Формирование певческих навыков, как средства развития вокально-хоровых способностей
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБД ОУ «Сказка» с.Фрунзе, Сакский район, Республика Крым.
Из опыта работы музыкального руководителя
Квасовой Ксении Владимировны.
Формирование певческих навыков, как средства развития
вокально-хоровых
способностей.
ВВЕДЕНИЕ
«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых. Приобщение детей к хоровому искусству всегда актуально. Работа с детским хоровым коллективом имеет свою специфику и ряд особенностей.
Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также тренирует и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, и, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
В описании своей работы обобщен опыт теории и практики хорового воспитания детей. В своей работе опираюсь на современные методики и рекомендации известных педагогов. Использую собственный многолетний опыт работы с детским хоровым коллективом.
Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Николай Афанасьевич Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». Д. Б. Кабалевский разработал программу музыкального воспитания, в которой подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).
В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.
Представляет интерес фонопедический метод развития голоса В.Емельянова, в котором представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса.
Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить детей петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное, красиво.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития.
Цель - овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.
Задачи:
1. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
2. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
3. Формирование певческих навыков;
4. Развитие исполнительского мастерства;
5. Расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
6. Усвоение навыков хорового пения;
7. Развитие детского песенного творчества.
I часть
Детский голос и особенности его развития.
Пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение и другое. Поэтому важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко и с удовольствием. Для того чтобы успешно осуществлять эту работу, необходимо знать возрастные особенности развития певческого голоса и слуха детей дошкольного возраста. Отметим основные тенденции его развития.
Третий и четвертый год жизни. Голосовые связки детей ещё не сформированы, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) развит слабо. Голос ребенка 3-4 лет несильный, дыхание слабое, поверхностное.
Поэтому песенный репертуар должен отличаться доступностью по тексту, певческому диапазону (ре – ля), простотой мелодии без резких скачков, содержать короткие музыкальные фазы, удобные для дыхания ребенка. К четырем годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку.
В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.
Происходит переход от ситуативной, речи к связанной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.
Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить характер музыки (веселая, радостная, спокойная), громкость и высоту звуков, части музыкального произведения (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все ещё довольно поверхностное. У детей расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способностью свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстояние октавы, сексты и даже квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз. Дети могут выделять вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым, начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).
Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведённые в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию.
Совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывает положительное влияние и на формирование голосового аппарата. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью.
Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью – в момент образования звука между связками остается небольшая щель (смыкание краевое). Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществить только такое смыкание. Дети 6-7 лет могут петь в диапазоне (до) – ре – до, низкие звуки звучать более протяжно, удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, и его надо избегать.
Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у старших дошкольников несильный, хотя порой и звонкий. Голос имеет чисто детское звучание. Он звучит высоко, так как окрашивается в верхнем резонаторе.
Звук нежный, легкий, звучание «головное» («фальцетное»). Существенной разницы в развитии голосового аппарата у мальчиков и девочек на этом этапе не наблюдается. И, так как, голос ребенка еще небольшой по силе, педагогу следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети в этом возрасте часто стараются петь громко, крикливо. В таком случае нужно сказать ребятам: «Пойте ласковым, добрым голосом. Тогда у вас будет получаться очень красивое пение. Хор будет приятно звучать, все захотят слушать».
Если дети поют совсем плоским звуком, надо сказать: «Спойте серьезнее, как взрослые» или «Спойте, как я».
Для детей в этом возрасте пока недоступны и неинтересны объяснения про то, как образуется звук, про резонаторы и т. д. При разучивании песни необходимо использовать личный показ. Педагог должен петь не громко, а приблизительно так, как могут спеть сами дети.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановка певческого голоса) и организацию певческой деятельности в разных видах коллективного исполнительства: песни хором в унисон, хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.), тембровыми подгруппами, при включении в хор солистов, пение под фонограмму.
Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Ярче проявляются индивидуальные музыкальные интересы и способности.
II ЧАСТЬ
Работа над формированием певческих навыков, методические приёмы.
Принципы работы.
Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации (не фальшивое звучание) и слухового мышечного ощущения. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: голос, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитываю, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса.
Итак, в работе с детьми я руководствуюсь следующими принципами:
1. Целенаправленность, систематичность, плановость.
Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.
2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.
3. Принцип доброжелательности и открытости.
Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Показ песни должен быть эмоциональным, искренним, убедительным.
Содержание образовательной работы.
Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала — репертуар, соответствующий певческим, возрастным возможностям детей
Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.
После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.
В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность. Очень полезно на первых занятиях петь песенку «Если хочешь стоя петь» - дети сразу реагируют, стараются держать правильно осанку.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
- сидеть (стоять) ровно;
- не сутулиться;
- корпус и шею не напрягать
- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
- дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.
Вокально-хоровые навыки:
- дыхание
- звукообразование
- дикция
- чистота интонирования
- ансамбль
Работа над приобретением детьми певческих навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые присутствуют в образовательной деятельности. Вначале упражнений я даю четкую установку на определенные дидактические правила:
- всегда ставлю перед детьми конкретную учебную задачу, объясняю, что они должны сделать;
- показываю способ выполнения действия, поясняю словесно, т. е. использую принцип «Делай, как я»;
- неоднократно повторяю упражнения для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу;
- постоянно контролирую выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навыки выполнения того или иного упражнения;
- включать вокально-хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.
Например: «Вот смотрите, я пою всю фразу на одном дыхании, а допеть не могу. Почему? Попробуй ты». Ребенок… «Чувствуешь?» «Не хватило силы». «Правильно, только не силы, а воздуха. Значит надо его опять набрать в легкие. Вздох и поем дальше».
Дыхательные упражнения бывают:
- Упражнения без звука;
- Звуковые дыхательные упражнения;
- Дыхательные упражнения под музыку.
Рассмотрим каждое из видов упражнений:
- Дыхательные упражнения без звука (объясняю детям, что при пении вдох нужно делать глубоким по сравнению с обычным дыханием, надо набрать столько воздуха, чтобы дыхания хватило на исполнение всей музыкальной фразы). Предлагаю несколько упражнений:
«Вдох и выдох»
«Быстро – медленно» (упр. для приобретения навыков спокойного и энергичного дыхания).
«Мороз» (упр. для равномерного выдоха).
Упражнения «Кошечка», «Тигрята», «Насос».
- Звуковые дыхательные упражнения:
«Воздушный шар» (вдох, надуваем шарик, выдох на звуке «ш» «с»)
« Две собачки» (дети показывают, как тяжело дышит большая собака, затем как маленькая)
«Петушок»
«Комарик» (дети, ставя руки на плечи «крылышки» произнося звук «з» в динамике от piano до forte через cresh. и обратно)
Произнесение на одном дыхании скороговорки.
- Дыхательные упражнения под музыку:
« Тюшки -Тютюшки», « Музыкальное эхо» и другие.
В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.
Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постоянные напоминания. Использую показ жестом (рукой или кивок головой), помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю во время вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показываю правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания поём гласные звуки, открытые слоги (например: ма, мэ,ми, ви-и-э-э-а), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду и пою»).
Звукообразование - извлечение певческого и речевого звука, результат голосового аппарата.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком).
Атака звука- это переход голосового аппарата от дыхательного аппарата к певческому.
Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Назову некоторые упражнения помогающие в этом.
- Пение с приставленной к уху ладонью. (Слегка согнутая ладонь, с прижатыми пальцами, образуют подобие раковины, которая ловит вибрации и помогает детям лучше услышать себя).
- Пение с закрытым ртом.
- Песни - распевки: Колокольчик», «Гуси», «Ветер» М. Картушиной. Для правильного формирования гласных использую авторские песни-распевки, чистоговорки, скороговорки исполненные на 2-3 примарных звуках. При исполнении таких упражнений напоминаю детям, что акцент делается в них на правильном положении рта при пении гласных.
Звуковедение - это способ исполнения звуков при пении. Способов звуковедения существует несколько.
- В основе звуковедения лежит связное пение legato, при котором гласные звуки связаны между собой, а согласные произносятся максимально быстро, не нарушая единого звукового потока.
- При пении non legato звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком.
- В пении staccato легкие короткие звуки следуют один за другим. Голос при этом должен звучать легко, упруго, но не громко.
Главная задача звуковедения -это выработка кантиленного пения.
Чтобы научить петь детей напевно и красиво, стараюсь придерживаться следующих правил:
- обучать навыку пения надо на материале простейших попевок;
- необходимо приучать детей слышать себя, и слушать других;
- сразу пресекать громкое, крикливое звучание.
- чёткая дикция - ясность, разборчивость произношения текста.
Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок», или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.
Дикция
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.
Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.
Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. Часто использую такой приём: пропеваем песню, чередуя зажав карандаш, и без него.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Можно использовать следующие методические приёмы:
- Утрированный показ педагогом артикуляции на начальном этапе.
- Артикуляционная гимнастика, состоящая из специальных упражнений, которые направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
- Озвученная артикуляционная гимнастика.
- Музыкальные пальчиковые игры, сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.
- Пальчиковые игры с предметами.
- Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе и характере.
Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специальные упражнения для развития подвижности моторики артикуляционного аппарата, для развития способности петь связано, при этом четко произносить слова.
Примеры вокально-артикуляционных упражнений.
Упражнение « Ручеек» (Быстрые движения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия, таким образом имитируя журчание веселого ручейка).
Упражнения «Мотоцикл» (Заводим мотор «Р! Р! Р!» Поехали на мотоцикле Р.Р.- пропевая глиссандо вверх, вниз).
«Влево вправо | (протыкаем языком щеку слева), (теперь щеку справа), |
Раз, два | (опять слева) (опять справа). |
Вверх вниз | (протыкаем языком верхнюю губу), (нижнюю), |
Вверх — вниз Язычок, не ленись! | (еще по разу верхнюю и нижнюю губу). |
Губы, просыпайтесь! Ротик, открывайся | (вибрируем губами) (очень широко открываем рот)! |
Язычок, покажись, и зубов не страшись | (кусаем кончик своего языка), (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)! |
А зубы-то, а зубы кусают даже губы | (кусаем нижнюю губу). |
Кусаются, кусаются и не унимаются. | (кусаем верхнюю губу) |
А губы то хохочут, то сильно обижаются | (в улыбке открываем верхние зубы), (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение). |
То весело хохочут, то снова обижаются | (в улыбке открыть верхние зубы), (выворачиваем нижнюю губу). |
Зубам надоело кусать — стали язык жевать | (жуем язык боковыми зубами). |
Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный! | |
Зубки, зубки, успокойтесь,хорошенечко умойтесь | (проводим языком между верхней губой и зубами). |
Не сердитесь, не кусайтесь,а вместе с нами улыбайтесь! | (проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся) |
Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.
Игра «Язычок» (артикуляционная игра для малышей)
Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стих, и они должны повторять за ведущим все движения.
Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические.
Примеры статических артикуляционных упражнений.
Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).
Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.
1. «Птенчик» - широко открыть рот;
2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);
3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении
В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе
Примеры динамических артикуляционных упражнений
1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;
2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;
Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?
Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Например, речевая зарядка:
Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали? Вот так, вот так, весело шагали. Налетели комары, мы их отгоняли. Вот так, вот так, мы их отгоняли. Рассердились и потом шишки в них кидали, вот так, вот так, шишки в них кидали. Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались, позабыли мы про шишки, и домой помчались. | шагаем
отгоняем руками комаров
кидаем «шишки» побежали |
Чистота интонирования
Важнейший навык правильность и чистота интонирования мелодии в хоровом пении (строй). Все приемы развития этого навыка тесно связаны с формированием музыкально-слуховых представлений, слухового самоконтроля: вслушиваться и повторять так, как спел взрослый, сыграл инструмент.
Можно использовать следующие приемы:
- «настроиться» перед началом пения; педагог поет (тянет) первый звук, и дети его повторяют:
- «задерживаться» на отдельном (чаще последнем звуке песни) звуке мелодии по указанию педагога и прислушаться, как он звучит;
- пение в медленном темпе;
- перед разучиванием песен полезно исполнять музыкальные попевки в различных тональностях; исполнить несколько раз трудный интервал песни, добиваясь точности звучания от каждого ребенка;
- с некоторыми детьми, обладающими более широким диапазоном, можно исполнить песню в более высоких тональностях;
- напоминать детям о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках, формируя музыкально-слуховые представления;
- углублять слуховые представления, используя показ, изображение условных знаков (птичка сидит высоко — поет выше, сидит низко - поет ниже);
- использовать движение руки (элементы дирижирования), показывающие, как петь выше или ниже.
- Огромное значение имеет пение без инструментального сопровождения (а capella). Оно помогает развить точную вокальную интонацию, позволяет петь по желанию, самостоятельно.
Если дети затрудняются, можно использовать следующие приемы, помогающие в дальнейшем слаженному звучанию песни:
- привлекать хорошо поющих детей к индивидуальному исполнению без инструмента небольших, несложных песен;
- разучивать некоторые песни без инструмента (с голоса педагога);
- спеть знакомую песню с сопровождением инструмента, затем без него и в наиболее трудных местах, подпевая ребенку или игран мелодию на инструменте;
- исполняя песни, особенно народные, можно распределить детей на две подгруппы: поющие лучше исполняют запев или припев (более сложный).
Чтобы при исполнении песни без инструмента дети не понижали тональности, полезно перед этим «настроить» их, проиграть музыкальное вступление, а по окончании песни — заключение. Очень полезно также неоднократно повторять ранее выученные песни, накапливая детский репертуар.
Работа над ритмом и темпом
Ритм-соотношение длительностей звуков и их последовательностей.
Упражнения на развитие ритма.
- Прохлопывание ритма попевок, песен ладошками;
- Узнавание попевок по графическому изображению ритма или отстукиванию ритма педагогом, затем пропеванию их;
- Пение по ритмическим картинкам;
- Игры: «Узнай по ритму», «Матрёшки танцуют».
Темп- скорость исполнения, выраженная в скорости чередования метрических долей.Темп определяет абсолютную скорость пьесы и тесно связан с характером, стилем жанром пьесы и со всеми элементами музыкальной формы. Темп зависит от индивидуальности артиста, его музыкального опыта и традиций исполнения.
Работа над расширением диапазона.
Иметь широкий диапазон рабочего голоса мечтает каждый вокалист. Но не все могут профессиональными методами добиться красивого звучания голоса на любом участке диапазона и пытаются расширить его самостоятельно в ущерб здоровью. Чтобы правильно это сделать, вокалисту нужно соблюдать определённые правила.
Диапазон голоса изменяется в течение жизни. Даже у талантливых детей он намного уже, чем у взрослого вокалиста со средними способностями, поэтому расширять его до 7–9 лет бесполезно. Дело в том, что у маленьких детей голосовые связки ещё только формируются. Получить красивое звучание в этом возрасте и пытаться расширять диапазон искусственно – пустая трата сил и времени, потому что детский голос очень хрупкий и ему легко навредить неправильно подобранными упражнениями. В процессе распевания его диапазон сам расширяется, без дополнительных усилий. Начинать активные упражнения для его расширения лучше всего после окончания младшего подросткового возраста.
Основные положение при расширении диапазона у дошкольников:
- Пение без предыхания, плавно;
- При вокализации на гласную должна звучать чистая фонема;
- Пение должно быть непринуждённым;
- Рот при пении открывается умеренно;
- Петь без гримас и усилий;
- Петь не громко и не тихо;
- Уметь долго тянуть звук ровным по силе голосом;
- Петь звукоряд ровным по тембру звуком;
- Прямо, без «подъездов» попадать в ноту;
- Не допускать, чтобы маленький певец уставал.
Работа над ансамблем
Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.
Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.
Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.
Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами.
- Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.
- Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.
- Дирижирование.
- Приём «уши назад» позволяет контролировать своё пение, помогает слышать себя и других.
К дирижированию детским хором я прибегаю в тех случаях, когда дети поют без инструментального сопровождения (а капелла) или, когда поют под минусовки, как часто бывает на празднике. С помощью дирижерских жестов можно указать точное начало вступления и окончания песни, усиление и ослабление звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать музыку и делать оттенки без помощи дирижера.
Подбор репертуара.
Репертуар-совокупность произведений, исполняемых на концерте или изучаемых в процессе занятий.
Правила, которые необходимо соблюдать при составлении репертуара:
- Художественная ценность произведения;
- Его доступность для понимания детей;
- Соответствие возрастному диапазону;
- Песня должна представлять интерес для детей;
- Песня должна способствовать вокальному росту детей.
Работа над песней
1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.
Различные методические приёмы, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:
- краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
- пояснение непонятных слов;
- чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
- разгадывание загадок.
- вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.
Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.
2 этап– разучивание песни.
Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.
После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.
На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.
Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)
Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.
3 этап – исполнение песни.
Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.
Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.
Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.
В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее.
Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.
Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.
Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.
Охрана детского певческого голоса.
Охрана детского голоса была и есть главным вопросом. Организуя певческую деятельность детей дошкольного возраста, музыкальный руководитель должен уделять большое внимание задачам охраны детского голоса.
Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Занятия по вокалу следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса- это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Во время обучения дошкольников пению следует стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом.
Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо:
- следить, чтобы дети пели без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых;
- следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
- добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т.д.)
- беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т.д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5);
- не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.
- подбирать репертуар, соответствующий диапазону детского голоса.
Заключение. Результаты работы
Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:
- дети любят петь,
- научились владеть своим голосом,
- понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
- научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
- научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
- научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.
Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.
Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.
Обучение пению –процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагогов большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минута занятия не была потрачена зря.
Вспомним слова Протагора, древнегреческого философа: «Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».
В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.
