Доклад «Музыка для всех»

Шульц Анастасия Григорьевна

Доклад (методическое обобщение опыта)   на III Открытой городской научно-практической конференции «Адаптация системы музыкального образования к потребностям ребёнка: инклюзивное обучение, обучение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, социальная педагогика» (г.Сыктывкар РК, 2016г.) сообщает об опыте работы с особенными детьми в рамках инновационного межведомственного проекта «Мы вместе», реализуемого в ГО "Вуктыл" Республике Коми.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ      

(из опыта работы в межведомственном проекте «Мы вместе»)

Алымова Оксана Витальевна

преподаватель хорового класса МБУДО «ДМШ»,

г. Вуктыл

Марченко Юлия Фёдоровна

преподаватель по классу аккордеона МБУДО «ДМШ»,

г. Вуктыл

Шульц Анастасия Григорьевна

преподаватель по классу фортепиано МБУДО «ДМШ»,

г. Вуктыл

e-mail:marc-yulia@yandex.ru

                                                     

          В наши дни наблюдаются изменения отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, которые большую часть времени проводят в стенах своих квартир, считают себя изгоями общества, недостойными полноценной, интересной жизни. В связи с этим актуальными становятся вопросы инклюзивного образования. В качестве эксперимента работы с такими детьми, в нашем городе Центром по представлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения был организован проект «Мы вместе», цель которого - восстановление индивидуальной и общественной ценности детей с ограниченными возможностями, расширение их жизненного пространства, круга интересов и творческих возможностей, повышение социальной активности. Реализацией проекта занимаются ГБУ РК «Центр по представлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Вуктыла», Управление образования, Управление культуры, спорта и туризма, МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы», МБУДО «Детская музыкальная школа», МБОУДОД «Комплексная детско-юношеская спортивная школа», РМБУ «Клубно-спортивный комплекс».  На протяжении этого проекта дети с ограниченными возможностями были вовлечены в различные виды деятельности: посещали станцию юных натуралистов, рисовали, лепили, изготовляли различные поделки, плавали в бассейне, играли в дартс,  участвовали в постановках школьного спектакля, слушали музыку, играли на музыкальных инструментах. Важно заметить, что выполнение всех видов деятельности проходило совместно со здоровыми детьми, что позволило детям с ограниченными возможностями почувствовать себя такими же, как все окружающие, а здоровым детям – по-другому взглянуть на некоторые человеческие ценности.

          В октябре 2014 года Вуктыльская детская музыкальная школа впервые распахнула свои двери для ребят с ограниченными физическими и умственными возможностями - это дети-инвалиды, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна). Для организации и проведения эффективных занятий нами были подобраны следующие приёмы и методы:

1. Дыхательная гимнастика и упражнения по А.Н. Стрельниковой – комплекс упражнений дыхательной системы, основанный на форсированном вдохе через нос. Отличительным достоинством данной методики является её доступность и простота. Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память. Дети с интересом и удовольствием «шмыгали» носом, выполняя упражнения «Кошечка», «Насос», «Погончики», «Ушки» под музыку А.Спадавеккиа «Добрый жук».

2. Логопедические распевки, попевки (пение) - направлены на выработку чёткой речи. Слова логопедических песен вызывают у детей интерес, создают им радостное настроение, занятие становится весёлым и ненавязчивым. Музыкальный материал, который мы подобрали для занятий, отличает доступный диапазон, простота текста и ритма (чаще всего восьмые и четверти), размера (двухдольный или трёхдольный). Такие попевки как «Штанишки», «Щука», «Слон» из методического пособия Н.В. Нищевой, Л.Б. Гавришевой «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» с удовольствием исполнялись и детьми, и взрослыми. Много положительных эмоций вызывает интонирование скороговорок на двух звуках, с постепенным ускорением темпа, например, скороговорка «Уж как шла лиса по травке».

3. Знакомство с элементами музыкальной грамоты - ребята знакомятся с названием нот, нотным станом, скрипичным ключом, музыкальными терминами. Специально для занятий родители самостоятельно сделали карточки с названием нот.

4.Пальчиковая гимнастика -  упражнения улучшают координацию рук, развивают мелкую моторику, укрепляют мышцы рук и пальцев, способствуют расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, формируют и развивают внимание, память. В своих занятиях мы использовали методическое пособие Е.А.Поддубной «Музыкальные пальчиковые игры». Больше всего детям нравилось выполнять такие упражнения, как «Солнышко», «Жили-были два цветочка», «Грустный вальс», «Улитка», «Радуга», «Ромашка».

5. Музыкально-двигательные упражнения, игры - выполнение музыкально-ритмических движений, при слушании музыки или пении, помогает сделать урок более красочным, запоминающимся, создает нужную эмоциональную реакцию на уроке. Музыкально-игровые композиции позволяют сконцентрировать внимание ребёнка, снять усталость, повысить умственную активность ребёнка, раскрепостить его, кроме этого, они тренируют ловкость и точность движений, развивают способность фантазировать и самовыражаться, способствуют восстановлению доверия к взрослым и сверстникам. В музыкальных играх «Лесной оркестр», «Летом у реки», «Руки рулят» и т.д. дети учились перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. Данные композиции строятся на разнообразных движениях, помогающих закрепить у детей музыкально-ритмические навыки выразительного движения.

6. Игра на музыкальных инструментах (фортепиано, синтезатор, аккордеон) - помогает закреплять знания о музыкальных инструментах, способствует формированию оптимистических настроений, развивает мелкую моторику, координацию, внимание, память. Ребята с интересом знакомились с музыкальными инструментами, пробовали играть самостоятельно и в ансамбле с преподавателями. Так, например, на аккордеоне, под аккомпанемент фортепиано, звучали пьесы современного композитора   Р.Бажилина «Медведь», «Медвежий марш», «Солнечный дождик», «Радуга»; на фортепиано исполнялись импровизации К.Гринштейн «Ночь», «Кораблик», «Луна»; на синтезаторе дети играли известные многим песни: «Крылатые качели» Е.Крылатова, «Кузнечик» В.Шаинского, русскую народную песню «Калинка».

7. Шумовой оркестр – игра на инструментах шумового оркестра учит различать высоту, тембр, длительность звука, динамику, способствует развитию самостоятельной музыкальной деятельности. Под аккомпанемент фортепиано (аккордеона) дети с радостью «шумели» на трещотках, бубнах, треугольниках, маракасах. Для шумового оркестра мы использовали известные латиноамериканские танцы: Танго, Ча-ча-ча.

8. Элементы музыкально-игровой драматизации способствуют снижению тревожности, агрессивности, помогают формированию навыков конструктивного выражения эмоций и их регуляции. Ребятам нравится через костюм, манеры, пение перевоплощаться, вживаться в образ сказочных героев. Так, например, мы «играли» сказку «Теремок».

9. Модифицированная методика «музыкальная графика» - визуализация музыки путём зарисовывания своих музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными средствами. «Рисуем музыку осени» - так мы назвали интегрированное творческое задание, которое заключается в одновременном прослушивании музыки, просмотра слайдов и рисовании. Все перечисленные действия объединены одной темой, темой осени. Такое интегрированное творчество расширяет способность эмоционально переживать музыкальное произведение, помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, способствует развитию творческих способностей.

          Чтобы встречи проходили интересно и увлекательно, развивали и поддерживали интерес к обучению, мы тщательно продумывали ход занятия, готовили дидактические пособия, подбирали учебный материал из несложных, но интересных музыкальных сочинений с ярким музыкальным характером.

Вот примерный план занятия:

  1. Встреча
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Логопедические распевки, попевки
  4. Разучивание простейшего музыкального материала
  5. Пальчиковая гимнастика, ритмические движения под музыку, игры
  6. Знакомство с элементами музыкальной грамотой
  7. Игра в ансамбле на музыкальных инструментах (фортепиано, синтезатор, аккордеон), шумовой оркестр
  8. Прощание

         За всё время существования проекта мы столкнулись с некоторыми особенностями в организации работы с детьми-инвалидами и детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию:

- занятие проводится в групповой и индивидуальной формах один раз в месяц

- занятие длится 30-40 минут

- структура занятия гибкая, варьируется от количества детей, возраста

- на занятии один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и запомнить

- на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий

- на занятии присутствуют родители, другие члены семьи, которые, при необходимости, могут помочь в передвижении по классу (залу) детям, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также в выполнении задания с ребёнком, освоением различных видов музыкальной деятельности; кроме этого, родители сами узнают много нового для себя и учатся приёмам взаимодействия с ребёнком, наблюдают динамику его развития

          Есть у нас с ребятами и своя традиция - организация и проведение итогового концертного выступления, которое проходит 2 раза в год: в декабре -     к Международному дню инвалида и в мае -  к Международному дню семьи. Ожидания торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Так, 6 декабря 2014 года, в Международный день инвалида, в концертном зале музыкальной школы прошло открытое занятие для детей с ограниченными возможностями и их родителей. В ходе занятия ребята показали все свои умения: пели распевки, детские песенки, играли на синтезаторе, фортепиано. Для этого мероприятия, обучающиеся музыкальной школы, подготовили и показали для гостей русскую народную сказку «Репка». Финальную сцену сказки и песню исполнили все участники мероприятия: ученики музыкальной школы и дети с ограниченными возможностями здоровья. 15 мая 2015 года, совместно с педагогами центра внешкольной работы мы организовали и провели мероприятие, посвящённое Международному дню семьи. В ходе праздника ребята рисовали, лепили, танцевали, читали стихи, играли на музыкальных инструментах. В конце концертной программы все ребята поднялись на сцену и исполнили финальную песню «Нарисую этот мир» (музыка и слова Е.В. Горбиной).

          В результате совместной работы мы, родители, педагоги и все те, кто занимался реализацией проекта, наблюдали положительную динамику заинтересованного отношения к процессу обучения и личностного развития у детей, повышение навыков произвольности и самоконтроля в поведении, снижение уровня тревожности, повышение самооценки. Дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку, у них появился песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с взрослыми, которые их окружают. Следует отметить, что у здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности.

          Проект «Мы вместе» получил высокую оценку общественности, вызвал резонанс у жителей города, а это значит, что наша работа не прошла бесследно. Мы не остановимся на достигнутом и продолжим работать в этом направлении.

Список литературы:

1.Бажилин Р.Н. Пьесы для дуэта аккордеонистов: М.:Издательский дом   В.Катанского, 2006.-32с.

2.Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: М.:Издательский дом В.Катанского, 1999.-208с.

3.Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей: Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.-48с.

4.Грин К. Маленький гномик: СПб.,1994.-68с.

5.Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD: СПб.: Детство-пресс, 2013.-48с.

6.Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры: Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.-40.

7. Щемененко А.В. Топотушки-хлопотушки: ритмика и вокальное воспитание для детей: Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-112.

Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Инклюзивное_образование

https://ria.ru/disabled_know/20130830/959635715.html  http://kdmsh.ru/content/uploads/kdmsh_education_children_disabilities.pdf

http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalnaja-grafika.html