Процесс осмысленного запоминания движется от честному к целому, объединяя мелкие структурные составные во все более крупные

3.Развиваем логическую память.

У меня в классе много маленьких по возрасту детей, которые быстро утомляются, а так как отдых - это смена деятельности, я сделала карточки с небольшими музыкальными построениями разной степени сложности. Периодически работая с этими карточками мы достигаем нескольких целей: тренируем логическое музыкальное мышление и смысловую память. Так сказать пока голова работает, руки отдыхают.

Работаем с карточкой: анализируем движение мелодии, от какой ноты, запоминаем и рассказываем. Довольно увлекательное занятие.

Очень важно обращать внимание на развитие логической памяти: разбивка, выявление опорных пунктов, смысловое сопоставление, анализ музыкальной формы.

4. Работаем над долговременной  памятью.

Играем произведение из репертуарного списка : К Мерц "Адажио".

Наверно каждый преподаватель сталкивался с проблемой, когда уже выученное, и отработанное произведение "заигрывается". Это так называемые провалы в памяти, когда в процессе исполнения ребенок останавливается, и не может продолжить играть. Проблема кроется в том, что у ученика нет уверенности с хорошо выученном тексте ( т.е голова его не помнить, только руки). Бороться с этой проблемой можно играя "немым способом".

Играем произведение касаясь струн, но не извлекаем звук правой рукой, при этом пропевая ноты голосом. Этот способ очень хорошо закрепляет произведение в голове , и у ребенка появляется уверенность в хорошо выученном тексте.

5. Подведение итогов. Информация о домашнем задании.