МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

Квасова Ксения Владимировна

Консультация для родителей об особенностях музыкального воспитания в семье

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

   Музыка очень важна для жизни человека. Психологи говорят, что музыка помогает пережить горе, грусть, депрессию, музыка приносит радость, музыка помогает настроиться на другую волну, более возвышенную и  духовную.

     Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать  на ребенка на самых ранних этапах.

     Дети очень эмоциональны. Они испытывают большую потребность в художественных впечатлениях и в активном проявлении своих чувств: с удовольствием поют, танцуют, рисуют, любят слушать музыку, сказки, рассказы.

     Интерес к музыке и музыкальные способности проявляются у детей по-разному. Многие из них охотно слушают музыку и поют, другие к музыке как бы равнодушны. Иногда родители считают, что такие дети от природы не музыкальны, у них «нет слуха» и развивать его бесполезно. Такая точка зрения неверна. У каждого ребенка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос.

      Один из компонентов музыкального слуха — умение чисто, без фальши, петь — во многом зависит от того, поющая ли у ребенка мама.
      
Дело в том, что слух развивается только вместе с голосом. Если мама не поет вместе с ребенком, он просто не научится это делать. Напевая вместе с мамой простую песенку, ребенок инстинктивно прислушивается к маминому голосу: а так ли я пою, как она? Попадает сначала в две ноты, потом в три. В такие моменты он интуитивно считывает информацию, запоминает, как работает голосовой аппарат, смотрит, как мама берет дыхание. Это тоже очень важный компонент пения.  

      Иногда ребенок не поет, потому что не понимает, когда надо вдохнуть. Пение для него — трудная работа, потому что он задыхается, не дотягивая фразу. Именно поэтому так важно мамино пение, ведь под аудиозапись правильно брать дыхание не научишься. Очень полезно в таких случаях петь народные песни, в которых понятно, где надо взять дыхание.

      Для совместного пения очень важно правильно выбирать песни. Двухлетнему малышу популярные «взрослые» песни не подходят — слишком сложны для исполнения и не понятны. Даже детские песенки не все для этого годятся, так как голосовой аппарат малыша  физиологически не готов к сложным песням с большим диапазоном. Очень часто композиторы пишут «детские» песни, которые под силу исполнить разве  что 10-летним. Но те их не поют, потому что по содержанию  они им не интересны и не понятны.  

      Для малышей лучше выбирать  короткие  попевки  из двух фраз, пока малыш не научится исполнять их чисто. Важно, чтобы малыш понимал текст. Объясняйте  малышу  значение  незнакомых  ему слов. Понимание текста способствует  выразительному  исполнению  песни. Не забывайте о том, что под песенку хорошо бы пританцовывать или аккомпанировать на настоящих и самодельных инструментах: кубиках, деревянных палочках, ложках, погремушкахТакое ритмичное движение дает ощущение такта. Практика показывает, что малыши, которые в раннем возрасте не двигались под музыку, танцуют и поют, не выдерживая ритма.

      Пойте ребенку колыбельные песенки, пойте их сами перед сном, а также

ставьте ему их послушать в профессиональном исполнении. Пойте  с ребенком различные песенки, легкие для запоминания, песенку «Крокодила Гены», «Винни Пуха», другие песенки из мультфильмов. Если у вас дома есть система караоке, замечательно, тогда под музыку брат, сестра или

родители могут петь самые разнообразные песенки. Если нет, то можно петь под аудиодиск. Играйте с ребенком в музыкальные игры, например, кружитесь с маленьким ребенком в ритме вальса, или играйте под музыку в «Ладушки- ладушки – где были – у бабушки», или под энергичную музыку играйте в игру «испекли мы каравай – вот такой ширины – вот такой

высоты», или «Мы едем-едем- едем в далекие края – хорошие соседи хорошие  друзья» ,или «Море волнуется раз – море волнуется два – фигура замри» и  т.д.

       Можно включать определенные мелодии для поддержания режима дня, например,

   колыбельные – сигнал для ребенка, что пора идти спать,

   веселая песенка Винни Пуха – пора собираться на прогулку,

   песенка «Антошка – готовь к обеду ложку» – пора  есть,

   другая мелодия – время игр и т.п.

   Это особенно важно для маленького ребенка, который не умеет говорить или плохо говорит. Если ребенок часто болеет простудными заболеваниями, кашляет или у него астма, то ребенку обязательно надо  чаще петь. Это помогает детям справиться с проблемами дыхания, держать определенный ритм дыхания.

    Музыка помогает, если у ребенка речевые дефекты. В таком случае, ребенку лучше всего  чаще петь, это может помочь справиться с заиканием, с речевыми проблемами. В моей  практике  были случаи, когда дети излечивались от заикания.

        Если ребенок  гиперактивный, ему надо чаще ставить слушать спокойную музыку. Если у ребенка что-то болит, то можно дать ему послушать красивую мелодию без слов, и,  поглаживая больное местечко, приговаривать «у сыночка (у дочки) не боли, боль – скорее уходи». Этот старинный способ заговаривания боли отвлекает, успокаивает ребенка, дает «обезболивающий  эффект», а дети постарше уже сами будут так «заговаривать боль».

    Иногда малыши, придя на  музыкальные занятия в детском саду, наотрез отказываются петь, плясать, принимать  участие в  музыкальных играх  и на утренниках.  Это происходит потому, что для детей этот вид деятельности не знаком, дети стесняются, боятся показаться  смешными. В таких случаях нельзя настаивать, заставлять ребёнка  петь, танцевать или читать стихи. Запаситесь терпением. Не ругайте и не стыдите малыша. Пойте  с малышом, танцуйте с ним. Вы получите  совместное удовольствие!

   

 Дети будут танцевать, если с ними в танец включаются взрослые, по их показу, дети охотно выполняют танцевальные движения.        

      Однако не всегда взрослые бережно относятся к музыкальным способностям детей.

     Часто родители, гордясь успехами своего ребенка, заставляют его "выступать" перед взрослыми, порой вопреки желанию малыша. Это приносит вред голосу, портит вкус, мешает правильному развитию музыкальных способностей. Плохо это и в воспитательном отношении. У детей вырабатывается самоуверенность, тщеславие, они привыкают к незаслуженным похвалам.

     Приобщать к музыке необходимо всех детей, независимо от их природных данных и начинать это следует как можно раньше. Цель музыкального воспитания - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Надо всегда помнить, что "диагнозы"  музыкальной  одаренности  очень  часто  бывают преждевременными, и  поэтому ошибочными. Порой ребенок, на которого возлагались  большие  надежды,  не оправдывает их. И наоборот, казалось бы, далекие от музыкального переживания дети, в более позднем возрасте совершенно неожиданно успешно проявляют себя. Одни дети, более одаренные, могут стать музыкантами. Другие же, даже если не станут профессиональными музыкантами, навсегда подружатся с музыкой.

         Музыка украшает быт семьи и ее жизнь. Как и чем помочь ребенку в семье? В тех семьях, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создаётся особо благоприятная среда для развития музыкальных способностей ребёнка. Хорошо, когда взрослые вместе с детьми слушают радиопередачи, объясняют им непонятное, привлекая внимание к музыке. Большую помощь родителям оказывает телевидение. Вечерняя передача «Спокойной ночи, малыши» стала уже традицией. В этих передачах музыка звучит постоянно - сопровождает сказки, инсценировки, мультипликационные фильмы.  Сейчас, в эпоху интернета всё доступно, можно прослушать любое произведение, посмотреть любую передачу на свой вкус.

     Но по возможности  старайтесь водить  детей на концерты. Пусть дети прочувствуют праздничную атмосферу!  Приучайте ребёнка культуре поведения в театре или в концертном зале.

     Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку.  Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

      Лишь на шедеврах можно воспитывать  вкус маленьких слушателей.  Послушайте  со своими детьми   детские альбомы Чайковского,  Шумана, Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича, Свиридова;  обязательно давайте детям слушать  произведения  В.А. Моцарта, особенно его дивертисменты.  Давайте детям слушать отрывки из балетов  П. Чайковского  «Щелкунчик»  и  «Лебединое озеро»,  из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка  о царе  Салтане»  отдельные детские пьески и песенки.

        Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.

       Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он,  естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными.  

       

     Покупайте  ребенку  музыкальные  игрушки,  самому  маленькому – мелодичные  погремушки, затем музыкальных кукол- неваляшек, музыкальных пупсиков, детям постарше – музыкальные игрушки сложнее, детские музыкальные инструменты.

                                                     Картинки по запросу музыка в семье дошкольника                   

Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

Похожее изображение

         Однако нет ничего лучше настоящего  музыкального инструмента. Если ребёнок слышит живой музыкальный звук, у  него  правильно развивается музыкальный слух. Домашние  музицирования  сближают всех членов семьи.

Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

            Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

А в будущем у малыша  может появиться желание научиться игре на инструменте.

Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

       

           Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

      Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились переживать заложенные в ней чувства. Спрашивайте, какая это музыка: веселая или грустная, спокойная или взволнованная. Про кого такая музыка может рассказывать? Что под нее хочется делать? Иногда, не называя пьесу, спросите: как бы ребенок ее назвал? Такие вопросы пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение.

     Развитию умения эмоционально переживать музыку помогает и чтение сказок, рассказов, поскольку выраженный словесно сюжет и переживания героев детям более понятны.

     Хорошо загадывать детям загадки: спойте песню без слов, одну только мелодию и спросите, что это за песня. Дети очень радуются, когда отгадывают правильно.

     Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку, поэтому старайтесь предоставлять им такую возможность.

     Самое главное – надо создать в доме атмосферу благожелательного отношения к ребенку, всячески поощрять его попытки проявлять себя в музыке. Это приносит детям радость и делает их добрее.

      У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, и, как правило, хорошо учатся в школе.



Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

   Музыка очень важна для жизни человека. Психологи говорят, что музыка помогает пережить горе, грусть, депрессию, музыка приносит радость, музыка помогает настроиться на другую волну, более возвышенную и  духовную.

     Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать  на ребенка на самых ранних этапах.

     Дети очень эмоциональны. Они испытывают большую потребность в художественных впечатлениях и в активном проявлении своих чувств: с удовольствием поют, танцуют, рисуют, любят слушать музыку, сказки, рассказы.

     Интерес к музыке и музыкальные способности проявляются у детей по-разному. Многие из них охотно слушают музыку и поют, другие к музыке как бы равнодушны. Иногда родители считают, что такие дети от природы не музыкальны, у них «нет слуха» и развивать его бесполезно. Такая точка зрения неверна. У каждого ребенка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос.

      Один из компонентов музыкального слуха — умение чисто, без фальши, петь — во многом зависит от того, поющая ли у ребенка мама.
      
Дело в том, что слух развивается только вместе с голосом. Если мама не поет вместе с ребенком, он просто не научится это делать. Напевая вместе с мамой простую песенку, ребенок инстинктивно прислушивается к маминому голосу: а так ли я пою, как она? Попадает сначала в две ноты, потом в три. В такие моменты он интуитивно считывает информацию, запоминает, как работает голосовой аппарат, смотрит, как мама берет дыхание. Это тоже очень важный компонент пения.  

      Иногда ребенок не поет, потому что не понимает, когда надо вдохнуть. Пение для него — трудная работа, потому что он задыхается, не дотягивая фразу. Именно поэтому так важно мамино пение, ведь под аудиозапись правильно брать дыхание не научишься. Очень полезно в таких случаях петь народные песни, в которых понятно, где надо взять дыхание.

      Для совместного пения очень важно правильно выбирать песни. Двухлетнему малышу популярные «взрослые» песни не подходят — слишком сложны для исполнения и не понятны. Даже детские песенки не все для этого годятся, так как голосовой аппарат малыша  физиологически не готов к сложным песням с большим диапазоном. Очень часто композиторы пишут «детские» песни, которые под силу исполнить разве  что 10-летним. Но те их не поют, потому что по содержанию  они им не интересны и не понятны.  

      Для малышей лучше выбирать  короткие  попевки  из двух фраз, пока малыш не научится исполнять их чисто. Важно, чтобы малыш понимал текст. Объясняйте  малышу  значение  незнакомых  ему слов. Понимание текста способствует  выразительному  исполнению  песни. Не забывайте о том, что под песенку хорошо бы пританцовывать или аккомпанировать на настоящих и самодельных инструментах: кубиках, деревянных палочках, ложках, погремушкахТакое ритмичное движение дает ощущение такта. Практика показывает, что малыши, которые в раннем возрасте не двигались под музыку, танцуют и поют, не выдерживая ритма.

      Пойте ребенку колыбельные песенки, пойте их сами перед сном, а также

ставьте ему их послушать в профессиональном исполнении. Пойте  с ребенком различные песенки, легкие для запоминания, песенку «Крокодила Гены», «Винни Пуха», другие песенки из мультфильмов. Если у вас дома есть система караоке, замечательно, тогда под музыку брат, сестра или

родители могут петь самые разнообразные песенки. Если нет, то можно петь под аудиодиск. Играйте с ребенком в музыкальные игры, например, кружитесь с маленьким ребенком в ритме вальса, или играйте под музыку в «Ладушки- ладушки – где были – у бабушки», или под энергичную музыку играйте в игру «испекли мы каравай – вот такой ширины – вот такой

высоты», или «Мы едем-едем- едем в далекие края – хорошие соседи хорошие  друзья» ,или «Море волнуется раз – море волнуется два – фигура замри» и  т.д.

       Можно включать определенные мелодии для поддержания режима дня, например,

   колыбельные – сигнал для ребенка, что пора идти спать,

   веселая песенка Винни Пуха – пора собираться на прогулку,

   песенка «Антошка – готовь к обеду ложку» – пора  есть,

   другая мелодия – время игр и т.п.

   Это особенно важно для маленького ребенка, который не умеет говорить или плохо говорит. Если ребенок часто болеет простудными заболеваниями, кашляет или у него астма, то ребенку обязательно надо  чаще петь. Это помогает детям справиться с проблемами дыхания, держать определенный ритм дыхания.

    Музыка помогает, если у ребенка речевые дефекты. В таком случае, ребенку лучше всего  чаще петь, это может помочь справиться с заиканием, с речевыми проблемами. В моей  практике  были случаи, когда дети излечивались от заикания.

        Если ребенок  гиперактивный, ему надо чаще ставить слушать спокойную музыку. Если у ребенка что-то болит, то можно дать ему послушать красивую мелодию без слов, и,  поглаживая больное местечко, приговаривать «у сыночка (у дочки) не боли, боль – скорее уходи». Этот старинный способ заговаривания боли отвлекает, успокаивает ребенка, дает «обезболивающий  эффект», а дети постарше уже сами будут так «заговаривать боль».

    Иногда малыши, придя на  музыкальные занятия в детском саду, наотрез отказываются петь, плясать, принимать  участие в  музыкальных играх  и на утренниках.  Это происходит потому, что для детей этот вид деятельности не знаком, дети стесняются, боятся показаться  смешными. В таких случаях нельзя настаивать, заставлять ребёнка  петь, танцевать или читать стихи. Запаситесь терпением. Не ругайте и не стыдите малыша. Пойте  с малышом, танцуйте с ним. Вы получите  совместное удовольствие!

   

 Дети будут танцевать, если с ними в танец включаются взрослые, по их показу, дети охотно выполняют танцевальные движения.        

      Однако не всегда взрослые бережно относятся к музыкальным способностям детей.

     Часто родители, гордясь успехами своего ребенка, заставляют его "выступать" перед взрослыми, порой вопреки желанию малыша. Это приносит вред голосу, портит вкус, мешает правильному развитию музыкальных способностей. Плохо это и в воспитательном отношении. У детей вырабатывается самоуверенность, тщеславие, они привыкают к незаслуженным похвалам.

     Приобщать к музыке необходимо всех детей, независимо от их природных данных и начинать это следует как можно раньше. Цель музыкального воспитания - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Надо всегда помнить, что "диагнозы"  музыкальной  одаренности  очень  часто  бывают преждевременными, и  поэтому ошибочными. Порой ребенок, на которого возлагались  большие  надежды,  не оправдывает их. И наоборот, казалось бы, далекие от музыкального переживания дети, в более позднем возрасте совершенно неожиданно успешно проявляют себя. Одни дети, более одаренные, могут стать музыкантами. Другие же, даже если не станут профессиональными музыкантами, навсегда подружатся с музыкой.

         Музыка украшает быт семьи и ее жизнь. Как и чем помочь ребенку в семье? В тех семьях, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создаётся особо благоприятная среда для развития музыкальных способностей ребёнка. Хорошо, когда взрослые вместе с детьми слушают радиопередачи, объясняют им непонятное, привлекая внимание к музыке. Большую помощь родителям оказывает телевидение. Вечерняя передача «Спокойной ночи, малыши» стала уже традицией. В этих передачах музыка звучит постоянно - сопровождает сказки, инсценировки, мультипликационные фильмы.  Сейчас, в эпоху интернета всё доступно, можно прослушать любое произведение, посмотреть любую передачу на свой вкус.

     Но по возможности  старайтесь водить  детей на концерты. Пусть дети прочувствуют праздничную атмосферу!  Приучайте ребёнка культуре поведения в театре или в концертном зале.

     Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку.  Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

      Лишь на шедеврах можно воспитывать  вкус маленьких слушателей.  Послушайте  со своими детьми   детские альбомы Чайковского,  Шумана, Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича, Свиридова;  обязательно давайте детям слушать  произведения  В.А. Моцарта, особенно его дивертисменты.  Давайте детям слушать отрывки из балетов  П. Чайковского  «Щелкунчик»  и  «Лебединое озеро»,  из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка  о царе  Салтане»  отдельные детские пьески и песенки.

        Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.

       Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он,  естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными.  

       

     Покупайте  ребенку  музыкальные  игрушки,  самому  маленькому – мелодичные  погремушки, затем музыкальных кукол- неваляшек, музыкальных пупсиков, детям постарше – музыкальные игрушки сложнее, детские музыкальные инструменты.

                                                     Картинки по запросу музыка в семье дошкольника                   

Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

Похожее изображение

         Однако нет ничего лучше настоящего  музыкального инструмента. Если ребёнок слышит живой музыкальный звук, у  него  правильно развивается музыкальный слух. Домашние  музицирования  сближают всех членов семьи.

Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

            Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

А в будущем у малыша  может появиться желание научиться игре на инструменте.

Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

       

           Картинки по запросу музыка в семье дошкольника

      Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились переживать заложенные в ней чувства. Спрашивайте, какая это музыка: веселая или грустная, спокойная или взволнованная. Про кого такая музыка может рассказывать? Что под нее хочется делать? Иногда, не называя пьесу, спросите: как бы ребенок ее назвал? Такие вопросы пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение.

     Развитию умения эмоционально переживать музыку помогает и чтение сказок, рассказов, поскольку выраженный словесно сюжет и переживания героев детям более понятны.

     Хорошо загадывать детям загадки: спойте песню без слов, одну только мелодию и спросите, что это за песня. Дети очень радуются, когда отгадывают правильно.

     Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку, поэтому старайтесь предоставлять им такую возможность.

     Самое главное – надо создать в доме атмосферу благожелательного отношения к ребенку, всячески поощрять его попытки проявлять себя в музыке. Это приносит детям радость и делает их добрее.

      У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, и, как правило, хорошо учатся в школе.